Братья Сайид
Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики и связности . ( Октябрь 2023 г. ) |
Братья Сайид относятся к Сайеду Хасану Али Хану Бархе и Саеду Хуссейну Али Хану , которые были двумя влиятельными дворянами во время упадка Империи Великих Моголов .
Это были индийские мусульмане, принадлежащие к Садаат-э-Бара клану династии Барха , которые утверждали, что являются сайидами или потомками исламского пророка Мухаммеда . [ 1 ] Их претензии в целом не были приняты, и они были названы потомками крестьян из Пенджаба , которые мигрировали в восточную часть Музаффарнагара , Уттар-Прадеш . [ 2 ] По словам историка Ричарда М. Итона , они «были такими же коренными жителями Индии, как джаты , раджпуты или маратхи ». [ 3 ]
Братья приобрели большое влияние при дворе Великих Моголов после смерти Аурангзеба в 1707 году и стали де-факто правителями империи, когда начали создавать и свергать императоров. [ 4 ] [ 5 ] Они восстановили власть Великих Моголов в Аджмере в Раджастане после капитуляции махараджи Аджита Сингха и лидера Джатов Чурамана . [ 6 ] Во время их правления сикхский мятежник Банда Сингх Бахадур был схвачен и казнен. Сайиды занимались вербовкой солдат, очень немногие из которых не были сайидами, жителями Бархи или немусульманами. [ 7 ]
Император Бахадур-шах I умер в 1712 году, а его преемник Джахандар-шах был убит по приказу братьев Сайид. В 1713 году племянник Джахандара Фаррухсияр (годы правления 1713–1719) стал императором с помощью братьев. Его правление ознаменовало господство братьев, которые монополизировали государственную власть и низвели императора до номинального главы. Братья сговорились отправить Низам-уль-Мулька в Декан , подальше от двора Великих Моголов, чтобы уменьшить его влияние. В 1719 году братья ослепили, свергли и убили Фаррухсияра. Затем они договорились, что его двоюродный брат Рафи уд-Дараджат станет следующим правителем в феврале 1719 года. Когда Рафи уд-Дараджат умер от болезни легких в июне, они сделали его старшего брата Рафи уд-Даулаха (Шах Джахан II) правитель. После того, как последний умер от болезни легких в сентябре, Мухаммад Шах (годы правления 1719–1748) взошел на трон в возрасте семнадцати лет с братьями Сайид в качестве регентов до 1720 года.
Чтобы восстановить свою фактическую власть, Мухаммад Шах организовал убийство братьев с помощью Низам-уль-Мулька. Сайед Хусейн Али Хан был убит в Фатехпур-Сикри в 1720 году, а Сайед Хасан Али Хан Барха был смертельно отравлен в 1722 году. [ 8 ]
Ранние назначения братьев Сайед
[ редактировать ]Два брата, которые сейчас приобрели такую известность, происходили из старой военной аристократии. Помимо престижа рода Сайедов и личной известности, приобретенных благодаря их собственной доблести, они были сыновьями Абдуллы Хана Бархи. [ 9 ] выбран Аурангзебом первым Субедаром Биджапура , в Декане а затем Субедаром Аджмера . который был Абдулла-хан поднялся на службу к Рухулле-хану, , Аурангзеба Мир Бахши и, наконец, получив звание императорского Мансабдара , примкнул к старшему принцу Муаззаму .
Во время правления императора Великих Моголов Аурангзеба в 1697 году Сайед Хасан Али Хан был фаудждаром Султанпура, Назарбара в Баглане , а в 1698 году был назначен субахдаром Хандеша , чтобы остановить экспансию маратхов в регионе. Позже он был назначен правителем Хошангабада , Хандеша. Он отвечал за Аурангабад во время последней кампании императора Великих Моголов против маратхов в 1705 году и присутствовал на похоронах Аурангзеба в 1707 году.
Младший брат Хасана, Хусейн Али Хан, который, по общему признанию, был человеком гораздо большей энергии и решимости, чем его старший брат, во время правления Аурангзеба руководил сначала Рантхамбором в Аджмере , а затем Хиндауном . Баяна , в Агре .
Роль в войне Великих Моголов (1707–1709)
[ редактировать ]После того, как принц Муизз уд-Дин Джахандар Шах , старший из сыновей императора Бахадур-шаха , был назначен в 1106 г. по хиджре (1694–1695 гг.) руководителем провинции Мултан , Сайед Хасан Али Хан и его брат последовали за ним. там. Во время экспедиции против непокорного белуджского заминдара Сайиды считали, что почести этого дня принадлежат им. Принц Муизз уд-Дин Джахандар Шах думал иначе и поручил их своему тогдашнему любимому администратору Исе Хану Майну , пенджабскому мусульманину из племени Мейн. Сайиды , в отчаянии оставили службу и отправились в Лахор , где жили в сравнительной бедности, ожидая работы от Муним-хана II назима этого места. Муним-хан II принадлежал к партии индийских шейхзадов. [ 10 ] Когда император Аурангзеб умер и принц Мухаммад Муаззам Шах Алам прибыл в Лахор во время своего марша в Агру , чтобы оспорить трон, Сайиды представились, и их услуги были с радостью приняты. В битве при Джаджау или Джаджоване 18 числа раби I 1119 года хиджры (18 июня 1707 года) они служили в авангарде и доблестно сражались пешими, как это было принято у сайидов в чрезвычайных ситуациях. Третий брат, Сайед Нур уд-Дин Али Хан, остался мертвым на поле боя, а Сайед Хусейн Али Хан был тяжело ранен. Хотя их ранг был повышен до 4000, а старший брат получил титул своего отца Сайед Миан , ни новый император, ни его визирь не относились к ним с такой благосклонностью, которой, казалось, заслуживали их исключительные заслуги. [ 11 ]
Двум сайидам удалось поссориться с Ханазад-ханом, вторым сыном визиря Муним-хана, и обидеть Джахандар-шаха, хотя разрыв был залечен личным визитом к ним визиря, мало кто сомневается, что эта разница помогла им не пускать занятости. На следующее утро после битвы при Джаджау принц посетил их покои, чтобы выразить им соболезнования в связи со смертью их брата Саеда Нур уд-Дина Али Хана, и при этом расхваливал их доблесть. Сайед Хуссейн Али Хан ответил на эти попытки агрессивно, заявив, что то, что они сделали, было пустяком, многие сделали столько же, их доблесть будет известна, когда их господин будет покинут и одинок, а сила их правой руки усадит его на троне. Принц Муизз уд-Дин Джахандар Шах был раздосадован этой речью и воздержался от каких-либо рекомендаций своему отцу в их пользу. Однако Сайид Шуджаат Хан Барха владел провинцией Аджмер, а другой Сайид Хусейн Барха был назначен фаудждаром Амбера. [ 12 ]
