План нормирования бензина на 2007 год в Иране
План нормирования бензина в Иране на 2007 год был запущен кабинетом президента Махмуда Ахмадинежада с целью сокращения потребления топлива в этой стране. Хотя Иран является одним из крупнейших в мире производителей нефти , быстрый рост спроса и ограниченные мощности по переработке вынудили страну импортировать около 40% бензина , что обходится в 7 миллиардов долларов США в год . [1] [2]
топлива Нормирование первоначально вызвало недовольство в Иране, но, по мнению аналитиков, цитируемых западными СМИ, иранское правительство надеется, что сокращение импорта бензина поможет оградить страну от международного давления, связанного с ее ядерной программой . "Мы сильно пострадаем, если они (зарубежные страны) вдруг решат не продавать нам топливо", - заявил иранский политолог Саид Лейлаз. «Нормирование топлива — это экономическое решение, направленное на снижение потребления топлива». [3] В интервью президент Ирана Махмуд Ахмадинежад сказал: «У них [американцев] был план и идея, которые нейтрализуются. Они не знают нашу нацию. Они думают, что если они откажутся обеспечивать нас бензином, наша нация скажет, что мы этого не делаем». хочу ядерную энергию ». [4]
Фон
[ редактировать ]Увеличение населения с 1980 года с 40 до 68 миллионов человек привело к росту потребления бензина в Иране почти на 13 процентов ежегодно в течение последних пяти лет. В результате страна потребляет гораздо больше бензина, чем могут обеспечить ее нефтеперерабатывающие заводы. Производство составляет 10,5 миллионов галлонов США (40 000 м3). 3 ) в день по сравнению с ежедневным спросом, составляющим 18,5 миллионов галлонов США (70 000 м3). 3 ). Иран, импортирующий 43 процента бензина, является вторым по величине импортером бензина в мире.
Иранский бензин сильно субсидируется и продается примерно за пятую часть его реальной стоимости. Цена в 1000 риалов (0,11 доллара США) за литр делает Иран одной из самых дешевых стран в мире для автомобилистов. [5] Правительство утверждает, что богатые получают 70 процентов субсидий и что это одна из основных причин изменения системы субсидий. [6]
План нормирования газа
[ редактировать ]Иран принял меры по снижению своей зависимости от иностранного бензина посредством трехсторонней стратегии, которая включает в себя:
- Значительное расширение нефтеперерабатывающих мощностей Ирана
- Обеспечение импорта бензина от дружественных союзников
- Сокращение использования бензина
- Развитие системы общественного транспорта
Специальная комиссия, созданная правительством, разработала законопроект из четырех пунктов.программа, которая включает в себя:
- Перевод большинства существующих автомобилей на природный газ в течение пяти лет в размере 1,2 миллиона автомобилей в год. Это начнется с перевода 600 000 общественных и правительственных автомобилей на газомоторный газ.
- Поэтапный отказ от очень старых автомобилей (около 1,2 миллиона) к 2010 году.
- С июня 2007 года большинство новых автомобилей будут работать на природном газе.
- В течение пяти лет большинство из 10 000 заправочных станций Ирана будут переоборудованы для подачи природного газа.
Правительство Ирана предоставляет стимулы покупателям автомобилей, работающих на КПГ, и тем временем снизило субсидии на бензин. Иран является ведущим производителем автомобилей на Ближнем Востоке. В 2005 году иранские автопроизводители произвели около миллиона автомобилей, включая 884 000 легковых автомобилей и 104 000 большегрузных автомобилей, на общую сумму 11,6 миллиарда долларов. Правительство Ирана намерено к 2015 году перевести большинство иранских автомобилей на природный газ.
