Вертикальное мышление

Вертикальное мышление — это тип подхода к проблемам, который обычно предполагает избирательный, аналитический и последовательный подход. Можно сказать, что это противоположность латеральному мышлению . [1] В отличие от латерального мышления, которое предполагает использование дополнительной интуиции, принятия риска и воображения посредством бессознательных и подсознательных процессов, вертикальное мышление состоит из использования более сознательного подхода посредством рациональной оценки для получения информации или принятия решений. Этот тип мышления побуждает людей использовать последовательный подход к решению проблемы, тогда как творческий и разнонаправленный ответ считается неосмотрительным. Вертикальные мыслители предпочитают полагаться на внешние данные и факты, чтобы избежать неудач или контрфактического мышления . [2]
Происхождение термина
[ редактировать ]Понятие «вертикального мышления» как метода решения проблем было впервые введено Эдвардом де Боно и восходит к его публикации «Латеральное мышление: творческий шаг за шагом» в 1970 году. В книге рассматривается концепция вертикального мышления. можно увидеть, что оно имеет много параллелей с « критическим мышлением ». Де Боно объясняет в своем тексте, что основным отличительным фактором между этими двумя концепциями является тот факт, что критическое мышление предполагает только рациональное мышление, тогда как вертикальное мышление требует от человека применения модуса при формировании решения. [3]
Актуальность
[ редактировать ]«Вертикальное мышление — это отбор путем исключения. Человек работает внутри системы взглядов и выбрасывает то, что не имеет значения. С помощью латерального мышления человек понимает, что паттерн не может быть реструктурирован изнутри, а только в результате какого-то внешнего влияния» – Эдвард де Боно [4]
Подобно концепциям конвергентного мышления , цель вертикального мышления состоит в том, чтобы получить единственный убедительный ответ на проблему. Вертикальное мышление наиболее применимо в сценариях, где ответ уже существует и его необходимо выяснить последовательными средствами. В связи с этим ответ, полученный посредством вертикального мышления, часто рассматривается как «наиболее правильный» при рассмотрении доступной личности информации. [5] Что касается интерпретации де Боно, люди не обязаны придерживаться единого метода мышления, а скорее формировать решения посредством синтеза обоих. Хотя разные люди могут иметь разные предпочтения в отношении применяемого метода мышления, баланс обоих обычно считается наиболее подходящим при поиске решения любой проблемы. [4]
Практическое применение
[ редактировать ]Утилитарное применение почти каждого «метода мышления» может показаться бесконечным, поскольку люди могут применять такие методы мышления практически в любом сценарии. Однако создание вертикального мышления должно было служить инструментом стимулирования критического мышления у людей с раннего возраста. не так широко известны, как «Шесть мыслящих шляп» Хотя работы де Боно , в данном случае их снова можно рассматривать как инструмент помощи учителям в академической среде. Де Боно считал жизненно важным, чтобы люди, относящиеся к развивающемуся возрасту, признали концепцию критического мышления. [6] Однако это не имело целью отговорить от использования творчества при решении проблем, а, скорее, поддержало баланс того и другого. Работы де Боно были расширены Полом Слоаном , который разработал головоломку «Ситуация». [7]
Ситуационные головоломки — это серия головоломок, в которых на каждый вопрос есть несколько возможных ответов, среди которых один из них является наиболее правильным. Дети, играющие в игру, награждаются не только за правильный выбор наиболее правильного ответа, но и за определение других возможных ответов. С помощью этого метода одновременно развиваются способности человека к латеральному и вертикальному мышлению, а также позволяет учителям оценить, какой тип «мыслителя» подходит ребенку лучше всего. [8] Выявление и классификация образа мышления ребенка чрезвычайно ценны для учителя, когда дело касается его развития. Благодаря этому практическое применение концепций, заимствованных де Боно, имеет подавляющее прогрессивное влияние в академической среде.