В апреле 1708 года принц Азим-уш-Шан назначил младшего брата Сайеда Хусейна Али-хана представлять его в качестве губернатора Бихара , столица которого находилась в Азимабаде . В октябре 1708 года Сайед Хасан Али Хан был назначен субахом Аджмера , который тогда находился в беспокойном состоянии из-за восстания Раджпутов , состояния вещей, с которым Сайед Шуджаат Али Хан Барха, казалось, вряд ли был способен справиться. Сайед Хасан Али Хан едва успел добраться до Дели , чтобы собрать новые войска и провести другие приготовления, как император Бахадур Шах передумал, и Шуджаат Али Хан Барха снова получил благосклонность и остался в своем правительстве. Сайид Саид Хан Барха был назначен руководителем столицы Качавы в Амбере . [ 13 ] В конце концов, по милости принца Азим-уш-шана , Сайед Хасан Али-хан в январе 1711 года стал заместителем этого принца в провинции Аллахабад . Хан-и Джахан Барха был назначен фаудждаром Морадабада. [ 14 ]
Просьба Фаррухсияра к Сайидам
[ редактировать ]Когда принц Фаррухсияр впервые прибыл в Азимабад , Сайед Хусейн Али Хан был в экспедиции, по-видимому, с целью отвоевать форт Рохтас в Бихаре , который примерно в это время был захвачен Мухаммадом Разой «Раят-ханом». Сайиды Фаррухсияр почувствовали раздражение, услышав, что выпустил монеты и приказал хутбу читать на имя его отца, принца Азим-уш-шана , не дожидаясь, чтобы узнать результат предстоящей борьбы в Лахоре . Таким образом, по возвращении в свою штаб-квартиру его первым побуждением было вообще отказаться от этих предложений Принса. По правде говоря, никакая попытка не могла выглядеть более безнадежной, чем та, которую принц Фаррухсияр хотел предпринять . Мать принца отважилась навестить мать Сайидов в частном порядке , взяв с собой маленькую внучку. Ее аргументы основывались на том, что позиция Сайидов была обусловлена добротой отца принца. Этот отец, два брата и два дяди были убиты, а собственных средств принца было недостаточно для какого-либо предприятия. Пусть тогда Сайед Хусейн Али Хан выберет свой собственный курс, либо пусть он поможет принцу Фаррухсияру восстановить свои права и отомстить за смерть отца, либо позволить ему заковать принца в цепи и отправить его пленником к императору Джахандар-шаху . Тут мать и дочь принца обнажили головы и громко заплакали. Переполненная слезами, сайида позвала сына в гарем. Маленькая девочка упала к его ногам с непокрытой головой и умоляла его о помощи. Его мать сказала ему, что «каким бы ни был результат, он выиграет: в случае поражения его имя будет записано как герой до Судного Дня; в случае успеха весь Индостан окажется у их ног, а над ними не будет никого, кроме Императора». Наконец она воскликнула: «Если вы будете придерживаться императора Джахандар-шаха, вам придется ответить перед Великим Судьей за отказ от притязаний вашей матери на вас».
При этих словах Сайед Хусейн Али Хан взял женские вуали и надел их на головы, принеся обязательную клятву, что он будет поддерживать дело принца. На следующую ночь принц Фаррухсияр явился в дом хана, сказав, что он пришел либо для того, чтобы его схватили и отправили к императору Джахандар-шаху , либо для того, чтобы заключить соглашение о возвращении трона. В конце концов Сайид обязался сражаться на стороне принца Фаррухсияра. Он сразу же написал своему старшему брату Саеду Хасану Али Хану Бархе в Аллахабад , приглашая его присоединиться к той же стороне, и принц Фаррухсияр обратился к нему с фарманом, дав множество обещаний и разрешив ему потратить бенгальские сокровища, затем в Аллахабаде. , о наборе войск. Совершенно ясно, что в это время или вскоре после этого двум братьям были формально обещаны два главных места в Империи — Визиря и Амира уль-Умара — в качестве награды в случае успеха. Сайед Хасан Али Хан Барха после замены в Аллахабаде уступает в своей приверженности принцу Фаррухсияру .
Кризис престолонаследия Великих Моголов 1712 года
[ редактировать ]Сначала Сайед Хасан Али Хан Барха намеревался подчиниться императору Джахандар Шаху , фактическому императору, которому он отправил письма, в которых заявлял о своей лояльности и предлагал свои услуги. За три месяца до смерти императора Бахадур-шаха он отправился в Джаунпур, чтобы восстановить порядок. В этом он не преуспел, и у его солдат возникла задолженность по зарплате. Мужчины подняли волнение, и единственной заботой Саеда Хасана Али Хана Бархи было сбежать от них и укрыться в форте Аллахабад . Он публично пообещал, что, как только он доберется до города, все коллекции, находившиеся тогда в руках его агентов, будут переданы войскам. На обратном пути пришло известие о смерти императора Бахадур-шаха. Хотя Сайед Хасан Али Хан Барха все еще ожидал положительного ответа на свое письмо императору Джахандар-шаху , он был удивлен, узнав, что его правительство было отнято у него и что заместитель нового губернатора собирался взять владение. Провинция была передана Гардези Садат из Маникпура , субах Аллахабад , некто Раджи Мухаммад-хан, который стал известен во время недавнего восстания в Лахоре и благодаря приобретенной таким образом репутации, был назначен Мир Атишем , или генералом артиллерии. Новый губернатор назначил своим заместителем своего родственника, некоего Сайеда Абдула Гафура (потомка Сайеда Садара Джахана, Садар-ус-Садур , Пиханви ).
