Дай Айлиан
Дай Айлиан | |
---|---|
Рожденный | Эйлин Айзек 10 мая 1916 г. |
Умер | 9 февраля 2006 г. | (89 лет)
Национальность |
|
Род занятий | Танцор, преподаватель танцев, хореограф, директор труппы |
Супруг | Е Цяньюй (1940–51) |
Дай Айлянь ( китайский : 戴爱莲 ; Уэйд-Джайлз : Тай Ай-лиен ; 10 мая 1916 — 9 февраля 2006) — китайский танцор и важная фигура в современной истории танца в Китае. Она родилась в 1916 году в заграничной китайской семье, жившей на Тринидаде . [ 1 ] Ее годы работы учителем танцев и педагогом помогли Китаю воспитать поколение танцоров, хореографов и педагогов. В Китае она известна как «Мать китайского современного танца» за свой вклад в область танца в Китае, в том числе за раннее формулирование трех основных принципов, которые сформировали танец в Китае во второй половине двадцатого века. [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дай Айлянь родился в Куве , Тринидад, в китайской семье в третьем поколении, родом из Синьхуэй , провинция Гуандун . Урожденная Эйлин Исаак, она никогда не знала китайской фамилии своей семьи, поскольку ее дед по отцовской линии получил фамилию Исаак по прибытии в Тринидад. Она использовала имя Эйлин Исаак до переезда в Англию, когда ее учитель Антон Долин спросил у нее китайскую фамилию. Ее мать выбрала фамилию Дай в честь прозвища отца Ах Дай. [ 3 ] Под влиянием матери, которая любила музыку, она с юных лет любила танцевать. Она начала заниматься балетом в Тринидаде с 7 лет. [ нужна ссылка ]
В 1931 году в возрасте 15 лет Дай переехала в Лондон, чтобы продолжить обучение балету у бывшего Ballets Russes танцора Антона Долина , где она танцевала вместе с Алисией Марковой . Лондон 1930-х годов был центром крупных балетных талантов, и она также училась у Мари Рамбер и Маргарет Краск , ведущего мастера Энрико Чекетти . [ 4 ] Вдохновленная немецкими танцовщиками-экспрессионистами, она присоединилась к классам Лесли Берроуз-Гуссенс, одной из немногих танцовщиц модерна, преподававших в то время в Лондоне. Она продолжила изучать современный танец в школе современного танца Jooss на полную стипендию после того, как она переехала в Лондон. Там она изучила теорию и методы, разработанные Рудольфом фон Лабаном , включая Лабанотацию , которую она позже с энтузиазмом распространяла в Китае. [ 5 ] [ 1 ]
В Лондоне Дай увидела индийского танцора Удая Шанкара , а также японские и яванские танцы, но не китайские танцы, что вдохновило ее на создание китайских танцев. [ 3 ] В этот период она поставила ряд произведений, в том числе сольный танец под названием « Танец Ян Гуйфэя перед императором» , который она создала в 1936 году на основе своей интерпретации знаменитой наложницы, исторического персонажа , о котором Дай узнала в библиотеке Британского музея. [ 1 ] В 1937 году Дай сыграл очень небольшую роль китайской танцовщицы в «Жене генерала Линя» . Этот фильм - единственная запись танца Дай за время ее пребывания в Лондоне. [ 3 ] Она не говорила по-китайски, когда уехала из Лондона в Китай в конце 1939 года. [ 6 ]
Основание современного китайского танца
[ редактировать ]В 1937 году Дай выступал на благотворительных концертах в Лондоне, организованных Комитетом китайской кампании по сбору средств для базирующейся в Гонконге Лиги защиты Китая, которую возглавляла Сун Цин-лин , жена Сунь Ятсена . [ 7 ] Прочитав книгу звезда над Китаем» Красная Эдгара Сноу « во время японского вторжения в Китай, она отправилась в Гонконг с помощью Сунга в 1940 году. Находясь в Гонконге, она представила премьеру своей работы « Ист-Ривер» в январе 1941 года на одном из концертов. для сбора средств на военные действия против японского вторжения. [ 1 ] После нападения Японии на Гонконг она отправилась в материковый Китай, где участвовала в благотворительных концертах и изучала китайские народные танцы и оперы. Она создала произведения, основанные на народных традициях, такие как «Барабаны народа Яо» и «Старый, подкрепляющий молодых» . Это соответствовало ее теории о том, что танец должен основываться на местных формах исполнения. Помимо создания, постановки и исполнения танцевальных номеров, она также преподавала танцы по всему Китаю. [ 1 ]