Считается, что ознакомление ребенка с этими понятиями наиболее полезно начиная с 4 лет. Если принять во внимание существующие подростковые тенденции в отношении когнитивного развития, то примерно в возрасте четырех лет люди начинают понимать, что мысли не всегда могут быть правдивыми. [9] Примерно в этом возрасте у ребенка появляется способность приобретать знания посредством индукции. Таким образом, способность мыслить последовательно (в данном случае относящаяся к вертикальному мышлению) – это понятие, которое начнет находить отклик у ребенка. В связи с тем, что люди обычно придерживаются одного способа мышления, будь то вертикального или позднего, Пол Слоан предлагает вводить такие ситуационные головоломки в молодом возрасте. Говорят, что это помогает стимулировать тот тип мышления, который в противном случае был бы неудобен ребенку. [10]
Преимущества развития этих навыков мышления для детей включают, помимо прочего: [11]
- Достичь стабильности как в социальном, так и в эмоциональном плане.
- Развивать физиологическую зрелость в более молодом возрасте
- Ограничьте уровень гнева и агрессии.
- Выступать на более высоком уровне в классах
- Улучшить личную и профессиональную жизнь
Вертикальное мышление против латерального мышления
[ редактировать ]В вышеупомянутой книге де Боно ( «Латеральное мышление: творческий шаг за шагом ») концепция латерального мышления выражена как полярная противоположность вертикальному мышлению. [12]

Линейность
[ редактировать ]Вертикальное мышление считается чем-то линейным, тогда как латеральное мышление, с другой стороны, можно рассматривать как нелинейное. Причиной этого является тот простой факт, что вертикальное мышление использует последовательный метод решения проблемы, при котором обычно реализуется только одно решение. С другой стороны, из-за нелинейной природы латерального мышления множество решений проблем разрабатываются более творчески. [13]
Цель
[ редактировать ]Когда человек решает использовать вертикальное мышление для решения проблемы, цель состоит в том, чтобы создать решение, демонстрирующее «глубину знаний», тогда как использование латерального мышления создает решение, в котором проявляется «широта знаний». Глубина знаний в разъяснении преимущественно отражает то, насколько хорошо человек может построить логическое обоснование своего решения с учетом деталей. Напротив, широта знаний будет отражать то, насколько хорошо человек может найти множество решений одной и той же проблемы. Если не принимать во внимание аспекты логики и креативности решений, несоответствие целей можно рассматривать как случай «качества против количества». [14]
Убедительность
[ редактировать ]По сравнению с латеральным мышлением, где количество принимаемых решений ограничено только изобретательностью человека, решения, сформированные с помощью вертикального мышления, представляют собой конечный процесс. Если основывать результат на существующих знаниях, а не тратить всю свою креативность на поиск решения, обычно остается лишь несколько возможных ответов в пределах логических ограничений. Следовательно, количество решений рассматривается как конечное и в большинстве случаев ограничивается только одним. [13]
Критика
[ редактировать ]После публикации книги де Боно « Латеральное мышление: творческий шаг за шагом» в 1970 году Ричард Пол и Линда Элдер совместно опубликовали книгу «Критическое мышление: инструменты для принятия ответственности» . [15] В книге прямо обращается к Де Боно и обращается к тому факту, что в реальном мире применение лишь одного метода мышления является фиктивным. Упоминается, что в силу особенностей познавательного процесса человека ориентация на единый способ мышления просто невозможна. Даже когда люди применяют последовательный метод решения проблемы, между началом и завершением вопроса должна существовать некоторая форма творчества. Более того, в ответ на то, как де Боно предлагает стимулировать критическое мышление у молодежи, Пол и Элдер утверждают, что критическое мышление не является устоявшимся, а скорее врожденной способностью, которой обладает каждый человек. [16]
Оценка концепции
[ редактировать ]Де Боно отметил, что вертикальное мышление — это избирательный процесс, тогда как латеральное мышление можно рассматривать как порождающее. [4] Пример прямой линии от точки А до Б может дополнительно проиллюстрировать эту точку зрения. Благодаря вертикальному мышлению, при котором генерируется наиболее оптимальный ответ, человек просто перемещается от А к Б без каких-либо дальнейших исследований. Латеральное мышление, с другой стороны, можно рассматривать скорее как паутину. Когда человек начинает путешествовать из ядра сети, его пути расходятся, открывая множество новых возможностей. [17]
