Зигфрид Вагнер (политик)
Зигфрид Вагнер | |
---|---|
Рожденный | 5 марта 1925 г. |
Умер | 2 августа 2001 г. |
Род занятий | партийный чиновник Председатель Комитета ЦК партии по искусству и культуре Младший министр культуры Президент «Комитета зрелищных искусств» |
Политическая партия | НО |
Супруг | Брунгильда ______ (1926/27 – 2009) |
Зигфрид Вагнер (3 марта 1925 — 2 августа 2001) — восточногерманский партийный чиновник, председатель комитета по искусству и культуре ЦК партии . Ввиду высокоцентрализованного характера ленинской политической структуры власти, при которой управлялась страна, эта должность могла иметь большее значение, чем его должность министра правительства. В любом случае, отражая важность, придаваемую культуре и искусству правительством, он был относительно высокопоставленным политическим членом восточногерманского художественного истеблишмента на протяжении 1970-х и 1980-х годов. Начиная с 1970-х годов он также числился в файлах Министерства государственной безопасности как «Inoffizieller Mitarbeiter» (IM) , предоставляя под своим кодовым именем секретные отчеты о коллегах и других лицах, представляющих интерес для огромного отдела внутренней безопасности страны «Штази». , «ИМ Мейстер». [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Происхождение и ранние годы
[ редактировать ]Зигфрид Вагнер родился в Хильдесхайме , традиционно процветающем городке среднего размера в сельской местности к югу от Ганновера . Его отец был оркестровым музыкантом. Ему еще не исполнилось восьми лет, когда гитлеровское правительство пришло к власти : последние годы его детства прошли при национал-социализме . С 1936 по 1942 год он принадлежал к организации « Гитлерюгенд ». В 1943 году он сдал «Abitur» (экзамен) , который при нормальных обстоятельствах открыл бы путь к университетскому образованию. Однако в условиях войны того времени после окончания школы его призвали в армию . В сентябре 1944 года он был взят в плен во Франции : до 1946 года содержался в плену у американских военных. После освобождения он вернулся домой в Хильдесхайм , который с мая 1945 года находился под управлением британской оккупационной зоны (после мая 1949 часть Западной Германии ). В середине 1946 года он переехал в Грайц , к югу от Геры на юго-востоке Тюрингии , управляемый с 1945 года как часть Советская оккупационная зона (после октября 1949 года часть Восточной Германии ). По всей Германии завалы были расчищены, но все еще существовала острая потребность в рабочих для помощи в восстановлении городов, и первоначально Вагнер работал строителем. Еще в 1946 году, когда ему было всего 21 год, ему предложили и он принял пост первого секретаря местной руководящей группы «Freie Deutsche Jugend» / FDJ ( проще говоря, «Молодые коммунисты» ) в Грайце . Примерно в то же время он присоединился к недавно сформированной Социалистической единой партии , созданной в апреле 1946 года в результате все еще спорного слияния Коммунистической партии и Социал-демократической партии . (Независимо от надежд и стремлений тех, кто его организовал, слияние партий было эффективным только в пределах советской оккупационной зоны .) Между 1947 и 1949 годами он был зачислен на факультет социальных наук в Лейпциг , совмещая учебу с ролью в качестве партийного секретаря в университете . С 1950 по 1952 год работал инструктором отдела народного просвещения Управления культуры. Он также работал в департаменте в качестве руководителя отдела обучения и образования. В 1952 году он присоединился к региональному руководству партии ( «Bezirksleitung» ) Лейпцигского округа в качестве министра культуры и народного образования, эту должность он сохранял до 1957 года. В этот период он также нашел время для прохождения длительного курса дистанционного обучения в период с 1953 по 1956 год в Партийной академии Карла Маркса : курсы предоставляемые академией, как правило, касались правительства и администрации. [ 1 ] [ 2 ]
Национальная политика
[ редактировать ]С 1957 по 1966 год Зигфрид Вагнер работал в Берлине в качестве заведующего отделом искусства и культуры ЦК партии , сменив Ганса Риснера . [ 1 ] Одиннадцатый пленум ЦК партии , состоявшийся в декабре 1965 года, стал своего рода поворотным моментом как для страны, так и для карьеры Зигфрида Вагнера. До сих пор эти пленумы были созданы как форумы для обсуждения экономического планирования, но одиннадцатый оказался сосредоточен на всей политике страны, охватывающей молодежные и культурные вопросы. В результате пленума были запрещены двенадцать фильмов, снятых на студиях Восточной Германии, а ведущим артистам, самым известным из которых был Вольф Бирманн , было запрещено выступать. [ 3 ] Вагнер был одним из основных докладчиков на пленуме. Он начал атаку на фильм «Das Kaninchen bin ich» ( «Я маленький кролик» ), недавно снятый киностудией DEFA , высмеивая этот фильм как «искажение нашей социалистической реальности и роли, которую играет партия». [ 4 ] «Я кролик» был запрещен. [ 5 ] Он также осудил «выдумки» Бирмана и «упущения» Стефана Хейма как «противоречащие серьезной работе наших художников и многих художественных учреждений по развитию нашей социалистической национальной культуры».