После основания Китайской Народной Республики в 1949 году Дай оказался в центре усилий по созданию новых танцевальных заведений. В 1949 году ее назначили заместителем директора Центрального ансамбля песни и пляски. [ 6 ] а в 1954 году она стала директором новой Пекинской академии танца . [ 7 ] Она также работала директором и советником Центрального балета Китая и была вице-председателем Ассоциации китайских танцоров. [ 7 ]
В этот период также произошло расширение творческого пути Дая. В начале 1950-х годов она приняла участие в первом балете, созданном в Китае: «Голубь мира » и была его ведущей исполнительницей в этом спектакле. Она создала танцы с сильным национальным колоритом, основанные на изучении традиционных китайских танцев, таких как « Танец цветка лотоса» , «Летающие апсары» , «Тоска по дому» , «Немой несет калеку» , «Тибетская весна» , «Аньхойский народный танец » и «На продажу» , ставший ее товарный знак работает. [ 7 ] В частности, два танца, «Танец цветов лотоса» (основанный на народном танце Шэньси ) и «Летающие апсары» (вдохновленные фресками Дуньхуана ), получили признание как дома, так и за рубежом, и были удостоены золотого приза на Всемирном фестивале молодежи . Эти два танца были признаны классикой китайского танца 20-го века авторитетными танцевальными организациями в 1990-х годах. [ 7 ]
Во время Культурной революции (1966–1976) в Китае было запрещено исполнение классических танцев, а также некоторых народных танцев. После того, как Китай снова открылся миру в 1980-х годах, Дай снова стал влиятельным в китайских танцевальных кругах и стал активным участником международных танцевальных сообществ. Она представила известных танцоров, таких как Рудольф Нуриев и Марго Фонтейн, для преподавания в Китае, а также продвигала китайских танцоров по всему миру. [ 7 ] Начиная с 1980-х годов она руководила китайскими танцевальными коллективами на международных танцевальных конкурсах, работала судьей на многих международных мероприятиях и посещала различные международные танцевальные форумы. В 1982 году она была назначена вице-председателем Международного совета танца , организации в составе ЮНЕСКО посещала заседания его совета в Париже до своей смерти 9 февраля 2006 года. , и ежегодно [ 7 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Дай познакомилась со своим первым мужем, художником Е Цяньюем , вскоре после прибытия в Гонконг в 1940 году. Они поженились в январе 1941 года в Чунцине . [ 4 ] однако они развелись в 1956 году, и позже она снова вышла замуж. В 1941 году Дай перенесла операцию в Гонконге, в результате которой она осталась бесплодной и неспособной иметь собственных детей. [ 4 ]
Дай развелась со своим вторым мужем в 1967 году. Дай оставалась одинокой до конца своей жизни и сказала, когда ее спросили, чувствовала ли она себя одинокой в 1982 году: «Жизнь интересна со своими взлетами и падениями. Я всегда занята, поэтому у меня нет времени чувствовать себя одинокой». одинокий." [ 7 ]
Хореографическая работа
[ редактировать ]Лондон 1935-1939 гг.
- Нищий . Китайский танец (Соло). 1935 год
- Марш (кит. Вперед) Китайский танец (Соло 1935).
- Плакучие ивы (кит.: Плакучие ивы) Китайский танец (Соло, 1936).
- Тревога (китайское: тревога) Китайский танец (Соло 1939).
В Гонконге
- Рут Собирательница (кит. Собирательница) Библейский танец (Соло, 1940).
- Ист-Ривер (китайский: 东江). Китайский танец (соло, 1940).