Хотя использование вертикального мышления часто предпочтительнее латерального мышления в большинстве академических областей, таких как естествознание и математика, при рассмотрении этого метода мышления есть заметные недостатки. Вертикальное мышление часто предпочтительнее при рассмотрении академического образования, поскольку мыслительный процесс обеспечивает достоверный сюжет. [18] Из-за последовательного характера мыслительного процесса шаги, необходимые для достижения результата, часто легко определить. Это часто повышает воспринимаемую легитимность, а также облегчает проверку действительности. Более того, при рассмотрении линейного подхода решения, полученные с помощью таких методов мышления, часто оказываются нейтральными, что опять-таки является предпочтительным, если принять во внимание академический опыт. Более того, риски такого способа мышления гораздо ниже, чем у латерального мышления. Опираясь на существующую базу знаний, решения, созданные с использованием этого метода, являются более информативными. [19]
Из-за перфекционизма, который обычно проявляется при поиске решения, в ответах часто отсутствует оригинальность. Что касается этого момента, то большинство инновационных идей не были созданы посредством вертикального мышления, поскольку идеи, порождающие его, можно рассматривать как обыденные, поскольку они основаны только на существующих знаниях. Цитируя Генри Форда: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы сказали, что это более быстрые лошади». Создание автомобильного двигателя может служить примером недостатков вертикального мышления, поскольку мы бы до сих пор катались на лошадях, если бы не был реализован оригинальный подход к транспортировке. [20] Наконец, использование латерального мышления в отличие от вертикального мышления позволяет людям устанавливать связи между совершенно несвязанными областями, что во многих случаях приводит к генерации идей, выходящих за рамки существующих структур. [21]
Измерение вертикального мышления
[ редактировать ]
Доступны тесты, оценивающие характеристики, связанные как с вертикальным стилем мышления, так и с вертикальным стилем мышления. Некоторые включают в себя:
Индикатор типа Майерс-Бриггс
[ редактировать ]Эта оценка личности, также известная как MBTI , оценивает типы и функции личности. Например, характеристики, относящиеся к стилю вертикального/латерального мышления, оцениваемые в этом тесте, включают в себя восприятие и интуицию. [22]
Стили обучения и мышления
[ редактировать ]Этот инструмент, также известный как SO-LAT, оценивает аналитический и целостный стили мышления. Режим аналитического мышления можно сравнить с вертикальным мышлением, тогда как целостное мышление можно сравнить с латеральным мышлением.
Профиль линейно-нелинейного стиля мышления
[ редактировать ]Поскольку тестов, конкретно измеряющих нелинейное/линейное мышление, не существует, Вэнс, Гровс, Пайк и Киндлер в 2007 году создали свой собственный показатель — LNTSP. [23] Этот показатель содержит 74 пункта, которые оценивают характеристики, которые в основном связаны с этими стилями мышления, кроме того, его можно сравнить с MBTI. Вертикальное мышление (линейное мышление) ориентировано на предметы, связанные с использованием аналитического мышления, внешних данных и фактической информации. Примером показателя, используемого для измерения линейного мышления, является фраза: «Принимая решение о крупной покупке или инвестициях, я в первую очередь взвешиваю количественные факторы, такие как мой возраст, бюджетные потребности или будущие доходы». [24] Кроме того, участники, которые отвечают на подобные вопросы в LNTSP, будут делать это, используя шкалу Лайкерта .
См. также
[ редактировать ]- Логические рассуждения
- Ситуационная головоломка
- Дизайнерское мышление
- Индикатор типа Майерса-Бриггса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уеттен, Дэвид (2011). Развитие управленческих навыков . Река Аппер-Седл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. п. 744. ИСБН 978-0-13-612100-8 .
- ^ де Боно, Эдвард (1970). Латеральное мышление (PDF) . Книги о пингвинах . Проверено 1 ноября 2015 г.
