Публий Корнелий Сципион ( Flamen Dialis )

Публий Корнелий Сципион (ок. 195 — ок. 170 до н. э.) — священник Римской республики , принадлежавший к знатному роду Корнелиев Сципионов . Он был внуком Сципиона Африканского и сыном П. Корнелия Сципиона . Он известен только по надписи, найденной в гробнице Сципионов , в которой говорится, что он был фламеном Диалисом , престижным жрецом Юпитера .
Семейное прошлое
[ редактировать ]Во втором веке до нашей эры патриций Корнелий Сципионы был ведущей семьей Римской республики благодаря крупным победам, одержанным ее членами, таким как победа Сципиона Африканского против Ганнибала , Сципиона Азиатского против Антиоха III , Сципиона Испалла против испанцев, или Сципион Насика против бойев . У Сципиона Африканского было два сына, Публий и Луций, которые, однако, не сделали такой престижной карьеры, как их отец; Луций был втянут в коррупционный скандал, а Публий -старший имел слабое здоровье. Тем не менее последний был известным историком и ученым. [ 3 ] [ 4 ]
У Сципиона-историка был только один сын, Фламин, который, однако, умер раньше него. Его ранняя смерть оставила его отца бездетным и побудила усыновить сына Эмилия Павла , известного тогда как Сципион Эмилиан . Поскольку Эмилиан уже был принят на вооружение в битве при Пидне в 168 г. до н. э., смерть Сципиона должна была произойти незадолго до этого. Поскольку его смерть не записана в , Ливия «Истории Рима» Йорг Рюпке предположил, что она произошла в 170 году, поскольку в рукописи Ливия есть пробел в том месте, где он должен был назвать имена новых священников. [ 5 ]
У Сципиона еще было время жениться, так как это было требованием стать фламином, но его жена неизвестна. [ 6 ]
Фламен Диалис
[ редактировать ]Сципион известен только как Фламен Диалис, великий жрец Юпитера. Поскольку 6 из 11 известных фламинов были Корнелиями, некоторые историки отметили, что этот род имел особые отношения с Юпитером. Корнелии также часто изображали Юпитера на монетах, которые они чеканили до конца Республики.
Сципион был назначен фламеном величайшим понтификом Марком Эмилием Лепидом , вероятно, в 174 году до нашей эры. [ 7 ] [ 8 ]
Могила
[ редактировать ]Первая строка, в которой упоминается фламен, была добавлена позже, возможно, Сципионом Эмилианом, когда он реорганизовал семейную гробницу в 130-х годах до нашей эры. Возможно, он хотел повысить престиж своего приемного брата, который умер, не успев сделать политическую карьеру. [ 9 ]
Эпитафия
[ редактировать ]Фрагменты его саркофага были обнаружены в Гробнице Сципионов и сейчас находятся в стене музеев Ватикана . Сохранилась только сломанная лобовая пластина, на которой сохранилась эпитафия, написанная древнелатинским сатурнианским размером:

- QVEI·APICEINSIGNE·DIAL[ ]АМИНИ·GESISTEI
- СМЕРТЬ·PERFECT[ ]TVA·VT·ESSENT·ALL
- КОРОТКО·СЛАВА·СЛАВА·VIRTVS·QVE
- СЛАВА·ATQVE·INGENIVM·QVIBVSSEI
- IN·LONGA·LICV[ ]SET·TIBEVTIER·VITA
- ЛЕГКО·Я СДЕЛАЛ[ ]СВПЕРАСЫ·СЛАВА
- MAIORVM·QVA·RE·LVBENS·TE·INGREMIV
- СЦИПИО·РЕЦИП[ ]T·TERRA·PVBLI
- PROGNATVM·PVBLIO·CORNELI
Разрыв скрывает несколько букв, отмеченных скобками. Эпитафия написана современным прописным и строчным шрифтом, а недостающие буквы восстановлены как: [ 10 ]
- эти высшие знаки отличия Dial[s fl]amines управляют |
- Твоя смерть сделала все идеальным Брейя
- почести и репутация добродетели | слава и талант
- с кем я в долгосрочной перспективе лику[i]улучшит вашу жизнь |
- Ты легко преодолеешь свою славу предков
- в этом случае я рад видеть тебя у себя на коленях | Сципион получил
- земля Публия | потомок Публия Корнелия.