Фильмы в Восточной Германии производились киностудиями DEFA, которые, как считалось, находились под контролем правительства. Соответственно, Вагнер в своей речи произнес мощную фразу « Mea culpa » перед делегатами, среди которых были два члена Политбюро, Пауль Вернер и Эрих Хонеккер . Он признал, что сильно неправильно оценил ситуацию в отношении фильмов, которые он уже цитировал в своей речи, и других, таких как « Denk bloß nicht, ich heule », которые ему следовало заблокировать. Не сдерживая своего раскаяния, он продолжал объяснять, что одной из причин ошибок было «Überbeschäftigung» в отделе искусств и культуры ЦК партии : на его отдел было возложено слишком много различных обязанностей, «потому что целая череда старших товарищей и ответственных деятелей искусства, занимающих руководящие посты, понемногу загрузили абсолютно все в «узкое место» [отдел] под свою ответственность». Он также указал на «оппозиционные силы», среди которых выделил диссидентских Роберт Хавеманн , которые теперь выходили на открытое пространство. Далее он высоко оценил меры, которые партия принимает против певца и автора песен Вольфа Бирманна , как «давно назревший ответ партии». Несмотря на подразумеваемые в речи обещания будущего послушания, Вагнер был освобожден от должности вскоре после пленума из-за его якобы «либерального отношения к художникам». Как оказалось, это не было концом карьеры Вагнера как старшего государственного администратора в сфере искусства, как можно было тогда предположить. [ 1 ]
Осенью 1966 года Вагнер принял новое назначение на должность заместителя министра культуры . Это событие было подхвачено западным информационным агентством: «С назначением 41-летнего Вагнера в общей сложности четыре должности [относительно высокого уровня] в министерстве культуры Восточной Германии были перераспределены или заполнены заново после одиннадцатого пленарного заседания. Центрального комитета партии в декабре 1965 года, что определило более жесткое направление политики в области искусства и культуры. [Значительные изменения в верхах политического искусства в Восточном Берлине начались] в январе. 1966 год, когда старого министра культуры Ханса Бенциена сменил коммунист-традиционалист Клаус Гизи ». [ 6 ]
Подтверждение того, что потеря Вагнером своего поста в 1966 году не была частью более разрушительного падения в немилость, пришло в 1973 году, когда он принял пост президента «Komitee für Unterhaltungskunst» ( «Комитета по развлекательным искусствам» ) , который, как сообщается, был создан по его инициативе. Он продолжал возглавлять его до своего (немного раннего, а в случае далеко не полного) выхода на пенсию в 1984 году. Его сменила на этом посту Гизела Штайнекерт , которую партия, очевидно, рассматривала как «надежную пару рук» для своих целей. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] Когда он был сформирован, комитет должен был служить инструментом для навязывания политики партии в области культуры и искусства развлекательным искусствам, которым правительство Восточной Германии всегда придавало большое значение. Тем не менее, Вальтер Ульбрихт ушел в отставку в 1971 году: при его преемнике Эрихе Хонеккере есть признаки того, что роль комитета изменилась, поскольку он все больше становился форумом, посредством которого члены художественного сообщества сообщали правительству о своих потребностях, особенно в отношении уважения таких относительно практических проблем, как большая гибкость в отношении поездок и других привилегий, применение новых технологий и возможностей трудоустройства в сфере развлечений. Хотя эти тенденции очевидны в ретроспективе, в то время они, как правило, оставались незамеченными внешними комментаторами, особенно с Запада. Несмотря на свой довольно ранний уход из этой сферы, Вагнер, похоже, смог использовать свои хорошо развитые навыки межличностного общения, чтобы ориентироваться в меняющихся политических течениях в политике в области искусства, не вызывая при этом противодействия партийному руководству. В 1979 году он получил Орден «Патриотические заслуги» в серебре. [ 1 ] [ 9 ] [ а ]