Ограничения начались в полночь по местному времени в среду, 27 июня (вторник, 20:30 по Гринвичу) и будут действовать в течение четырех месяцев. Система картирования позволяла частным водителям получать 100 литров (26 галлонов) топлива в месяц по субсидированной цене. Такси получали 800 литров (211 галлонов) в месяц. Все, что превышало это, покупалось по более высокой цене. Нормирование топлива вызвало широкое недовольство в Иране, но если ему удастся сократить количество импортируемого бензина, это может помочь оградить страну от международного давления, связанного с его ядерной программой. [7]
Согласно нормированию, каждый личный автомобиль получал 120 литров в месяц по цене около 10 центов за литр. Цена на безлимитный бензин в ноябре 2008 года составляла почти 40 центов. [8]
Цены в соседних странах
[ редактировать ]В середине ноября 2008 года цены на супербензин в соседних Афганистане, Армении, Азербайджане, Пакистане, Турции и ОАЭ составляли 105, 108, 74, 84, 187 и 45 центов за литр. Принимая во внимание, что в Иране автомобилистам разрешено 100 литров (26,4 галлона США) бензина каждый месяц по субсидированной цене около 10 центов за литр (37,9 цента за галлон США) и неограниченное количество по 40 центов за литр (1,52 доллара США за галлон США). . [9] Это означает, что иранское правительство предоставляет субсидии турецкому правительству или правительствам Ирака, Афганистана, Пакистана и арабских стран юга.
С другой стороны, Норвегия , несмотря на то, что она богата нефтью, имеет самые дорогие цены на бензин в мире. [10]
Контрабанда топлива
[ редактировать ]По данным иранских органов по борьбе с контрабандой, в 2009 году 17 процентов ежедневно производимого топлива, что эквивалентно примерно 40 миллионам литров (10,6 миллиона галлонов США), ежедневно вывозилось из страны контрабандой. И это при том, что большая часть контрабанды касается бензина и дизельного топлива. , тогда как Иран импортирует оба этих газа в объеме 30 миллионов литров (7,9 миллионов галлонов США) каждый день. Контрабандисты используют «озера топлива», подземные трубопроводы в соседние страны и нефтяные танкеры на водном пути Шатт-эль-Араб . [ нужна ссылка ] такие объекты, как портовый комплекс Мученика Раджаи в провинции Хормузган, Сообщается, что используются КСИР для экспорта субсидируемого государством бензина за пределы страны. [11] Контрабанда топлива выросла на 232 процента по сравнению с прошлогодними показателями. [12] Иран утверждает, что его военно-морские силы безопасности конфисковали десять нефтяных танкеров, контрабандой вывезших 4600 тонн иранского топлива из Персидского залива в 2008 году. [ нужна ссылка ] По состоянию на 2012 год контрабанда в Пакистан и Афганистан не ослабевает из-за разницы в ценах с этими странами и из-за резкой девальвации иранского риала . [13] [14]
Экономический ущерб
[ редактировать ]Иранские налогоплательщики ежегодно несут убытки в размере 3,3 миллиарда долларов из-за контрабанды топлива (не считая других контрабандных нефтепродуктов), что эквивалентно « бюджету развития » Ирана. [15]
По словам начальника национальной полиции Исмаила Ахмади-Мокаддама, до реализации плана реформы субсидий из страны было вывезено 20 миллионов литров топлива. [16] Двадцать миллионов литров топлива по-прежнему вывозится из Ирана каждый год, несмотря на первоначальный рост внутренних цен на топливо, вызванный иранским планом целевых субсидий . [17] производили 8–10 млн литров бензина в сутки За последние три года (2010–13) отечественные нефтехимические предприятия . [18] Иран по необъяснимым причинам решил отказаться от иранского плана реформы субсидий после 2014 года, что противоречило цели остановить контрабанду топлива в соседние страны из-за очень большой разницы в ценах.
