Национальный вопрос и автономия
«Национальный вопрос и автономия» — статья Розы Люксембург , одна из пяти, первоначально опубликованных в 1908–1909 годах в Przegląd Socjaldemokratyczny (Социал-демократическое обозрение) краковском журнале . В сборник вошли «Польский вопрос на Международном конгрессе в Лондоне»; «Предисловие к антологии «Польский вопрос и социалистическое движение»»; «Национальный вопрос и автономия»; «При капитализме не может быть самоопределения»; и «Национальный вопрос в русской революции». [ 1 ]
При обсуждении национального вопроса Люксембург особенно интересовалась своей родной Польшей, хотя она опиралась на общие аргументы о капиталистическом развитии и его последствиях для национальных движений повсюду. Ее позиция в отношении пролетарского интернационализма была описана как «национальный нигилизм» и «международный пролетарский фундаментализм». [ 2 ] [ 3 ]
Идеи
[ редактировать ]В «Национальном вопросе и автономии» Люксембург не использует Польшу в качестве модели для всех других национальных вопросов; и при этом она не выступает против каждого элемента во всех националистических движениях. Ключевые вопросы для нее включают в себя: кого именно мы имеем в виду, когда говорим о «нации»? Кто на самом деле может осуществлять национальные права, когда нациями управляет буржуазия , претендующая на монополию в выражении национальной воли? Отвергая представление о том, что нация является «однородной социально-политической единицей», она заключает, что подлинное « самоопределение » принадлежит не «нации», а, скорее, пролетариату . [ 4 ]
Оппозиция Ленину
[ редактировать ]оспаривала идеи национальных прав, выдвинутые Лениным Люксембург в ряде статей 1902–1903 годов . В них Ленин сформулировал позицию большевиков , поддерживающих право наций на самоопределение. Важнейшим из них был «Национальный вопрос в нашей программе» , но эта тема освещалась и в «Манифесте Союза армянских социал-демократов» и «Положении Бунда в партии» . [ 5 ]
В этой статье Люксембург заявила, что «фактическая возможность «самоопределения» для всех этнических групп или иным образом определенных национальностей является утопией именно в силу тенденции исторического развития современных обществ». Эта тенденция включала в себя рост нескольких могущественных стран как лидеров капиталистического развития, а это означало, что меньшие страны всегда были более или менее зависимы от их доброй воли или поддержки. "Экономика и политика крупных держав - условие выживания капиталистических государств - превращают политически независимые, формально равные малые европейские государства в немых на европейской арене, а чаще всего в козлов отпущения", - выразилась она. Следовательно, по ее мнению, «идея обеспечения всем «нациям» возможности самоопределения эквивалентна возврату от великокапиталистического развития к малым средневековым государствам». [ 6 ]
Кроме того, утверждала она, колониальные предприятия ведущих капиталистических стран привели к тому, что самоопределение уже стало менее реалистичной перспективой, чем когда-либо прежде. «Само развитие международной торговли в капиталистический период влечет за собой неизбежное, хотя порой и медленное, разрушение всех наиболее примитивных обществ, разрушает существующие у них средства «самоопределения» и делает их зависимыми от дробящего колеса капиталистического общества. развитие и мировая политика». Таким образом, утверждала она, «общая попытка разделить все существующие государства на национальные единицы и перекроить их по образцу национальных государств и государств является совершенно безнадежной и исторически говоря реакционной затеей». [ 6 ]
«Нация» и «национальность»
[ редактировать ]В «Национальном вопросе и автономии» Люксембург провела различие между «нацией» (политической) и «национальностью» (культурной), утверждая, что из-за классового разделения общества «нация» как однородная социальная и политическая единица не может существовать. . Таким образом, не существовало такого понятия, как «национальное самоопределение», формулировка, которую она описала как состоящая просто из «метафизических фраз». «Нации» не имеют собственной «воли», и если эта предполагаемая «воля» является просто волей большинства, такой принцип не может быть принят революционерами, потому что нации были созданы в результате экономических процессов и классовой борьбы, а не в результате экономических процессов и классовой борьбы. большинством голосов. С другой стороны, «национальность» в смысле особой культурной реальности в языке, искусстве и литературе она с готовностью признавала, не соглашаясь с тем, что она дает какие-либо политические права. [ 3 ]
Польша, Литва и Украина
[ редактировать ]Несмотря на это, Люксембург признал, что суровость российского правления в Польше означает, что решение национального вопроса не может ждать победы социализма. Поэтому Люксембург нерешительно приняла доводы в пользу территориальной автономии Польши в составе Российской империи. Примечательно, что она не согласилась на аналогичный вариант автономии Литвы . Ее главным аргументом в пользу автономии в Польше было то, что на этой территории было «свое собственное буржуазное развитие, городская жизнь, интеллигенция, своя литературная и научная жизнь», тогда как она утверждала, что Литва представляет собой смесь разных национальностей, в культуре которых доминирует польское меньшинство. Ее суждение об Украине было еще более резким: она рассматривала ее как страну «без каких-либо исторических традиций и без какой-либо национальной культуры», следовательно, украинский национализм был «простой прихотью, безумием нескольких десятков мелкобуржуазных интеллектуалов». [ 3 ]
Критика
[ редактировать ]На критику Люксембург Ленин ответил в серии статей, написанных им в 1913—1914 годах, среди которых главными были «Право наций на самоопределение» и «Критические замечания по национальному вопросу». [ 5 ] [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Марксизм и национальный вопрос (1913) Сталина
- Право наций на самоопределение (1914 г.) Ленина
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нагурски, Ирен (1978). «Обзор: Национальный вопрос: избранные произведения Розы Люксембург Горация Б. Дэвиса» (PDF) . Польское обозрение . 23 (3): 123–4. JSTOR 25777600 . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ Вакуас, Рида (20 декабря 2020 г.). «Роза Люксембург и национальный вопрос» . prometheusjournal.org . Журнал Прометей . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Валицкий, А. (октябрь 1983 г.). «Роза Люксембург и вопрос национализма в польском марксизме (1893-1914)» (PDF) . Славянское и восточноевропейское обозрение . 61 (4): 565–582. JSTOR 4208754 . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Гордон, Джейн Анна; Корнелл, Друцилла (2021). Креолизация Розы Люксембург (PDF) . Роуман и Литтлфилд. п. 100. ИСБН 978-1-78661-442-1 . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Кандейас, Аманда; Сегрильо, Анджело (2022). Прослеживая дебаты между Розой Люксембург и Лениным по национальному вопросу (PDF) . Сан-Паулу: Университет Сан-Паулу. ISBN 978-65-87621-69-2 . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Льюис, Том (октябрь – ноябрь 2000 г.). «Марксизм и национализм» . Международное социалистическое обозрение (14) . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ Ленин В.И. «Критические замечания по национальному вопросу» . marx2mao.com . От Маркса до Мао . Проверено 23 октября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст Национального вопроса и автономии
- «Национальный вопрос и Антономия» Люксембург и критика Ленина Нарихико Ито
- Является ли национальный вопрос апорией человечества? Как читать книгу Розы Люксембург «Национальный вопрос и автономия» Нарихико Ито
- Марксисты, большевики и национальный вопрос Джереми Смит
- Роза Люксембург о диалектике пролетарского интернационализма и социал-патриотизма Дже-Хён Лим
- Возвращение к интернационализму Розы Люксембург Роберта О'Брайена