Jump to content

Реституция собственности в Польше

Страница расширена и защищена

После Второй мировой войны и прихода к власти коммунистического правительства в Польше произошла масштабная национализация . После падения коммунизма в Польше в 1989 году часть ранее национализированной собственности была подвергнута реприватизации и возвращена предыдущим владельцам, их наследникам или другим претендентам.

Вопрос реституции стал спорным в отношениях Израиля и Польши . В Польше его также критиковали за значительное мошенничество и коррупцию.

Фон

Во время мировой войны Второй нацистская Германия и Советский Союз оккупировали Польшу . Оба они в своих районах оккупации конфисковали значительные суммы имущества. После того, как польское коммунистическое правительство пришло к власти в 1944 году, оно также приняло политику крупномасштабной национализации собственности на территории, составлявшей Польшу после войны. Имущество, которое ранее было конфисковано нацистской Германией, теперь классифицировалось как «бывшая немецкая» или «заброшенная» собственность. [ 1 ] [ 2 ]

Закон о реституции «О брошенной недвижимости» от 6 мая 1945 г. позволил раскулаченным собственникам недвижимости, их родственникам и наследникам, проживающим в Польше или за пределами страны, требовать обратно частную собственность в упрощенном порядке наследования. Закон действовал до конца 1948 года. Для рассмотрения исков был введен ускоренный судебный процесс с минимальными затратами. Заявления должны были быть рассмотрены в течение 21 дня, и многие претензии были обработаны в день их подачи. Коммунистическое правительство приняло закон о «брошенном имуществе», установив жесткие ограничения на наследование, которых не было в довоенном законе о наследовании, который разрешал наследование родственникам второй степени родства, ограничивая реституцию первоначальным владельцам или прямым наследникам. Беспрецедентные темпы истребления польских евреев в сочетании с тем фактом, что нацисты официально конфисковали только еврейскую собственность, позволяют предположить, что «брошенная собственность» была эквивалентна «еврейской собственности». Коммунистические чиновники этого не скрывали, составители закона утверждали, что необходимо не допустить концентрации богатства в руках "непроизводительных и паразитических факторов". [ 3 ] Первоначальные указы 1945 года были заменены законом 1946 года. [ 4 ] со сроком подачи претензий 31 декабря 1947 г. (позже продленным до 31 декабря 1948 г.), после чего собственность перешла к польскому государству. [ 5 ] Даже если евреи восстановили контроль де-юре, когда он был оккупирован поляками, потребовались дополнительные длительные процедуры. [ 6 ] Большинство заявителей-евреев не могли позволить себе процесс реституции из-за судебных издержек, судебных издержек и налога на наследство, хотя все заявители могли подать заявление об отмене этих сборов или могли получить поддержку от государственных организаций, созданных для этой цели. [ 7 ]

Огромный [ нужна ссылка ] определенное количество еврейской собственности осталось невостребованным из-за того, что некоторые евреи были убиты, когда они добивались реституции семейного имущества, а также из-за того, что евреи бежали из послевоенной Польши. Убийства, по разным оценкам, отпугнули евреев от подачи исков. Невостребованная еврейская собственность перешла к Польскому государству 31 декабря 1948 года, но многие евреи, бежавшие в Советский Союз, были репатриированы только после этой даты. Польское законодательство 1947 года строго ограничивало наследование без завещания, ограничивая наследование дальними членами семьи. [ 8 ] Евреи, вернувшиеся в Польшу из Советского Союза и поселившиеся на территориях, приобретенных Польшей у Германии, имели право на материальную компенсацию наравне с этническими поляками, перемещенными из Восточной Польши. [ 9 ]

После падения коммунизма в 1989 году вопрос о реституции собственности, которая была конфискована во время войны и национализирована после войны, вновь всплыл на поверхность, причем ряд партий, как внутренних (например, Римско-католическая церковь в Польше ), так и международных (например, как еврейская диаспора ), заявляя, что в прошлом с ними обращались несправедливо, и настаивая на повторном рассмотрении этого вопроса. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

