Лазаров Лаз-7
Лаз-7 | |
---|---|
![]() | |
Laz-7M/ZAK-1 | |
Роль | Тренер |
Национальное происхождение | Болгария |
Первый полет | 12 июня 1948 г. |
Основной пользователь | Болгарские ВВС |
Произведено | 1949–1952 |
Количество построенных | 3 прототипа 160 Лаз-7 150 Лаз-7М 1 Лаз 8 |
Лазаров Лаз-7 — болгарский учебно-тренировочный самолет 1940-50-х годов. Первый из трех прототипов поднялся в воздух 12 июня 1948 года, за ним последовали 160 серийных самолетов с чехословацким рядным двигателем Walter Minor 6-III, выпускавшихся с 1949 по 1952 год, и 150 Лаз-7М (также известных как Зак-1 ). с советским Швецов М-11 ФР радиальным двигателем с 1952 по 1954 год. Единственный экземпляр четырехместной легкой транспортной модификации Лаз-8 был построен в 1949 году. Лаз-7 и Лаз-7М использовались в Болгарские ВВС в качестве учебно-тренировочного и легкого бомбардировщика, а излишки самолетов позже были переданы аэроклубам, где они использовались до конца 1960-х годов.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В апреле 1946 года Югославия выпустила спецификацию на самолет начальной подготовки для югославских ВВС и гражданской подготовки в аэроклубах. [ 1 ] [ 2 ] Узнав о спецификации, Цветан Лазаров , главный конструктор Болгарского государственного авиационного завода (( болгарский : Държавна самолетна фабрика ( Даржавна Самолетна Фабрика (ДСФ))), решил подготовить проект, отвечающий этому требованию, и получил согласие Для этого от руководства завода и ВВС Болгарии была создана группа конструкторов для работы над новым самолетом. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ а ] Новая конструкция, Лаз-7, была представлена югославским властям в июне 1946 года для оценки, а в августе того же года она заняла второе место после югославского Икарус Аэро 2 , и был размещен заказ на поставку двух прототипов. Югославия для испытаний. [ 1 ]
Первый прототип (известный как Лаз-7.1) совершил свой первый полет на заводе DSF в Ловече 12 июня 1948 года. Это был свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом смешанной деревянно-металлической конструкции. [ 1 ] Крылья у него деревянные, фюзеляж представляет собой стальную трубчатую конструкцию с фанерно-тканевой обшивкой. [ 1 ] [ 4 ] Экипаж из двух человек сидел под закрытым навесом. ходовая часть с неподвижным хвостовым колесом Была установлена . Самолет был оснащен одним Walter Minor 6-III мощностью 118 кВт (158 л.с.) с двухлопастным воздушным винтом. шестицилиндровым рядным двигателем воздушного охлаждения [ 4 ] Заводские испытания первого прототипа продолжались до августа 1948 года, после чего он был доставлен в Югославию. [ 1 ] Позже он был разрушен в результате крушения, вызванного разрушением конструкции крыла. [ 2 ] Второй прототип, Лаз-7.2, поднялся в воздух в июне 1949 года и отличался урезанной задней частью фюзеляжа и более обширной фанерной обшивкой. [ 1 ]
Болгария остро нуждалась в учебных самолетах, ей необходимо было подготовить замену большому количеству пилотов, уволенных за политическую ненадежность после окончания Второй мировой войны, а также из-за старения учебного парка. [ 6 ] и ВВС Болгарии решили принять на вооружение Лаз-7 для удовлетворения своих нужд. [ 7 ] Третий прототип, Лаз-7.3, был построен с учетом болгарских требований и опыта первых двух прототипов и совершил полет в сентябре 1949 года. [ 7 ] Он имел модифицированную конструкцию крыла и был оснащен убирающейся ходовой частью с убирающимися назад основными колесами. Позиции студента и инструктора поменялись местами: инструктор переместился на переднее сиденье, а студент (или наблюдатель) занял заднее сиденье. Лаз-7,3 был вооружен двумя 7,92-мм пулеметами в крыльях и третьим, гибко устанавливаемым пулеметом для наблюдателя. Бомбы можно было нести под крыльями самолета. [ 7 ]
Для ускорения поставок в ранних серийных партиях использовалась конструкция крыла и неубирающееся шасси от Лаз-7.02. [ 2 ] [ 8 ] в более поздних партиях использовалась предполагаемая убирающаяся ходовая часть. С пятой серийной партии были установлены более прочные лонжероны крыла. По мере производства партии различались по вооружению: пулеметы Т6-200. [ б ] или чехословацкие пулеметы vz.30 [ с ] установлен. Самолеты поставлялись в двух основных конфигурациях вооружения — конфигурации «А» с пулеметом в задней кабине и бомбодержателях и конфигурации «В» только с крыльевыми орудиями. [ 11 ] Всего с 1949 по 1951 год на Заводе-14 было построено 160 Лаз-7 с двигателями Вальтера. [ 11 ] [ д ]