а также переписано классическими латинскими стихами как: [ 11 ]
- ...это замечательная вершина
- Ты сделал циферблат шамана, смерть кончилась,
- Чтобы всё было кратким: почести, слава,
- Добродетель, слава и талант, если таковые имеются.
- В долгой жизни вы могли бы использовать
- Ты бы легко превзошел славу своих предков.
- Поэтому Сципион с радостью принял тебя на свою лоно.
- Земля Публия произошла от Публия Корнелия.
переводится как: [ 12 ]
- Для вас, носившего характерную кепку Flamen Dialis, смерть оборвала все – честь, славу и добродетель, славу и интеллектуальные способности. Если бы вам была дарована долгая жизнь, чтобы использовать эти преимущества, вы бы далеко превзошли славу своих предков своими достижениями. Поэтому Земля с радостью принимает тебя в свои объятия, Сципион – Публий Корнелий, сын Публия.
Эта надпись является третьей из так называемых elogia Scipionum — нескольких эпитафий, сохранившихся из гробницы.
Анри Этчето предполагает, что своеобразный тон эпитафии с использованием второго лица («туа»), в то время как другие элогии написаны от третьего лица, показывает, что она была написана отцом Сципиона, поскольку он был известен как его литературные качества. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Инвентарный номер: MV_1148_0_0.
- ^ Etcheto, Les Scipions , стр. 272, 273.
- ^ Цицерон, Брут , 77.
- ^ Джон Бриско, в Корнелле (ред.), «Фрагменты римских историков» , том. я, с. 184; том. II, стр. 122, 123.
- ^ Etcheto, Les Scipions , стр. 182, 393 (прим. 184).
- ^ Etcheto, Les Scipions , с. 182.
- ^ Ливи, xli. 28 .
- ^ Rüpke, Fasti Sacerdotum , стр. 921, 922. Рюпке объясняет, что упоминание «Князя Корнелиуса», представленного как Фламен Диалис в Ливии, является искажением рукописи и должно читаться как «П. Корнелиус».
- ^ Etcheto, Les Scipions , стр. 241, 247.
- ^ Сэндис, Латинская эпиграфика , с. 68.
- ^ Рамзи, Руководство по латинской просодии , с. 305.
- ^ Мойр, «Эпитафия Публия Сципиона», с. 264.
- ^ Etcheto, Les Scipions , с. 247.
Библиография
[ редактировать ]Древние источники
[ редактировать ]- Марк Туллий , Брут Цицерон
- Тит Ливий , Из города основания Книги
Современные источники
[ редактировать ]- Тим Корнелл (редактор), «Фрагменты римских историков» , Oxford University Press, 2013.
- Анри Эчетто, Сципионы. Семья и власть в Риме в эпоху республиканцев , Бордо, Ausonius Éditions, 2012.
- Кирстин Мойр, « Эпитафия Публия Сципиона », в The Classical Quarterly , том 36, 1986, стр. 264–266.
- Уильям Рамзи , Руководство по латинской просодии (2-е изд.), Лондон и Глазго, Ричард Гриффин и компания, 1859 г.
- Йорг Рюпке , Энн Глок, Дэвид Ричардсон (переводчик), Fasti Sacerdotum: просопография языческих, еврейских и христианских религиозных деятелей в городе Риме, 300 г. до н.э. - 499 г. н.э. , Oxford University Press, 2008.
- Джон Эдвин Сэндис , Латинская эпиграфика: введение в изучение латинских надписей . Архив Кубка.