Сайед Абдул Гафур собрал контингенты из одного или двух заминдаров и собрал в общей сложности от 6000 до 7000 человек. Когда он приблизился к Карра Маникпуру, Сайед Абул Хасан Хан, сейид Биджапура , . который был бахши Саеда Хасана Али Хана Бархи , двинулся вперед во главе 3000 человек, чтобы помешать ему продвигаться В битве при Сарай Алам Чанд 2 августа 1712 года, когда Абул Хасан Хан одержал победу над Саедом Хасаном Али Ханом Бархой, теперь стало ясно, что Сайиды объединились против Императора ради нового претендента принца Фаррухсияра . Услышав известие о поражении, император Джахандар Шах утвердил Сайида Хасана Али Хана Барху на посту губернатора Аллахабада, но изменить наступление братьев Сайид было бесполезно. [ 15 ]
Тем временем принц Фаррухсияр выступил с армией вместе с Саедом Хусейном Али Ханом Бархой из Патны в Аллахабад , чтобы как можно скорее присоединиться к Саеду Хасану Али Хану Бархе. Император Джахандар Шах, узнав о поражении своего генерала Саеда Абдул Гафура, послал своего собственного сына принца Аззу-уд-Дина вместе с генералами Лутфуллой Ханом и Ходжа Хуссейном Ханом Даураном противостоять этой армии. Вторая битва при Хаджве произошла в районе Фатехпур , штат Уттар-Прадеш, 28 ноября 1712 года. Принц Фаррухсияр решительно разбил принца Аззу-уд-Дина и генерала Лутфуллу-хана Панипатского Сайида Музаффар-хана Барха, дядю по материнской линии Абдулла-хана Сайида. К фракции Фаррухсияра присоединились Хасан-хан, сын Хусейна Али-хана, и Сайид Мустафа-хан, находившиеся на противоположной стороне. [ 16 ] Это вынудило императора Джахандар-шаха и его визиря Великого Зульфикар-хана Нусрата Юнга выйти на поле боя. В битве при Агре, состоявшейся 10 января 1713 года, принц Фаррухсияр одержал решительную победу и стал императором Империи Великих Моголов, сменив своего дядю Джахандара Шаха . Восстание Фаррухсияра против Джахандар-шаха было рискованным предприятием, и его победа была полностью обусловлена ресурсами и смелостью двух братьев Сайид, о чем братья Сайиды хорошо знали и способствовали их высокомерной политике по отношению к своему императору, которого они считали своим собственным творением. [ 17 ]
Восстание братьев Сайид
[ редактировать ]После победы в битве при Агре в 1713 году император Фаррухсияр по пути из Агры в Дели и после прибытия в Дели даровал своим генералам и дворянам множество новых назначений и новых титулов. Сайед Хасан Али Хан Барха был удостоен титулов Наваб Кутб-уль-Мульк, Ямин-уд-даула, Сайед Миан Саани, Бахадур Зафар Юнг, Сипах-салар, Яр-и-вафадар и стал визирем или премьер-министром. Сайед Хусейн Али Хан был назначен первым Бахши с титулами Умдат-уль-Мульк, Амир-уль-Умара, Бахадур, Фероз Юнг, Сипах Сардар .
Амир-уль-Умара Хусейн Али Хан был склонен к использованию преувеличенных и дерзких выражений. Льстецы из свиты Хусейна Али-хана декламировали в присутствии императора стихи: [ 18 ]
«Весь мир и все творение ищут приюта под твоим зонтиком,
Короли мира зарабатывают короны благодаря вашей империи».
Кампания Раджпутаны 1714 г.
[ редактировать ]Государства раджпутов находились в завуалированном восстании против имперской власти в течение 50 лет. Аджит Сингх воспользовался гражданской войной Великих Моголов, чтобы изгнать командира Великих Моголов из Марвара. [ 19 ] Император Бахадур-шах не смог из-за более неотложных дел эффективно ослабить власть раджи. Аджит Сингх, запретив мусульманам забивать коров ради еды и призывать к молитве из мечети Аламгири, помимо изгнания имперских офицеров из Джодхпура и разрушения их домов, вошел на имперскую территорию и завладел Аджмером . Рана Удайпура и Джай Сингх действовали в тесном сотрудничестве с ним, и последний победил Хусейна Хана Барху из Мевата в битве при Самбхаре. [ 20 ] В начале правления императора Фаррухсияра было решено положить конец этому вторжению; необходимо было выступить против него.
Сайед Хусейн Али Хан покинул Дели 6 января 1714 года. Раджа Аджит Сингх, «узнав о марше этой армии, был встревожен ее силой и доблестью Сайидов». [ 21 ] В окрестностях Аджмера Хусейн Хан сжег деревни, принадлежавшие Марвару, а те, что принадлежали Янтарному штату, остались невредимыми. Таким образом, страна была заселена и шаг за шагом передана под имперское правление. [ 22 ] Хуссейн Хан захватил Джодхпур и вынудил мятежника Аджита Сингха бежать и укрыться в холмах. [ 23 ] [ 24 ] После непродолжительной кампании Рагхунатх, мунши на службе у махараджи Аджита Сингха из Джодхпура, прибыл для переговоров о мире. Таким образом, Сайед Хусейн Али Хан двинулся к Майрте, где остановился до тех пор, пока не были согласованы условия мира. Условия заключались в том, что раджа должен выдать одну из своих дочерей замуж за императора, в порядке, который они назвали Дола, что сын раджи, Абхай Сингх, должен сопровождать Хусейна Али Хана в суд, и что раджа лично должен присутствовать, когда вызван. Зафар Хан Рошан уд-Даула прибыл ко двору 5-го Джамади I 1126 года хиджры (18 мая 1714 года) с новостями.
