Юлиус Генсс
Юлиус Генсс | |
---|---|
Рожденный | Дерпт, Эстонская губерния Российской империи. | 17 ноября 1887 г.
Умер | 3 февраля 1957 г. Таллинн, Эстония | ( 69 лет
Национальность | эстонский |
Занятие | Историк искусства |
Юлиус Генс (на ивр. יולי גענס) (родился 17 [OS 1887] 11 в Дерпте, Эстонская губерния Российской империи; умер 3 февраля 1957, в Таллинне как Юлиус Генс, Эстонская ССР) — эстонский библиофил , коллекционер произведений искусства, искусствовед и меценат.
Жизнь
[ редактировать ]Юлиус (Идель) Генсс родился в богатой купеческой семье в Тарту (тогда Дерпте). Свою страсть к живописи и графике он обнаружил в раннем возрасте. С 1906 по 1911 год учился на юридическом факультете Тартуского университета (тогда Императорского Юрьевского университета). Изучая право, Генс начал брать уроки живописи. [ 1 ]
В 1911/12 году он изучал живопись и архитектуру в Мюнхенском техническом университете и посещал коллекции произведений искусства в Германии и Италии.
Коллекционер книг и произведений искусства
[ редактировать ]Он побывал в Москве и познакомился там с кубофутуристами , такими как Алексей Елисеевич Кручонич, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк , а также с русскими авангардистами Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой . [ 1 ] [ 2 ]
После возвращения в Тарту в 1918 году он начал собирать частную коллекцию произведений искусства. С 1920 года он читал лекции в Тартуском художественном училище, выступал за еврейскую культурную автономию в Эстонии, реализованную в 1925 году, был активным членом Эстонского общества художников и писателей «Паллас». В качестве делегата Академического общества еврейской истории и литературы он представлял эстонскую еврейскую культурную общину на Втором съезде писателей-антифашистов в Мадриде в 1937 году.
В 1934 году он стал управляющим эстонского филиала шведской лесоторговой компании. Он переехал с семьей из Тарту в столицу Эстонии Таллинн. К 1939 году он собрал большую художественную библиотеку в Балтийском регионе, а также большую коллекцию произведений искусства, самые большие разделы которой были посвящены эстонскому, русскому и еврейскому искусству.
Эвакуация, потеря коллекции и политические преследования
[ редактировать ]Летом 1940 года Эстония была оккупирована Советским Союзом. Год спустя немецкий Вермахт завоевал Прибалтику. В июле 1941 года семье Генсс пришлось покинуть Таллинн, спасаясь от преследований эстонских евреев со стороны немецких оккупационных войск. Их эвакуировали в Ташкент. [ 3 ]
В 1941 году коллекция произведений искусства и библиотека были размещены в Таллиннском художественном музее, который был разрушен во время советской бомбардировки Таллинна в 1944 году. Однако ранее библиотека и коллекция графики были конфискованы айнзацштабом рейхсляйтера Розенберга (ERR). . Поскольку Альфред Розенберг тоже был из Таллинна, он был хорошо знаком с коллекцией Юлиуса Генсса. Библиотека, состоящая из более чем 10 000 историко-художественных томов, позже была отправлена в Ратибор. В ноябре 1944 года Розенберг сообщил о 61 ящике коллекции Генсса в казармах в Плессе, которые были названы одними из наиболее важных для вывоза в Минск. 6000 томов в итоге были перевезены туда и переданы в местную библиотеку Академии наук. 780 томов с печатью Таллиннского художественного музея (эти книги Генсс перед войной одолжил музею) были переданы в библиотеку Эстонской академии наук. [ 2 ] [ 4 ]
Генсс подал несколько исков о реституции, но они не увенчались успехом. Коллекция до сих пор не возвращена владельцу. [ 5 ]
В 1951 году Генс был арестован по обвинению в космополитизме, несмотря на его нестабильное состояние здоровья после двух сердечных приступов. Умер в Таллинне в феврале 1957 года. Юлиус Генсс похоронен на еврейском кладбище в Таллинне- Рахумяэ .
