Jump to content

Лазаров Лаз-7

Лаз-7
Laz-7M/ZAK-1
Роль Тренер
Национальное происхождение Болгария
Первый полет 12 июня 1948 г.
Основной пользователь Болгарские ВВС
Произведено 1949–1952
Количество построенных 3 прототипа
160 Лаз-7
150 Лаз-7М
1 Лаз 8

Лазаров Лаз-7 — болгарский учебно-тренировочный самолет 1940-50-х годов. Первый из трех прототипов поднялся в воздух 12 июня 1948 года, за ним последовали 160 серийных самолетов с чехословацким рядным двигателем Walter Minor 6-III, выпускавшихся с 1949 по 1952 год, и 150 Лаз-7М (также известных как Зак-1 ). с советским Швецов М-11 ФР радиальным двигателем с 1952 по 1954 год. Единственный экземпляр четырехместной легкой транспортной модификации Лаз-8 был построен в 1949 году. Лаз-7 и Лаз-7М использовались в Болгарские ВВС в качестве учебно-тренировочного и легкого бомбардировщика, а излишки самолетов позже были переданы аэроклубам, где они использовались до конца 1960-х годов.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

В апреле 1946 года Югославия выпустила спецификацию на самолет начальной подготовки для югославских ВВС и гражданской подготовки в аэроклубах. [ 1 ] [ 2 ] Узнав о спецификации, Цветан Лазаров [ bg ] , главный конструктор Болгарского государственного авиационного завода (( болгарский : Държавна самолетна фабрика ( Даржавна Самолетна Фабрика (ДСФ))), решил подготовить проект, отвечающий этому требованию, и получил согласие Для этого от руководства завода и ВВС Болгарии была создана группа конструкторов для работы над новым самолетом. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ а ] Новая конструкция, Лаз-7, была представлена ​​югославским властям в июне 1946 года для оценки, а в августе того же года она заняла второе место после югославского Икарус Аэро 2 , и был размещен заказ на поставку двух прототипов. Югославия для испытаний. [ 1 ]

Первый прототип (известный как Лаз-7.1) совершил свой первый полет на заводе DSF в Ловече 12 июня 1948 года. Это был свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом смешанной деревянно-металлической конструкции. [ 1 ] Крылья у него деревянные, фюзеляж представляет собой стальную трубчатую конструкцию с фанерно-тканевой обшивкой. [ 1 ] [ 4 ] Экипаж из двух человек сидел под закрытым навесом. ​​ходовая часть с неподвижным хвостовым колесом Была установлена . Самолет был оснащен одним Walter Minor 6-III мощностью 118 кВт (158 л.с.) с двухлопастным воздушным винтом. шестицилиндровым рядным двигателем воздушного охлаждения [ 4 ] Заводские испытания первого прототипа продолжались до августа 1948 года, после чего он был доставлен в Югославию. [ 1 ] Позже он был разрушен в результате крушения, вызванного разрушением конструкции крыла. [ 2 ] Второй прототип, Лаз-7.2, поднялся в воздух в июне 1949 года и отличался урезанной задней частью фюзеляжа и более обширной фанерной обшивкой. [ 1 ]

Болгария остро нуждалась в учебных самолетах, ей необходимо было подготовить замену большому количеству пилотов, уволенных за политическую ненадежность после окончания Второй мировой войны, а также из-за старения учебного парка. [ 6 ] и ВВС Болгарии решили принять на вооружение Лаз-7 для удовлетворения своих нужд. [ 7 ] Третий прототип, Лаз-7.3, был построен с учетом болгарских требований и опыта первых двух прототипов и совершил полет в сентябре 1949 года. [ 7 ] Он имел модифицированную конструкцию крыла и был оснащен убирающейся ходовой частью с убирающимися назад основными колесами. Позиции студента и инструктора поменялись местами: инструктор переместился на переднее сиденье, а студент (или наблюдатель) занял заднее сиденье. Лаз-7,3 был вооружен двумя 7,92-мм пулеметами в крыльях и третьим, гибко устанавливаемым пулеметом для наблюдателя. Бомбы можно было нести под крыльями самолета. [ 7 ]

Для ускорения поставок в ранних серийных партиях использовалась конструкция крыла и неубирающееся шасси от Лаз-7.02. [ 2 ] [ 8 ] в более поздних партиях использовалась предполагаемая убирающаяся ходовая часть. С пятой серийной партии были установлены более прочные лонжероны крыла. По мере производства партии различались по вооружению: пулеметы Т6-200. [ б ] или чехословацкие пулеметы vz.30 [ с ] установлен. Самолеты поставлялись в двух основных конфигурациях вооружения — конфигурации «А» с пулеметом в задней кабине и бомбодержателях и конфигурации «В» только с крыльевыми орудиями. [ 11 ] Всего с 1949 по 1951 год на Заводе-14 было построено 160 Лаз-7 с двигателями Вальтера. [ 11 ] [ д ]

