История евреев Дубровника
Еврейская община Дубровника существовала еще в 15 веке и значительно выросла с прибытием евреев и марранов, изгнанных из Испании и Португалии. Евреи Дубровника играли значительную роль в торговых и дипломатических отношениях Республики Рагуза, но также подвергались изгнаниям, ограничениям и преследованиям. Евреи Дубровника получили юридическое равенство в 19 веке. Сообщество было уничтожено во время Холокоста во время Второй мировой войны . Благодаря этому, а также последующей эмиграции, община в настоящее время насчитывает около 30 членов.
15-19 веков
[ редактировать ]Первый еврей, постоянно проживающий в Дубровнике, был зарегистрирован в 1421 году, а в 15 веке в городе существовала небольшая община. Оно значительно возросло после изгнания евреев из Испании в 1492 году, когда многие из изгнанных отправились на восток, а некоторые в конечном итоге поселились в городе-государстве Дубровник, Республика Рагуза . [ 1 ]
Поскольку местные купцы- патриции опасались конкуренции со стороны пришельцев, а также из-за желания местного духовенства последовать примеру других христианских государств, в 1515 г. был издан указ об изгнании евреев из республики. Указ делал исключения для еврейских купцов, посещавших город, и для евреев-врачей. Судя по всему, оно не соблюдалось последовательно и просуществовало недолго. В 1538 году в Плоче жили евреи, а два года спустя несколько зданий в самом Дубровнике были признаны еврейскими жилищами. [ 2 ]
конверсос ( марраны ) — евреи из Испании и Португалии В город приехали также ; в мае 1544 года здесь приземлился корабль, наполненный исключительно португальскими беженцами. Многие евреи стали торговцами и ремесленниками, занимаясь специями, шелками, тканями и ремеслами, которые пользовались спросом в портовом городе. [ 3 ] Они играли важную роль в торговле города, причем в 1572 году большинство торговых агентов были евреями. [ 4 ]
В 1546 году власти Дубровника выделили в городе еврейское поселение, главная улица которого называлась Улица Жудиоска («Еврейская улица») в Дубровницком гетто. [ 3 ] Гетто включало в себя дома со складскими помещениями и синагогу , и им управлял избранный глава. Жители платили специальный налог и должны были находиться внутри гетто ночью, когда его ворота были заперты. [ 2 ] Некоторые богатые евреи жили за пределами гетто, в городе. Грасия Мендес , филантроп и бизнесвумен, имела обширные экономические интересы в городе. Когда в 1553 году она приехала в Дубровник на несколько месяцев, ее приняли с помпой, и она жила недалеко от ворот Плоче. Впоследствии она сыграла важную роль посредника между республикой и Османской империей . [ 2 ]
Расположенный между Османской империей и христианскими землями, Дубровник был местом встречи христианских и мусульманских шпионов, таких как Давид Пасси . У него были родственники в Италии и Константинополе, и он работал торговым агентом в Дубровнике, вероятно, будучи двойным агентом испанцев и венецианцев. [ 4 ]
Среди известных марранов, которые жили и работали в Дубровнике, были врач Аматус Лузитан и писатель Дидакус Пирр . [ 5 ]
После того, как в 1622 году девушку-христианку нашли мертвой, женщина призналась в ее убийстве, но сказала, что ее соблазнил на это еврей Исаак Йешурун, которому кровь девушки понадобилась в ритуальных целях . Йешурун был заключен в тюрьму на двадцать лет и провел в тюрьме три года, прежде чем усилия общины привели к смягчению приговора. Евреи Дубровника сочли этот исход чудом, однако значительные расходы, связанные с этим делом, вызвали конфликт внутри общины. [ 6 ] Ограничения, наложенные на евреев Дубровника, привели к тому, что большинство из них покинули город и перебрались в Венецию или Османскую империю. Осталось всего четыре семьи, среди них семья раввина Аарона бен Давида Коэна . [ 7 ] Ограничения были сняты или проигнорированы, что привело к новому возрождению: в 18 веке из 6000 населения 218 евреев. Евреи участвовали в морских предприятиях, морском страховании и финансировании. [ 7 ] Ограничения были вновь введены во второй половине XVIII века, когда республика вступила в период упадка. Евреи не могли заниматься торговлей, жить за пределами гетто и покидать его по ночам. [ 7 ]
Когда Далмация была оккупирована войсками наполеоновскими , евреи впервые добились юридического равенства. [ 8 ] В 1814 году, когда Австрийская империя аннексировала Далмацию, юридическое равенство снова было отменено. Евреям было предоставлено юридическое равенство в соответствии с хорватским законодательством в середине 19 века. [ 9 ]
20 век и после
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Дубровник попал под власть фашистов: город был оккупирован сначала итальянской армией , а затем немецкой армией после 8 сентября 1943 года . До Холокоста в Дубровнике проживало 250 евреев; многие были переведены на остров Лопуд вместе с другими евреями из разных частей Хорватии, затем в июне 1943 года их перевели в концентрационный лагерь Раб вместе с большинством евреев с оккупированных Италией земель. В октябре 1944 года Иосипа Броза Тито вошли партизаны в Дубровник, и многие евреи были переселены партизанами на освобожденные территории; остальных немцы отправили в концентрационные лагеря. После войны многие из выживших евреев Дубровника поселились в Израиле . Сегодня в Дубровнике проживает около 30 евреев; однако только 17 официально зарегистрировались в переписи 2001 года. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Старая синагога, Дубровник, Хорватия» . Проверено 25 августа 2011 г. Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- ^ Перейти обратно: а б с Бирнбаум 2003 , стр. 68–72.
- ^ Перейти обратно: а б Jewish Independent: визит в еврейский Дубровник. Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Обед 1992 , с. 192, 193.
- ^ де Риддер-Симоэнс 2013 , стр. 30.
- ^ Голдиш 2008 , стр. 8, 9.
- ^ Перейти обратно: а б с Фурман и Локер 2007 , стр. 38, 39.
- ↑ Отрывки из жизни евреев в Югославии - Часть I. Архивировано 16 июля 2006 г. в Wayback Machine.
- ↑ Отрывки из жизни евреев в Югославии - Часть III. Архивировано 23 июня 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Хорватская перепись 2001 года
Источники
[ редактировать ]- Бирнбаум, Марианна Д. (2003). Долгий путь Грасии Мендес . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 9789639241671 .
- Гербер, Джейн С. (2020). Великолепные города в формировании сефардской истории . Издательство Ливерпульского университета. п. 9781789624250.
- Джинио, Алиса Меюхас (1992). Евреи, христиане и мусульмане в средиземноморском мире после 1492 года . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780714680507 .
- Голдиш, Мэтт (2008). Ответы на еврейские вопросы о сефардской жизни в период раннего Нового времени . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691122656 .
- де Риддер-Симоенс, Хильда (2013). Фейнгольд, Мордехай (ред.). История университетов, том XXVII/1 . ОУП Оксфорд. ISBN 9780199685844 .
- Фурман, Дэниел; Локер, Цви (2007). Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики, том Справочник Макмиллана США. ISBN 9780028659343 .