Хан Доуран VII
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2022 г. ) |
Самсам-уд-Даула Хан Дюран VII | |
---|---|
Хан Дюран | |
![]() Хан-и-Дауран | |
Мир Бахши из Империи Великих Моголов | |
В офисе 8 октября 1720 г. - 24 февраля 1739 г. | |
Монарх | Мухаммад Шах |
Предшественник | Ихтишам-уль-Мульк |
Преемник | Низам-уль-Мульк, Асаф Джа I |
Субадар из Агры | |
Монарх | Фаррухсияр |
Предшественник | Чабела Рам |
Преемник | Садатулла Хан I |
Личные данные | |
Рожденный | Хаваджа Асим Империя Великих Моголов |
Умер | 24 февраля 1739 г. Карнал , Империя Великих Моголов |
Отношения | Музаффар Хан (брат) |
Дети | Мирза Ашраф |
Занятие | Генерал , Субадар |
Военная служба | |
Верность | Империя Великих Моголов |
Филиал/служба | Армия Великих Моголов |
Битвы/войны | |
Хан Доуран VII ( персидский : خان دوران ; ум. в 1739 г.) был государственным деятелем Великих Моголов и полководцем восемнадцатого века. Первоначально Ходжа Асим, он был назначен Самсам уд-Даула ( Меч Государства ) Хан-и Дауран и был Мир Бакши и Амир-уль-Умара . Он был главой всей имперской знати и главнокомандующим армией Великих Моголов во время правления Мухаммад-шаха. [ 1 ] [ 2 ] и служил Императору до его смерти в битве при Карнале .
Его брат Музаффар-хан был Мир-и-Атишем (командиром артиллерии). [ 3 ] и губернатор Аджмера . [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]Ходжа Асим был индийским мусульманином. [ 5 ] который родился в 1672–1673 годах в Агре, где его отец Ходжа Касим жил на пенсии после того, как оставил службу в армии. [ 6 ] Он был членом семьи Накшбанди Ходжазада, принадлежавшей к секте Накшбанди . [ 7 ] и были уроженцами Агры. [ 8 ] Он был этническим хиндустанцем. [ 9 ] Когда Ходжа Асим повзрослел, он вместе со своими братьями отправился в Декан в поисках работы и поступил на службу к принцу Каму Бахшу, который взял его на службу и вырастил как мансабдара. [ 10 ] Один автор утверждает, что Ходжа Асим был товарищем по играм принца Фаррухсияра , но, поскольку он был как минимум на одиннадцать лет старше, это вряд ли может быть правдой. Однако его близость с принцем была основана на том, что он участвовал с ним в борьбе, стрельбе из лука, верховой езде, игре в поло и других воинских упражнениях, которые Фаррухсияр страстно любил. [ 11 ]
Ашуб говорит, что его предок, хан Баха-уд-Дин Накшбанд, был Пиром и Муршидом всего Турана и Туркестана. [ 12 ]
Жизнь
[ редактировать ]
Когда Фаррухсияр стал наследником престола, Ходжа Асим почувствовал себя «только что оседлавшим соколом». Фаррухсияр пытался возвысить Хан-и-Даурана в качестве фаворита, чтобы установить независимость от правления индийских братьев-мусульман Сайидов . [ 13 ] Ему сделали мансабдаром 7000/7000 зат и совар, [ 14 ] и был назначен главой вала-шахов, отличавшихся красными тюрбанами. [ 15 ] Когда Сайид Хусейн Али Хан был назначен вице-королем Декана и оставлен лично руководить провинциями, Сайиды согласились по настоянию Императора передать Хан-и-Даурану роль Мир Бахши в качестве заместителя. [ 16 ] В этот период он был губернатором Агры и Гуджарата. [ 17 ]
