Jump to content

Китс

Китс
Путюк
Китс в 1952 году
Рожденный 15 января 1907 г.
Умер 11 марта 1986 г.
Национальность Инупиак

Делла Китс ( Путюк ) была целительницей и акушеркой- инупиаком , которая выросла и достигла совершеннолетия в северо-западном арктическом регионе Аляски в первой половине 20-го века. Дальше вглубь от побережья регион, в котором она обитала, находится в водосборных районах рек Ноатак , Кобук и Селавик , а также Сисуалика . Ее жизнь в этом регионе совпала с быстрыми изменениями, поскольку другие народы путешествовали, а затем селились рядом с коренными народами. Во второй половине XIX века расширение контактов способствовало распространению болезней; местные жители приобрели огнестрельное оружие и алкоголь; и некоторые жители покинули свои традиционные территории на рубеже веков. Миссии и школы были созданы в 1905-1915 гг. В это время семьи чередовали школьные сезоны и сезоны пропитания. Лишь после 1930-х годов инупиаты стали более постоянно селиться в деревнях. Это было время быстрых перемен, и Делла Китс и ее семья вели традиционный натуральный образ жизни, постепенно внедряя новые материалы и вступая в торговлю с наличной экономикой. Она была членом племени одной из десяти общин региона Коцебу, Наутаак (Ноатак). [ 1 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Делла Китс (Путюк) родилась 15 января 1907 года в верховьях реки Ноатак , в местечке под названием Усулак, во времена, когда в этот район не прибыли учителя-иммигранты. Это была безлесная тундра, и ее семья жила в дерновом доме с окнами из кожи угрука и дверью из шкуры бурого медведя. Она пошла в школу в Пойнт-Хоуп в возрасте шести лет, изучая азбуку английского языка, писая плоским камнем на грифельных досках, а не на планшетах. Занятия в школе проходили с октября по апрель, начинались утром в 9–12 часов утра, с перерывом на обед и продолжались с 13 до 15 часов каждый день. Вся ее семья во время школьного сезона жила в деревне. Ее отец (Нунгуктуак) был разнорабочим, отвечавшим за хозяйство, но он брал отпуск для ловли ловушек и был членом китобойной команды. Ее мать была домработницей у учителя. Юная Делла была одной из шести братьев и сестер, пятеро из которых дожили до взрослой жизни. Ее дядей был Марк Митчелл (Мисигак), ее брат Мэрион (Аапалук) умер, ее старший брат был Гордон (Апаютнак), ее старшая сестра Изабелла (Каакси), ее младший брат Клайд (Пинилук) и младшая сестра Манета (Синиксак). [ 1 ]

Выросшая во времена быстрых культурных преобразований, Делла Китс стала свидетельницей использования традиционных материалов и инструментов и в то же время наблюдала растущее использование новых материалов и инструментов, приобретенных в результате торговли и адаптированных для охоты, рыбалки, жилья и путешествий. Она жила как в дерновом, так и в бревенчатом доме, а в сезон охоты и рыбалки проводила время в палатках. Она носила одежду из кожи и хлопок под одеждой. Ее мать шила на выброшенной в школе машине, и Делла продолжала шить на ней во взрослой жизни. Ее постельным бельем были шкуры карибу, а также травяные циновки на деревянных кроватях в бревенчатом доме. Ее отец сделал печь и трубу из канистр с керосином. Использование тюленьих кишок и сухожилий заменялось шпагатом. Шпагат использовался для рыбалки и сетей для куропаток, но о сетях из коры ивы Делла знала от своей матери. Ее отец охотился с ружьем, но он знал и научил ее брата изготавливать и охотиться с луком и стрелами. Из животных и дерева они делали каяки (каяк) и кожаные лодки (каягиак). Весла делались из плеча карибу и ручки из ивы. Лампы с тюленьим маслом заменялись керосиновыми лампами. А когда она подросла, она начала использовать в лодке встроенный мотор. [ 1 ]

Приспособившись к сезонным циклам, семья питалась продуктами суши и вод региона: карибу , хариусом , форелью, раком , сигом, куропаткой , сурком , ондатрой , утками, белугой . Делла Китс рано помнит, что у нее был домашний орел. Семья ела свежую и сушеную рыбу, а также кормила ею своих собак, в том числе испорченное, а затем высушенное мясо. Ничего не было потрачено впустую. Они торговали мукой, патокой, сыром, фасолью и горчицей. Ее мать научилась печь хлеб. После окончания школьного сезона в апреле семья отправилась на собачьей упряжке на побережье, чтобы охотиться на тюленей, разбив палатки вдоль Рэббит-Крик вместе с другими людьми из этого региона. К этому времени года в семьях заканчивались сушеное мясо и тюлений жир. По пути они охотились на куропаток. Тот, кто добивался успеха, делился мясом с другими на справедливой основе, хотя не существовало жестких правил относительно того, как оно будет распределяться. В апреле и мае также охотились на ондатру и уток. В июле/августе они отправились в Коцебу, чтобы обменять тюленьи шкуры на нефть и боеприпасы, а затем вернулись в Река Ноатак в конце августа/сентябре для ловли лосося неводами из хлопкового шпагата. В конце августа они рубили дрова для саней и каркасов лодок, которые продавали или обменивали на припасы. В октябре перед началом школы они шили зимнюю одежду, муклюки и болотные сапоги. [ 1 ]

