Конвергентное мышление
Конвергентное мышление — это термин, придуманный Джой Полом Гилфордом как противоположность дивергентному мышлению . Обычно это означает способность давать «правильный» ответ на вопросы, не требующие новых идей, например, в стандартизированных тестах с несколькими вариантами ответов на интеллект .
Актуальность
[ редактировать ]Конвергентное мышление — это тип мышления, который фокусируется на поиске единственного, хорошо известного ответа на проблему. [1] Он ориентирован на получение единственного лучшего или чаще всего правильного ответа на вопрос. Конвергентное мышление делает упор на скорость, точность и логику и фокусируется на распознавании знакомых, повторном применении методов и накоплении сохраненной информации. [1] Он наиболее эффективен в ситуациях, когда ответ уже существует и его просто нужно либо вспомнить, либо проработать с помощью стратегий принятия решений . [1] Важнейшим аспектом конвергентного мышления является то, что оно приводит к единственному лучшему ответу, не оставляя места для двусмысленности . С этой точки зрения ответы либо правильные, либо неправильные. Решение, полученное в конце процесса конвергентного мышления, в большинстве случаев является наилучшим возможным ответом.
Конвергентное мышление также связано со знаниями , поскольку предполагает манипулирование существующими знаниями с помощью стандартных процедур. [1] Знания – еще один важный аспект творчества. Он является источником идей, предлагает пути решения и обеспечивает критерии эффективности и новизны . [1] Конвергентное мышление используется как инструмент творческого решения проблем . Когда человек использует критическое мышление для решения проблемы, он сознательно использует стандарты или вероятности для вынесения суждений. [2] Это контрастирует с дивергентным мышлением , при котором суждение откладывается при поиске и принятии множества возможных решений.
Конвергентное мышление часто используется в сочетании с дивергентным мышлением . Дивергентное мышление обычно возникает спонтанно и свободно, когда генерируется и оценивается множество творческих идей. [2] За короткий промежуток времени исследуются многочисленные возможные решения и выявляются неожиданные связи. После завершения процесса дивергентного мышления идеи и информация организуются и структурируются с использованием конвергентного мышления для использования стратегий принятия решений, ведущих к единственному лучшему или, чаще всего, правильному ответу. [2] Примеры дивергентного мышления включают использование мозгового штурма , свободного письма и творческого мышления в начале процесса решения проблемы для выработки возможных решений, которые можно оценить позже. [3] Как только будет исследовано достаточное количество идей, можно использовать конвергентное мышление. Знания, логика, вероятности и другие стратегии принятия решений принимаются во внимание, поскольку решения оцениваются индивидуально в поисках единственного лучшего ответа, который при достижении является однозначным. [2]
Конвергентное и дивергентное мышление
[ редактировать ]Личность
[ редактировать ]мышления . Изучены личностные корреляты дивергентного и конвергентного Результаты показывают, что две черты личности в значительной степени связаны с дивергентным мышлением. Было обнаружено, что эти черты, а именно открытость и экстраверсия , способствуют развитию дивергентного мышления. [4] Открытость оценивает интеллектуальное любопытство , воображение , художественные интересы, либеральные взгляды и оригинальность . [5]
Тот факт, что открытость оказалась самым сильным личностным коррелятом дивергентного мышления, неудивителен, поскольку предыдущие исследования предполагали, что открытость интерпретируется как показатель креативности. [6] Хотя открытость концептуализирует индивидуальные различия в других аспектах, помимо творчества, высокая корреляция между открытостью и дивергентным мышлением указывает на два разных способа измерения одних и тех же аспектов творчества. Открытость — это самоотчет о своем предпочтении мыслить «нестандартно» . Тесты на дивергентное мышление представляют собой оценку такого подхода, основанную на результатах.