На протяжении четырех десятилетий отдельного существования страны, с 1949 по 1989 год, цели правительства в отношении развлекательного искусства были сосредоточены на том, чтобы держать под контролем самых известных творцов и исполнителей искусства Восточной Германии, особенно если они были знаменитостями, а не просто дома, но и на западе . Это было достигнуто с характерным отсутствием тонкостей за счет системы привилегий и санкций, применяемых к художникам. Положение Зигфрида Вагнера в истеблишменте политического искусства давало ему значительную власть и привилегии, когда дело касалось реализации политики, но у него также было много влиятельных союзников. Среди них было много офицеров Министерства государственной безопасности (Штази) , которое даже создало свой собственный специализированный национальный отдел – «Hauptabteilung XX/7» – для работы с художественным сообществом. Через несколько лет после выхода Вагнера на пенсию ведомство подготовило конфиденциальный отчет от 30 ноября, к которому впоследствии получили доступ исследователи, в котором критиковалось то, как Вагнер выполнял свои обязанности и использовал свое положение. В отчете установлено, что сфера развлечений находится в опасном состоянии. Гниль началась несколькими годами ранее из-за практики «бывших заместитель министра культуры и его жена, которые оказывали льготы и льготы артистам в обмен на подарки или другие особые услуги». [ 10 ]
Пенсионер
[ редактировать ]После выхода на пенсию в 1984 году Вагнер с 1987 по 1989 год работал в рабочей группе по кабаре при Министерстве культуры . Среди других членов были Гизела Штайнекерт , Отто Старк и Матиас Ведель . В период с 1984 по 1988 год он также был президентом Айзенахе базирующегося в «Фонда Вартбурга» . [ 1 ]
В ноябре, когда однопартийная диктатура Зигфрид Вагнер вышел из рухнула , партии. Он пережил Германскую Демократическую Республику более чем на десять лет и умер в Берлине 2 августа 2001 года. Брунгильда Вагнер пережила своего мужа почти на восемь лет, хотя и с плохим здоровьем: она умерла 20 июля 2009 года. [ 1 ] [ 11 ]
Наследование
[ редактировать ]Как и многие из тех, кто занимал посты министров и высокопоставленных правительственных чиновников в Восточной Германии, на момент смерти Зигфрид был более чем богат. Через шесть лет после его смерти спор о его наследстве впервые попал в заголовки газет. Когда она умерла в 2009 году, вдова Вагнера, Брунгильда Вагнер, страдала слабоумием . Спор возник из-за крупных денежных выплат, произведенных Брунгильдой Вагнер известной телеведущей Дагмар Фредерик . Фредерик заявил, что она была близким другом Зигфрида и Брунгильды Вагнер, когда они были живы, и действительно, существование давней дружбы, похоже, никогда не вызывало серьезных сомнений. Вскоре после смерти мужа Брунгильда Вагнер даже подписала «Bevollmacht» ( «Доверенность» ) в пользу Дагмар Фредерик . Однако выяснилось, что Вагнер подписал второй «Беволльмахт» в пользу другого хорошего друга, Анжелики Решенберг, жены Петера Решенберга, который, как сообщалось, на протяжении двадцати лет регулярно стриг Брунгильду Вагнер. Очевидно, именно благодаря Питеру и Анжелике Решенберги значительные денежные выплаты, произведенные Дагмар Фредерик с банковского счета Вагнера, впервые привлекли внимание властей. Позже суду сообщили, что незадолго до своей смерти Брунгильда Вагнер передала Фредерику 60 000 евро или больше. (Источники различаются по поводу соответствующих сумм: очевидно, было несколько крупных денежных переводов, сделанных в разное время в течение ряда лет.) Вагнеры умерли бездетными и без известных наследников: поэтому немецкое государство определило, что оно было их законным наследником. Приняв значительный денежный подарок от Брунгильды Вагнер незадолго до ее смерти, Дагмар Фредерик снизила стоимость активов, которые в противном случае перешли бы государству после смерти женщины, которую Фредерик назвал своей «Виземуттер» ( «заместитель матери» ). Иск был инициирован Финансовым управлением еще в 2007 году на основании полученных сообщений о невероятно крупных денежных переводах между банковскими счетами Брунгильды Вагнер и Дагмар Фредерик. Неспособность Дагмар Фредерик сообщить о получении денег в ее Steuererklärung ( годовой налоговой декларации ) вызвала официальные подозрения в том, что она пыталась избежать уплаты долга «Schenkungsteuer» ( налога на подарки ) . Дело обострилось после смерти Брунгильды Вагнер и в течение ряда лет проходило через череду судебных слушаний. В 2011 году Дагмар Фредерик проиграла дело в апелляции: в необычно четком решении, вынесенном после слушания во Франкфуртском округе в октябре 2011 года, судья Майке Имиг, основываясь на показаниях двух «свидетелей-экспертов», приказала Фредерик (повторно) выплатить государству крупную сумму денег, включая существенный процентный элемент. Ей также были присуждены судебные издержки. Судья основывала свое решение на (юридических) заключениях о том, что в то время, когда Брунгильда Вагнер подарила деньги, она была «nicht mehr geschäftsfähig» ( недееспособен . ), и что деменция пожилой женщины зашла настолько далеко, что