Саранги (непальский)
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | саранги |
Классификация | Хордофон |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.321 [ 1 ] (хордофон - чашечная лютня с шеей: ручка прикреплена к резонатору или вырезана из него, как гриф) |
Изобретатель(и) | Люди Гандарбхи |
Связанные инструменты | |
саранги | |
Музыканты | |
Джалак Ман Гандарбха | |
Звуковой образец | |
Непальский саранги ( непальский : नेपाली सारङ्गी ) — непальский народный инструмент. Это хордофон, на котором играют смычком. Традиционно в Непале на саранги играли только люди касты Гандарбха или Гайне (как оспариваемые, так и взаимозаменяемые термины), которые поют повествовательные сказки и народные песни, однако в наши дни его популярность выходит за пределы сообщества Гандхарба и широко используется и играют и другие члены касты. Он также вызвал большой интерес к другим музыкальным жанрам, таким как непальский рок и музыка из кино. [ 2 ] [ 3 ] Хотя саранги стал типичным инструментом Гандхарбы, его аналог, арбахо , [ 4 ] [ 5 ] щипковая лютня канула в безвестность.
Строительство
[ редактировать ]Традиционный непальский саранги не стандартизирован по форме, конструкционным материалам, масштабу или тональности. Он состоит из цельного куска дерева. Имея шею и выдолбленное двухкамерное тело, они часто изготавливаются из древесины легкодоступных деревьев, чаще всего из сааджа, сисау, хирро, бакаино, саллы, саура, лакури, чилауне или аап . В то время как верхняя камера остается открытой, нижнее отверстие, на котором опирается мост, обычно закрывается высушенной овечьей или козьей шкурой. [ 2 ] Гриф безладовый, струны привязаны и настроены с помощью колков. Размер Саранги варьируется в зависимости от предпочтений игроков.
Непальский саранги состоит из четырех струн. [ 6 ] Оригинальные струны были изготовлены из овечьей кишки, аналогично использованию кетгута (сделанного из кишок крупного рогатого скота) во многих музыкальных традициях по всему миру. Гандхарба получали кишки овец, принесенных в жертву во время крупных фестивалей, таких как Дашайн , и оставляли их в горшке на несколько дней. Когда внутренности полностью сгнили, их вытащили, оставив в горшке тонкие нервы кишечника. Затем из них плели веревки. Однако в наши дни струны для бадминтона, нейлоновые и стальные струны, как правило, заменили жильные струны. Лук традиционно натягивался из конского хвоста, но в наши дни распространены нейлоновые тетивы.
Настройка инструмента
[ редактировать ]Диапазон саранги охватывает почти две октавы и настроен по квинтам. Справа налево четыре струны саранги настроены на нижнюю пятую, основную, основную и пятую ноты определенной тональности. Например, если две средние струны были настроены на соль, первая и четвертая струны были бы настроены на ноты ре ниже и выше соль соответственно. Две средние струны используются в качестве дрона.
По усмотрению исполнителя инструмент настраивается либо на слух на произвольную тональность, либо при исполнении в студии звукозаписи, либо с музыкальными инструментами других культур, настроенными на определенную западную тональность.
Техника исполнения
[ редактировать ]Существуют разные методы изготовления нот на саранги. Большинство игроков играют на саранги, слегка нажимая на струны пальцами левой руки и смыкая струны правой рукой. Однако Бхарат Непали и его ученики трутся ногтями левой руки о струны, чтобы создать звук.
Кроме того, традиционно Гандарвы постоянно смыкали основную ноту вместе с нотами песни. Поскольку Саранги обычно является единственным инструментом, используемым в их песнях, за исключением некоторых непальских перкуссионных инструментов, таких как Мадал , непрерывное звучание основной ноты (или гудение двух средних струн) создает атмосферу. В настоящее время на саранги играют и на других инструментах, исполнители не смыкают струну дрона постоянно.
В отличие от традиционного способа игры на саранги в одной тональности, современные игроки начали использовать модальные техники для игры на саранги в разных тональностях. Наряду с народными мелодиями, исполнители Саранги в наши дни также экспериментируют с использованием этого инструмента в современных и западных жанрах.
Игроки Саранги: Гандхарба
[ редактировать ]Непальское слово Гандхарва происходит от санскрита. Согласно Брихаду Непальскому Шабдакошу (Обширному непальскому словарю), Гандхарба — это каста, члены которой известны пением песен исторического, социального, политического и культурного наследия, таких как Гатха Сабай, Гатха, Карха. В основном это были песни, написанные во славу тогдашних королей, премьер-министров, национальных героев и нации. [ 7 ]
Как и в прошлом, гандхарба по-прежнему путешествуют из одного места в другое, воспевая о легендарных героях, национальной истории, их жизненном опыте и жизни людей, которых они встречают на своем пути. Эта традиция до сих пор сохраняется по всему Непалу, где Гандхарба путешествует по другим деревням и поет песни, чтобы заработать себе на жизнь. Гандхарба в наши дни также изготавливает инструменты или работает сессионными музыкантами.