Никакого влияния личности на конвергентное мышление обнаружено не было, что позволяет предположить, что черты личности «Большой пятерки» являются лучшим предиктором дивергентного мышления, чем конвергентного мышления, или что все типы людей обладают конвергентным мышлением независимо от их личности. [4]
Мозговая деятельность
[ редактировать ]Изменения мозговой активности изучались у испытуемых как при конвергентном, так и при дивергентном мышлении. Для этого исследователи изучили закономерности электроэнцефалографии (ЭЭГ) испытуемых во время выполнения задач с конвергентным и дивергентным мышлением. При каждом типе мышления были обнаружены разные закономерности изменения параметров ЭЭГ. По сравнению с контрольной группой, которая отдыхала, как конвергентное, так и дивергентное мышление приводило к значительной десинхронизации альфа-1,2-ритмов. [7] Между тем, конвергентное мышление привело к увеличению когерентности в диапазоне Тета 1, который был более каудальным и правосторонним. С другой стороны, дивергентное мышление продемонстрировало снижение амплитуды в каудальных областях коры в диапазонах Тета-1 и Тета-2. [7] Значительное увеличение амплитуды и когерентности указывает на тесную синхронизацию между обоими полушариями мозга.
Успешная выработка гипотезы во время дивергентного мышления, по-видимому, вызывает положительные эмоции, что, отчасти, может быть связано с увеличением сложности и показателей эффективности творческого мышления, психо-межполушарной связности . [7] Наконец, полученное доминирование правого полушария и «когнитивной оси», сопряжение левой затылочно -правой лобной «оси» в отличие от правозатылочно-левой лобной «оси», характеризующей аналитическое мышление, может отражать ЭЭГ-паттерн бессознательного психического мышления. обработка во время успешного дивергентного мышления. [8]
Конвергентное и дивергентное мышление зависят от голубого пятна системы нейротрансмиссии . [9] [10] [11] который модулирует уровень норадреналина в мозге. Эта система играет важную роль в когнитивной гибкости и проблеме компромисса «исследование/эксплуатация» ( задача многорукого бандита ). [12]
Интеллектуальные способности
[ редактировать ]к конвергентному и дивергентному мышлению использовался ряд стандартных тестов интеллекта Для измерения способностей подростков . Результаты показывают, что испытуемые с высоким уровнем дивергентного мышления имели значительно более высокие показатели беглости слов и чтения, чем субъекты с низким уровнем дивергентного мышления. [13] Кроме того, те, у кого был высокий уровень дивергентного мышления, также продемонстрировали более высокие показатели тревожности и проникновения. Таким образом, субъекты с высоким уровнем дивергентного мышления могут быть охарактеризованы как имеющие созревшие процессы восприятия и адекватно контролируемые нетрадиционным способом. [13]
И наоборот, испытуемые в группе с высоким уровнем конвергентного мышления продемонстрировали более высокие средние оценки за предыдущий учебный год, меньшие трудности с выполнением домашних заданий, а также указали, что родители настаивали на их получении высшего образования . [13] Это были единственные значимые связи, касающиеся показателей конвергентного мышления. Это говорит о том, что эти когнитивные измерения независимы друг от друга. Будущие исследования этой темы должны больше сосредоточиться на аспектах развития, когнитивных и постоянных аспектах личности среди расходящихся и конвергентных мыслителей, а не на их структурах отношений. [13]
Творческие способности
[ редактировать ]Творческие способности измерялись в исследовании с использованием конвергентных задач, которые требуют одного правильного ответа, и расходящихся задач, которые требуют получения множества разных ответов различной правильности. Использовались два типа конвергентных задач, первый из которых представлял собой задачи для удаленных партнеров, в которых испытуемому давали три слова и спрашивали, с каким словом связаны предыдущие три слова. Вторым типом задач конвергентного мышления были задачи на понимание , в ходе которых испытуемым давались некоторые контекстуальные факты, а затем задавались вопросы, требующие интерпретации. [14]
Что касается задач с удаленными сотрудниками, те, кто придерживается конвергентного мышления, правильно решили больше из пяти задач, связанных с удаленными сотрудниками, чем те, кто использовал дивергентное мышление. [14] Однофакторный дисперсионный анализ продемонстрировал, что это существенно отличается . Кроме того, при ответе на проблемы с пониманием участники, использующие конвергентное мышление, решили больше задач с пониманием, чем контрольная группа , однако не было существенной разницы между субъектами, использующими конвергентное или дивергентное мышление. [14]
