Общество святого Казимира для образования и ухода за молодыми людьми
The Society of Saint Casimir for the Education and Care of Young People ( Lithuanian : Lietuvių šv. Kazimiero draugija jaunimui auklėti ir globoti , Polish : Litewskie Towarzystwo Wychowawcze i Opieki nad Młodzieżą im. Św. Kazimierza ) was a society of the Lithuanians living in Vilnius (Wilno, Vilna) область , которая контролировалась второй польской республикой , но утверждала межвоенная Литва . Основанное в 1925 году для продвижения литовской национальной идентичности и католицизма, Общество организовало главы и читальные залы в различных городах и деревнях, а также организовали различные культурные мероприятия, в основном любительские театральные представления. У него были главы в 482 местах [ 1 ] и около 20 000 членов в 1935 году.
Он сотрудничал с литовским обществом образования Rytas , которые поддерживали литовские школы в регионе. [ 2 ] Деятельность Общества Святого Казимира все больше ограничивалась польскими властями. Большинство его глав были закрыты в 1936 году, и само общество было закрыто в декабре 1937 года. Он был кратко восстановлен в 1939–1940 годах.
История
[ редактировать ]Учреждение
[ редактировать ]Регион Вильния был захвачен Польшей после мятежа Желиговского в октябре 1920 года и официально включен во вторую польсную республику в апреле 1922 года. Литва заявила о регионе и объявила Вильния (Вилно, Вилна), ведущей к длительному спору.
В начале 1922 года литовский священник Никодемас Раштутис предложил создать общество для образования молодежи. Он предложил назвать общество после святого Казимира , покровителя Литвы. [ 3 ] Общество, вероятно, получило советы и поддержку от Общества Святого Казимира , который работает в Каунасе с 1905 года. [ 4 ] Другие священники, в том числе Петрас Крауджалис , Джонас Скруодис и Винчас (Бонавентура) Заянчкаускас , поддержали эту идею, но польские власти отказались зарегистрировать общество. [ 5 ] Пересмотренные документы с новыми именами для основателей были представлены в конце 1922 года, но они снова были отклонены. После жалоб и апелляций в Польское министерство внутренних дел Общество, наконец, было зарегистрировано 5 октября 1925 года. [ 6 ]
Совещание -основатель состоялась 22 ноября 1925 года в Вильниусе. Совещание выбрало первый совет, который был подручен призом Антанас Ричантс . Другими членами были Игнас Будзеика (казначей), Константин Алекса (секретарь), домиселе палевициен и Никодемус Скститтис. [ 6 ] Тем не менее, его хартия должна была быть исправлена. Новая хартия была одобрена польскими властями 10 февраля 1927 года. [ 5 ] Поэтому с 1925 по 1926 год общество не было очень активным. [ 7 ]
Общество получило финансовую поддержку со стороны литовского правительства через временный комитет вильния литовцев . В 1932–1935 годах он получил 99 420 польских Złoty . [ 8 ] Он также финансировался за счет членских взносов (один Złoty в квартал), пожертвования и выручки от продажи билетов до культурных мероприятий. [ 9 ] заменил Viskantas В июле 1932 года Винсентас Ташкунас в качестве председателя совета директоров. [ 10 ] Ташкунас был редактором Vilniaus auшры , таким образом, газета часто сообщала о деятельности общества. [ 11 ] Общество не имело собственной публикации, [ 12 ] Но другие литовские периодические издания, в том числе «Завтра» , «Молодежный друг» , «Вильний Лайт », также сообщили об обществе. [ 3 ]
Ликвидация
[ редактировать ]По мере того, как отношения Литвы и Польнд увеличились, польские власти начали закрывать местные главы Общества Святого Казимира в 1934 году. [ 13 ] Закрытие особенно усилилось в 1936 году: менее чем через шесть месяцев 134 главы были закрыты. К сентябрю 1936 года около 250 глав были закрыты. [ 10 ] Обществу было запрещено работать в Сувалки и Гродно округах Ворс -Виводезии Биалстока 26 ноября 1936 года и в Виводепии Вильно 3 декабря 1936 года. [ 14 ] Официально у общества было около 20 глав, оставшихся в округе Лида в воойвинке Ноогродека . [ 15 ] 25 ноября 1937 года польская полиция обыскала офис Общества Святого Казимира, а также резиденции его председателя и двух членов совета директоров. [ 16 ] Общество было официально закрыто 31 декабря 1937 года. Имущество и записи общества были захвачены польскими властями. [ 16 ] Это было частью более широкой антилитуанской кампании: в 1936–1938 годах девять литовских организаций в Польше были закрыты. [ 17 ]