Современное использование Саранги
[ редактировать ]Джалак Ман Гандарбха - известный исполнитель и певец на саранги, сочинивший множество трогательных песен на саранги. Одна из них — его самая известная композиция «Аамаале Содлин». [ 8 ]
С появлением непальских фолк-групп, таких как Kutumba (группа) , многие непальские музыканты вдохновились изучением этого традиционного инструмента. В его семье игрок на саранги в третьем поколении. [ 9 ] Киран Непали руководит центром саранги в Катманду под названием Project Sarangi , где уроки саранги дают начинающим музыкантам.
Из-за своей популярности, исторического значения и социально-культурной ценности саранги был показан в ряде теле- и радиопрограмм Непала. Реалити-радиодрама «Ката Мито Сарангико» и радиожурнал «Сарангико Бхалакусари» (оба выпущены BBC Media Action Nepal) использовали в своих названиях термин саранги как дань уважения этому выдающемуся инструменту.
Барта Гандхарба — исполнительница на саранги, известная своим участием в музыкальном конкурсе «Голос Непала» в 2019 году.
Непальская семья игроков в саранги
[ редактировать ]Непальская семья - одна из самых известных и влиятельных семей Гандхарвов в непальской музыке.
Рам Шаран Непали был одним из первых гандхарвов, которые путешествовали и выступали за пределами Непала. Он известен своей виртуозной, выразительной игрой и модернизацией саранги. Его нововведения в инструменте включают натяжение саранги металлическими струнами и игру на скрипичном смычке вместо традиционного бамбукового смычка саранги.
Магар Гейн Непали, отец Рама Шарана Непали, написал много песен, которые любят в Непале, в том числе Канчи Матьянг Тьянг и Сани Сани. Он обучал своему сыну и внукам искусству, ремеслу и философии игры Гандхарвов и Саранги.
Шьям Непали, сын Рама Шарана Непали и внук Магара Гейна, в настоящее время живет в США и имеет долгую карьеру, путешествуя по миру в качестве культурного посла, выступая, преподавая и записываясь. Шьям основал Академию культуры гималайского наследия в Бостоне, США, чтобы обучать искусству саранги и непальской музыки и танца постоянно растущую непальскую диаспору. Шьям - активно гастролирующий музыкант и педагог, сотрудничающий с музыкантами со всего мира в самых разных жанрах, и он принял участие в более чем 50 записях.
Шьям Непали обучал и вдохновлял многих игроков следующего поколения Саранги, включая Барту Гандхарву и его сына принца Непали.
Пурна Непали, сын Рама Шарана Непали, изготавливает саранги профессионального качества ручной работы в своей мастерской в Катманду, Непал.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гейн саранги» .
- ^ Перейти обратно: а б Бербанк, Джон; Элиас, Джози (2014). Непал (3-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Кавендиш-сквер . стр. 93–94. ISBN 978-0-7614-8013-6 . OCLC 772120571 .
- ^ Хатт, Майкл; Онта, Пратьюш (2017). Политические перемены и общественная культура в Непале после 1990 года . Издательство Кембриджского университета . п. 158. ИСБН 9781316996287 .
- ^ Джеймс МакКонначи; Грубые гиды (фирма) (2000). Мировая музыка: приблизительный путеводитель . Грубые гиды. стр. 198–. ISBN 978-1-85828-636-5 . Проверено 24 марта 2012 г.
- ^ Элисон Арнольд (2000). Южная Азия: Индийский субконтинент . Тейлор и Фрэнсис. стр. 698–. ISBN 978-0-8240-4946-1 . Проверено 24 марта 2012 г. . ... одним из наиболее важных из этих обрядов является «поклонение» пуджи, исполняемое под музыку сарариги и арбахо, которые, как полагают, являются его предшественниками.
- ^ Рид, Дэйв; МакКонначи, Джеймс (07 ноября 2013 г.). Путеводитель по Непалу . Раф Гайдс Лимитед . п. 32. ISBN 9781409360346 .
- ^ «Гейн: представитель традиционных СМИ - ИНКОМЕСКО» . 13 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2016 г. Проверено 28 марта 2019 г.
- ^ «ДЖАЛАК МАН ГАНДАРБХА «САМЫЙ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ НЕПАЛЬСКИЙ НАРОДНЫЙ ПЕВЕЦ» » . 13 июня 2010 г. Архивировано из оригинала 29 июля 2017 г. Проверено 14 июля 2016 г.
- ^ Поте, Гаурав (15 сентября 2015 г.). «Пение песен саранги» . Катманду Пост . Проверено 22 апреля 2021 г.