В 1952 году, когда в работе перегруженного двигателя «Вальтер» произошел отказ коленчатого вала, было решено приспособить Лаз-7 к использованию более мощного (125 кВт (168 л.с.)) советского Швецова М-11 ФР радиального двигателя и Лаз-7. был модернизирован новым двигателем в качестве прототипа, испытания оказались успешными, и самолет с модернизированным двигателем был рекомендован к производству как Лаз-7М. [ 11 ] Лаз-7М, также известный как ЗАК-1, имел доработанную конструкцию, которая стала легче и прочнее, а также была оснащена советским оборудованием и приборами. В основном они поставлялись в конфигурации «Б» и были вооружены пулеметами Вз.30. Всего было построено 150 Лаз-7М/ЗАК-1, а также 40 дополнительных комплектов крыльев для переоборудования на старые Лаз-7. Последние экземпляры были построены в 1954 году. [ 4 ] Лаз-7М с пятицилиндровым двигателем М-11ФР, закрытым капотом, очень напоминал ранний Яковлев Як-18 с аналогичной мощностью . [ 4 ] [ 3 ]

В октябре 1948 года болгарские ВВС приказали Лазарову и его команде построить четырехместную пассажирскую модификацию Лаз-7, чтобы быть готовой к 1 мая 1949 года и 5-му съезду Болгарской коммунистической партии . Получившийся самолет Лаз-8 был создан на базе Лаз-7.01, оснащен двигателем Walter Minor 6-III, имел фиксированное шасси, но имел переработанный фюзеляж с двумя рядами по два сиденья. Работы по Лаз-7 были замедлены, чтобы уложиться в срок сдачи Лаз-8, который совершил свой первый полет 24 апреля 1959 года. Лаз-8, после переоборудования в трехместный, выполнял VIP-рейс авиалайнера. Болгарские ВВС, использовались до 1958 года. [ 12 ] [ 2 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Образцы первой партии Лаз-7 прошли оценку в Народной авиационной школе ВВС Болгарии в 1949 году, а в 1950 году этот тип поступил на полную службу в качестве учебно-тренировочного самолета. Этот тип также использовался в качестве легкого штурмовика, оснащая болгарские Ночные легкие бомбардировочные полки ВВС. [ 2 ] С 1958 года около 120 Лаз-7 и Лаз-7М были разоружены и переданы аэроклубам болгарской военизированной организации ДОСО, где они использовались для подготовки штурманов и буксировщиков планеров, оставаясь в эксплуатации до конца 1960-х годов. [ 2 ] [ 3 ] [ 11 ] Лазаровы Лаз-7 и Лаз-7М были последними самолетами, серийно производившимися в Болгарии за многие годы. [ 13 ] [ и ] все авиационное производство в Болгарии было остановлено в 1954 году по приказу СЭВ . [ 15 ]

Варианты

[ редактировать ]
Лаз-7
Начально-учебный/легкий штурмовик с двигателем Walter Minor 6-III . 160 построено. [ 2 ]
ЛАЗ-7М
Доработанный учебный вариант с двигателем Швецова М-11 ФР. 150 построено. [ 2 ]
Лаз-8
Четырехместный легкий транспортный связной на базе Лаз-7 с двигателем Walter Minor 6-III. Один построен. [ 2 ]

Выживший самолет

[ редактировать ]

Технические характеристики (Зак-1)

[ редактировать ]

Данные из монографии: Лазеров Лаз-7: Часть II. [ 4 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 7,80 м (25 футов 7 дюймов)
  • Размах крыльев: 10,60 м (34 фута 9 дюймов)
  • Высота: 2,30 м (7 футов 7 дюймов)
  • Площадь крыла: 16,40 м 2 (176,5 кв. футов)
  • Вес пустого: 770 кг (1698 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 1261 кг (2780 фунтов)
  • Запас топлива: 152 л (40 галлонов США; 33 имп галлона)
  • Силовая установка: 2 × Швецов М-11 воздушного охлаждения мощностью ФР 5-цилиндровые звездообразные двигатели по 125 кВт (168 л.с.) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 212 км/ч (132 миль в час, 114 узлов)
  • Дальность действия: 675 км (419 миль, 364 миль)
  • Практический потолок: 5500 м (18000 футов)

Вооружение

  • Орудия: 2 × 7,92-мм пулемета ВЗ.30.
  • Бомбы: 200 кг (440 фунтов)