После свержения братьев Сайид, во время которого Хан-и Дауран сражался с Абдуллой-ханом в битве при Хасанпуре, [ 18 ] Хан-и-Дауран занял место Хусейна Али Хана в качестве Мир Бахши с рангом 8000 зат и совар и стал Амир-уль-Умарой. [ 19 ] [ 20 ] Ему удалось изгнать Асафа Джа I от двора в Декан. [ 21 ] после чего вся власть практически перешла в руки мир-бахши Хан-и-Даурана. [ 22 ] С этого момента и до своей смерти в 1739 году Хан-и-Дауран сохранял свое положение при дворе, кто бы ни находился у власти. [ 11 ] Хан-и-Дауран обвинил следующего вазира Рошан-уд-Даулы в коррупции, что привело к увольнению его с поста. [ 23 ] [ 24 ] В качестве солдат он нанимал только индийских мусульман. [ 25 ] Ашуб говорит, что его покровительство хиндустанцам привело к упадку потомков ирани и турани, слуг Азам-шаха . [ 26 ]
Хан-и-Дауран был главой армии Великих Моголов в битве при Карнале . [ 27 ] Во время вторжения Надер-шаха в Империю Великих Моголов Мухаммад-шах разослал запрос о вводе войск по всем своим землям и собрал большие силы, чтобы противостоять захватчикам. Одним из дворян Великих Моголов, ответивших на призыв Императора, был Хан Доуран, назначенный главнокомандующим армией Великих Моголов по просьбе Мухаммад-шаха . После прибытия контингента могольских сил под командованием Саадат-хана арьергард этой колонны подкрепления подвергся атаке персидских стычек, разграбивших обоз. Саадат-хан пустился в погоню и был вовлечен в бой.

После того, как в лагерь Великих Моголов поступили сообщения, Мухаммад Шах решительно поддержал помощь войскам Саадат-хана, но Хан Доуран посоветовал соблюдать осторожность, заявив, что любая помощь, оказанная Саадат-хану, приведет только к вовлечению большего количества войск Великих Моголов в поражение Саадат-хана. После того, как Мухаммад Шах усомнился в его храбрости, Хан Доуран надел доспехи и отправился на соединение с Саадат Ханом. Хан-и Дауран заявил, что не в индийском стиле бросать друга, даже если он поступил неосторожно. [ 28 ] Однако Надир-шах послал несколько войск, чтобы симулировать отступление, и ему удалось разделить Хана Доурана и Саадат-хана и детально победить каждого. Солдаты хана Доурана были уничтожены, а сам он был тяжело ранен и умер позже тем же вечером после того, как его вассалы отнесли его обратно в лагерь Великих Моголов. Хотя Хан-и-Дауран выступил со своей конницей в бой с противником, остальная часть армии под командованием Низама оставалась во время боя инертной, которая, по мнению «Сияр-уль-Мухтахрин», «вероятно, надеялась занять места этих соперники при дворе, если они погибнут». Низам затаил обиду на Хан-и Даурана, так как последний сравнил свою функцию с танцем старой обезьяны из Декана, когда Низам пришел ко двору в своей деканской одежде и выразил почтение в манере махратт. [ 29 ] Сам император Великих Моголов также оставался «безумным и стоял, как деревянная фигура», вдали от поля битвы, «но скорее как отдаленный зритель битвы, а не участник ее». [ 30 ] Раненое тело Хан-и-Даурана было доставлено обратно в лагерь Великих Моголов, где он пришел в себя и сказал слабым голосом: «Я сам закончил свои дела. Теперь вы знаете, и ваша работа знает. Никогда не везите императора в Надира, и не ведите Надира в Дихли, но отправьте это зло отсюда любыми средствами, какие только сможете придумать». Затем он снова потерял сознание и умер через два дня. [ 31 ] Среди погибших были его брат Музаффар Хан и старший сын Мухаррам Хан. [ 32 ]