Восстание Чураман Джата
[ редактировать ]По совету братьев Сайед император Фаррухсияр отправил Джая Сингха , который еще мальчиком принимал участие в походах своего отца против джатов, в экспедицию против Чураман Джата, в результате чего осада длилась 12 месяцев. [ 25 ] [ 26 ] Сайиды назначили своего дядю по материнской линии Сайида Хан-и-Джахана Барха командовать второй армией, а Джай Сингх с отвращением вернулся ко двору, полный ненависти к сайидам, испортившим его лавры. [ 27 ] В конце концов Чураман обратился к вазиру Кутб-уль-Мульку, предложив дань и сдав свои крепости. [ 28 ] Чураман Джат стал новым фаворитом Сайидов и до своей смерти помогал Сайидам в каждой их поездке. [ 29 ]
Судебные фракции
[ редактировать ]Моголы изначально были тюрко-монгольскими народами. [ 30 ] происхождения и следовали индийской культуре с влиянием Центральной Азии. [ 31 ] Влияние индийской культуры было чрезвычайно выраженным, поскольку Моголы последовательно женились на династиях индуистских раджпутов. [ 32 ] [ 33 ] Индийского субконтинента и стали индианизированными, и все императоры Великих Моголов после Акбара включительно имели жен-индуистских раджпутов из высшей касты и в большинстве случаев матерей, включая Джахангира и Шаха Джахана. [ 34 ] При дворе Великих Моголов также присутствовало значительное количество турков и иранцев , и многие принцессы и жены Великих Моголов, входившие в большой королевский гарем Великих Моголов, имели персидское или турецкое происхождение. [ 35 ]
Поскольку император Фаррухсияр не смог самостоятельно свергнуть братьев Сайидов, он собрал партию императора с целью свергнуть братьев Сайидов. [ 36 ] [ 37 ] Для этой задачи он выбрал Хан-и Даурана (индийского мусульманина из Агры), [ 38 ] Мир Джумла Могол, [ 39 ] Шайста Хан (Инайятулла Кашмири, старый дворянин Аламгири), [ 40 ] [ 41 ] а позже Итикад Хан (Мухаммад Мурад Кашмири), [ 42 ] последний, кого он выбрал будущим вазиром. Итикад Хан был родственником матери Фаррухсияра, которая также имела кашмирское происхождение. [ 43 ]
Существовали и другие властные блоки, такие как иранская фракция, которая была партией, связанной браком и личными амбициями. Она называется Ирани, так как ее лидер Зульфикар-хан был шиитским персидским дворянином, родившимся в Индии, и опирался на индийских власть предержащих различного происхождения. Он имел влияние через Зульфикар-хана во время годичного правления Джахандар-шаха и встретил сопротивление со стороны Калькутташ-хана. [ 44 ] Со свержением Джахандар-шаха и казнью Зульфикар-хана братьями Сайед. [ 45 ] индо-мусульманская партия пришла к власти под руководством фракции Сайида. [ 46 ] Партия Сайидов, правившая во время правления Фаррухсияра, представляла собой мощную семейную группу, связанную узами крови и брака. Партия Сайидов отличалась от других фракций, поскольку лидеры Сайидов завербовали очень мало людей, которые не были ни Сайидами, ни жителями Бархи, ни мусульманами. [ 47 ] Поскольку большую часть их войск составляли члены их собственного клана Сайидов, Сайиды обладали большей силой и сплоченностью, чем другие фракции при дворе Великих Моголов. Сайиды создали между собой своего рода общее братство и восприняли дело каждого отдельного человека как оскорбление всей группы и ущемление прав сайидов в целом. [ 48 ] Они были сильно объединены вокруг своих лидеров, Кутб-уль-Мулька и Амира-уль-Умара Хусейна Али Хана. Уникальная привилегия Сайидов возглавлять имперский авангард также давала им преимущество перед другими частями армии Великих Моголов и возвышала их чувство социальной гордости. [ 49 ] Партия Сайидов постоянно пыталась противодействовать заговорам императора Фаррухсияра по достижению самоуправления. [ 50 ] Другой блок, «Туранис», также сформировал оппозицию правлению Сайида. Турани были не в состоянии в достаточной степени выступать в качестве группы давления против Сайидов или вести переговоры с позиции силы, а Фаррухсияр не доверял группе, поскольку подозревал, что они попытаются ослабить его. [ 51 ] Между блоками индийских мусульман, Ирана и Турани при дворе шла постоянная борьба за контроль над властью и авторитетом, и каждый пытался завоевать расположение Императора, чтобы противостоять другим фракциям. [ 52 ] [ 53 ]
Борьба Фаррухсияра с Сайидами
[ редактировать ]Сайиды на престол как на , что было естественно, смотрели на восшествие Фаррухсияра дело своих рук и возмущались предоставлением какой-либо доли власти другим лицам. С другой стороны, небольшая группа приближенных Фаррухсияра , людей, знавших его с детства и находившихся с ним в самых близких отношениях, таких как Хан-и Дауран , [ 54 ] были огорчены тем, что их лишили доли в добыче, но не верили, что они достаточно сильны, чтобы открыто противостоять Сайидам. Поэтому их план состоял в том, чтобы воздействовать на слабоумного Фаррухсияра, говоря ему:
«Сайиды смотрят на вас как на свое творение и ничего не думают ни о вас, ни о вашей власти. Они занимают двух главных гражданских и военных чиновников, их родственники и друзья имеют основные другие должности, а также самые прибыльные земельные участки (джагиры). Их Власть будет возрастать до тех пор, пока, если они вступят в предательские проекты, некому будет им противостоять». [ 55 ]
Ни Фаррухсияр, ни его фавориты не осмелились напасть на них открыто, и Фаррухсияр был вынужден подчиниться братьям Сайидам, но тем не менее продолжал свои интриги. [ 56 ] Фаррухсияр невероятным образом получил трон во многом благодаря боевым победам братьев Сайид, возглавлявших клан Сайидов, долгое время обосновавшийся в Бархе, который на протяжении поколений поставлял знаменитые храбрые контингенты для имперских армий. Даже будучи императором, ему не хватало доходов для финансирования своих сил, поскольку он не мог противостоять братьям Сайед. Кроме того, братья Сайед угрожали возвести на престол другого члена императорской семьи, если Фаррухсияр окажется слишком требовательным. Фаррухсияр был вынужден обратиться к другим дворянам, которые должны были быть воспитаны на равном с ними положении. [ 57 ] Если бы Братья Сайиды подчинились воспитанию других дворян, то все было бы хорошо, но если бы они с той опрометчивостью (джахалат), которой славились Барха Сайиды, сопротивлялись подрыву власти, то пришлось бы использовать силой противостоять им, хотя это считалось последней мерой. [ 58 ] Во время отсутствия Мира Бахши во время кампании Раджпутаны Фаррухсияр начал сбор средств для набора войск для Ходжи Асима Хан-и Даурана и Убайдуллы Мир Джумлы II в оппозиции братьям Сайед. [ 59 ] Хан-и Дауран был поставлен во главе 5000 вала-шахов, а Мир Джумла получил 5000 могольских войск, набранных его приемным сыном Аманат-ханом.
Будучи человеком меча и солдатом, Хасан Али Хан не имел естественного вкуса к гражданскому и финансовому управлению и не нашел возможности приобрести такой опыт. Сайиды Бархи исторически выполняли военные функции, а не диваны. Этот вазир был наделен мужеством и щедростью, но ему не хватало рвения к общественной службе, и он воздерживался от тяжелой офисной работы. [ 60 ] Ратан Чанд, индуистская баня из Джансата недалеко от дома Сайидов, был назначен Абдуллой вместо этого на его канцелярскую работу и доверил ему финансовые дела государства, предназначенные для вазира. Недавно в 1712 году Фаррухсияр назначил его раджей в ранге 2000 затов. [ 61 ] и стал считаться очень эффективным администратором. [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] Ему даже было поручено назначение казы . Воспользовавшись этим, Мир Джумла начал самостоятельно выдвигать кандидатов императору, вместо того, чтобы следовать обычной рутине, где это была работа везира. Поскольку влияние вазира пострадало, Сайиды почувствовали себя обиженными, и Абдулла Хан теперь написал письма своему брату, чтобы тот как можно быстрее вернулся в Дели после своей кампании в Раджпутане. Мир Бахши достиг столицы 16 июля 1714 года.