Коммунальные претензии

В 1989 году польское правительство приняло законы, определяющие порядок реституции религиозных организаций. Комиссия по делам католической церкви , первая подобная комиссия, начала свою деятельность в 1989 году. [ 15 ] и действовал до 2011 года. Он получил 3063 запроса, из которых более 2000 были рассмотрены положительно, в результате чего имущество истцам было возвращено. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] В течение следующих нескольких лет были созданы комиссии по собственности для других конфессий. Церковь Евангелической церкви была создана в 1994 году, а группы Польской православной церкви и Еврейского кагала в Польше (представленного позже Союзом еврейских религиозных общин в Польше ) были созданы в 1997 году. [ 15 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 16 ] [ 17 ]

По словам адвоката Стивена Денбурга, к еврейским общинам относились несправедливо. [ 24 ] : 252  Четыре года спустя Всемирная еврейская реституционная организация (WJRO) подписала соглашение с польским правительством, которое давало этой организации право вести переговоры о репатриации еврейской собственности. [ 24 ] : 253  В 1997 году польский парламент принял закон о реституции еврейской общинной собственности, но не собственности, принадлежащей частным лицам. [ 25 ] : 9  [ 24 ] : 254 

Частные претензии

Польша заключила двенадцать договоров о возмещении ущерба [ pl ] в период с 1948 по 1971 год, в соответствии с которыми Польша выплатила определенную единовременную сумму другим государствам, а Польша и ее граждане и юридические лица были освобождены от дальнейшей ответственности за ущерб, а обязательства по компенсации были переданы государству. другие государства. [ 26 ] Никакого договора о возмещении ущерба с Израилем заключено не было.

Один из этих договоров был заключен с Соединенными Штатами и был подписан 16 июля 1960 года, согласно которому все требования граждан США о компенсации направлялись правительству США и рассматривались им. По соглашению Польша выплатила властям США 40 миллионов долларов (в ценах 1960 года) в течение 20 лет в счет полного урегулирования претензий граждан США по претензиям, предусмотренным соглашением. Всего в США было подано 10 169 исков и вынесено более 5 022 выплат. Сумма вознаграждения составила 100 737 681,63 доллара США и проценты в размере 51 051 825,01 доллара США. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]

Споры

Реституция собственности продолжает оставаться спорной. Коммунистический режим в Польше заключил некоторые соглашения с международными сторонами, но польским гражданам, оставшимся в Польше, было предоставлено мало компенсаций. [ 30 ] Восстановление собственности Римско-католической церкви, которая, как утверждается, получила наибольшую выгоду, подверглось критике как неоправданное благоприятствование этому институту. [ 13 ] Усилия по восстановлению еврейской собственности в Восточной Европе, включая Польшу (где оценки стоимости конфискованной еврейской частной собственности [ 25 ] : 51  По некоторым оценкам, они могут достигать как минимум 2–3 миллиардов долларов. [ 25 ] : 57  ), часто вызывали всплеск антисемитизма . [ 25 ] : 9–10  [ 31 ] [ 32 ] Ряд дел о реституции сопровождался коррупцией и мошенничеством (см. мошенничество при реприватизации в Варшаве ), а также противоречивым обращением с арендаторами с низкими доходами, многие из которых были внезапно выселены после того, как недвижимость перешла из рук в руки. [ 11 ] [ 10 ] [ 33 ] В 2011 году польская активистка за права арендаторов Иоланта Бжеска [ pl ] умерла при подозрительных обстоятельствах, что вызвало новый скандал. [ 10 ] [ 34 ]