Немедленная реакция на план нормирования газа
[ редактировать ]Некоторые законодатели срочно готовили законопроект о прекращении нормирования. Частные автомобили будут получать 100 литров бензина в месяц, но меньше, если они также будут сжигать сжатый природный газ, сообщает государственное телевидение. Водители жаловались, что сумма слишком маленькая. Весь бензин уже продается по электронным «смарт-картам», но некоторые водители их не получили. Чиновники заявляют, что карты снизят вероятность черного рынка топлива. [19]
Иранцев уведомили всего за два часа о шаге, который ограничивает частных водителей 100 литрами топлива в месяц. Существует недовольство тем, что правительство не уведомило людей больше. В иранской столице Тегеране были подожжены по меньшей мере 12 заправочных станций. «Пушки, фейерверки, танки, [президент] Ахмадинежад должен быть убит», - скандировала разгневанная молодежь, бросая камни в полицию. [5]
Долгосрочная реакция на план нормирования газа
[ редактировать ]По состоянию на середину 2008 года План нормирования газа считался полным провалом по следующим причинам: [ нужна ссылка ]
- Инвестиции миллионов долларов в инфраструктуру.
- Необеспеченная, открытая для воровства и медленная инфраструктура создает узкие места на заправочных станциях.
- Создание черного рынка бензина для обхода ограничений на покупаемые литры.
- Рост цен на бензин.
- Не снижается трафик из-за отсутствия общественного транспорта.
- Причина общей инфляции из-за стоимости жизни.
Министр нефти заявил, что схема нормирования бензина помогла стране сократить потребление до 20 миллионов литров в день, или 4 миллиарда долларов (2008 г.). [8] Нормы потребления приближаются к 22,5 миллиона галлонов (85,2 миллиона литров ) в сутки без ограничений. [20]
Критики признают, что нормирование действительно снизило потребление примерно на 16 миллионов литров в день. Опять же, дополнительные квоты для различных государственных организаций, лиц с особыми потребностями и некоторых предприятий, а также выделенная правительством 100-литровая надбавка на «летние каникулы» обратили вспять первоначальное падение потребления. По данным «Иран-Дейли»:
Потребители до 45 различных категорий теперь получают дополнительные бензиновые пайки.На ранних этапах реализации плана было сокращено движение транспорта, снизилось потребление бензина, уменьшилось загрязнение окружающей среды, и люди адаптировались к изменению структуры потребления топлива. Однако с объявлением дополнительных квот первоначальные достижения были уничтожены. [8]
В июне 2009 года министерство нефти объявило, что Иран сэкономил 8,5 миллиардов долларов благодаря общенациональной программе нормирования топлива. [21] Что касается программы нормирования топлива, то, если бы план не был выполнен, Ирану пришлось бы импортировать 33 миллиона литров бензина в день в 2007-2008 годах и 44 миллиона литров в 2008-2009 годах. С реализацией плана эти показатели сократились до 18,9 миллиона литров и 21,6 миллиона литров в сутки соответственно. [22]
Конец плана нормирования газа
[ редактировать ]К июлю 2010 года Ирану удалось сэкономить 11 миллиардов долларов с момента введения нормирования, что избавило от необходимости чрезмерного импорта этого товара. [23] В июне 2010 года было объявлено, что после реализации нового плана реформы субсидирования бензин будет продаваться по «свободной рыночной цене». [ нужна ссылка ] Начало сокращения субсидий на бензин совпадет с началом второй половины иранского года 23 сентября 2010 года. [24] К этому времени действие плана нормирования бензина на 2007 год закончится ( система квот сохранится, а цены на бензин будут повышены). [25]
См. также
[ редактировать ]- Экономика Ирана
- Использование и цены на бензин и дизельное топливо
- Беспорядки из-за нормирования бензина в Иране в 2007 г.
- Закон об усилении санкций против Ирана 2007 г.
- Закон о санкциях в отношении Ирана в отношении нефтеперерабатывающей промышленности 2009 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Вопросы и ответы: Нормирование бензина в Иране» . Новости Би-би-си . 27 июня 2007 г. Проверено 2 июля 2007 г.
- ^ «Иран запрещает негативные истории о бензине» . Новости Би-би-си . 28 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 6 августа 2007 года . Проверено 2 июля 2007 г.
- ^ Дарейни, Али Акбар (29 июня 2007 г.). «Иранцы возмущены нормированием топлива» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала (перепечатка) 4 сентября 2020 г. Проверено 2 июля 2007 г.