Что касается задач с дивергентным мышлением, хотя вместе все дивергентные задачи демонстрировали корреляцию, она не была значимой при рассмотрении между условиями. [14]
Настроение
[ редактировать ]По мере увеличения количества данных, свидетельствующих о том, что эмоции могут влиять на основные когнитивные процессы, недавние подходы также исследовали обратное: когнитивные процессы также могут влиять на настроение. Исследования показывают, что подготовка к задаче творческого мышления вызывает перепады настроения в зависимости от того, какой тип мышления используется для выполнения этой задачи. [15]
Результаты показывают, что выполнение задачи, требующей творческого мышления, действительно влияет на настроение. Это обеспечивает значительную поддержку идеи о том, что настроение и познание не только связаны, но и что эта связь взаимна. [16] Кроме того, дивергентное и конвергентное мышление влияют на настроение противоположным образом. Дивергентное мышление приводило к более позитивному настроению, тогда как конвергентное мышление имело противоположный эффект, приводя к более негативному настроению. [15]
Практическое использование
[ редактировать ]ребенка Конвергентное мышление является фундаментальным инструментом в образовании . Сегодня большинство образовательных возможностей привязаны к результатам стандартизированных тестов, которые часто по своей природе предполагают множественный выбор. [17] Когда учащийся обдумывает возможные доступные ответы, он использует конвергентное мышление, чтобы взвесить альтернативы в рамках конструкции. Это позволяет найти единственное лучшее решение, которое поддается измерению. [17]
Примеры конвергентных вопросов при обучении в классе:
- Если задуматься над всей пьесой «Гамлет», каковы были основные причины, по которым Офелия сошла с ума? [18]
- Какова химическая реакция фотосинтеза?
- Каковы признаки недостатка азота у растений?
- Какие породы домашнего скота лучше всего подходят для Южного Техаса? [19]
Критика
[ редактировать ]Идея конвергентного мышления подверглась критике со стороны исследователей, которые утверждают, что не все проблемы имеют решения, которые можно эффективно ранжировать. Конвергентное мышление отдает предпочтение одному решению над другим. Проблема в том, что когда человек сталкивается с более сложными проблемами, он может быть не в состоянии правильно оценить доступные ему решения. [20] В таких случаях исследователи указывают, что при решении сложных проблем другие переменные, такие как интуиция или инстинктивные способности решать проблемы, также играют роль в определении решения данной проблемы. [20]
Кроме того, считается, что конвергентное мышление обесценивает аргументы меньшинства. [21] В исследовании, в котором экспериментальные манипуляции использовались для мотивации испытуемых к конвергентному или дивергентному мышлению, когда убедительные аргументы поддерживались большинством или меньшинством, в условиях конвергентного мышления возникла закономерность, когда поддержка большинства вызывала более позитивное отношение к ключевому вопросу. И наоборот, поддержка аргумента меньшинством не оказала никакого влияния на испытуемых. [21] Конвергентные мыслители слишком сосредоточены на выборе лучшего ответа, поэтому они не могут должным образом оценить мнение меньшинства и могут в конечном итоге отклонить точные решения. [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Кропли, Артур (2006). «Во славу конвергентного мышления». Журнал исследований креативности . 18 (3): 391–404. дои : 10.1207/s15326934crj1803_13 . S2CID 144584133 .
- ^ Jump up to: а б с д Лундстин Сара, Критическое мышление в решении проблем: взгляд учителя словесности , ПроКвест 63157229 ЭРИК ED294184
- ^ «Стратегии дивергентного мышления» . Университет Вашингтона . Проверено 6 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Чаморро-Премузик, Томас (2008). «Влияние личности и угроза оценки на дивергентное и конвергентное мышление». Журнал исследований личности . 42 (4): 1095–1101. дои : 10.1016/j.jrp.2007.12.007 .
- ^ МакКрэй, Р. (1987). «Творчество, дивергентное мышление и открытость опыту» . Журнал личности и социальной психологии . 52 (6): 1258–1265. дои : 10.1037/0022-3514.52.6.1258 .
- ^ Кинг, Л; Уокер, Л; Бройлс, С. (1996). «Творчество и пятифакторная модель». Журнал исследований личности . 30 (2): 189–203. дои : 10.1006/jrpe.1996.0013 .
- ^ Jump up to: а б с Разумникова, Ольга (2000). «Функциональная организация различных областей мозга при конвергентном и дивергентном мышлении: исследование ЭЭГ». Когнитивные исследования мозга . 10 (1–2): 11–18. дои : 10.1016/S0926-6410(00)00017-3 . ПМИД 10978688 .