В 2015 году специальный посланник Госдепартамента США по вопросам Холокоста охарактеризовал правовую ситуацию в Польше в отношении реституции частной собственности как «особенно громоздкую, сложную, трудоемкую и дорогостоящую для истцов за пределами Польши». [ 35 ] : 279  По состоянию на 2018 год Польша была последней из посткоммунистических стран Европейского Союза и Восточной Европы, которая не приняла закон о всеобъемлющей реституции. [ 35 ] : 277 

В 2021 году Польша приняла закон, устанавливающий 30-летний срок для обжалования административных решений, принятых специальными административными органами, что фактически означает, что владельцы собственности, конфискованной в коммунистическую эпоху, больше не могут получать компенсацию. Закон спровоцировал дипломатический инцидент с Израилем. [ 36 ] [ 12 ] [ 37 ] Министр иностранных дел Израиля Яир Лапид назвал это «аморальным и позорным». Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил: «Я могу только сказать, что, пока я премьер-министр, Польша не будет платить за преступления Германии: ни злотый, ни евро, ни доллар». [ 38 ] После того, как президент Польши Анджей Дуда подписал закон 14 августа, Израиль отозвал своего посла из Польши и приказал польскому послу не возвращаться. [ 39 ] [ 40 ] Госсекретарь США Энтони Блинкен также выступил против закона и призвал Польшу «разработать четкую, эффективную и действенную правовую процедуру для разрешения претензий по конфискованному имуществу и обеспечить некоторую меру справедливости для жертв». В отсутствие такой процедуры этот закон нанесет вред всем польским гражданам, чье имущество было несправедливо отобрано, в том числе польским евреям, ставшим жертвами Холокоста». [ 41 ]