В 1952 году, когда в работе перегруженного двигателя «Вальтер» произошел отказ коленчатого вала, было решено приспособить Лаз-7 к использованию более мощного (125 кВт (168 л.с.)) советского Швецова М-11 ФР радиального двигателя и Лаз-7. был модернизирован новым двигателем в качестве прототипа, испытания оказались успешными, и самолет с модернизированным двигателем был рекомендован к производству как Лаз-7М. [ 11 ] Лаз-7М, также известный как ЗАК-1, имел доработанную конструкцию, которая стала легче и прочнее, а также была оснащена советским оборудованием и приборами. В основном они поставлялись в конфигурации «Б» и были вооружены пулеметами Вз.30. Всего было построено 150 Лаз-7М/ЗАК-1, а также 40 дополнительных комплектов крыльев для переоборудования на старые Лаз-7. Последние экземпляры были построены в 1954 году. [ 4 ] Лаз-7М с пятицилиндровым двигателем М-11ФР, закрытым капотом, очень напоминал ранний Яковлев Як-18 с аналогичной мощностью . [ 4 ] [ 3 ]
В октябре 1948 года болгарские ВВС приказали Лазарову и его команде построить четырехместную пассажирскую модификацию Лаз-7, чтобы быть готовой к 1 мая 1949 года и 5-му съезду Болгарской коммунистической партии . Получившийся самолет Лаз-8 был создан на базе Лаз-7.01, оснащен двигателем Walter Minor 6-III, имел фиксированное шасси, но имел переработанный фюзеляж с двумя рядами по два сиденья. Работы по Лаз-7 были замедлены, чтобы уложиться в срок сдачи Лаз-8, который совершил свой первый полет 24 апреля 1959 года. Лаз-8, после переоборудования в трехместный, выполнял VIP-рейс авиалайнера. Болгарские ВВС, использовались до 1958 года. [ 12 ] [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]Образцы первой партии Лаз-7 прошли оценку в Народной авиационной школе ВВС Болгарии в 1949 году, а в 1950 году этот тип поступил на полную службу в качестве учебно-тренировочного самолета. Этот тип также использовался в качестве легкого штурмовика, оснащая болгарские Ночные легкие бомбардировочные полки ВВС. [ 2 ] С 1958 года около 120 Лаз-7 и Лаз-7М были разоружены и переданы аэроклубам болгарской военизированной организации ДОСО, где они использовались для подготовки штурманов и буксировщиков планеров, оставаясь в эксплуатации до конца 1960-х годов. [ 2 ] [ 3 ] [ 11 ] Лазаровы Лаз-7 и Лаз-7М были последними самолетами, серийно производившимися в Болгарии за многие годы. [ 13 ] [ и ] все авиационное производство в Болгарии было остановлено в 1954 году по приказу СЭВ . [ 15 ]
Варианты
[ редактировать ]- Лаз-7
- Начально-учебный/легкий штурмовик с двигателем Walter Minor 6-III . 160 построено. [ 2 ]
- ЛАЗ-7М
- Доработанный учебный вариант с двигателем Швецова М-11 ФР. 150 построено. [ 2 ]
- Лаз-8
- Четырехместный легкий транспортный связной на базе Лаз-7 с двигателем Walter Minor 6-III. Один построен. [ 2 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]- Два ЗАК-1 хранятся в Пловдивском музее авиации . [ 16 ] [ 17 ]
- Один Лаз-7 выставлен возле штаб-квартиры ВВС Болгарии в Софии . [ 18 ]
Технические характеристики (Зак-1)
[ редактировать ]Данные из монографии: Лазеров Лаз-7: Часть II. [ 4 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 7,80 м (25 футов 7 дюймов)
- Размах крыльев: 10,60 м (34 фута 9 дюймов)
- Высота: 2,30 м (7 футов 7 дюймов)
- Площадь крыла: 16,40 м 2 (176,5 кв. футов)
- Вес пустого: 770 кг (1698 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 1261 кг (2780 фунтов)
- Запас топлива: 152 л (40 галлонов США; 33 имп галлона)
- Силовая установка: 2 × Швецов М-11 воздушного охлаждения мощностью ФР 5-цилиндровые звездообразные двигатели по 125 кВт (168 л.с.) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 212 км/ч (132 миль в час, 114 узлов)
- Дальность действия: 675 км (419 миль, 364 миль)
- Практический потолок: 5500 м (18000 футов)
Вооружение
- Орудия: 2 × 7,92-мм пулемета ВЗ.30.