Его младший сын Мирза Ашраф Самсам-уд-Даула, которого взял в плен Надир-шах, получил от Мухаммад-шаха титул Хан-и-Даурана и пост Мир-и-Атиша и стал Мир-Бахши Аламгира II. с титулом Амир-уль-Умара. [ 33 ] [ 34 ]
Личность
[ редактировать ]
Во многом престиж Хан-и-Даурана, возможно, был обусловлен его властным присутствием. Современник рассказывает нам, что, когда он поднимался в зал для аудиенций с группой последователей, можно было видеть, что его голова возвышалась над другими. [ 11 ]
Наваб Садр-уд-Дин Мухаммад Хан Фаиз , первый поэт Северной Индии, написавший Диван на Рехте или урду в 1715 году, участвовал в мушаирах и академических собраниях в резиденции Хан-и-Даурана, и на них он ярко описано в « Рисала-и Маназрат» . [ 35 ] Хан-и Дауран был человеком с гладкой, правдоподобной речью и плохо знал персидский язык. Вместо этого Хан-и Дауран говорил на элегантном урду , украшенном персидскими фразами. [ 36 ] Хан-и Дауран считал претенциозным использовать персидский язык в повседневной беседе или дома; это делало человека открытым для насмешек и критики. [ 37 ] Хан-и Дауран также владел большой библиотекой. Он установил суточное содержание известного поэта урду того времени Мир Таки Мира . Однажды он понравился кашмирскому поэту мулле Сатаи и наградил его двумя тысячами рупий. Но последний запросил у Мир Бахши мансаб, после чего Хан-и Дауран привел его для чтения касыды в суде в пользу императора. Поэт получил мансаб, джагир, службу в провинции Кашмир. [ 38 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мухаммад Латиф (Сайид, хан Бахадур.) (1891). История Пенджаба от древнейших времен до наших дней . Калькуттская центральная пресса, ограниченная. п. 198.
- ^ Ипполито Дезидер (2010). Миссия в Тибет: необычайный рассказ отца Ипполито Дезидери в восемнадцатом веке SJ с. 497. ИСБН 9780861716760 .
- ^ Говинд Сахарам Сардесай (1948). Новая история маратхов: расширение власти маратхов, 1707-1772 гг . Публикации Феникса. п. 146.
- ^ Захируддин Малик (1973). Государственный деятель Великих Моголов восемнадцатого века Хан-и-Дауран, Мир Бакши Мухаммад-шаха, 1719-1739 гг . Алигархский мусульманский университет. п. 60. ИСБН 9780210405444 .
- ^ Мохиббул Хасан (1982). Историки средневековой Индии . Публикации Минакши. п. 159.
Хан-и-Дауран, мусульманин индийского происхождения.
- ^ Захируддин Малик (1973). Государственный деятель Великих Моголов восемнадцатого века Хан-и-Дауран, Мир Бакши Мухаммад-шаха, 1719-1739 гг . Алигархский мусульманский университет. п. 4. ISBN 9780210405444 .
- ^ Сайед Х. Аскари (1983). Икбалнама: анонимного современного писателя . Джанаки Пракашан. п. 236.
- ^ Средневековая Индия Ежеквартальный том 5 . Исторический факультет Алигархского мусульманского университета. 1963. с. 89.
- ^ Сунанда Бхаттачарья (1993). Роль джатов и раджпутов при дворе Великих Моголов, 1707-1740 гг . Мичиганский университет. п. 36.
- ^ Не дано (1969). Средневековая Индия: Том 1 . Алигархский мусульманский университет. Кафедра истории. Центр перспективных исследований. п. 136.
- ^ Jump up to: а б с Уильям Ирвин (1971). Позже Моголы . п. 265.
- ^ Сатиш Чандра (1959). Партии и политика при дворе Великих Моголов . п. 211.
- ^ В. Д. Махаджан (2020). Современная история Индии . п. 9. ISBN 9789352836192 .
- ^ Шама Митра Ченой (1998). Шахджаханабад, город Дели, 1638-1857 гг . Издательство Мунширам Манохарлал. п. 81. ИСБН 9788121508025 .
