Дж. П. Гилфорд
Дж. П. Гилфорд | |
---|---|
Рожденный | Джой Пол Гилфорд 7 марта 1897 г. Маркетт, Небраска , США |
Умер | 26 ноября 1987 г. Лос-Анджелес, Калифорния , США | (90 лет)
Альма-матер | Университет Небраски Корнелльский университет |
Занятие | Психолог |
Награды | Премия Э. Л. Торндайка (1975) |
Джой Пол Гилфорд (7 марта 1897 – 26 ноября 1987) был американским психологом, наиболее известным своим психометрическим исследованием человеческого интеллекта , включая различие между конвергентным и дивергентным производством.
Развивая взгляды Л. Л. Терстоуна , Гилфорд отверг точку зрения Чарльза Спирмена о том, что интеллект можно охарактеризовать одним числовым параметром. Он предположил, что для точного описания необходимы три измерения: операции, содержание и продукты. Обзор общей психологии , опубликованный в 2002 году, поставил Гилфорда на 27-е место по цитируемости психолога 20-го века. [1]
Карьера
[ редактировать ]Гилфорд окончил Университет Небраски, а затем учился у Эдварда Титченера в Корнелле . Гилфорд был избран членом Общества психологов-экспериментаторов в 1937 году. [2] а в 1938 году он стал третьим президентом Психометрического общества, следуя по стопам его основателя Луи Леона Терстоуна и Эдварда Торндайка , который занимал эту должность в 1937 году. Гилфорд занимал ряд постов в Небраске и некоторое время в Южном университете. Калифорния . В 1941 году он поступил в армию США в звании подполковника и занимал должность директора отдела психологических исследований № 3 на армейской авиабазе Санта-Ана . Там он работал над отбором и рейтингом стажеров летных экипажей, пока Военно-воздушные силы США исследовали, почему значительная часть стажеров не заканчивает обучение. [3]
Получив должность начальника отдела психологических исследований в штабе учебного командования ВВС США в Форт-Уэрте, Гилфорд в 1943 году руководил проектом «Станин» («Стандартная девятка»), который выявил девять конкретных интеллектуальных способностей, имеющих решающее значение для управления самолетом. ( Станинес , ныне общепринятый термин в педагогической психологии, был придуман во время проекта Гилфорда). В ходе Второй мировой войны использование Гилфордом этих факторов при разработке двухдневной батареи классификационных испытаний сыграло важную роль в увеличении количества выпускников стажеров летных экипажей.
Уволен в запас в звании полковника после войны, Гилфорд поступил на факультет образования Университета Южной Калифорнии и продолжил исследования факторов интеллекта. Он опубликовал множество публикаций о том, что он в конечном итоге назвал теорией структуры интеллекта, а его послевоенные исследования выявили в общей сложности 90 отдельных интеллектуальных способностей и 30 поведенческих способностей.
20 лет исследований Гилфорда в Южной Калифорнии финансировались Национальным научным фондом, Управлением образования бывшего Департамента здравоохранения, образования и социального обеспечения и Управлением военно-морских исследований. Хотя испытуемые Гилфорда были новобранцами в учебном командовании ВВС на базе ВВС Рэндольф в Сан-Антонио, этим исследованием руководило Управление военно-морских исследований.
Послевоенные исследования Гилфорда привели к разработке классификационных тестов, которые, в различных модификациях, использовались при различных оценках персонала, проводимых всеми видами вооруженных сил США. Таким образом, в целом все квалификационные экзамены в армию США в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах основывались на исследованиях Гилфорда.
Структура теории интеллекта
[ редактировать ]Согласно теории структуры интеллекта (SI) Гилфорда (1955), успехи человека в тестах на интеллект можно проследить до основных умственных способностей или факторов интеллекта. Теория СИ включает до 180 различных интеллектуальных способностей, организованных по трем измерениям: операции, содержание и продукты.
Теория структуры интеллекта, выдвинутая Гилфордом, была применена Мэри Н. Микер в образовательных целях. [4]
Операционное измерение
[ редактировать ]СИ включает в себя шесть операций или общих интеллектуальных процессов:
- Познание – способность понимать, осмысливать, обнаруживать и осознавать информацию.
- Запись в память - Способность кодировать информацию.
- Сохранение памяти – способность вспоминать информацию.
- Дивергентное производство – способность генерировать несколько решений проблемы; креативность
- Конвергентное производство — способность найти единственное решение проблемы; следование правилам или решение проблем
- Оценка – способность судить о том, является ли информация точной, последовательной или достоверной.
Измерение контента
[ редактировать ]СИ включает в себя четыре обширные области информации, к которым человеческий интеллект применяет шесть операций:
- Фигуральный – конкретная информация из реального мира , осязаемые объекты, вещи в окружающей среде. Он включает в себя A. визуальный: информация, воспринимаемая посредством зрения, B. слуховой: информация, воспринимаемая через слух, и C. кинестетический : информация, воспринимаемая посредством собственных физических действий.
- Символический – информация, воспринимаемая как символы или знаки, обозначающие что-то другое, например, арабские цифры, буквы алфавита или музыкальные и научные обозначения.
- Семантический – связан с вербальным значением и идеями. Обычно считается абстрактным по своей природе.
- Поведенческий - информация, воспринимаемая как действия людей (Этот аспект не был полностью исследован в проекте Гилфорда. Он остается теоретическим и обычно не включается в окончательную модель, которую он предложил для описания человеческого интеллекта.)
Размер продукта
[ редактировать ]Как следует из названия, это измерение содержит результаты применения определенных операций к конкретному содержимому. Модель SI включает шесть продуктов возрастающей сложности:
- Единицы - отдельные элементы знаний
- Классы — наборы единиц, имеющих общие атрибуты.