Семья
[ редактировать ]Юлиус Генсс был женат на Берте Генсс. Их сын Лео Генс (1922–2001) был видным эстонским историком искусства, но в советское время (в начале 1950-х годов) ему временно запретили заниматься своей профессией, профессором истории искусств Эстонской академии художеств и лауреатом премии Шведская королевская академия изящных искусств . [ 6 ] Его дочь Инна Генс (1928-2014) была известным искусствоведом японского кино и писательницей. Как кинокритик она получила «Премию Кавакиты» в 1991 году за выдающиеся заслуги перед японским кино. Ее внучка Юлия Генс эмигрировала в Германию в 1991 году. Она живет реставратором произведений искусства в Мюнхене.
Законные наследники
[ редактировать ]Коллекции
[ редактировать ]Коллекция книг
[ редактировать ]К 1941 году Юлиус Генсс собрал одну из крупнейших художественных библиотек в Балтийском регионе, а также значительную коллекцию произведений искусства с разделами эстонского, еврейского и русского искусства, а также большую коллекцию экслибрисов и гравюр.
Генсс назвал свои отношения с книгами величайшей страстью своей жизни. В его коллекции было более 10 000 томов. В их число входили тома по истории искусства, а также журналы для библиофилов, такие как Philobiblon , иллюстрированные тома и раритеты. Каждая новая книга в коллекции каталогизировалась. Иудаика стала центром коллекции, которая в основном состояла из предметов из Франции, России и Германии. [ 8 ]
Шир Хаширим (Песнь песней)
[ редактировать ]Генсс заказал версию « Песни Песней» (Шир Хаширим), которая была создана по его идеям в художественном оформлении Адо Ваббе в 1932 году. Пергаментный свиток размером 527 см × 52,5 см содержит «Песнь Песней» на иврите и имеет восемь темперных иллюстраций Ваббе. Генсс сам разработал текст на иврите, виньетки и инициалы. [ 9 ]
Коллекция произведений искусства
[ редактировать ]Сам Генс организовал три выставки своей коллекции. У него было несколько владельческих марок; он заказал четыре бывших в употреблении экслибриса, каждый тиражом по 2000 экземпляров, чтобы по ним впоследствии можно было проследить поступление книги в библиотеку. Несколько экслибрисов он заказал у эстонского художника-авангардиста, живописца и графика Адо Ваббе (1892-1961). Помимо четырех коммерческих экслибрисов, Генсс владел еще и роскошным экслибрисом. Он получил его в подарок от парижского художника Физеля Зильберберга (1909-1942, убит в Освенциме) тиражом 40 экземпляров. Роскошный экслибрис использовался для украшения великолепных томов иудаики в коллекции.
Коллекция графики насчитывала почти 3000 листов, включая работы Марка Шагала , Лионеля Фейнингера , Пауля Клее , Леона Бакста , Эль Лисицкого и Константина Коровина . Многие предметы из коллекции Генсса разбросаны по музеям всего мира.
Коллекция иудаики
[ редактировать ]Тем временем его интерес к еврейскому искусству возрос. Во время своих путешествий Генс посещал синагоги и еврейские музеи, приобретал каталоги и специальную литературу. Его коллекция иудаики продолжала расти, и в 1938/39 году он организовал передвижную выставку, которая была представлена в Тарту, Таллинне и Риге: «Я хотел доказать существование современного еврейского искусства», — писал он позже в своих мемуарах.
Художники из Парижа, Варшавы, Вильнюса, даже Израиля и Советского Союза присылали ему гравюры и иллюстрации по его просьбе. В результате получилось 211 листов. Был издан каталог выставки - на эстонском языке и на идише, распространенном в то время среди евреев Восточной Европы. Марк Шагал и Лионель Фейнингер предоставили гравюры художников, которые сегодня известны во всем мире. Но мало кто до сих пор знает имена других участников. Некоторые, такие как Натан Альтман или Зигмунт Добжицкий, пережили Холокост. Данные о других, таких как Неча Гельберсанска, Юлиус Кролл и Исаак Шорр, получить не удалось. Фани Левовна-Фридман была убита в Кракове, Физель Зильберберг — в Освенциме.