Примечания

[ редактировать ]
  1. Лазеров отвечал за разработку DAR 10 лёгкого бомбардировщика во время Второй мировой войны . [ 4 ] [ 5 ]
  2. ^ Немецкий пулемет MG-15. [ 9 ]
  3. Это были улучшенные чешские модификации авиационных пулеметов Vickers Class E, которые сами по себе являются экспортной версией пулемета Vickers . [ 10 ]
  4. В начале 1949 года DSF был переименован в «Завод 14». [ 7 ]
  5. Лаз-7 иногда называют первым серийным самолетом полностью болгарской разработки. [ 13 ] но учебно-тренировочный самолет DAR 8 1935 года (построено 12) был первым самолетом болгарской разработки, который производился серийно. [ 14 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Немечек Авиация и Комонавтика , 1989 г., № 1. 12 , с. 470.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Младенов 1998 , с. 111.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Симпсон 1995 , с. 102.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Немечек Авиация и Комонавтика , 1989 г., № 1. 13 , стр. 511.
  5. ^ Ганстон 2005 , с. 278.
  6. ^ Младенов 1998 , стр. 110–111.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Немечек Авиация и Комонавтика , 1989 г., № 1. 12 , с. 471.
  8. ^ Némeček Aviation and Komonautika, 1989, №. 12 , с. 471–472.
  9. ^ Чинн 1951 , стр. 454–455.
  10. ^ Уильямс и Гастин 2003 , с. 15.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Немечек Авиация и Комонавтика , 1989 г., № 1. 12 , с. 472.
  12. ^ Némeček Aviation and Komonautika, 1989, №. 13 , с. 511–512.
  13. ^ Перейти обратно: а б Сабев Владимир (16 августа 2010 г.). «Музей авиации прослеживает историю болгарской авиационной промышленности» . Радио Болгария (на французском языке) . Проверено 23 июня 2024 г.
  14. ^ Бернад Авиаэнтузиаст , июль – август 2001 г. , с. 30.
  15. ^ Бернад Авиаэнтузиаст, ноябрь – декабрь 2001 г. , стр. 17.
  16. ^ «Лазаров Лаз-7» . Aviationsmilitaires.net . Проверено 23 июня 2024 г.
  17. ^ Мулен и Лорей 1991 , с. 30.
  18. ^ «Лазаров ЛАЗ-7 — Болгария — ВВС» . Авиалайнеры.нет . Проверено 23 июня 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бернад, Денес (июль – август 2001 г.). «Балканские птицы: тридцать пять лет болгарского производства самолетов: Часть первая». Любитель воздуха . № 94. С. 18–30. ISSN   0143-5450 .
  • Бернад, Денес (ноябрь – декабрь 2001 г.). «Балканские птицы: тридцать пять лет болгарского производства самолетов: Часть вторая». Любитель воздуха . № 96. С. 10–17. ISSN   0143-5450 .
  • Чинн, Джордж М. (1951). Пулемет: Том I. Вашингтон, округ Колумбия: Бюро постановлений, Военно-морское ведомство.
  • Ганстон, Билл (2005). Всемирная энциклопедия авиастроителей: от пионеров до наших дней (2-е изд.). Страуд, Великобритания: Sutton Publishing Limited. ISBN  0-7509-3981-8 .
  • Младенов, Александр (1998). «Десятилетие авиации: Болгария 1940–1949». Крылья славы . Том. 13. С. 92–111. ISBN  1-86184-025-Х . ISSN   1361-2034 .
  • Мулен, Жак; Лорей, Даниэль (октябрь 1991 г.). «Новый музей Болгарии». Le Fana de l’Aviation (на французском языке). № 263. С. 28–33.
  • Немечек, Вацлав (1989). «Монография: Лазер Лаз-7: Часть I». Авиация и связь (на чешском языке). Том. LXV, нет. 12 470–472. ISSN   0024-1156 .
  • Немечек, Вацлав (1989). «Монография: Лазерный Лаз-7: Часть II». Авиация и связь (на чешском языке). Том. LXV, нет. 13 510–512. ISSN   0024-1156 .
  • Симпсон, RW (1995). Авиация общего назначения Airlife (2-е изд.). Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing Limited. ISBN  1-85310-577-5 .
  • Уильямс, Энтони Г.; Гастин, Эммануэль (2003). Летающие пушки Вторая мировая война: развитие авиационных орудий, боеприпасов и установок 1933–45 . Airlife Publishing Ltd. Шрусбери, Великобритания: ISBN  1-84037-227-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 203120d4da88d1de18801def13caf513__1723209000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/13/203120d4da88d1de18801def13caf513.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lazarov Laz-7 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)