Мир Джумла и Хан Дауран хорошо поговорили, но уклонились от сути дела. Мир Джумла, не обладая настоящей силой характера, знал, что он не достоин войти в списки в качестве борца за борьбу с Сайидами. Поэтому он извинился и отошел в сторону. Хан Дауран на самом деле был простым хвастуном, болтуном; и он боялся, что, если ему когда-нибудь придется взять на себя инициативу, он может потерять свою жизнь в попытке уничтожить Сайидов.
Что касается императора, то его собственные войска и войска его родственников не смогли противостоять нападению на сайидов. Войска императора и вала-шахи состояли из многих представителей низших каст, а командование занимали простые ремесленники. У Императора не было доказательств их боевых качеств. Убедившись в единстве и твердой решимости братьев Саид, было решено еще раз возобновить дружеские отношения с братьями Сайидами. В декабре 1714 года братья Сайед собрали свои войска и захватили ворота цитадели, в которой находился императорский дворец, предложив условия примирения.
Условия братьев Сайид заключались в том, что они не примирятся, пока Мир Джумла и Хан-и Дауран не будут уволены. Ислам Хан V , Сайид Хусейн Хан Барха, Сайид Шуджаат Хан Барха и Ходжа Джафар договорились об урегулировании, согласно которому Мир Джумла был вынужден покинуть свой пост в Дели и отправлен в Бихар 16 декабря 1714 года. [ 65 ] Однако Хан-и Дауран был пощажен благодаря заступничеству его брата Ходжи Джафара, который был святым человеком, который поклялся, что Хан-и Дауран никогда не будет действовать против братьев Сайид. [ 66 ] Лутфулла Хан Садик , ближайший советник Фаррухсияра, [ 67 ] которого братья Сайид считали корнем всех бед, был лишен звания, а его особняки и сады были конфискованы. [ 68 ] Последующие агенты, выбранные Фаррухсияром, отказались от попытки и перешли к Сайидам, как более способным защитить свои интересы. [ 69 ]
Хусейн Али Хан вошел во дворец со своими людьми, соблюдая те же меры предосторожности, что и в случае с Саедом Хасаном Али Ханом Бархой. Император и Мир-Бахши обменялись комплиментами, по которым легко можно было понять их истинные чувства. За несколько месяцев до этого Хусейн Али Хан добился в свою пользу гранта провинций Декана , но он намеревался осуществлять управление через своего заместителя Дауда Хана Панни . Теперь было предложено, чтобы Хусейн Али Хан покинул суд и сам взял на себя управление Деканом. Хан-и Дауран был назначен заместителем Хусейна Али Хана в его обязанностях Мира Бахши.
Деканские кампании
[ редактировать ]Сайид Хусейн Али Хан был назначен вице-королем Декана. В беспрецедентной мере ему была вручена большая печать, которая давала ему полное право назначать джагиров в Декане, назначать и увольнять офицеров и комендантов великих крепостей, которые раньше ревностно охранялись королевской семьей Великих Моголов, чтобы служить противовесом. против чрезмерно амбициозных провинциалов. [ 70 ]
Он отверг соглашения своего предшественника Дауда Хана Панни о дани маратхам. [ 71 ] Фаррухсияр послал Дауда Хана Панни, недавно назначенного губернатора Бурханпура, [ 72 ] секретное сообщение о том, чтобы напасть и убить Хуссейна Хана, если это возможно. Дауд Хан Панни попытался заручиться поддержкой маратхов, чтобы напасть на Хуссейн-хана, в то время как низамы с отвращением ушли. [ 73 ] Однако в битве при Бурханпуре Дауд Хан был легко побежден и убит Хусейном Ханом, который захватил письма Фаррухсияра повстанцу в его лагере. [ 74 ] Маратхи бездействовали во время битвы.
Хуссейн Хан стремился установить свою твердую власть над Деканом. Он отбросил все меры предосторожности и объявил враждебность всем маратхам без исключения, вступив в лобовое столкновение с вождями маратхов. [ 75 ] В результате набеги маратхов и нерешительная открытая война продолжались. [ 76 ] В 1717 году его генерал Зульфикар-бек, посланный с четырьмя тысячами всадников и двумя тысячами пехоты, чтобы наказать Хандоджи Дабхаде, потерпел поражение и был убит. [ 77 ] Чтобы отомстить за его смерть, Хусейн Али Хан послал Мухаккама Сингха, сына Чурамана Джата (который был верен Барха Сайидам), и его брата Саиф-уд-Дина Хана Бархи, чтобы наказать маратхов. Дахбаде и его маратхи, грабившие Хандеш , потерпели сокрушительное поражение в битве под Ахмаднагаром . Армия рассеялась и обратилась в бегство, после чего Хусейн-хан разорил территорию маратхов вплоть до пригорода Сатары . [ 78 ] [ 79 ] В этих кампаниях Хусейну Хану помогали вожди маратхов Чандрасен Джадхав и Немаджи Синдия.
В 1717 году, опасаясь, что братья Сайид заменят его, Фаррухсияр ослепил трех принцев, имевших потенциал быть возведенными на трон, включая его младшего брата. [ 80 ]
Возведение на престол Рафи ад-Дараджата
[ редактировать ]Братья Сайид возвели на трон Рафи-уд-Дараджата, второго сына Рафи-уш-Шана, сына Бахадур-шаха I , которому было двадцать лет. Рафи-уд-Дараджат был не более чем экспонатом, поскольку ему нельзя было подавать еду и воду без разрешения братьев Сайид. Хусейн Али Хан, младший брат, пользовался полной властью. [ 81 ] Поскольку Рафи-ад-Дараджат находился на поздней стадии чахотки, он был свергнут 4 июня 1719 года. Он умер через неделю после своего свержения. [ 82 ]
Восстание князя Никусияра
[ редактировать ]Соперники братьев Сайед провозгласили Никусияра , еще одного короля-марионетку, императором Индии в Агре. Абдулла Хан выступал за урегулирование конфликта с Никусияром, а Хусейн Хан настаивал на борьбе с ним. Его точка зрения возобладала, и братья Сайед победили Никусияра и его союзников. Хусейн Хан осадил Агру в июне, а Никусияр сдался в августе. [ 83 ] Никусияра отправили в тюрьму, где он и умер. [ 84 ] Его сторонник Митрасен покончил жизнь самоубийством. Затем братья Сайид вышли на поле боя против Джая Сингха из Джайпура. В Фатехпур-Сикри они разделили между собой добычу Агры. [ 85 ]
Интронизация Шаха Джахана II
[ редактировать ]Рафи-уд-Даула был возведен на трон как Шах Джахан II. Он тоже жил в форте в качестве пленника у братьев Сайид, и ему не была предоставлена независимость даже в личной жизни. Инайятулла Кашмири , дядя Фаррухсияра по материнской линии , собрал армию для свержения сайидов. Но в июне 1719 года Инаятулла-хан был схвачен в Дели и брошен в тюрьму. [ 86 ]
Конец братьев Сайид
[ редактировать ]Современные данные свидетельствуют о том, что общественное мнение не одобряло Фаррухсияра, но отвернулось от братьев Сайид после его казни. То, как члены королевской семьи спровоцировали взрыв гнева. [ 87 ] Кроме того, братья Сайид, ставшие единоличным авторитетом в политике Великих Моголов, вызвали зависть у других дворян, включая Ирани и Турани, чей статус был понижен. В результате они сформировали силы контрреволюции против братьев Сайид.