После вторжения в Польшу в сентябре 1939 года регион Вильния был занят Советским Союзом , а затем частично переведен в Литовку в октябре в соответствии с Советским договором взаимной помощи . Обществу святого Казимира было разрешено снова работать 28 октября 1939 года. [ 1 ] В июне 1940 года ему удалось открыть пять местных глав и 16 детских садов до советской оккупации. Общество было отменено новым советским режимом. [ 1 ]
Деятельность
[ редактировать ]Местные главы
[ редактировать ]Год | Главы | Члены |
---|---|---|
1925 | 1 [ 7 ] | |
1926 | 10 | 126 |
1927 | 114 | 1,136 |
1928 | 150 | 3,810 |
1929 | 202 | 7,246 |
1930 | 311 | 13,297 |
1931 | 358 | 14,000 |
1932 | 386 | 15,000 |
1934 | 405 | 16,044 |
1935 | 477 | 19,945 |
Общество очень активно организовало местные главы в городах и деревнях. Для главы было необходимо по крайней мере десять членов. [ 13 ] Большинство глав были инициированы местными священниками или учителями литовских школ, поддерживаемых Литовским обществом образования Rytas . [ 1 ] Поэтому в большинстве случаев город или деревня имели оба общества одновременно. [ 19 ] Общество направило инструкции по информированию местных жителей об обществе и помощи в организационных вопросах, [ 13 ] включая регистрацию с польскими властями. [ 1 ] Иногда преподаватели также преподавали литовские народные песни или литовские игры и предоставляли другие образовательные материалы. Во время праздников главы посещали студенты, которые прочитали лекции и речи. [ 13 ] Однако по большей части местные главы работали независимо от штаб -квартиры в Вильниусе. [ 1 ]
Большинство глав создавались и поддерживали небольшие библиотеки или читальные залы литовских публикаций и литературы. [ 13 ] Книги могут быть предоставлены только членам общества. Когда филиал в Адутишках предоставил несколько книг, не являющихся членами, местные чиновники подали в суд на ответственных членов общества, включая его председателя Винсентаса Ташкунаса. [ 16 ] В разное время общество управляло 26 детскими садами [ 10 ] (9 до 1937 года, 16 в 1939–1940 годах и один неизвестный год), [ 1 ] 39 Общественные читальные залы, и одна начальная школа в Войциулиске . [ 10 ] Школа открылась осенью 1927 года и в 1932/33 учебном году насчитывала 116 учеников. Осенью 1933 года он был заменен польской государственной школой. [ 20 ] Местные главы также организовали секции для молодых фермеров (36 мест), спорта (52 места), театральных исполнителей или певцов. [ 10 ]
Главы организовали различные местные мероприятия. В частности, они отметили праздник Святого Казимира (4 марта), День независимости Литвы (16 февраля) и День матери . Главы часто организовали местный музыкальный вечер или поставленные любительские театральные пьесы (так называемые театры сарая ). [ 13 ] Польские власти активно контролируют события общества. Даже обычные встречи местных членов должны были быть предварительно одобрены местными властями. [ 21 ] За нарушение этих правил, главы столкнулись с штрафами (обычно из 200 польских Złoty ) или, менее часто, аресты его активистов (до 14 дней). [ 22 ]
В 1930 году главы отмечали 500 -й годовщину смерти великого княчья Витаутаса, возведу памятники или кресты. было построено больше крестов Во время католического юбилея (в память о годовщине традиционного года смерти и воскресения Иисуса). [ 23 ]
-
Крест, построенный обществом в Вайшнюнаи в 1935 году
-
Памятник для великого княчья Вайтаутас, построенный в reШКутунаи
-
Памятник Великому княвке Витаутас, построенный в Хири
-
Крест с Богоматерь Доржок Дон, построенный в Масулонис