См. также

Ссылки

  1. ^ Стола, Дариуш (2008). «Польские дебаты о Холокосте и реституции собственности». У Мартина Дина; Константин Гошлер; Филипп Тер (ред.). Грабеж и реституция: конфликт по поводу еврейской собственности в Европе . Книги Бергана. стр. 240–255. ISBN  978-0-85745-564-2 . Проверено 14 мая 2019 г.
  2. ^ МЕЧЕВСКИЙ, БОГДАН (1980). «Обзор послевоенного восстановления Польши: экономическая реконструкция, национализация и аграрная реформа в Польше после Второй мировой войны» . Польское обозрение . 25 (2): 121–123. ISSN   0032-2970 . JSTOR   25777763 .
  3. ^ Вейцман, Йехиэль. «Неурегулированное владение: вопрос владения еврейскими объектами в Польше после Холокоста с местной точки зрения». Еврейская культура и история 18.1 (2017): 34-53.
  4. ^ За пределами насилия: выжившие евреи в Польше и Словакии, 1944–48 , Cambridge University Press, Анна Цихопек-Гайрай, стр. 72
  5. Разграбление еврейской собственности во время Холокоста , Пэлгрейв, стр. 101.
  6. ^ В поисках справедливости после Холокоста: выполнение Терезинской декларации и реституция недвижимого имущества , Oxford University Press, стр. 325
  7. ^ false За пределами насилия: выжившие евреи в Польше и Словакии, 1944–48 , Cambridge University Press, Анна Цихопек-Гайрай, стр. 82
  8. Разграбление еврейской собственности во время Холокоста: противостояние европейской истории , Пэлгрейв, Лоуренс Вайнбаум, страницы 100–1.
  9. ^ Ограбление и реституция: конфликт из-за еврейской собственности в Европе , Berghan Books совместно с Мемориальным музеем Холокоста США , Дариуш Стола , страницы 244-248
  10. ^ Jump up to: а б с Дэвис, Кристиан (18 декабря 2017 г.). « Они украли душу города»: как реприватизация Варшавы порождает хаос» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 11 декабря 2018 г.
  11. ^ Jump up to: а б «Восстановленная собственность Польши оставляет шрамы по всей Варшаве» . Файнэншл Таймс . 24 апреля 2018 года . Проверено 11 декабря 2018 г.
  12. ^ Jump up to: а б «Польский закон об имуществе, украденном нацистами, возмущает Израиль» . Новости Би-би-си . 14 августа 2021 г. Проверено 15 августа 2021 г.
  13. ^ Jump up to: а б Пшецишевский, Марцин (2010). «Комиссия по собственности: факты и мифы» . Венц (на польском языке). LIII (625+626): 68–80. ISSN   0511-9405 .
  14. ^ Майкл Дж. Бэзилер; Кэтрин Ли Бойд; Кристен Л. Нельсон (2019). В поисках справедливости после Холокоста: выполнение Терезинской декларации и реституция недвижимого имущества . Издательство Оксфордского университета. стр. 327–328. ISBN  978-0-19-092306-8 .
  15. ^ Jump up to: а б Дудра, Стефан (19 июля 2019 г.). Польская Автокефальная Православная Церковь в сфере религиозной политики и национальной политики Польской Народной Республики и Третьей Польской Республики (на польском языке). Ученый научное издательство. стр. 207. ISBN  978-83-7383-987-8 .
  16. ^ Jump up to: а б Лютерек, Томаш (2 февраля 2016 г.). Реприватизация: источники проблемы (на польском языке). Институт политических исследований Польской академии наук. стр. 185. ISBN.  978-83-64091-60-5 .
  17. ^ Jump up to: а б Сопинский, Михал (2020). Проблема реприватизации: опыт, аргументы, решения (на польском языке). Издательство Института юстиции. стр. 155. ISBN  978-83-66344-49-5 .
  18. ^ Рамет, Сабрина П. (2017), Рамет, Сабрина П.; Боровик, Ирена (ред.), «Разногласия в социальной и политической деятельности католической церкви в Польше с 1988 года» , Религия, политика и ценности в Польше: преемственность и изменения с 1989 года , Исследования Пэлгрейва в области религии, политики и политики , Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, США, стр. 19–40, doi : 10.1057/978-1-137-43751-8_2 , ISBN  978-1-137-43751-8 , получено 20 августа 2021 г.
  19. ^ Валенчик, Дариуш. « Нормативные производства перед Комиссией по имуществу (на примере заявления прихода Шкаплярной Богоматери в Имелине )». Исследования по религиозному праву 8 (2005): 259–294.
  20. ^ Славинский, Войцех (2008). «Деятельность Комиссии по регулированию собственности Евангелической Аугсбургской Церкви в Республике Польша в свете правовых норм и практики. Краткое содержание вопросов» . Анналы юридических наук (на польском языке). 18 (2): 349–365. ISSN   1507-7896 .
  21. ^ Лещинский, Павел. « Регулирование собственности в отношении еврейской собственности в северной части Любушского воеводства ». Исследования по религиозному праву 12 (2009): 121–149.