Лидером Контрреволюции был Низам-уль-Мульк . Чтобы подавить контрреволюцию, братья Сайиды вывезли Низам-уль-Мульк из Дели. Низам был назначен субахдаром малва. Со временем Низам захватил форты Асиргарх и Бурханпур в Декане. Более того, Низам также убил Мир Алам Али Хана, приемного сына Сайеда Хусейна Али Хана, который был заместителем Субахдара Декана.
Тем временем в Дели был разработан заговор против братьев Сайид. Сайед Хусейн Али Хан был в конечном итоге убит убийцей Хайдером Бегом Дуглатом 9 октября 1720 года. Сайед Хасан Али Хан Барха с большой армией отправился отомстить за убийство своего брата. Однако Сайед Хасан Али Хан Барха потерпел поражение при Шахпуре, позже Хасанпуре, недалеко от Палвала (Харьяна) 15–16 ноября того же года и был заключен в тюрьму. [ 88 ] Таким образом, затянувшаяся карьера братьев Сайид подошла к концу.
Последствия
[ редактировать ]Сайид Абдулла Хан оставался пленником в цитадели Дели под опекой Хайдер Кули Хана еще два года. К нему «относились с уважением, давали изысканную еду и красивую одежду». Но пока он выживал, Моголы продолжали беспокоиться, не зная, какая внезапная перемена судьбы может произойти. Таким образом, знать никогда не прекращала своих усилий тревожить Мухаммад-шаха. [ 89 ]
В битве при Хасанпуре многие Барха Сайиды сохранили свои окопы и продолжали бой в течение часа даже после взятия Кутб-уль-Мулька. Когда, наконец, они убедились, что день проигран, Сайиды начали пересекать Джамну обратно в страну Сайидов в Джансат . Аллахьяр-хан уехал в Дели, а Сайфуддин-хан оставил принца Мухаммада Ибрагима в саду Кутбуддин-хана, недалеко от деревни Некпур. Сайфуддин Хан уехал в Джансат и отправил Бакира Али Хана и Хизр Хана в Дели, которые увезли женщин и детей Сайидов обратно в страну Сайидов. В суматохе одна из дочерей Сайеда Наджмуддина Али-хана, одного из братьев Кутб-уль-Мулька, укрылась в доме мирасина или певца, прикрепленного к сайидам, и была обнаружена сторонниками императора. Мухаммад Шах. Ее отдали на попечение его матери, Наваб Кудсии, которая предложила выдать девушку замуж за Мухаммад Шаха. [ 90 ] Пожаловавшись, что с Барха Сайидом такого никогда не случалось, Кутб-уль-Мульк не согласился на это предложение. После этого Мухаммад Шах отказался от этой идеи. [ 91 ]
Чтобы уменьшить власть туранской знати, Мухаммад-шах задумал воспользоваться услугами Кутб-уль-Мулька, освободив его и возвысив до высокого мансаба. Он отправил сообщение Кутб-уль-Мульку по этому поводу и получил от него обнадеживающий ответ. Однако, узнав об этой инициативе Мухаммад-шаха к Кутб-уль-Мульку и опасаясь ее ужасных последствий, противники Кутб-уль-Мулька отравили его до смерти 12 октября 1722 года. [ 92 ] Вместо этого в 1723 году Мухаммад-шах освободил Сайида Наджмуддина Али Хана Барху из тюрьмы, чтобы победить Хамид-хана и Низам-уль-Мулька в их сепаратистской политике в Гуджарате , и в результате Наджмуддин Али Хан Барха получил пост губернатора Аджмера после поражения Хамид-хана. . [ 93 ]
См. также
[ редактировать ]- Саадат-э-Бара — община сайидов , имевшая значительное влияние во времена правления Империи Великих Моголов .
- Саадат Хан сыграл важную роль в свержении братьев Сайид.
- Садаат-э-Билграм
- Династия Сайидов. Эта домогольская династия, возможно, была связана с братьями Сайидами. См. также Хизр-хана , основателя этой династии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клод Марковиц; Мэгги Хендри; Ниша Джордж (2002). История современной Индии, 1480-1950 гг . Гимн. ISBN 9781843310044 .
- ^ А., Колфф, Дирк Х. (2002). Наукар, раджпут и сипай: этноистория военного рынка труда в Индостане, 1450-1850 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52305-2 . OCLC 717564639 .
В качестве еще одного примера таких солдат маргинального крестьянского происхождения заслуживают внимания Барха Сайиды, знаменитый отряд солдат времен Великих Моголов. Говорят, что они были потомками семей, которые в неопределенный момент переехали из своих домов в Пенджабе на песчаную и бесплодную территорию, которая сейчас является восточной частью района Музаффарнагар.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Итон, Ричард М. (2020). Индия в персидскую эпоху: 1000–1765 гг . Национальные географические книги. п. 342. ИСБН 978-0-14-198539-8 .
На одной стороне были братья Сайиды, чей клан индийских мусульман Бараха был таким же родным для Индии, как джаты, раджпуты или маратхи.
- ^ Сен, Сайлендра (2013). Учебник средневековой истории Индии . Книги Примуса. п. 193. ИСБН 978-9-38060-734-4 .
- ^ Мохаммед Ясин . Издательство Верхней Индии. 1958. с. 18.
- ^ Кришна С. Дхир (2022). Чудо, которое является урду . Мотилал Банарсидас. п. 119. ИСБН 9788120843011 .
- ^ Абдул Азиз (1964). Открытие Пакистана . Мичиганский университет. п. 136.
- ^ Хан, Шахарьяр М. (2000). Бегумы Бхопала (иллюстрированное издание). ИБТаурис. п. 18. ISBN 978-1-86064-528-0 .