Чунцин, Сычуань:
- Тоска по дому (китайский: песня тоски по дому) Китайский неоклассический танец (соло, 1941).
- Распродажа (китайский: 卖) . Китайский современный танец (Короткометражный балет). 1942 год
- Луна Мяо (китайский: 明家月) Китайский танец (Pas de deus, 1943).
- Танцы молодежи (кит. Молодежный танец) (Соло, Дуэт, Квартет).
- Воздушный налет (кит. AIRraid). Китайский танец (Короткометражный балет 1943).
- Мечтать. Современный танец (Па-де-де). 1943 год
- «Партизанский переворот» (китайский: Короткометражный балет 1943).
- Церемониальный танец Яо (кит.: Барабан Яо). Китайский танец (Соло, Трио, 1944 г. ( видео ) .
- калека .Немой и .
- Тётя Чжу дарит армии яйца (китайский: Тётя Чжу дарит армии Янгге (короткометражный балет, 1944).
- Г-жа Кан Ба Хан . Уйгурский народный танец (Па-де-де). 1944 год
- Счастливые члены . Тибетский народный танец Канба (группа). 1946 год
- Тибетская весна (кит. 春游) Тибетский народный танец Камба (группа, 1946 г.).
- Lolo Love Song (китайский: Lolo Love Song) . (Групповой танец, 1946)
Пекин:
- «Голубь мира» (китайское: «Голубь мира») Танцевальная драма (хореографический коллектив из 6 человек), 1950 г.
- Строительство Родины (китайское: Строительство Родины) . год 1950
- Lotus Dance (китайский: Lotus Dance) (Группа, 1953).
- Летающие апсары (китайский: 飞天) . неоклассический китайский танец (Дуэт). 1955 год
- Героический Маленький Восьмой Маршрутизатор. Короткий китайский балет для детей. 1961 год
Источник: [ 4 ]
Призы и признание
[ редактировать ]- 1950 — Образцовый работник в роли солистки и хореографа балета « Голуби мира» .
- 1951, Третья премия, хореография «Тибетская весна» , 3-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов , Берлин.
- 1953, Вторая премия, хореография «Танец лотоса» , 4-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов , Бухарест.
- 1955, Третья премия, хореография «Летающие аспары» , V Всемирный фестиваль молодежи и студентов , Варшава.
- 1955, Лауреат Хореографической премии ХХ века в Пекине за вклад в китайскую хореографию.
Источник: [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Лили Сяо Хун Ли; А.Д. Стефановская; Сью Уайлс, ред. (2002). Биографический словарь китаянок: Двадцатый век, 1912-2000 . Я Шарп. п. 118. ИСБН 978-0765607980 .
- ^ «Китайский современный танец» . Культурный Китай . Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Уилкокс, Эмили (2018). Революционные органы: китайский танец и социалистическое наследие . дои : 10.1525/luminos.58 . ISBN 9780520300576 . S2CID 191503359 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ричард, Гласстоун (2007). История Дай Айляня: иконы китайского народного танца, пионера китайского балета . Олтон, Хэмпшир. ISBN 9781852731182 . OCLC 212755515 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Махони, Билли. «Танцуй с Билли Махони, Дай Эйлиан» (Видео) . Александровская улица . Танец на видео . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Киссельгофф, Анна (20 февраля 2006 г.). «Дай Айлянь, важная фигура в строительстве балета в Китае, умер в возрасте 89 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Дай Айлян, легендарная балерина» . China.org.cn . Проверено 3 февраля 2012 г.
- Китайские балерины
- Китайские хореографы
- Китайские женщины-хореографы
- Хореографы Тринидада и Тобаго
- Женщины-хореографы Тринидада и Тобаго
- Хореографы балета
- 1916 рождений
- смертей в 2006 г.
- Танцоры Тринидада и Тобаго
- Танцовщицы Тринидада и Тобаго
- Артисты балета 20 века
- Жители Кувы-Табаките-Тальпаро
- Эмигранты из Тринидада и Тобаго в Соединенном Королевстве
- Иммигранты в Китай