Эдуард Оле
в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( Май 2022 г. ) |
Эдуард Оле | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 24 ноября 1995 г. | (97 лет)
Национальность | эстонский |
Образование | Императорская Академия Художеств, Санкт-Петербург, Россия |
Известный | Рисование |
Заметная работа | Натюрморт с гитарой , 1925 год. Пассажиры , 1929 год. Портрет дирижера Симма , 1931 год. |
Движение | Экспрессионизм , Кубизм , Постимпрессионизм |
Эдуард Оле (20 мая 1898 — 24 ноября 1995) — эстонский художник. [ 1 ] Некоторые из его наиболее представительных работ находятся на постоянной экспозиции Эстонского художественного музея Kumu . [ 2 ]
В 1973 году Оле опубликовал в Швеции двухтомные иллюстрированные мемуары Suurel maanteel («На большом шоссе») I и II. [ 3 ] Новое издание этих книг вышло в Эстонии в 2010 году. [ 4 ]
Экспрессионизм, Кубизм
[ редактировать ]Оле был седьмым ребенком в фермерской семье, в которой было восемь детей. Совсем юным Оле познакомился с современным западным искусством посредством репродукций в библиотеке художественной школы, а также посещая галереи и музеи Санкт-Петербурга и Москвы . Он учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, Россия , с 1914 по 1918 год, где на него оказало особое влияние немецкий экспрессионизм . [ 5 ]
Оле вернулся в Эстонию в 1918 году, когда его страна стала независимой, и работал театральным художником, учителем рисования, искусствоведом, а с 1923 года — профессиональным художником. Группу эстонских художников В том же году вместе с Фридрихом Хистом (1900–1941) и Феликсом Ранделем (1901–1977, до 1936 года звали Йохансен) он сформировал в Тарту . Эта группа смогла организовать целую серию выставок, посвященных экспериментам кубизма , хотя сам Оле так и не стал полностью нефигуративным, сохранив прочную связь с материальным миром. Их работы в первую очередь отличались скромной геометрической абстракцией и декоративным колоризмом, предложенными синтетическим кубизмом, а не исследованиями одновременности или коллажа. Хорошим примером этого этапа является работа Natüürmort kitarriga ( англ. «Натюрморт с гитарой ») 1925 года.
Кубистический период Оле продлился лишь до 1926 года. В этом году он начал рисовать тушью . Некоторыми примерами этого этапа являются работы Раннал (англ. «На пляже ») 1926 г., Ялгпаллурид (англ. Футболисты ) между 1926 и 1927 гг., Зельцконд (англ. Компания ) и Фокстротт (англ. Фокстрот ), обе 1927 г.
Поездки в Париж и портреты
[ редактировать ]В 1925 году свои работы Оле выставлялся в Париже в Салоне независимых художников, организованном Обществом независимых художников . [ 6 ] за этим последовала учебная поездка в Париж в 1927 году, поездка, которая дала ему новые импульсы. Во время этой поездки Оле нарисовал мотивы, вдохновленные городом, такие как Pariisi motiiv (английский: Парижский мотив ), Pariis, Eiffeli порванный (английский: Эйфелева башня, Париж ) и Pariis (английский: Париж ).
В результате первой учебной поездки Оле в Париж кубистическая строгость форм исчезла, и он предпочитал изображать большие фигуративные композиции, драматически срежиссированные, с мягкими плоскостями и цветами и нюансированными пастельными тонами. Именно в это время (1929 г.) появились Рейсияд (англ. Passengers ) и Хобусеуютахад. Панну каванд (англ. Horse Swimmers. Дизайн настенной росписи ). Наряду с этим, используя акварель мягких тонов, привезенную Оле из Парижа, он также создал красочные гуаши с изображением эстонских пейзажей, такие как Lõuna-Eesti maastik (английский: «Южно-эстонский пейзаж ») 1932–1933 годов. [ 7 ]
В начале 1930-х годов Оле начал писать портреты деятелей эстонской культуры международного уровня. Серия началась с портрета Диригента Симми (англ. Портрет дирижера Симма ) в 1931 году, который получил первый приз национального конкурса портретов. За ним последовали и другие, такие как портрет Х. Виснапуу (английский: Портрет Х. Виснапуу ) и портрет Кирьяника Августа Гайлити (английский: Портрет писателя Августа Гайлита ) в 1932 году, о. Портрет Тугласа (английский: Портрет отца Тугласа ) между 1935 и 1942 годами и портрет Константина Пятси (английский: Портрет Константина Пятса ) 1936 года.
В 1937 году Оле совершил вторую ознакомительную поездку в Париж и после поездки продолжил писать пейзажи, хотя в них можно заметить, переплетаясь с пастельными красками, нарастающий драматизм, как бы предчувствуя новые задачи, которые встанут перед ним в ближайшем будущем. В 1941 году Оле написал картину замок «Нарвский Германа в Нарве ». Картины 1942 года «Маастик рахуту таевага» (английский: «Пейзаж в турбулентном небе» ) и «Маастик тууликуга» (английский: «Пейзаж с ветряной мельницей »), кажется, завершают этот этап его творчества.
Североскандинавские пейзажи
[ редактировать ]В 1939 году Оле женился на филологе Хельми Мецвахи.