Внучка Юлия Генс приехала в Берлин в 1991 году. Она привезла с собой фрагменты уничтоженной коллекции дедушки. Среди них был особенно ценный предмет: свиток с «Песней Песней», написанный на иврите самим Генсом в начале 1930-х годов и проиллюстрированный его другом, эстонским художником Адо Ваббе. Существовало также факсимиле Дармштадтской Агады 1430 года. [ 10 ]
Выставка «Еврейская графика Юлиуса Генсса»
[ редактировать ]Целью Юлиуса Генсса было доказать существование современного еврейского искусства, и, поскольку транспортировка картин маслом была слишком дорогой и, прежде всего, слишком рискованной в те времена, он решил показать только графику. Среди художников были такие известные имена, как Макс Либерман и Марк Шагал. [ 11 ]
В 1938/39 году Юлиус Генс организовал передвижную выставку «Еврейская графика» . Его целью было доказать существование современной еврейской графики. [ 12 ] Из 211 произведений искусства, выставленных в 1938/39 году, сегодня сохранились только 35 графических работ. Наиболее полно были представлены польские художники, представившие одиннадцать гравюр из Парижа, Варшавы, Вильнюса и США. Немецкий художник-график Герман Штрук прислал ему экспонаты из Тель-Авива. Среди советских художников на выставке был представлен Соломон Юдовин. Художественная школа Вильнюса прислала работы еврейских студентов. Среди известных мастеров были выставлены Шагал, Исраэль и Либерман, а также орнаменты Натана Альтмана . Выставка открылась в Тарту в мае 1938 года и впоследствии была показана в Таллинне и Риге. [ 13 ]
В 1941 году коллекция была конфискована «айнзацштабом рейхсляйтера Розенберга », который систематически грабил еврейские культурные ценности в Восточной Европе. Лишь благодаря усилиям одного человека три десятка листов из этого сборника сохранились и попали в Мюнхен вместе с внучкой Юлией Генс. Юлиус Генсс должен был благодарить профессора из своего родного города Тарту за то, что часть из них вообще удалось спасти. Его дочь Инна Генс вспоминает в интервью «Немецкой волне»: « Пауль Аристе работал в оперативной группе Розенберга. Он там постоянно что-то воровал и брал с собой домой часть коллекции еврейской графики моего отца. Когда мы вернулись, он настолько любезен, что вернул его нам». [ 14 ]
Роль Поля Аристе (тогда Поля Арриста) не всегда была положительной. Согласно отчетам ERR (#61432592 стр.: 208), цитата: «...в основном на основе информации, предоставленной университетским преподавателем доктором Арристе, были сделаны следующие, по-видимому, окончательные утверждения о нынешнем местонахождении библиотеки еврея. Генс:..." [ 15 ]
В 2012 году фрагменты коллекции Юлиуса Генсса были показаны в рамках выставки «Евреи 45/90» (июль 2012 — январь 2013) в Еврейском музее Мюнхена . [ 16 ] Для Инны Генс это был особенный опыт: «Мой отец учился здесь, в Мюнхене. Я никогда не могла себе представить, что такая выставка может быть организована в Германии. Это, конечно, меня очень радует».
Следствие предположило, что разграбленная коллекция могла находиться в Беларуси. [ 17 ]
Книги и публикации
[ редактировать ]- Каталог библиотеки Юлиуса Генсса , Th. 1–4, 1928–1930 гг.
- Письма В.Тимма , Тарту, Postimees, 1930.
- Интересная находка силуэтов , Тарту, 1930 год.
- Письма Вильгельма Тимха отцу 1841–1846 годов , Дерпт, 1931.
- Художественный отдел Эстонского национального музея: керамика , Таллинн, 1931 год.
- Слоновая кость , Тарту, Postimees, 1931.
- Нэцкэ , Тарту, Почтальон, 1931 год.
- Заметки библиофила , Tallinn, Postimees, 1932.
- Выставка советского русского искусства. Почтальон, 2 мая 1934 года.
- Биография У.Г.Иваск Еврейская периодическая печать в России, Таллинн, 1935.
- Эд. Экслибрис Вийралда , Таллинн, 1935 год.
- Каталог выставки художественных экслибрисов , Таллинн, Таллинн Eesti Kirjastus-Ühisus, 1935.
- Библиографическое описание альбомов оригинальной графики эстонских художников , Таллинн, 1937 год.
- Эдуард Вийралт создает гравюру , Таллинн, 1937 год.
- Искусство тлинкитов и хайда в музеях Эстонии , Тарту: сн, 1937.
- Еврейская графика , Таллинн, 1938 год.
- Идишская графика, Управление культуры идиш в Эстонии, Таллинн, 1938 год.