  22. ^ Пелц, Павел (1995). «Вопрос о возврате имущества церковных юридических лиц в свете Закона об отношениях между государством и Католической Церковью в Республике Польша» . Каноническое право (на польском языке). 38 (1–2): 103–137. дои : 10.21697/pk.1995.38.1-2.07 . ISSN   2353-8104 .
  23. ^ Валенчик, Дариуш. « Регулирование правового статуса недвижимости Католической церкви в Польше посредством административных решений и приобретенных прав третьих лиц ». Исследования по религиозному праву 9 (2006): 133–153.
  24. ^ Jump up to: а б с Денбург, Стивен А. (1998). «Возвращение своего прошлого: обзор еврейских усилий по возвращению европейской собственности» . Юридический журнал третьего мира . 18 (2): 233.
  25. ^ Jump up to: а б с д Бекер, Ави (2001). "Введение". В Ави Бекере (ред.). Разграбление еврейской собственности во время Холокоста: противостояние европейской истории . Пэлгрейв. ISBN  978-0-333-98528-1 . Проверено 3 декабря 2020 г.
  26. ^ «Национализация после Второй мировой войны» . Портал консультативной группы по реституции имущества (создан при Министерстве иностранных дел). П. ​2018-08-31. Архивировано из оригинала 31 августа 2018 г. Проверено 21 августа 2021 г.
  27. ^ Министерство юстиции США, Комиссия по урегулированию иностранных претензий завершенных программ США - Польша
  28. ^ Роде, Звонко Р. (апрель 1961 г.). «Американо-польское соглашение о претензиях 1960 года» . Американский журнал международного права . 55 (2): 452–459. дои : 10.1017/S0002930000234878 . ISSN   0002-9300 . S2CID   152018059 .
  29. ^ Грущинский, Кшиштоф (01 июля 2020 г.). «Иски о реституции евреев против Польши – юридический анализ» . Рочестер, Нью-Йорк. ССНН   3640393 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  30. ^ Анджейчик, Роберт (2015). «Политика польского государства в отношении иностранных претензий, возникших в результате национализации, проведенной после Второй мировой войны. Пример двусторонних компенсационных соглашений» . Политика и общество . 13 (4): 86–103. дои : 10.15584/polispol.2015.4.6 . ISSN   1732-9639 .
  31. ^ Чарныш, Ольга (01.11.2015). «Историческое наследие межэтнической конкуренции: антисемитизм и референдум ЕС в Польше» . Сравнительные политические исследования . 48 (13): 1736. doi : 10.1177/0010414015598921 . S2CID   146263853 .
  32. ^ Панковски, Рафал (2 января 2018 г.). «Возрождение антисемитского дискурса в Польше» . Израильский журнал иностранных дел . 12 (1): 11–12. дои : 10.1080/23739770.2018.1492781 . S2CID   149913361 . Проверено 16 августа 2021 г.
  33. ^ Мейер, Ян (18 октября 2019 г.). «Формирование социальной идентичности в политическом дискурсе о реституции собственности в посткоммунистической Польше» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  34. ^ Фрончак, Норберт (6 августа 2021 г.). «Расследование после смерти Иоланты Бжески было прекращено. Зиобро гремел об ошибках, допущенных при предыдущем правительстве, но ошибок нет» . warszawa.wyborcza.pl . Проверено 18 августа 2021 г.
  35. ^ Jump up to: а б Бэйзилер, Майкл; Гостинский, Шимон (2018). «Реституция частной собственности в послевоенной Польше: незавершенное наследие Второй мировой войны и коммунизма» . Лойола из Лос-Анджелесского обзора международного и сравнительного права . 41 (3): 273 . Проверено 12 мая 2019 г.
  36. ^ Гера, Ванесса; Федерман, Йозеф (15 августа 2021 г.). "Израиль осуждает закон о реституции Польши, - напоминает высокопоставленный дипломат" . АП . Проверено 15 августа 2021 г.
  37. ^ Лис, Джонатан (14 августа 2021 г.). «В знак протеста против польского закона о реституции Лапид отзывает главного дипломата Израиля в Варшаву» . Гаарец . Проверено 15 августа 2021 г.
  38. ^ Спиро, Эми (27 июня 2021 г.). «Израиль и Польша вызывают послов друг друга из-за ссоры в законе о реституции Холокоста» . Таймс Израиля . Проверено 18 августа 2021 г.
  39. ^ «Польский закон об имуществе, украденном нацистами, возмущает Израиль» . Новости Би-би-си . Проверено 18 августа 2021 г.
  40. ^ Лазаров, Това (15 августа 2021 г.). «Израиль отзывает посла в знак протеста против подписания в Польше закона о реституции» . «Джерузалем Пост» . Проверено 18 августа 2021 г.
  41. ^ Харьков, Лахав (18 августа 2021 г.). «Великобритания присоединяется к оппозиции польскому закону о реституции» . «Джерузалем Пост» . Проверено 3 сентября 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 283a77456674d258775d08aa1eb5180a__1715581620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/0a/283a77456674d258775d08aa1eb5180a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Property restitution in Poland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)