- ^ Поздние Великие Моголы Уильяма Ирвина
- ^ Музаффар Алам (1986). Кризис империи Великих Моголов в Северной Индии . Издательство Оксфордского университета, Бомбей. п. 21.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Уильям Ирвин (1971). Позже Моголы . Atlantic Publishers & Distri. п. 204.
- ^ Калькуттский обзор, том 52 . Университет Индианы. 1871. с. 335.
- ^ Сатиш Чандра (1993). Религиозная политика Великих Моголов, раджпуты и Декан . п. 99.
- ^ Радж Пал Сингх · (1998). Банда Бахадур и его времена . Издательство Харман. ISBN 9788186622254 .
- ^ Журнал истории Индии: Том 61 . Университет Аллахабада. Кафедра современной истории Индии, подробнее. 1983. с. 111.
- ^ Уильям Ирвин (1971). Позже Моголы . Atlantic Publishers & Distri. п. 291.
- ^ Малик, Захируддин (1977). Правление Мухаммад-шаха 1919-1748 гг . п. 10.
- ^ Уильям Ирвин (1971). Позже Моголы . Atlantic Publishers & Distri.
- ^ Сатиш Чандра (1959). Партии и политика при дворе Великих Моголов . п. 30.
- ^ Журнал Института исторических исследований Раджастана: Том 12 . Раджастанский институт исторических исследований. 1975. с. 21.
- ^ Сэр Генри Майерс Эллиот (1952). История Индии, рассказанная ее собственным историком, мусульманский период · Том 3 . Университет Вирджинии. п. 62.
- ^ Раджастхан [региональные справочники].: Аджмер и приложение (2 т) . Раджастан (Индия). 1966. с. 75.
- ^ Архив Кубка. Кембриджская краткая история Индии . Архив Кубка. п. 456.
- ^ Захируддин Малик, Захир Уддин Малик (1977). Время правления Мухаммад-шаха, 1719-1748 гг . Издательство Азия. п. 49. ИСБН 9780210405987 .
- ^ Ранбир Синх (2001). История Шехаватов . Мичиганский университет. п. 30. ISBN 9788186782743 .
- ^ Уорд, Филип (1989). Северная Индия, Раджастан, Агра, Дели: Путеводитель . Пеликан Паблишинг. ISBN 9781455609710 .
- ^ Калькуттский обзор: Том 52 . Университет Индианы. 1871. с. 335.
- ^ Уильям Ирвин (1971). Позже Моголы . Atlantic Publishers & Distri. п. 326.
- ^ Рам Панде (2006). Социальная и политическая история джатов, Бхаратпур до 1826 года . Мичиганский университет. п. 22.
- ^ Берндл, Клаус (2005). Национальная географическая визуальная история мира . Национальное географическое общество. стр. 318–320. ISBN 978-0-7922-3695-5 .
- ^ Фольц, Ричард (июль 1996 г.). «СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ НАКШБАНДСКИЕ СВЯЗИ ИМПЕРАТОРОВ МОГОЛОВ» . Журнал исламских исследований . 7 (2): 229–239. дои : 10.1093/jis/7.2.229 . Проверено 26 августа 2020 г. .
- ^ Гилберт, Марк Джейсон (2017). Южная Азия в мировой истории . Издательство Оксфордского университета . п. 79. ИСБН 978-0-19-976034-3 .
- ^ Мохаммада, Малика (2007). Основы сложной культуры в Индии . Аакар Книги. п. 300. ИСБН 978-81-89833-18-3 .
- ^ Лефевр, Корин (2007). «Восстановление пропавшего голоса в Индии Великих Моголов: Имперский дискурс Джахангира (годы правления 1605–1627) в его мемуарах» . Журнал экономической и социальной истории Востока . 50 (4): 452–489. дои : 10.1163/156852007783245034 . JSTOR 25165207 . S2CID 153839580 . Проверено 26 августа 2020 г. .
- ^ Чаурасия, Радхи Шьям (2002). История современной Индии: с 1707 г. по 2000 г. н.э. ISBN 81-269-0085-7 .
- ^ Каушар Али (1977). Новая история Индо-Пакистана, начиная с 1526 года . Издательство Азиз.
- ^ Ашвини Агравал (1983). Исследования по истории Великих Моголов . Мотилал Банарсидасс. п. 195.ISBN 9788120823266 .
- ^ Уильям Ирвин (1971). Позже Моголы . Atlantic Publishers & Distri. п. 262.
- ^ Майкл Джей Свит (2010). Миссия в Тибет: необыкновенный рассказ отца Ипполито Дезидери о восемнадцатом веке . Публикации SJ Wisdom Publications. ISBN 9780861719303 .
- ^ Г.С. Чима (2002). Забытые Моголы: История более поздних императоров дома Бабара, 1707–1857 гг . Издатели и дистрибьюторы Manohar. п. 142. ИСБН 9788173044168 .
- ^ Исследование Индии восемнадцатого века: политическая история, 1707-1761 гг . Сарасватская библиотека. 1976.
- ^ Джагадиш Нараян Саркар (1976). Исследование Индии восемнадцатого века: политическая история, 1707-1761 гг . Сарасватская библиотека.
- ^ Журнал и труды, том 73, части 1-3 . Королевское азиатское общество Бенгалии. 1907. с. 306.
- ^ Захируддин Малик (1977). Правление Мухаммад-шаха 1919-1748 гг . п. 24.
- ^ Король мудрецов (1989). Мини Моголы Издательство Конарк. п. 28. ISBN 9788122001747 .
- ^ Захируддин Малик (1977). Правление Мухаммад-шаха 1919-1748 гг . п. 23.
- ^ Абдул Азиз (1964). Открытие Пакистана . Мичиганский университет. п. 136.
- ^ Мохаммад Ясин (1958). Социальная история исламской Индии, 1605-1748 гг . п. 18.
- ^ Захируддин Малик (1977). Правление Мухаммад-шаха 1919-1748 гг . п. 32.
- ^ Ашвини Агравал (1983). Исследования по истории Великих Моголов . Мотилал Банарсидасс. п. 195.ISBN 9788120823266 .
- ^ Захируддин Малик (1977). Правление Мухаммад-шаха 1919-1748 гг . п. 30.
- ^ Радхи Шьям Чаурасия (2002). История современной Индии: с 1707 г. по 2000 г. н. э. Atlantic Publishers & Dist. п. 5. ISBN 9788126900855 .
- ^ История современной Индии: с 1707 г. по 2000 г. н. э., автор Радхи Шьям Чаурасия, Atlantic Publishers & Dist, ISBN 81-269-0085-7
- ^ Ранбир Синх (2001). История Шехаватов . Мичиганский университет. п. 30.