- ^ Сквайр, Л; Ноултон, Дж. (1993). «Структура и организация памяти». Ежегодный обзор психологии . 44 : 453–495. дои : 10.1146/annurev.ps.44.020193.002321 . ПМИД 8434894 . S2CID 14745766 .
- ^ Беверсдорф, Дэвид К.; Уайт, Дон М.; Чевер, Дакеша К.; Хьюз, Джон Д.; Борнштейн, Роберт А. (2002). «Центральная β-адренергическая модуляция когнитивной гибкости» . НейроОтчет . 13 (18): 2505–2507. дои : 10.1097/00001756-200212200-00025 . ISSN 0959-4965 . ПМИД 12499857 .
- ^ Хейлман, Кеннет М.; Надо, Стивен Э.; Беверсдорф, Дэвид О. (2003). «Творческие инновации: возможные механизмы мозга» . Нейрокейз . 9 (5): 369–379. дои : 10.1076/нейр.9.5.369.16553 . ISSN 1355-4794 . ПМИД 14972752 . S2CID 6592186 .
- ^ Лин, Хаус; Вартанян, Ошин (2018). «Нейроэкономическая основа творческого познания» . Перспективы психологической науки . 13 (6): 655–677. дои : 10.1177/1745691618794945 . ISSN 1745-6916 . ПМИД 30304640 . S2CID 206778956 .
- ^ Астон-Джонс, Гэри; Коэн, Джонатан Д. (21 июля 2005 г.). «Интегративная теория функции голубого пятна-норадреналина: адаптивное усиление и оптимальная производительность» . Ежегодный обзор неврологии . 28 (1): 403–450. дои : 10.1146/annurev.neuro.28.061604.135709 . ISSN 0147-006X . ПМИД 16022602 . S2CID 535645 .
- ^ Jump up to: а б с д Кларк, Чарльз; Уэлдман, Д.; Торп, Дж. (1985). «Конвергентные и дивергентные способности мышления талантливых подростков». Журнал педагогической психологии . 56 (3): 157–163. дои : 10.1037/h0022110 . ПМИД 14327689 .
- ^ Jump up to: а б с д Нильсен, Баярд; Пикетт, К.; Саймонтон, Д. (2008). «Концептуальное и экспериментальное творчество: что лучше всего работает при решении задач конвергентного и дивергентного мышления?». Психология эстетики, творчества и искусства . 2 (3): 131–138. дои : 10.1037/1931-3896.2.3.131 .
- ^ Jump up to: а б Чермахини, Согра; Хоммель, Б. (2011). «Творческие перепады настроения: дивергентное и конвергентное мышление влияют на настроение противоположным образом» . Психологические исследования . 76 (5): 634–640. дои : 10.1007/s00426-011-0358-z . ПМЦ 3412079 . ПМИД 21695470 .
- ^ Бар, М (2009). «Когнитивная нейробиологическая гипотеза настроения и депрессии» . Тенденции в когнитивных науках . 13 (11): 456–463. дои : 10.1016/j.tics.2009.08.009 . ПМК 2767460 . ПМИД 19819753 .
- ^ Jump up to: а б Хоммель, Б; Колзато, Л.; Фишер, Р.; Кристоффельс, И. (2011). «Двуязычие и творчество: преимущества конвергентного мышления сопровождаются потерями при дивергентном мышлении» . Границы в психологии . 2 : 273. doi : 10.3389/fpsyg.2011.00273 . ПМК 3212749 . ПМИД 22084634 .
- ^ Лесли, Эриксон. «Пять основных типов вопросов» . Второй принцип . Корвин Пресс . Проверено 6 марта 2015 г.
- ^ «Сообщение №67: Задавать правильные вопросы в классе» . Список рассылки профессоров завтрашнего дня . Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Чиксентмихайи, Михай. «Творческая личность» . ХарперКоллинз . Проверено 1 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Де Дре, Карстен; Де Врис, Н.; Гордин, Э.; Шурман, М. (1999). «Конвергентная и расходящаяся обработка аргументов большинства и меньшинства: влияние на фокусные и связанные с ними отношения». Европейский журнал социальной психологии . 29 (2–3): 329–348. doi : 10.1002/(SICI)1099-0992(199903/05)29:2/3<329::AID-EJSP930>3.0.CO;2-6 .