В результате немецкой оккупации Эстонии во время Второй мировой войны (1941–1944) и бегства от советской оккупации Эстонии (1944) Оле уехал беженцем в Финляндию в 1943 году, где продолжал писать портреты деятелей финской культуры. жизнь, например, жизнь лингвиста Лаури Кеттунена и Вильо Таркиайнена , биографа Алексиса Киви , и пейзажи. [ 8 ] Его жена осталась в Эстонии.
Однако, спасаясь от войны-продолжения между Финляндией и Советским Союзом в 1944 году, Оле переехал в нейтральную Швецию и в 1951 году стал гражданином Швеции. [ 9 ] Еще раз посетить Эстонию он смог только в 1990 году, незадолго до восстановления независимости Эстонии.
В Швеции Оле начал работать иллюстратором в Музее Северных стран в Стокгольме , принимая участие в проекте по каталогизации памятников культуры Швеции, а также некоторых произведений научного характера. [ 10 ] Однако, когда он остепенился и особенно после поездки в Лапландию и северную Норвегию, его стиль начал радикально меняться. Во время этих путешествий чувствительность Оле ощутила новый тип света, мощные природные формы, контрасты цвета и структуры, скал и воды фьордов . Фактически, его следующий творческий период полностью сосредоточен на пейзажах Северной Скандинавии. [ 11 ] Оле оставил свои прежние спокойные и трансцендентные планы сдержанных цветов в пользу сверкающих, вибрирующих и драматических композиций. Постимпрессионистский пуантилизм стал сильным, но никогда не доминировал.
Эволюцию стиля Оле можно ясно заметить в его картинах 1948 года Motiiv Stockholmi saarestikust I (английский: Мотив Стокгольмского архипелага I ), Motiiv Stockholmi saarestikust II (английский: Мотив Стокгольмского архипелага II ) и Kodusadamasse saabumine (английский: Прибытие в Домашний порт ). Дальнейшая эволюция с потерей четких контуров и увеличением ярких цветов очевидна в картинах Teekond Jotunheimi mägedesse 1952 года (англ. « Путешествие в Йотунхеймен» горы ) и Maastik Lofootidelt 1966 г. (англ. Lofoten Landscape ). Такие работы, особенно их экспрессионистский динамизм цвета, имеют определенное влияние на других скандинавских художников, таких как Эдвард Мунк , Эрнст Джозефсон и Аксели Галлен-Каллела . [ 12 ]
В конце 1960-х — начале 1970-х годов стиль Оле претерпел новую неожиданную метаморфозу, вернувшись к кубистическому упрощению форм и нежным плоскостям и мотивам, переходя от пейзажной живописи к фигуративным композициям. Эти фигуры, почти натуралистические, но упрощенные в классической манере, достигают синтеза кубизма-наивизма. Результат этого последнего изменения можно заметить на автопортрете Оле «Автопортрет» 1979 года , на «Motiiv Stockholmist» 1988 года (англ. Motif from Stockholm ) и на «Uue pesa ehitamine» 1991 года. Эскиис (англ.: Строительство нового гнезда. Эскиз ).
В 1981 году Оле был удостоен Премии культуры эстонцев Швеции.
Оле похоронили на Лесном кладбище в Таллинне.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Эдуард Оле» . Эстонский художественный музей . Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ «Музей цифрового искусства: Будь, Эдуард» . Эстонский художественный музей . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Оле, Эдуард (1973). По большому шоссе I-II: Воспоминания [ На большом шоссе I-II: Воспоминания ] (на эстонском языке). Стокгольм: итак
- ^ Оле, Эдуард (2010) [1973]. По Большому шоссе I-II [ На Большом шоссе I-II ] (на эстонском языке). Эпилог Алура Рейнауса. Таллинн: Eesti Päevaleht и Академия. ISBN 978-9949-452-49-1 .
- ^ Магия, Арво (1978). Эдуард Оле: Жизнь и творчество художника . Стокгольм: Эстонское культурное общество. п. 32. ISBN 91-7260-197-3 .
- ^ Магия, Арво (1978). Эдуард Оле: Жизнь и творчество художника . Стокгольм: Эстонское культурное общество. п. 8. ISBN 91-7260-197-3 .
- ^ Магия, Арво (1978). Эдуард Оле: Жизнь и творчество художника . Стокгольм: Эстонское культурное общество. п. 16. ISBN 91-7260-197-3 .
- ^ Магия, Арво (1978). Эдуард Оле: Жизнь и творчество художника . Стокгольм: Эстонское культурное общество. п. 20. ISBN 91-7260-197-3 .
- ^ Магия, Арво (1978). Эдуард Оле: Жизнь и творчество художника . Стокгольм: Эстонское культурное общество. п. 7. ISBN 91-7260-197-3 .
- ^ Магия, Арво (1978). Эдуард Оле: Жизнь и творчество художника . Стокгольм: Эстонское культурное общество. п. 33. ISBN 91-7260-197-3 .
- ^ Магия, Арво (1978). Эдуард Оле: Жизнь и творчество художника . Стокгольм: Эстонское культурное общество. п. 21. ISBN 91-7260-197-3 .
- ^ Магия, Арво (1978). Эдуард Оле: Жизнь и творчество художника . Стокгольм: Эстонское культурное общество. п. 24. ISBN 91-7260-197-3 .