Мохаммад Казем Шариатмадари
Мохаммад Казем Шариатмадари | |
---|---|
![]() Шариатмадари, март 1982 г. | |
Заголовок | Великий Аятолла |
Персональный | |
Рожденный | 5 января 1906 г. |
Умер | 3 апреля 1986 г. | ( 80 лет
Религия | ислам |
Эра | Современная история |
Крид | Усули- двунадесятник Шиитский ислам |
Сайид Мохаммад Казем Шариатмадари ( персидский : محمد کاظم شریعتمداری ), также пишется Шариат-Мадари (5 января 1906 г. - 3 апреля 1986 г.), был великим иранским аятоллой . Он поддерживал традиционную шиитскую практику не допускать священнослужителей к правительственным должностям и критиковал Верховного лидера Рухоллу Хомейни , осуждая захват в заложники дипломатов в посольстве США в Тегеране. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Шариатмадари родился в Тебризе в 1906 году в азербайджанской семье. Он был одним из самых высокопоставленных священнослужителей -двунадесятников шиитских в Иране и Ираке и был известен своими дальновидными и либеральными взглядами. [ 2 ] После смерти Верховного и Великого аятоллы Боруджерди (Марджи Мутлак) в 1961 году он стал одним из ведущих маржей , имевшим последователей в Иране, Пакистане , Индии , Ливане , Кувейте и южных государствах Персидского залива . [ 3 ] [ 4 ] В 1963 году он помешал шаху казнить аятоллу Хомейни , признав его Великим аятоллой , поскольку согласно иранской конституции марджа не могла быть казнена. Вместо этого Хомейни был сослан. Как ведущий муджтахид, он был главой семинарии Кума до прибытия Хомейни. [ 5 ] Он был сторонником традиционного шиитского взгляда на то, чтобы священнослужители не занимали правительственные должности, и яростно критиковал Хомейни. Он возглавлял Центр исламских исследований и публикаций и был администратором Дар ат-Таблиг и медресе Фатима в Куме .
После демонстраций религиозных диссидентов в Куме в январе 1978 года силы безопасности шаха открыли огонь, в результате чего шесть человек были убиты. [ 1 ] Шариатмадари осудил убийства и призвал к возвращению аятоллы Хомейни . [ 1 ] Он поздравил Хомейни с возвращением, отправив ему письмо 4 февраля 1979 года. [ 6 ]
Политические позиции
[ редактировать ]Шариатмадари расходился с интерпретацией Хомейни концепции «Лидерства юристов» ( Вилаят аль-факих ), согласно которой священнослужители могут взять на себя политическое руководство, если будет установлено, что нынешнее правительство действует вопреки интересам общества. В отличие от Хомейни, Шариатмадари придерживался традиционной шиитской точки зрения двунадесятников, согласно которой духовенство должно служить обществу и оставаться в стороне от политики. Более того, Шариатмадари твердо верил, что ни одна система правления не может быть навязана людям, какой бы морально правильной она ни была. Вместо этого люди должны иметь возможность свободно выбирать правительство. Он считал, что демократическое правительство, в котором люди сами управляют своими делами, полностью совместимо с правильной интерпретацией лидерства юристов. [ 7 ] До революции Шариатмадари хотел вернуться к системе конституционной монархии , закрепленной в Конституции Ирана 1906 года . [ 8 ] Он также был лидером национального движения Южного Азербайджана в Иране и поддерживал идею автономии Южного Азербайджана в составе Ирана или независимости, если ее достижение невозможно. Он призвал к мирным демонстрациям, чтобы избежать кровопролития. [ 9 ] Согласно такой системе, власть шаха была ограничена, а управление страной находилось в основном в руках народа посредством парламентской системы. Однако Мохаммад Реза Пехлеви , тогдашний шах Ирана, и его союзники восприняли пацифизм священнослужителей, таких как Шариатмадари, как признак слабости. Правительство шаха объявило запрет на празднование Мухаррама, надеясь остановить революционные протесты. После серии жестоких репрессий против народа и священнослужителей, а также убийств и арестов многих людей, Шариатмадари раскритиковал правительство шаха и объявил его неисламским, молчаливо поддержав революцию в надежде, что в Иране будет установлена демократия. [ 10 ]