Делла Китс сообщила в своей автобиографии, что она начала шить муклюки и варежки к 8 годам, а к 11 годам делала муклюки для своего отца. Она также помогала ему делать сети. К 11 годам она сделала подошвы угрук (подошвы для обуви) своими зубами и начала продавать некоторые товары в Коцебу. [ 1 ]

Одно из ее ранних воспоминаний связано с инцидентом, когда ее семья спасала геодезическую бригаду на реке Келли. Полевая партия Геологической службы США летом и весной 1925 года. [ 2 ] не смогли успешно охотиться, поэтому семья Деллы Китс поделилась едой и помогла группе выжить.

Взрослая жизнь и целительная работа

[ редактировать ]

Автобиография Деллы Китс охватывает период ее ранних лет, 1907–1918 годов, и ее взрослую жизнь, 1930–1940-е годы. [ 1 ] По словам редакторов ее автобиографии, она вышла замуж за оленевода, когда ей было 16 лет, но была единственным родителем и кормильцем троих детей в возрасте 20 лет — Перри, Присциллы и Сильвестра, возраст которых в 1943 году варьировался от 3 до 9 лет. Она работала почтмейстером в деревне Ноатак, чтобы содержать своих детей. Она также зарабатывала на жизнь, продавая вещи, которые шила, и активно участвуя в сборе урожая вместе со своей большой семейной группой. Ее родители путешествовали вверх и вниз по реке Ноатак, и в конце концов она переехала сюда, чтобы помочь им в 1945 году.

Делла Китс с юных лет проявляла интерес к анатомии, системе кровообращения и акушерству. В одном сообщении говорится, что она изучала анатомию человека и кровообращение по учебнику, когда училась в седьмом и восьмом классе. [ 3 ] Анатомическая номенклатура языка инупиатов предполагает, что представители этой культуры разделяли схожие интересы. Краткий портрет отца Олексы утверждает, что она начала лечить людей, когда ей было 16 лет. [ 3 ] хотя в ее автобиографии говорится, что она начала заниматься медициной, когда ей было около 20 лет. [ 1 ] Жители региона Коцебу-Саунд признали ее врачом общей практики, и она обслуживала как белых пациентов, так и пациентов-инупиатов, а также читала лекции и проводила санитарное просвещение представителей разных культур. В конце 1960-х годов она занималась частной практикой в ​​регионе Коцебу-Саунд, но в 1970-х годах она начала больше путешествовать при поддержке местных корпораций, чтобы более широко делиться своими знаниями.

Кажется, хорошо известно и подчеркивается, что Делла Китс использовала свои руки для исцеления. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Исцеляющие руки инупиатов, таких как Делла Китс, не были уникальными, но характерны для других групп коренных народов Аляски. [ 6 ] Массаж, холод и тепло помогли в диагностике и лечении ряда заболеваний — печени, желудка, запоров, растяжений, вывихов, переломов — а также могли использоваться для переворачивания младенцев в утробе матери или перемещения пуповины. [ 4 ] [ 6 ] Из-за истории эпидемий болезней, внедрения рафинированных продуктов питания и сохраняющегося недоверия к экспериментальным процедурам установление взаимного уважения и доверия было медленным. Практикующие врачи, такие как Делла Китс, нашли способ объединить традиционную медицину коренных народов Аляски ( магико-религиозную ) с западной медициной (эмпирико-рациональную) взаимодополняющим образом. [ 6 ] [ 5 ] Ее личности и характеру приписывают успех в сочетании исцеления племен инупиатов и западной медицины на благо и уважение всех. [ 4 ]

Наследие

[ редактировать ]

Сотрудница факультета медсестер Университета Аляски Тина ДеЛапп написала о вкладе Деллы Китс в статье под названием « Американские эскимосы: юпики и инупиаты ». [ 7 ]