- ^ «Вертикальное мышление против латерального мышления» . Индивидуальное обучение и электронное обучение в любом месте и в любое время! . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с де Боно, Эдвард (1970). Латеральное мышление: творчество шаг за шагом . Англия: Группа Пингвинов. ISBN 978-0141033082 .
- ^ «Различия между вертикальным и латеральным мышлением — запомните» . Запомните . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ де Боно, Эдвард (1990). Шесть шляп мышления для школ . Perfect Learning Corp. Англия: ISBN 978-1563120992 .
- ^ «IdeaConnection: Интервью с авторами инноваций: научитесь мыслить по-другому» . www.ideaconnection.com . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ Слоан, Пол (2003). Руководство для лидера по навыкам нестандартного мышления: раскрытие творческих способностей и инноваций в вас и вашей команде . Филадельфия: Стерлинг Паблишинг. ISBN 978-0749447977 .
- ^ Дэниелс, Дениз (2002). Развитие детей и обучение в классе: обзор литературы и последствия для обучения учителей . Калифорния: Калифорнийский политехнический государственный университет.
- ^ Слоан, Пол (1992). Головоломки с латеральным мышлением . Коган Пейдж. ISBN 978-0806982274 .
- ^ «Понимание принципов Эдварда де Боно – латеральное мышление» . www.brainy-child.com . Проверено 2 ноября 2015 г.
- ^ де Боно, Эдвард (1982). Курс мышления Де Боно . Англия: активна BBC. ISBN 978-0563522041 .
- ^ Jump up to: а б Эрнандес, Джеймс (июнь 2008 г.). «Вертикальное и латеральное мышление» (PDF) . Лидерство . 34 (3): 26–8. ПМИД 18605267 . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Турраоин, Сибил (январь 2010 г.). «Введение в творческое мышление» (PDF) . Адаптация электронного латерального мышления .
- ^ Пол, Элдер, Ричард, Линда (1986). Критическое мышление: инструменты для принятия ответственности . Соединенные Штаты Америки: Pearson FT Press. ISBN 978-0133115284 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Определение критического мышления | Колледж Доан» . www.doane.edu . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ «Творчество и творческое мышление» . www.brainstorming.co.uk . Проверено 21 октября 2015 г.
- ^ Шентон, Эндрю (14 ноября 2003 г.). «Стратегии обеспечения надежности в проектах качественных исследований» (PDF) . Образование для информации . Отдел информационных и коммуникационных исследований, Школа информатики, Здание Липмана, Университет Нортумбрии . Проверено 25 октября 2015 г.
- ^ «Сила логического мышления» . webmagazine.maastrichtuniversity.nl . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ Власковиц, Патрик (29 августа 2011 г.). «Генри Форд, инновации и цитата о «быстрой лошади»» . Гарвардское деловое обозрение . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ Арьети, Сильвано (2013). «Творческие подходы к решению проблем» (PDF) . Публикации SAGE . Проверено 29 октября 2015 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Гроувс К., Вэнс К. и Пайк Ю. (2007). «Связь баланса линейного/нелинейного стиля мышления и принятия управленческих этических решений». Журнал деловой этики . 80 (2): 305–325. дои : 10.1007/s10551-007-9422-4 . S2CID 143756504 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Гроувс, Канзас; Вэнс, CM (2009). «Изучение стиля управленческого мышления, эквалайзера и организационной приверженности» . Журнал вопросов управления . 21 (3): 344–366.
- ^ Вэнс, CM; Гроувс, Канзас; Пайк, Ю.; Киндлер, Х. (2007). «Понимание и измерение линейно-нелинейного стиля мышления для улучшения управленческого образования и профессиональной практики». Академия управленческого обучения и образования . 6 (2): 167–185. дои : 10.5465/amle.2007.25223457 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- де Боно, Эдвард (1990). Шесть шляп мышления для школ . Англия: Perfect Learning Corp. ISBN 978-1563120992 .
- де Боно, Эдвард (1970). Латеральное мышление: творчество шаг за шагом . Англия: Группа Пингвинов. ISBN 978-0141033082