Молитва Даниила Замурованного
The Prayer of Daniil Zatochnik , also translated as The Supplication of Daniel the Exile or Praying of Daniel the Immured ( Russian : Моление Даниила Заточника , romanized : Moleniye Daniila Zatochnika ; Old East Slavic : Слово данила заточеника еже восписа ко своемѹ госѹдарю кнѧѕю ꙗрославѹ володимѣровичю , romanized: Slovo danila zatočenika eže vospisa ko svoemu gosudarju knęʒju jaroslavu volodiměrovičju ), is an Old East Slavic text created by the Pereyaslavl -born writer Daniil Zatochnik during the 13th century (estimated time 1213–1236). [ 2 ] [ 3 ]
Текст
[ редактировать ]Произведение написано в форме послания Ярославу Всеволодовичу , князю Переяславскому и Суздальскому . Автор оказывается в большой нужде и умоляет князя о помощи, изображая его защитником всех своих подданных. В тексте сочетаются цитаты из Библии и древнерусских летописей с высокоритмичным языком, афоризмами, элементами юмора и сатиры, направленной против боярства и духовенства; по словам Дмитрия Лихачева , «нарочитая грубость и шутовство Даниила — в традициях скомороха ( странствующего менестреля-клоуна)». [ 2 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]Происхождение как автора, так и текста является предметом спекуляций. Некоторые исследования утверждают, что «Прошение» XII века основано на «Речи или речи Даниила Изгнанника» ( русское : Слово Даниила Заточника , латинизированное : Слово Даниилы Заточника ), которое, в свою очередь, было адресовано некоему князю Ярославу, «сыну великого царя Владимира» (предполагается, что это был один из сыновей Владимира II Мономаха , хотя детей по имени Ярослав у него не было). Другие полагают, что сама «Речь» является поздним изданием «Просьбы» , однако вопросы литературного соотношения текстов остаются открытыми. [ 2 ]
Даниил упоминается в Симеоновской летописи (конец XV века) 1387 года в связи с каким-то священником, сосланным на озеро Лачу Юрием Долгоруким "то же место, что и Даниил Изгнанник"; однако о самом Данииле ничего не известно, только то, что он не принадлежал к правящему классу и что он был ранее сослан после того, как впал в немилость князя. [ 2 ] Федор Буслаев предположил, что он был сыном одного из княжеских рабов, Михаил Тихомиров пришел к выводу, что Даниил был ремесленником , а Дмитрий Лихачев указал, что он принадлежал к интеллигенции и служил милостником ( личным слугой князя, должность, аналогичная министериалису ). [ 1 ]
Некоторые исследователи считают «Речь» и «Просьбу» первыми образцами российской журналистики общественного мнения . [ 4 ] [ 5 ] другие называют их «пионерами русского самиздата ». [ 6 ] [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Daniil Zatochnik at the Orthodox Encyclopedia
- ^ Перейти обратно: а б с д История русской литературы XI-XVII веков // XIII век / под ред. Лев Дмитриев, Дмитрий Лихачев . – Москва : Издательство «Радуга» , 1989. ISBN 978-5050017154
- ^ Перейти обратно: а б Эндрю Кан, Марк Липовецкий , Ирина Рейфман, Стефани Сэндлер (2018) . История русской литературы . – Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 56–57. ISBN 9780199663941
- ^ Boris Grekov (1963). Historical Notes. – Moscow: Nauka, p. 288
- ↑ Валерий Хомяков, Елена Андреева (2017) . Журналистика мнений Жанры печатных СМИ: история и современность . – Москва, Берлин: Директ-Медиа, с. 9 ISBN 978-5-4475-9043-7
- ^ Майданова, Людмила , изд. (1991). Журналистика конца 80-х: смена приоритетов . Екатеринбург: Уральский государственный университет. п. 54. ИСБН 5-230-06672-5 .
- ^ Дмитрий Стровский (1998) . Современная история отечественной журналистики: Лекции. – Екатеринбург: Уральский государственный университет, с. 219 ISBN 5-7525-0642-5
Ссылки
[ редактировать ]- Оригинальный текст и перевод в электронной библиотеке Пушкинского Дома (на русском языке)
- The Prayer of Daniil Zatochnik analysis by Dmitry Likhachov (in Russian)