- Ausstellungskatalog Еврейская графика: Тарту – Таллинн, апрель – май 1938 г. , Таллин: Либрис, 1938.
- Мит Эдуард Ахас ок. а.: Кунстиюхинг Паллас: 1918–1938 , Ноор-Ээсти, 1938.
- Mit Anne Krebsbach und Edit Käärik, Katalog zu Ausstellung Восточное искусство и ковры : Kunsthoones 29 окт. - 4 ноября 1938, Таллиннское Эстонское издательство, Таллинн, 1938.
- Каталог Юлиуса Генсси Raamatokogu: Библиотека Юлиуса Генсси. И Тайл Кифу геген Кифу Иудаика, Бд. 1, Таллинн, Либрис, 1939.
- Каталог библиотеки и собрания Юлия Генса , Том 1 – 4, Tallinn, Libris, 1939.
- Книга о книгах , Таллинн: [сн], 1939.
- Экслибрисы 1936–1939 годов RaKü 6-я выставка прикладного искусства: Таллинн, Художественный дом, 15-27 апреля 1939 года.
- Архитектура Всесоюзной сельскохозяйственной выставки . Журнал «Вийснурк» №1, 1940 год.
- Карл Тимолеон Нефф , Таллинн, 1940 год.
- Илья Репин (1844–1930). Журнал «Вийснурк», октябрь 1940 г.
- Katalog zu Ausstellung цветная графика ленинградских и московских художников , Таллинн, Riigi Trükikoda, 1941.
- Из иллюстрированных изданий произведений Лермонтова . Журнал «Вийснурк». Май/июнь 1941 года.
- Удо Иваск и его деятельность как энтузиаста закладок , Таллинн, 1941 год.
- Альбом «Эстонский рабочий» , Таллинн, Художественный фонд Эстонской ССР, 1945 год.
- Условия жизни эстонского народа: 20 графических страниц , Таллинн, Художественный фонд Эстонской ССР, 1945.
- Мит Л. Медведева: директор выставки советской живописи и графики , Таллинн, 1945 год.
- эстонских художественных материалов , 16 оркестров, Таллинн, 1935–1948 гг. Библиографические материалы
- Старый Таллинн в исторических памятниках , Таллинн, Художественная литература и искусство, 1948 год.
- Katalog zur Ausstellung Работы художника Романа Нюмана , Таллинн, Национальный художественный музей, 1948.
- Русская школа реалистической живописи — «Передвизники» , Республиканское отделение Художественного фонда СССР, Таллинн, 1949 год.
- Эстонские художественные материалы . [4. часть], 12. [т.] : Портреты эстонских персонажей изобразительного искусства / Составитель Юлиус Генсс, Таллинн : [сн], 1950.
- Заметки библиофила часть 2, Tallinn, лето 1953.
Литература
[ редактировать ]- Осоргин М. Библиофильская новинка , Последние новости (Париж), 1939, 1 июня;
- Ф. Пуксоо Книга и его друзья . Таллинн, 1973 год.
- Связи эстонского искусства ХХ века. изначально . Таллинн, 1978 год.
- Ласунский О.Г. (предисловие к публикации «Заметок библиофила»), Книга: Исследования и материалы. 1990. Сб.60; его же «Второе «я» Ю.Генса»
- Евреи в культуре Русского Зарубежья, Сост. М.Пархомовский. Иерусалим, 1993. Вып. 2
- Инна Генс-Катанян. Дома и миражи. Нижний Новгород, изд-во ДЕКОМ, 2005, ISBN 5-89533-147-5.
- Дома и фантазии , фон Инна Генс, Тарту, Atlex, 2007, ISBN 978-9949-441-04-4.
- Лепик Ханно: Юлиус Генс и экслибрисы. Таллинн, 2009.
- Лео Генс: Й. Генс – исследователь и пропагандист еврейского искусства. Иерусалим, 1994 год.
- Михаил Пархомовский: Русско-еврейская диаспора (Исторические очерки). Иерусалим, 2012 г., ISBN 978-965-90252-1-3.
- Ээрик Тедер: «Юлиус Генс и библиофилия. Книга... II, Таллинн 2002 г. (на эстонском языке)
- Ютта Флекенштейн: Из очень далека – выходцы из бывшего Советского Союза, Хентрих и Хентрих Верлаг Берлин, 2012, ISBN 978-3-942271-71-4.
