Генри Люйтен

Генри Люйтен или Ян Хендрик Люйтен [ 1 ] (21 мая 1859, Рурмонд — 21 января 1945, Брасхат ) — художник голландского происхождения бельгийский . Он известен своими жанровыми сценами , морскими пехотинцами, пейзажами, портретами и сценами с животными. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Хендрик Люйтен родился в Рурмонде, Нидерланды, в семье Фрэнсиса Хуберта Люйтена (1833–1908) и Йоханны Хендрики де Би (1829–1904). Он учился в Королевской академии изящных искусств в Антверпене , Бельгия, с 1878 года. В 1883 году он посещал занятия в Школе изящных искусств в Париже у Александра Кабане. Через 10 месяцев он вернулся в Антверпен. В 1884 году Люйтен стал членом художественного кружка «Алс ик кан» («Если смогу») и принял участие в ряде выставок. Его главными друзьями в художественном кругу были Анри ван де Вельде , Ян-Виллем Розье и Леон Брунин . С 1886 (Золотая медаль Рейксмузеума в Амстердаме) подружился с голландскими художниками Маттейсом Марисом , Якобом Марисом , Хендриком-Виллемом Месдагом , Альмой Тадемой и итальянским живописцем Джованни Сегантини .

В период с 1886 по 1887 год Люйтен проживал в Боринаже , угледобывающем районе на юге Бельгии, где условия труда и жизни горняков были ужасающими. Здесь он стал свидетелем великой забастовки и ее кровавого подавления. В ответ он написал триптих «Забастовка», над которым работал до 1893 года. Размер картины (международное название: «Борьба за жизнь») составляет 3 на 5 метров (120 на 200 дюймов). Картина на правой панели (3 на 2,5 метра (118 на 98 дюймов)) называется «После восстания», а на левой панели - «Несчастье».
17 апреля 1890 года Люйтен женился на Джоанне Франсиске Брис (1854–1916). 28 ноября 1892 года от этого брака родился сын по имени Генри Фрэнсис. Семья на некоторое время поселилась в Мерксеме . В 1896 году Люйтен стал натурализованным бельгийцем. Затем он зарекомендовал себя как художник в Брасхаате , недалеко от Антверпена. В своем доме, старом фермерском доме, окруженном большим садом, около 1900 года он открыл частную школу живописи — Институт изящных искусств Генри Люйтена. Здесь он обучал учеников со всей Европы и США и позволял им рисовать с натуры. Среди его иностранных студентов были Мара Коррадини (Италия/Швейцария), Флора Ценкер (Германия), Мэри Пуль (США), Пьер Блан (Люксембург), Мария Янсен (Нидерланды), Матильда Бернар (Бельгия), Шарль Мир Лесаар (Бельгия) и Хедвич Бениш (Бреслау). Хедвич Бениш станет его второй женой в 1917 году после смерти его первой жены Джоанны. Бениш родился в 1873 году в Лушкове (Хоэнангерн) в бывшей немецкой провинции Позен. Ее семья владела большими поместьями и замками в Силезии, но после Второй мировой войны потеряла все.

Люйтена обвиняли После Первой мировой войны в поддержке немцами-оккупантами голландизации Гентского университета и в принятии им должности в Антверпенской академии во время войны. Он был подвергнут бойкоту со стороны истеблишмента, был вынужден оставить свой пост в Академии и с трудом нашел покупателей на свои работы.
Озлобленный, он и его жена на несколько лет покинули Бельгию, и пара поселилась в северной Германии, в Вик-ам-Дарсс на берегу Балтийского моря . В 1923 году он вернулся в Брасхаат как убежденный пламенный человек .
В конце 1923 года Люйтен пробыл несколько недель в Рюсликоне на Цюрихском озере в Швейцарии . К этому периоду относятся исследования заснеженных Альп и художественные портреты друзей и семьи. У него были выставки в Лондоне в 1926 году и в Манчестере в 1928 году. Сильно разочарованный бельгийским бойкотом, Хендрик Люйтен предложил пожертвовать свои работы городу, где он родился, Рурмонду в 1930 году. Сын Кайперса Джос предложил крыло бывшего дома своего отца построить музей. Это привело к основанию «Муниципального музея Хендрика Люйтена-доктора Кайперса», открытого тогдашней принцессой Юлианой в 1932 году. Люйтен также был назначен кавалером Ордена Оранж-Нассау. 19 января 1933 года у него родилась дочь Лизелотта. Год спустя умер его сын Генри.

Двадцать лет спустя Люйтену пришлось заплатить за свою позицию во время Первой мировой войны. В начале Второй мировой войны восьмидесятилетний мужчина был заключен в тюрьму на одну ночь. Во время послевоенных репрессий, последовавших за освобождением некоторых частей Бельгии, в январе 1945 года его подняли с постели и снова заключили в тюрьму на одну ночь. Он умер через несколько дней.
Работает
[ редактировать ]Как художник Люйтен был очень разносторонним. Наиболее известный как художник-импрессионист-пейзажист, он также преуспел в написании портретов и жанровых сцен. На него оказали влияние Гаагская школа 19 века и школа Барбизона, а также голландская и фламандская живопись 17 века .
Одна из самых известных его работ — «Золотое полотно Фландрии» («Het Gulden Doek van Vlaanderen»), в которой Люйтен изображает вымышленную встречу ста с лишним людей, сыгравших, по его мнению, ключевую роль во фламандской истории и фламандском движении . Католик или либерал, активист или антигерманец, живой или уже умерший, он изобразил всех на фоне « Рубенса » Снятия с креста . Над картиной он работал более 10 лет. Он был подарен IJzertoren ( Башня Изер), где хранится в музее. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Варианты имени: Хендрик Ян Люйтен, Хендрик Люйтен, Генри Люйтен, Анри Люйтен, Хендри Люйтен, Рик Люйтен, Жан Генри Люйтен
- ^ Ян Хендрик Люйтен из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ↑ Пятно от войны прилипает к отреставрированному холсту , статья о пестрой истории картины «Золотой холст Фландрии» (на голландском языке)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Йозеф Де Бенхаувер , Генри Люйтен (1859–1945) (Антверпен: MIM, 1995; ISBN 90-341-0857-0 )
- Йозеф Де Бенхаувер, « Институт изящных искусств Генри Люйтена» в «Брассхаат: ретроспектива через сто лет» (Брассхаат: Пандора, 2008; ISBN 978-90-5325-293-2 )
- Веб-страница музея Эйзерторен, на которой представлена картина «Золотой холст Фландрии».
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Генри Люйтеном, на Викискладе?