- ^ Уильям Ирвин (1971). Позже Моголы . п. 260.
- ^ Сатиш Чандра (2005). Часть I. Средневековая Индия: От Султаната до Великих Моголов . Публикации Хар-Ананда. п. 478. ИСБН 9788124110669 .
- ^ Захируддин Малик (1973). Государственный деятель Великих Моголов восемнадцатого века . Алигархский мусульманский университет.
- ^ Захируддин Малик (1973). Государственный деятель Великих Моголов восемнадцатого века Хан-и-Дауран, Мир Бакши Мухаммад-шаха, 1719-1739 гг . п. 106. ИСБН 9780210405444 .
- ^ Захируддин Малик (1973). Государственный деятель Великих Моголов восемнадцатого века Хан-и-Дауран, Мир Бакши Мухаммад-шаха, 1719-1739 гг . Алигархский мусульманский университет. п. 7. ISBN 9780210405444 .
- ^ Журнал: Тома 6-8 . Историческое общество Уттар-Прадеша. 1993. с. 79.
- ^ Зульфикар Ахмед (1982). Пенджаб . Публикации Санг-Э-Мил.
- ^ Х. Г. Кин (2001). турки в Индии . Университетское издательство Тихоокеанского региона. п. 210.
- ^ Махешвар Даял (1975). Новое открытие Дели . п. 133.
- ^ Правин Кумар. Полная история Индии для экзамена IAS: настоятельно рекомендуется для сдачи IAS, PCS и других конкурсных экзаменов . Издательство «Образование». п. 267.
- ^ Сатиш Чандра (1959). Партии и политика при дворе Великих Моголов . п. 211.
- ^ Сатиш Чандра (1959). Партии и политика при дворе Великих Моголов . п. 246.
- ^ Сунанда Бхаттачарья (1993). Роль джатов и раджпутов при дворе Великих Моголов, 1707-1740 гг . п. 37.
- ^ Г.С. Чима (2002). Забытые Моголы: история более поздних императоров дома Бабара, 1707–1857 гг . п. 195. ИСБН 9788173044168 .
- ^ Зульфикар Ахмад (1982). Пенджаб . Мичиганский университет. п. 107.
- ^ Джасвант Лал Мехта (2005). Расширенное исследование истории современной Индии 1707-1813 гг . п. 148.
- ^ Уильям Ирвин (1971). Позже Моголы . п. 355.
- ^ Захируддин Малик (1973). Государственный деятель Великих Моголов восемнадцатого века . п. 102.
- ^ Мухаммад Умар (1998). Мусульманское общество в Северной Индии в восемнадцатом веке . Мичиганский университет. п. 296. ИСБН 9788121508308 .
- ^ Захируддин Малик (1973). Государственный деятель Великих Моголов восемнадцатого века . п. 102.
- ^ Захируддин Малик (1977). Правление Мухаммад-шаха 1919-1748 гг .
- ^ Стивен П. Блейк (2002). Шахджаханабад: суверенный город в Индии Великих Моголов 1639-1739 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 139. ИСБН 9780521522991 .
- ^ Стивен П. Блейк (2002). Шахджаханабад: суверенный город в Индии Великих Моголов 1639-1739 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 134. ИСБН 9780521522991 .
- ^ Захируддин Малик (1973). Государственный деятель Великих Моголов восемнадцатого века . Алигархский мусульманский университет. п. 108.
Библиография
[ редактировать ]- Каст, Эдвард, Анналы войн восемнадцатого века , издательство Gilbert & Rivington Printers: Лондон, 1862.
- Дюпюи, Р. Эрнест и Тревор Н. Дюпюи, Энциклопедия военной истории Харпера , 4-е изд., HarperCollinsPublishers, 1993.
- Эксуорси, Майкл, «Меч Персии; Надер Шах, от воина племени до побеждающего тирана», IB Tauris, 2009.