-
Крест из железнодорожных путей, построенных в Ažushilė
Такая деятельность иногда вызывала местные конфликты. Например, литовцы построили крест перед церковью в Маркинконис в декабре 1933 года. На следующий день он был удален польскими полицейскими. Местные жители попытались защитить крест, а пять человек получили тюремное заключение. [ 24 ] Новости об инциденте широко распространились в Литве, вызывая шум; Союз по освобождению Вильния опубликовал 48-страничный буклет Ишникити Крижиай (оскверненные кресты) об этом и других инцидентах, [ 16 ] [ 25 ] в том числе о Губертасе Рукшнасе, председателе местного отделения в Вайшнюнаи , который был убит польской пограничной гвардией 16 февраля 1934 года. [ 25 ]
Деятельность в Вильниусе
[ редактировать ]Первая конференция членов общества была организована в Вильниусе 5–6 июня 1933 года. [ 10 ] Приняв около 100 человек, это был по сути учебный курс о том, как организовать и управлять обществом. Были проведены лекции по целям общества Святого Казимира, деятельности и учетной записи местных глав, свободы ассоциации , сотрудничества, спорта и коллекции литовского фольклора . За этой конференцией последовали 2–3-дневные региональные собрания в Швенчионе , Пилиаса , OPSA . [ 10 ]
10 июня 1935 года, чтобы отметить десять лет с момента его создания, общество открыло выставку народного искусства. Экспонаты были собраны из регионов Вильния и Сувалки . [ 10 ] Около 3000 предметов (ткани, трикотаж, деревянная резьба, глиняные предметы) [ 26 ] были показаны в литовской гимназии Vytautas Magnus . [ 10 ] Выставка продолжалась в течение 15 дней. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Ereminas 2020 , с. 30
- ^ Lavrijaniec 2008 , с. 33.
- ^ Jump up to: а беременный Мисий 2018 , с. 54
- ^ Lavrijaniec 2008 , с. 11
- ^ Jump up to: а беременный Missius 2018 , с. 54-55.
- ^ Jump up to: а беременный Мисий 2018 , с. 55
- ^ Jump up to: а беременный Ereminas 2020 , с. 40
- ^ Lavrijaniec 2008 , с. 50
- ^ Lavrijaniec 2008 , с. 18–19.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Мисий 2018 , с. 57
- ^ Lavrijaniec 2008 , с. 17
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Мисий 2018 , с. 56
- ^ Musius 2018 , с. 57-58.
- ^ Мисиис 2018 , с. 58
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Voruta 2010 .
- ^ Lavrijaniec 2008 , с. 39
- ^ Lavrijaniec 2008 , с. 31
- ^ Ereminas 2020 , с. 31
- ^ Мисиис 2018 , с. 76
- ^ Lavrijaniec 2008 , с. 45
- ^ Lavrijaniec 2008 , с. 47
- ^ Musius 2018 , с. 56-57.
- ^ Česnulis 2015a , p. 10
- ^ Jump up to: а беременный Česnulis 2015b , p. 11
- ^ Chaplik 2008 , p. 10
Библиография
[ редактировать ]- Чепулик, Юзас (26 января 2008 г.). "Вильний культурная жизнь 1920–1939 гг." (PDF) . Ворута (в литовском языке). 2 (644). ISSN 1392-0677 .
- Česnulis, vytautas valentinas (2015a). Разводные колокола (PDF) (у литовского). Тракай: Ворута. ISBN 978-609-8102-08-6 .
- Česnulis, vytautas valentinas (30 мая 2015b). « Грешные» буклеты » (PDF) . Ворута (в литовском языке). 5 (811). ISSN 1392-0677 .
- Eremin, Gintautas (2020). «Деятельность литовского общества Святого Казимира в регионе Вильния: 1926-1940» (PDF) . Родная земля (в литовском языке). 18 : 20-52. ISSN 2029-0101 .
- Lavrijaniec, Tomash (2008). Литовская ул. Деятельность Общества Казимира в регионе Вильния в 1925-1937 годах и его отношения с польской администрацией (PDF) (в Литве). Университет Вильния.
- Миссис, Казис (2018). Литовское общество Св. Казимира и его главы в округе Сувалолки 1926-1936 (PDF) . Terra Jatwezenorum . 10, часть 2: 54-83, 316, 333-334. ISSN 2080-7589 .
- Мурка, Джон Пий (19 июня 2014 г.). «Литовцы в регионе Вильния (2)» (PDF) . Наука Литва (в литовском языке). 12 (522).
- Панавас, Антанас (10 января 2003 г.). " Dawn of Vilnius" и его редактор, запоминающий " . 21 век (в литовском). 3 (1107). ISSN 2029-1299 .
- «Тракай - изгнание отца Винсента Ташкуна» . Ворута (в литовском языке). 7-11 (697-701). 10 апреля-5 июня 2010 года. ISSN 1392-0677 .