Награды и почести

[ редактировать ]
  • В 1983 году Делла Китс была удостоена звания почетного доктора гуманитарных наук в области медицинских наук. Архивировано 3 декабря 2017 г. в Wayback Machine Университета Аляски в Анкоридже.
  • В 2009 году Делла Китс была введена в Зал славы женщин Аляски . Архивировано 29 сентября 2020 г. в Wayback Machine . Согласно биографии награды , написанной Габриэлой Рикельме, Китс «использовала три инструмента для исцеления своих пациентов: руки, голову и сердце. Ее руки были ее основными инструментами. Ее чувство осязания было очень развито, и простое прикосновение Китс могла диагностировать проблемы и боли. Она прописывала домашние средства, приготовленные из трав и растений тундры, или делала массаж или упражнения своим пациентам. Она давала советы и предлагала своим пациентам и их семьям определенные практические действия, чтобы оставаться здоровыми. Китс считала, что чем больше люди занимаются своим телом, тем выше шансы, что они смогут исцелить себя и взять под контроль свое здоровье. Китс поощряла своих пациентов проявлять интерес к самоисцелению посредством позитивного и личного подхода».
  • У Деллы Китс есть запись в Национальной медицинской библиотеке , спонсируемой Национальным институтом здравоохранения.

Центр здоровья Маниилак

[ редактировать ]

( больница Медицинский центр Маниилак в Коцебу, обслуживающая северо-западный арктический регион) полагается на пример Деллы и других племенных целителей в обслуживании жителей региона. Хотя большинство врачей, которые там работают, проходят формальное медицинское образование, у них все еще есть программа племенных врачей, где традиционные целители могут лечить людей и проводить стажировку.

Учебная программа Деллы Китс по медицинским наукам

[ редактировать ]

И летняя мостовая программа, и летняя исследовательская программа названы в честь Деллы Китс за ее давнюю приверженность здоровью коренных народов и всех жителей Аляски.

  • Летняя программа Деллы Китс в области медицинских наук
    • Летняя программа, являющаяся частью Школы медицинского образования UAA WWAMI, представляет собой промежуточную программу, которая обслуживает старшеклассников из сельских районов, которые планируют продолжить карьеру в области медицины и здравоохранения в колледже.
  • Летняя исследовательская программа Деллы Китс
    • Летняя исследовательская программа является продолжением предыдущего лета. В рамках шестинедельной программы студенты работают в паре с наставником и проходят стажировку, в ходе которой они разрабатывают, проводят и представляют исследования, связанные со здоровьем.

Премия Деллы Китс за «Исцеляющие руки»

[ редактировать ]

Премия Деллы Китс «Исцеляющие руки» вручается племенному целителю или поставщику медицинских услуг и объявляется на ежегодной Федерации туземцев Аляски , которая созывается каждый год в октябре.

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Люсье, Чарльз В.; ВанСтоун, Джеймс В. (1987). «Автобиография инупиаков». Исследования/Инуиты/Учёба . 11 (1): 149–172. ISSN   0701-1008 . JSTOR   42869584 .
  2. ^ Смит, П.С., и Мерти, Дж.Б. (1930). «Геология и минеральные ресурсы северо-западной Аляски». Типография правительства США . Бюллетень 815. doi : 10.3133/b815 . hdl : 2027/uc1.32106020888381 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  3. ^ Jump up to: а б с Олекса, Михаил (1991). Шесть женщин-лидеров коренных народов Аляски: до государственности . Джуно: Департамент образования штата Аляска. стр. 23–24.
  4. ^ Jump up to: а б с Крейг, Рэйчел (1998). «Традиционное исцеление среди коренных жителей Аляски» (PDF) . Международный журнал циркумполярного здоровья : 10–12.
  5. ^ Jump up to: а б Тернер, Эдит (1989). «От шаманов к целителям: выживание эскимосского навыка инупиаков». Антропологика . 31 (1): 3–24. дои : 10.2307/25605526 . JSTOR   25605526 .
  6. ^ Jump up to: а б с Крамер, М.Р. Традиционное целительство среди коренных жителей Аляски. Кандидатское эссе (PDF) . Сан-Франциско, Калифорния: Высшая школа и исследовательский центр Сэйбрука.
  7. ^ ДеЛапп, ТД (2021). Американские эскимосы: юпики и инупиаты. Гигер, Дж. М. и Хаддад, Л. Г., ред., TD (2021). Глава 12 «Транскультурный уход: оценка и вмешательство» . Ред. Гигер, Джойс Ньюман, Хаддад, Линда (Восьмое изд.). Амстердам. стр. 280–308. ISBN  9780323695541 . OCLC   1147854238 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )

Дополнительные ресурсы

[ редактировать ]
  1. ^ Мауэр, Ричард (13 марта 1986 г.). «Смерть запечатлевает навыки исцеления рук племенного врача». Анкоридж Дейли Ньюс (АК) . п. Б1.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2bfb5a5757d3c06395da8fcddb537566__1722382740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/66/2bfb5a5757d3c06395da8fcddb537566.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Della Keats - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)