- ^ Уильям Ирвин (1904). Журнал Азиатского общества Бенгалии: Том 72 . Издательство Бишопс-Колледжа. п. 52.
- ^ ЧАШКА. Кембриджская краткая история Индии . Архив Кубка. п. 456.
- ^ Майкл Фишер (2015). Краткая история Империи Великих Моголов . Издательство Блумсбери. п. 212. ИСБН 9780857727770 .
- ^ Уильям Ирвин (1904). Журнал Азиатского общества Бенгалии: Том 72 . Издательство Бишопс-Колледжа. п. 52.
- ^ Джон Ф. Ричардс, Гордон Джонсон (1993). Империя Великих Моголов: Часть 1, Том 5 . Издательство Кембриджского университета. п. 267. ИСБН 9780521566032 .
- ^ Захируддин Малик (1973). Государственный деятель Великих Моголов восемнадцатого века: Хан-и-Дауран . Алигархский мусульманский университет. п. 40.
- ↑ Раджванши Самадж ки Махан Вибхитиян, Газиабад, 7 мая 2017 г.
- ^ История происхождения некоторых кланов в Индии, Мангал Сен Джиндал, Паб. Саруп и сыновья, 1992 г.
- ^ Создатель королей Империи Великих Моголов (2018) Avnish Rajvanshi Productions
- ^ Очерк истории Индостана от первого мусульманского завоевания до падения Империи Великих Моголов Генри Джорджа Кина , опубликованный WH Allen & Co., 1885 г.
- ^ Эдвард Генри Нолан (1878). Иллюстрированная история Британской империи в Индии и на Востоке... до подавления мятежа сипаев в 1859 году. С продолжением до конца 1878 года:Том 2 . п. 684.
- ^ Уильям Ирвин (1904). Журнал Азиатского общества Бенгалии: Том 72 . Издательство Бишопс-Колледжа.
- ^ Г.С. Чима (2002). Забытые Моголы: История более поздних императоров дома Бабара, 1707–1857 гг . Издатели и дистрибьюторы Manohar. п. 117. ИСБН 9788173044168 .
- ^ Уильям Ирвин (1971). Поздние Моголы . п. 301.
- ^ Бэйг. текстыКембриджская история Индии, Том. 4. Период Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. п. 336.
- ^ Джон Ф. Ричардс, Гордон Джонсон (1993). Империя Великих Моголов: Часть 1, Том 5 . Издательство Кембриджского университета. п. 267. ИСБН 9780521566032 .
- ^ Сатиш Чандра (2005). Средневековая Индия: От Султаната до Великих Моголов. Часть II . п. 281.
- ^ В. С. Кришнан, П. Н. Шривастав (1969). Мадхья-Прадеш, Окружные справочники: Восточный Нимар . Центральная правительственная пресса. п. 70.
- ^ Венгалил А. Джанаки (1980). Торговля Камбея с древнейших времен до девятнадцатого века . факультет географии Университета Махараджи Саяджирао в Бароде; копии можно получить в отделе продаж университетских публикаций. п. 84.
- ^ Джон Ф. Ричардс, Гордон Джонсон (1993). Империя Великих Моголов: Часть 1, Том 5 . Издательство Кембриджского университета. п. 267. ИСБН 9780521566032 .
- ^ Джасвант Мехта (2005). Расширенное исследование истории современной Индии 1707-1813 гг . Издательство: New Dawn Press, Incorporated. п. 75. ИСБН 9781932705546 .
- ^ Джон Ф. Ричардс, Гордон Джонсон (1993). Империя Великих Моголов: Часть 1, Том 5 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521566032 .
- ^ Сетумадхава Рао Пагди, П. Сету Мадхава Рао (1963). Декан восемнадцатого века . Мичиганский университет. п. 56. ИСБН 9788171543670 .
- ^ Сетумадхава Рао Пагди, П. Сету Мадхава Рао (1963). Декан восемнадцатого века . Популярный Пракашан. п. 56. ИСБН 9788171543670 .
- ^ Ежеквартальный журнал Мифического общества: Том 87 . Мифическое общество (Бангалор, Индия). 1996. с. 14.
- ^ Джайвант Э. Пол (2017). Баджи Рао: воин-пешва . Ролли Книги. ISBN 9789351941200 .
- ^ Мухаммад Умар (1998). Мусульманское общество в Северной Индии в восемнадцатом веке . Доступно у автора. п. 355. ИСБН 9788121508308 .
- ^ Кембриджская краткая история Индии . Архив Кубка. п. 457.
- ^ Айя Нилаканта Шастри Каллидайкуричи (1950). Современная Индия . С. Вишванатан.
- ^ Масудул Хасан, Абдул Вахид (1974). Очерк истории исламского мира . Ферозсоны. п. 69.
- ^ Кембриджская краткая история Индии . Архив Кубка. п. 457.
- ^ Кембриджская история Индии . 1955. с. 340.
- ^ Захируддин Малик (1973). Государственный деятель Великих Моголов восемнадцатого века Хан-и-Дауран, Мир Бакши Мухаммад-шаха, 1719-1739 гг . Центр перспективных исследований исторического факультета Мусульманского университета Алигарха. п. 37. ИСБН 9780210405444 .
- ^ Сэр Ропер Летбридж (1879 г.). История Индии . Мичиганский университет. п. 142.
- ^ С.Р. Шарма (1999). Империя Великих Моголов в Индии: систематическое исследование, включая исходный материал · Том 1 . Атлантические издатели и дистрибьюторы. п. 675.
- ^ Уильям Ирвин (1971). Позже Моголы . Atlantic Publishers & Distri. п. 93.
- ^ Мухаммад Умар (1998). Мусульманское общество в Северной Индии в восемнадцатом веке . Мичиганский университет. п. 22. ISBN 9788121508308 .
- ^ Мухаммад Умар (1998). Мусульманское общество в Северной Индии в восемнадцатом веке . Мичиганский университет. п. 280. ИСБН 9788121508308 .
- ^ Моулви Сайед Махди Али (1883 г.). Дела Хайдарабада: Том 4 . Гарвардский университет. п. 508.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1666 рождений
- 1668 рождений
- 1720 смертей
- 1722 смерти
- Убитый военнослужащий
- Убитое дворянство
- Индийские мусульмане XVIII века
- Генералы Великих Моголов
- Люди из Музаффарнагара
- Регенты Индии
- Братские дуэты
- 1720 убийств в Азии
- 1722 убийства в Азии
- Люди, убитые в 18 веке
- Люди Империи Великих Моголов XVIII века