26 ноября 1979 года Шариатмадари осудил оккупацию посольства США в Тегеране. [ 1 ] Он также раскритиковал систему правления Хомейни как несовместимую с исламом и не отражающую волю иранского народа. Он резко раскритиковал способ проведения референдума по установлению системы правления Хомейни. [ 11 ]
В апреле 1982 года Садег Готбзаде был арестован по обвинению в заговоре с военными и священнослужителями с целью взорвать дом Хомейни и свергнуть государство. Готбзаде отрицал какие-либо намерения в отношении жизни Хомейни и утверждал, что стремился сменить правительство, а не свергнуть Исламскую Республику. Под пытками он также обвинил аятоллу Шариатмадари, который, как он утверждал, был проинформирован о плане и обещал средства и свое благословение, если план увенчается успехом. Однако признание, полученное под пытками, не соответствовало характеру и взглядам Шариатмадари как пацифиста. Зять Шариатмадари, которого обвинили в том, что он служил посредником между Готбзаде и аятоллой, был приговорен к тюремному заключению, и была развернута пропагандистская кампания по дискредитации Шариатмадари. Члены семьи Шариатмадари были арестованы и подвергнуты пыткам. Согласно новой книге, содержащей мемуары Мохаммада Мохаммади Райшахри , ведущего игрока в иранском правительстве и главы Университета хадисов в Иране, Райшахри избил самого аятоллу. [ 12 ] Все это заставило стареющего аятоллу выступить на национальном телевидении, зачитать признание и попросить прощения у человека, которого он спас от смерти два десятилетия назад. Из-за его положения муджтахида правительство не могло публично казнить его. Его Центр исламских исследований и публикаций был закрыт, и он оставался под домашним арестом до своей смерти в 1986 году. Он похоронен в простой могиле на кладбище в Куме. Священнослужителям не разрешили присутствовать на его погребальной молитве, что вызвало критику со стороны великого аятоллы Хоссейна-Али Монтазери , одного из ведущих игроков иранской революции. [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Никазмерад, Николай М. (1980). «Хронологический обзор иранской революции» . Иранские исследования . 13 (1–4): 327–368. дои : 10.1080/00210868008701575 . JSTOR 4310346 . Архивировано из оригинала 26 января 2017 года . Проверено 5 июля 2023 г.
- ^ Фишер 2003 , с. 34-35.
- ^ Фишер 2003 , с. 63.
- ^ Фишер 2003 , с. 88.
- ^ Фишер 2003 , с. 196.
- ^ Сахими, Мохаммед (3 февраля 2010 г.). «Десять дней, которые изменили Иран» . ФРОНТЛИНИЯ . Лос-Анджелес: PBS . Проверено 30 июля 2013 г.
- ^ Фишер 2003 , с. 154.
- ^ Крафт, Джозеф (18 декабря 1978 г.). «Письмо из Ирана» . Житель Нью-Йорка . Проверено 20 июня 2009 г.
- ^ Фишер 2003 , с. 194-202.
- ^ Фишер 2003 , с. 194-195.
- ^ Фишер 2003 , с. 221-222.
- ^ Мохаммад Мохаммади Райшахри, Хатерат (Мемуары) , том 2
Ссылки
[ редактировать ]- Фишер, Майкл М.Дж. (2003). Иран: от религиозного спора к революции . Издательство Университета Висконсина. ISBN 978-0-299-18474-2 .
- Муджанские моменты . Издательство Йельского университета. 1986.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - Бахаш, Шауль (4 июня 1990 г.). Правление аятолл . Основные книги. ISBN 0-465-06887-1 .
- Кедди, Никки Р.; Ричард, Янн (2003). Современный Иран: корни и результаты революции . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300098563 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1906 рождений
- 1986 смертей
- Политики из Тебриза
- Политики Партии Мусульманской Народной Республики
- Люди иранской революции
- Иранские революционеры
- В Иране людей поместили под домашний арест
- Смертность от рака почки в Иране
- Великие аятоллы Ирана
- Иранские диссиденты
- Иранские азербайджанцы
- Иранские политики ХХ века
- Шиитские священнослужители из Тебриза