- Отношения - единицы, связанные как противоположности или в ассоциации, последовательности или аналогии.
- Системы - множественные отношения, взаимосвязанные и образующие структуры или сети.
- Трансформации – изменения, перспективы, преобразования или мутации знаний.
- Последствия — предсказания , выводы , последствия или ожидания знаний.
Следовательно, по мнению Гилфорда, существует 5 х 5 х 6 = 150 интеллектуальных способностей или факторов (его исследования подтвердили только три поведенческие способности, поэтому они вообще не включены в модель). Каждая способность означает определенную операцию в определенной области контента и приводит к определенному продукту, например, «Понимание фигуральных единиц» или «Оценка семантических последствий».
Первоначальная модель Гилфорда состояла из 120 компонентов (с включением поведенческого компонента), поскольку он не разделял образное содержимое на отдельные слуховое и визуальное содержимое, а также не разделял память на запись в памяти и сохранение в памяти. Когда он разделил Фигуральное содержимое на Аудиальное и Визуальное, его модель увеличилась до 5 x 5 x 6 = 150 категорий. Когда Гилфорд разделил функции памяти, его модель наконец увеличилась до 180 факторов. [5]
Критика
[ редактировать ]Различные исследователи критиковали статистические методы, используемые Гилфордом. По словам Дженсена (1998), на утверждение Гилфорда о несостоятельности g -фактора повлияло его наблюдение о том, что когнитивные тесты личного состава ВВС США не показали корреляций, существенно отличающихся от нуля. Согласно одному повторному анализу, это произошло из-за артефактов и методологических ошибок. При применении более надежных методологий корреляция в наборах данных Гилфорда оказывается положительной. [6] В ходе другого повторного анализа было обнаружено, что случайно сгенерированные модели так же хорошо поддерживаются, как и собственная теория Гилфорда. [7]
Модель человеческих способностей Гилфорда «Структура интеллекта» сегодня имеет мало сторонников. Кэрролл (1993) резюмировал точку зрения более поздних исследователей: [8]
- «Поэтому модель SOI Гилфорда следует отметить как несколько эксцентричное отклонение в истории моделей интеллекта. что модель действительна и широко принята, хотя очевидно, что это не так».
Избранная библиография
[ редактировать ]- Гилфорд, JP (1967). Джой Пол Гилфорд. История психологии в автобиографии. 5. 169–191.
- Гилфорд, JP (1936) Психометрические методы. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. [9]
- Гилфорд, JP (1939) Общая психология. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: D. Van Nostand Company, Inc.
- Гилфорд, Дж. П. (1950) Творчество, американский психолог , том 5, выпуск 9, 444–454.
- Гилфорд, JP (1967). Природа человеческого интеллекта .
- Гилфорд, Дж. П. и Хёпфнер, Р. (1971). Анализ интеллекта .
- Гилфорд, JP (1982). Неясности когнитивной психологии: некоторые предлагаемые средства правовой защиты. Психологическое обозрение, 89, 48–59.
- (1969). Модель структуры интеллекта Гилфорда: ее актуальность для учебной программы подготовки учителей. Сеть теории учебных программ, (3), 47–64.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хаггблум, Стивен Дж.; Пауэлл, Джон Л. III; Уорник, Джейсон Э.; Джонс, Винесса К.; Ярбро, Гэри Л.; Рассел, Тенеа М.; Бореки, Крис М.; МакГахи, Рейган; и др. (2002). «100 самых выдающихся психологов 20 века» . Обзор общей психологии . 6 (2): 139–152. CiteSeerX 10.1.1.586.1913 . дои : 10.1037/1089-2680.6.2.139 . S2CID 145668721 .
- ^ Скучно, Эдвин Г. (1938). «Общество психологов-экспериментаторов: 1904-1938». Американский журнал психологии . 51 (2). JSTOR : 420. doi : 10.2307/1415667 . ISSN 0002-9556 . JSTOR 1415667 .
- ^ Гилфорд, JP (1967), «Джой Пол Гилфорд», История психологии в автобиографии, Том V , Appleton-Century-Crofts, стр. 167–191, doi : 10.1037/11579-007
- ^ Эдвардс, Реджинальд (1969). «Модель структуры интеллекта Гилфорда: ее актуальность для учебной программы подготовки учителей». Сеть теории учебных программ (3): 47–64. дои : 10.2307/1179339 . ISSN 0078-4931 . JSTOR 1179339 .
- ^ Гилфорд, JP (1988). Некоторые изменения в структуре модели интеллекта. Образовательные и психологические измерения, 48, 1-4.
- ^ Дженсен 1998, 115–117.
- ^ Макинтош 1998, 214–215.
- ^ Carroll 1993, 60. Более подробную критику модели структуры интеллекта см. в 57–60.
- ^ Данлэп, Джек В. (1937). «Обзор психометрических методов Дж. П. Гилфорда». Психологический вестник . 34 (4): 259–262. дои : 10.1037/h0051411 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Кэрролл, Дж. Б. (1993). Когнитивные способности человека . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Дженсен, Арканзас (1998). Фактор g : наука об умственных способностях . Вестпорт, Коннектикут: Прегер.
- Макинтош, Нью-Джерси (1998). IQ и человеческий интеллект. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1897 рождений
- 1987 смертей
- Американские психологи XX века
- Исследователи творчества
- Американские исследователи разведки
- Выпускники Университета Небраски – Линкольна
- Выпускники Корнеллского университета
- Президенты Американской психологической ассоциации
- Члены Национальной академии наук США
- Жители округа Гамильтон, штат Небраска