- ^ «Информационная база Исламской Республики Иран» . www.президент.ir . Проверено 20 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Иранские продовольственные пайки вызывают насилие» . Новости Би-би-си . 27 июня 2007 г. Проверено 22 апреля 2010 г.
- ^ [1] Архивировано 11 декабря 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ «Последние новости, мировые новости и мультимедиа» . www.nytimes.com . Проверено 20 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с https://web.archive.org/web/20200904013439/http://www.iran-daily.com/1387/3278/html/economy.htm#s346884 . Архивировано из оригинала 4 сентября 2020 года . Проверено 24 ноября 2008 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Иран занимает 5-е место по самой низкой цене на бензин: отчет – Tehran Times» . Архивировано из оригинала 02 августа 2014 г. Проверено 14 июня 2014 г.
- ^ «Иран: крупнейший спонсор топлива в 2018 году» . Финансовая трибуна . 16 июля 2019 г. Проверено 20 октября 2019 г.
- ^ «Возвышение Пасдарана: оценка внутренней роли иранского Корпуса стражей исламской революции» (PDF) . Проверено 30 марта 2011 г.
- ^ «Иран «захватил 10 танкеров, перевозящих нефть » . Payvand.com. 22 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 30 января 2018 г. Проверено 30 марта 2011 г.
- ^ «Процентные ставки по новым депозитам в иностранной валюте» . Деловой регистратор. 7 декабря 2013 г.
- ^ Хатыноглу, Далга (1 апреля 2013 г.). «В Иране нарастает кризис контрабанды топлива» . Информационное агентство «Тренд».
- ^ «Почему топливо вывозится контрабандой из Ирана и почему никто это не останавливает» . Радио Свобода . 21 февраля 2019 года . Проверено 20 октября 2019 г.
- ^ «Ежедневно из Ирана вывозится 1 миллион литров топлива: начальник полиции» . Информационное агентство Мехр . 2 мая 2012. Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 года.
Около миллиона литров топлива вывозится из Ирана каждый день, несмотря на рост внутренних цен на топливо, вызванный планом реформы субсидий, заявил в среду начальник национальной полиции Исмаил Ахмади-Мокаддам. ...до реализации плана реформы субсидирования из страны было вывезено 20 миллионов литров топлива.
- ^ Гассеминежад, Саид (10 декабря 2015 г.). «Как иранская Революционная гвардия, похожая на мафию, управляет черным рынком страны» . Бизнес-инсайдер .
- ^ «Потребление бензина в Иране достигло рекордного уровня» . Тегеран Таймс . 5 апреля 2014 г.
- ^ «Введение нормирования топлива в Иране вызывает гнев – новозеландский источник World News на Stuff.co.nz» . Архивировано из оригинала 30 июня 2007 г. Проверено 30 июня 2007 г.
- ^ «Внутренняя экономика» . Иранская газета . 24 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 30 июня 2009 года . Проверено 7 июля 2009 г.
- ^ «Иран Дейли – Внутренняя экономика – 30.05.09» . Архивировано из оригинала 03 сентября 2020 г. Проверено 8 июня 2009 г.
- ^ «Иран Дейли – Внутренняя экономика – 23.06.09» . Архивировано из оригинала 26 июля 2009 г. Проверено 4 июля 2009 г.
- ^ «№ 3737 | Внутреннее хозяйство | Страница 4» . Ирандейли. Архивировано из оригинала 4 марта 2011 года . Проверено 30 марта 2011 г.
- ^ «Сокращение субсидий в Иране начнется в сентябре, - говорит Ахмадинежад» . Businessweek.com. 13 мая 2010 г. Проверено 26 мая 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Резайан, Джейсон (25 апреля 2014 г.). «Иран повысит цены на бензин, испытывая терпение населения, ожидающего восстановления экономики» . Вашингтон Пост .
Ссылки
[ редактировать ]- Газовая революция Ахмадинежада: план по преодолению экономических санкций , Анн Корин и Гал Люфт, декабрь 2006 г.