Веб-ссылки
[ редактировать ]- Литература Юлиуса Генсса и о нем в каталоге Эстонской национальной библиотеки в Таллинне.
- Корнелия Рабиц «Юлиус Генсс, страстный коллекционер», Deutsche Welle, 2012
- Ева-Элизабет Фишер «Ничего на витрине», Süddeutsche Zeitung, 2012 г.
- Юлиус Генс – EJA – Искусство
- Когда пришли «русские»
- Дважды разграблены, но еще не вернулись с войны (PDF-Datei; 514 КБ), Патриция Кеннеди Гримстед, © Гарвардский украинский исследовательский институт, 2005 г.
- «Дороги в Ратибор» (файл PDF; 497 КБ) Разграбление библиотеки и архивов айнзацштабом рейхсляйтера Розенберга (ERR), Патрисия Кеннеди Гримстед, © Oxford University Press, 2005 г.
- Мир библиофила и коллекционера произведений искусства
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б "Julius Genss – Investigator and Propagator of Jewish Art | Реставратор в Мюнхене" . restaurator-muenchen.com . Retrieved 2024-01-29 .
- ^ Перейти обратно: а б «Разграбление ERR коллекции Юлиуса Генсса в Эстонии» . Инициатива по разграблению произведений искусства и культурных ценностей в результате Холокоста . Проверено 29 января 2024 г.
- ^ «Разграбление ERR коллекции Юлиуса Генсса в Эстонии, март 2023 г.» (PDF) . Лутедарт .
- ^ «ЭЖА-Арт» . muuseum.jewish.ee . Проверено 29 января 2024 г.
- ^ Гримстед, Патрисия Кеннеди (2004). «Дорога в Минск за западными «трофейными» книгами: дважды разграблена, но еще не «домой с войны» » . Библиотеки и культура . 39 (4): 351–404. ISSN 0894-8631 .
- ^ «Лео Генс» (PDF) .
- ^ "Потомки Маяковского. Кто имеет право на наследство поэта? // Радио Свобода. — 2019. — 12 декабря" .
- ^ Лиза (17 апреля 2023 г.). «КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЕВРЕЙСКИМ МАТЕРИАЛЬНЫМ ПРЕТЕНЗИЯМ К ГЕРМАНИИ (ПРЕКРАСНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ) И ВСЕМИРНАЯ ЕВРЕЙСКАЯ РЕСТИТУЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (WJRO) ОБЪЯВЛЯЮТ О ПУБЛИКАЦИИ ОТЧЕТА О РАЗГРАДЕ КОЛЛЕКЦИИ ЮЛИУСА ГЕНСА, ГЛАВНОГО ЭСТОНСКОГО ЕВРЕЙСКОГО ИСКУССТВА КОЛЛЕКЦИОНЕР ВО ВРЕМЯ ХОЛОКОСТА» . ВДЖРО . Проверено 29 января 2024 г.
- ^ "Interview zur Ausstellung | Реставратор в Мюнхене" . restaurator-muenchen.com . Retrieved 2024-01-27 .
- ^ «Юлиус Генс, страстный коллекционер – DW – 30 июля 2012 г.» . dw.com (на немецком языке) . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Гамбург, KulturPort De Kultur-Magazin (19 июля 2012 г.). «Евреи 45/90 — серия выставок из двух частей в Еврейском музее Мюнхена» . KulturPort.De — Follow Arts ~ интернет-журнал (на немецком языке) . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ «יידישע גראפיק» , Каталог онлайн-каталогов, Библиография временных выставочных каталогов с 1876 года, содержащих предметы иудаики , Брилл, 14 мая 2019 г. , получено 3 февраля 2019 г.
- ↑ Выставка «Евреи 45/90» в Еврейском музее Мюнхена. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Юлиус Генс, страстный коллекционер – DW – 30 июля 2012 г.» . dw.com (на немецком языке) . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ «ЭРР» . err.tsdavo.gov.ua . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Клюй, Александр (9 июля 2012 г.). «Когда пришли «русские»» . Еврейский генерал (на немецком языке) . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ «Крупная коллекция эстонского искусства, разграбленная нацистами, вероятно, находится в Беларуси, говорится в новом докладе» . The Art Newspaper - Международные новости и события в сфере искусства . 12 апреля 2023 г. Проверено 29 января 2024 г.