- Бомбы: 200 кг (440 фунтов)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Лазеров отвечал за разработку DAR 10 лёгкого бомбардировщика во время Второй мировой войны . [ 4 ] [ 5 ]
- ^ Немецкий пулемет MG-15. [ 9 ]
- ↑ Это были улучшенные чешские модификации авиационных пулеметов Vickers Class E, которые сами по себе являются экспортной версией пулемета Vickers . [ 10 ]
- ↑ В начале 1949 года DSF был переименован в «Завод 14». [ 7 ]
- ↑ Лаз-7 иногда называют первым серийным самолетом полностью болгарской разработки. [ 13 ] но учебно-тренировочный самолет DAR 8 1935 года (построено 12) был первым самолетом болгарской разработки, который производился серийно. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Немечек Авиация и Комонавтика , 1989 г., № 1. 12 , с. 470.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Младенов 1998 , с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б с Симпсон 1995 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Немечек Авиация и Комонавтика , 1989 г., № 1. 13 , стр. 511.
- ^ Ганстон 2005 , с. 278.
- ^ Младенов 1998 , стр. 110–111.
- ^ Перейти обратно: а б с д Немечек Авиация и Комонавтика , 1989 г., № 1. 12 , с. 471.
- ^ Némeček Aviation and Komonautika, 1989, №. 12 , с. 471–472.
- ^ Чинн 1951 , стр. 454–455.
- ^ Уильямс и Гастин 2003 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с д Немечек Авиация и Комонавтика , 1989 г., № 1. 12 , с. 472.
- ^ Némeček Aviation and Komonautika, 1989, №. 13 , с. 511–512.
- ^ Перейти обратно: а б Сабев Владимир (16 августа 2010 г.). «Музей авиации прослеживает историю болгарской авиационной промышленности» . Радио Болгария (на французском языке) . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Бернад Авиаэнтузиаст , июль – август 2001 г. , с. 30.
- ^ Бернад Авиаэнтузиаст, ноябрь – декабрь 2001 г. , стр. 17.
- ^ «Лазаров Лаз-7» . Aviationsmilitaires.net . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Мулен и Лорей 1991 , с. 30.
- ^ «Лазаров ЛАЗ-7 — Болгария — ВВС» . Авиалайнеры.нет . Проверено 23 июня 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бернад, Денес (июль – август 2001 г.). «Балканские птицы: тридцать пять лет болгарского производства самолетов: Часть первая». Любитель воздуха . № 94. С. 18–30. ISSN 0143-5450 .
- Бернад, Денес (ноябрь – декабрь 2001 г.). «Балканские птицы: тридцать пять лет болгарского производства самолетов: Часть вторая». Любитель воздуха . № 96. С. 10–17. ISSN 0143-5450 .
- Чинн, Джордж М. (1951). Пулемет: Том I. Вашингтон, округ Колумбия: Бюро постановлений, Военно-морское ведомство.
- Ганстон, Билл (2005). Всемирная энциклопедия авиастроителей: от пионеров до наших дней (2-е изд.). Страуд, Великобритания: Sutton Publishing Limited. ISBN 0-7509-3981-8 .
- Младенов, Александр (1998). «Десятилетие авиации: Болгария 1940–1949». Крылья славы . Том. 13. С. 92–111. ISBN 1-86184-025-Х . ISSN 1361-2034 .
- Мулен, Жак; Лорей, Даниэль (октябрь 1991 г.). «Новый музей Болгарии». Le Fana de l’Aviation (на французском языке). № 263. С. 28–33.
- Немечек, Вацлав (1989). «Монография: Лазер Лаз-7: Часть I». Авиация и связь (на чешском языке). Том. LXV, нет. 12 470–472. ISSN 0024-1156 .
- Немечек, Вацлав (1989). «Монография: Лазерный Лаз-7: Часть II». Авиация и связь (на чешском языке). Том. LXV, нет. 13 510–512. ISSN 0024-1156 .
- Симпсон, RW (1995). Авиация общего назначения Airlife (2-е изд.). Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing Limited. ISBN 1-85310-577-5 .
- Уильямс, Энтони Г.; Гастин, Эммануэль (2003). Летающие пушки Вторая мировая война: развитие авиационных орудий, боеприпасов и установок 1933–45 . Airlife Publishing Ltd. Шрусбери, Великобритания: ISBN 1-84037-227-3 .