Фредерик не мог обоснованно утверждать, что не знал о ее степени Похоже, что параллельно с судебным разбирательством Дагмар Фредерик, уже любимая телеаудиторией Восточной Германии звезда экрана , приняла решение вести свое дело через прессу. Пресса была рада этому поспособствовать. Это дело широко освещалось. Решение 2011 года было обжаловано, и Фредерик снова проиграла дело в 2014 году. К этому времени сообщалось, что сумма, подлежащая выплате, увеличилась примерно до 170 000 евро (включая проценты и судебные издержки) другой стороне – немецкому государству. Тем не менее этот роман, в глазах многих поклонников, повысил ее статус знаменитости. [ 12 ] [ 11 ] [ 13 ] [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Орден «Патриотические заслуги» почти всегда вручался поэтапно. Принятие серебряной версии в 1979 году убедительно указывает на то, что при обстоятельствах, упущенных из виду источниками, к которым до сих пор обращались, Вагнер уже получил Патриотический орден «За заслуги» в бронзе .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бернд Райнер Барт . «Вагнер, Зигфрид: родился 3 марта 1925 года, умер 2 августа 2002 года: начальник отдела культуры ЦК СЕПГ, председатель Государственного комитета зрелищных искусств» . Кто был кем в ГДР? . Ch. Links Verlag, Берлин и Федеральный фонд по примирению с диктатурой СЕПГ, Берлин . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ Андреас Циммер (октябрь 2018 г.). От Культурного союза к демократическому обновлению Германии к Немецкому культурному союзу: ... Культурный союз в кризисном 1956 году.... Сноска 656 . Найт VS. стр. 227–228. ISBN 978-3-658-23552-9 . Проверено 1 марта 2022 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Барбара Барл. «Под цензурой: Потерянный ангел» (PDF) . БИБЛИОТЕКА КИНО DEFA, Амхерст, Массачусетс . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ Дагмар Шиттли (22 мая 2002 г.). «Повседневная жизнь в ГДР в кино. Запрещенные и подвергнутые цензуре художественные фильмы DEFA.... Новые начинания и четкие рамки» . Повседневная культура Восточной Германии.... Фильм пользовался высоким статусом в ГДР. Соответственно, создатели фильма и особенно единственная государственная кинокомпания DEFA оказались под постоянной слежкой . Федеральное агентство гражданского образования, Бонн . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ Аллан, Шон; Сэндфорд, Джон, ред. (1999). DEFA: Восточногерманское кино, 1946–1992. Нью-Йорк: Berghahn Books. ISBN 978-1-57181-753-2., стр.146.
- ^ Отчет UPI внутри страны, 1 января 1966 г., 12:20.
- ^ «Федеральный архив, BArch DR 1/6226» . Комитет развлекательных искусств . Фонд прусского культурного наследия: Немецкая цифровая библиотека, Берлин. 1 октября 2021 г. Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ Бернд Райнер Барт . «Штайнекерт, Гизела, родилась 13 мая 1931 года: писательница, президент Комитета развлекательных искусств» . Кто был кем в ГДР? . Ch. Links Verlag, Берлин и Федеральный фонд по примирению с диктатурой СЕПГ, Берлин . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ Berliner Zeitung , 29 сентября 1979 г., с. 6
- ^ БСТУ 14620/92, с. 56, отчет HA XX/7, Берлин, 30 ноября 1988 г.
- ^ Jump up to: а б «Телезвезда Дагмар Фредерик должна заплатить» . Спор о наследстве проигран... Решение 62 VI 242/2009 Окружного суда Митте . Изображение , Берлин. 18 октября 2011 года . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ Жанетт Бедерке (5 апреля 2014 г.). «Решение суда – Дагмар Фредерик должна вернуть наследство» . Берлинер Моргенпост . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ Франциска против. Мутиус (24 марта 2007 г.). «В поле зрения прокуратуры» . Берлинер Моргенпост . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ Фолькмар Краузе (26 февраля 2014 г.). «Звезде ГДР велели вернуть 110 тысяч евро» . Артистке Дагмар Фредерик приходится обратиться в суд. Государство оспаривает наследство 68-летнего мужчины стоимостью около 110 000 евро. Деньги поступили от покойной вдовы бывшего вице-министра культуры ГДР Зигфрида Вагнера. Даже в преддверии суда было большое волнение — даже была угроза расправы . Издательство Madsack GmbH & Co. KG. (Märkische Allgemeine) , Ганновер . Проверено 2 марта 2022 г.
- Выпускники Лейпцигского университета
- Политики Социалистической единой партии Германии
- Немецкие политики 20-го века
- Кавалеры ордена «Патриотические заслуги» в серебре.
- Люди из Хильдесхайма
- 1925 рождений
- 2001 смертей
- Персонал немецкой армии времен Второй мировой войны
- Немецкие военнопленные во Второй мировой войне, удерживаемые Соединенными Штатами.