Сплайн (механический)
Шлиц – это гребень или зуб [1] [2] [3] на ведущем валу , совпадающем с пазом ответной детали и передающем на нее крутящий момент , сохраняя между ними угловое соответствие.
Например, шестерня, установленная на валу, может использовать охватываемую шлицевую часть вала, которая соответствует внутренней шлицевой шестерне. На соседних изображениях в разделе ниже показан входной вал трансмиссии с охватываемыми шлицами и диск сцепления с ответными внутренними шлицами в центральной ступице, где гладкий кончик оси будет опираться на направляющий подшипник в маховике (не изображен). Альтернативой шлицам являются шпоночные пазы и шпонки , хотя шлицы обеспечивают более длительный усталостный срок службы и могут выдерживать значительно большие крутящие моменты для своего размера. [2]
Типы
[ редактировать ]Существует несколько типов сплайнов: [2]
- Параллельный шпоночный шлиец
- где стороны равноотстоящих друг от друга канавок параллельны в обоих направлениях, радиальном и осевом.
- Эвольвентный сплайн
- где стороны равноотстоящих друг от друга канавок эвольвентные , как у эвольвентной передачи , но не такой высоты. Кривые увеличивают прочность за счет уменьшения концентрации напряжений .
- Венценосные сплайны
- где стороны равноотстоящих друг от друга канавок обычно эвольвентные, но охватываемые зубы модифицированы, чтобы обеспечить несоосность.
- Зубцы
- где стороны равноотстоящих друг от друга канавок образуют букву «V». Они используются на валах малого диаметра.
- Спиральные шлицы
- где равноотстоящие друг от друга канавки образуют спираль вокруг вала. Стороны могут быть параллельными или эвольвентными. Это может либо минимизировать концентрацию напряжений в неподвижном соединении при высокой нагрузке, либо обеспечить вращательное и линейное движение между деталями.
- Шаровые шлицы
- где канавки внутренней и внешней частей выполнены в виде линейных дорожек, заполненных шарикоподшипниками, что обеспечивает свободное линейное движение даже при высоком крутящем моменте. Чтобы обеспечить более длинный ход, внешний шлиец может включать в себя каналы для рециркуляции шариков, таким образом крутящий момент может передаваться от длинного вала при движении вверх или вниз по длине.
- Деталь шлицевого соединения
- Шлиц на конце первичного вала механической коробки передач
- Диск сцепления со шлицевой ступицей для зацепления с изображенным входным валом
- Приводной вал со шлицем в центре и универсальными шарнирами на концах для передачи крутящего момента и вращения, а также для изменения длины.
- Шлицы на полуоси стороне ШРУС
- Соответствующие шлицы велосипедной кассеты и втулки, главный шлиец виден вверху.
Использование
[ редактировать ]В приводных валах транспортных средств и коробках отбора мощности используются шлицы для передачи крутящего момента и вращения, а также возможность изменения длины. Шлицы повсеместно используются в аэрокосмической отрасли из-за более высокой надежности и усталостной долговечности шлицев по сравнению с валами со шпонками.
Шлицы используются в нескольких местах велосипедов . Шлицевые соединения шатуна и вала каретки включают ISIS Drive , Truvativ GXP и Howitzer от Shimano , Octalink и многие другие, большинство из которых являются запатентованными. Некоторые шатуны оснащены модульными крестовинами, в которых крутящий момент передается через шлицы. Кассеты соединяются со втулкой через шлицевую канавку, одна из канавок которой шире остальных, что обеспечивает фиксированную ориентацию. В интерфейсы крепления дисковых тормозов со шлицами входит Centerlock от Shimano.
Авиационные двигатели могут иметь шлицы, на которых крепится воздушный винт . Может быть главная шлица, которая шире остальных, так что пропеллер может двигаться только в одном направлении для поддержания динамического баланса . Такое расположение обычно встречается в более крупных двигателях, тогда как в двигателях меньшего размера вместо этого обычно используются резьбовые крепления.
Производство
[ редактировать ]Существует два взаимодополняющих типа сплайна: внутренний и внешний. Внешние шлицы могут быть проточены , профилированы (например, на зубодолбежном станке), фрезерованы , зубофрезерны , прокатаны , шлифованы или экструдированы . Доступно меньше методов изготовления внутренних шлицов из-за ограничений доступности. Методы включают перечисленные выше, за исключением зубофрезерования (без доступа). Зачастую при внутренних шлицах шлицевая часть детали может не иметь сквозного отверстия, что исключает применение метода тянущей/толкающей протяжки или метода выдавливания. Кроме того, если деталь небольшая, может быть сложно установить фрезерный или шлифовальный инструмент в область обработки шлицов.
Чтобы предотвратить концентрацию напряжений, концы шлицев имеют фаски (в отличие от резких вертикальных концов). Такая концентрация напряжений является основной причиной отказа плохо спроектированных шлицев. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Теория» . Западный Мичиган Сплайн, Инк . Проверено 6 июля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Дэн Сегер (январь 2005 г.). «Внутренние сплайны» . Журнал Gear Solutions . Проверено 6 июля 2010 г.
Вал с внешними шлицами сопрягается с внутренним шлицем, который имеет прорези или промежутки, образованные на обратной стороне зубьев вала.
- ^ Оксфордский словарь английского языка (второе изд.). Издательство Оксфордского университета. 1989.
1966 GW MICHALEC Precision Gearing vii. 324 Обычно эвольвентные внутренние и внешние зубья неэвольвентные шлицы сопрягаются, но подходят и . 1979 Справочник по промышленному крепежу. I.318 Различают две основные формы шлицев — прямосторонние шлицы , числом которых может быть 4, 6, 10 или до 16 , равномерно распределенных по окружности вала, и зубчатые шлицы , имеющие форму соседних треугольных зубьев. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роберт Рич Робинс (декабрь 2008 г.). «Оценка зацепления зубьев эвольвентных шлицевых муфт» . Университет Бригама Янга . Проверено 8 июля 2010 г.