Jump to content

Саранги (непальский)

Непальский саранги
Инструмент саранги со смычком
Саранги — четырехструнная смычковая лютня.
Струнный инструмент
Другие имена саранги
Классификация Хордофон
Классификация Хорнбостеля – Сакса 321.321 [ 1 ]
(хордофон - чашечная лютня с шеей: ручка прикреплена к резонатору или вырезана из него, как гриф)
Изобретатель(и) Люди Гандарбхи
Связанные инструменты
саранги
Музыканты
Джалак Ман Гандарбха
Звуковой образец
Продолжительность: 23 секунды.
Саранги в исполнении Баларама Гандхарбы в Катманду.

Непальский саранги ( непальский : नेपाली सारङ्गी ) — непальский народный инструмент. Это хордофон, на котором играют смычком. Традиционно в Непале на саранги играли только люди касты Гандарбха или Гайне (как оспариваемые, так и взаимозаменяемые термины), которые поют повествовательные сказки и народные песни, однако в наши дни его популярность выходит за пределы сообщества Гандхарба и широко используется и играют и другие члены касты. Он также вызвал большой интерес к другим музыкальным жанрам, таким как непальский рок и музыка из кино. [ 2 ] [ 3 ] Хотя саранги стал типичным инструментом Гандхарбы, его аналог, арбахо , [ 4 ] [ 5 ] щипковая лютня канула в безвестность.

Строительство

[ редактировать ]

Традиционный непальский саранги не стандартизирован по форме, конструкционным материалам, масштабу или тональности. Он состоит из цельного куска дерева. Имея шею и выдолбленное двухкамерное тело, они часто изготавливаются из древесины легкодоступных деревьев, чаще всего из сааджа, сисау, хирро, бакаино, саллы, саура, лакури, чилауне или аап . В то время как верхняя камера остается открытой, нижнее отверстие, на котором опирается мост, обычно закрывается высушенной овечьей или козьей шкурой. [ 2 ] Гриф безладовый, струны привязаны и настроены с помощью колков. Размер Саранги варьируется в зависимости от предпочтений игроков.

Непальский саранги состоит из четырех струн. [ 6 ] Оригинальные струны были изготовлены из овечьей кишки, аналогично использованию кетгута (сделанного из кишок крупного рогатого скота) во многих музыкальных традициях по всему миру. Гандхарба получали кишки овец, принесенных в жертву во время крупных фестивалей, таких как Дашайн , и оставляли их в горшке на несколько дней. Когда внутренности полностью сгнили, их вытащили, оставив в горшке тонкие нервы кишечника. Затем из них плели веревки. Однако в наши дни струны для бадминтона, нейлоновые и стальные струны, как правило, заменили жильные струны. Лук традиционно натягивался из конского хвоста, но в наши дни распространены нейлоновые тетивы.

Настройка инструмента

[ редактировать ]

Диапазон саранги охватывает почти две октавы и настроен по квинтам. Справа налево четыре струны саранги настроены на нижнюю пятую, основную, основную и пятую ноты определенной тональности. Например, если две средние струны были настроены на соль, первая и четвертая струны были бы настроены на ноты ре ниже и выше соль соответственно. Две средние струны используются в качестве дрона.

По усмотрению исполнителя инструмент настраивается либо на слух на произвольную тональность, либо при исполнении в студии звукозаписи, либо с музыкальными инструментами других культур, настроенными на определенную западную тональность.

Техника исполнения

[ редактировать ]

Существуют разные методы изготовления нот на саранги. Большинство игроков играют на саранги, слегка нажимая на струны пальцами левой руки и смыкая струны правой рукой. Однако Бхарат Непали и его ученики трутся ногтями левой руки о струны, чтобы создать звук.

Кроме того, традиционно Гандарвы постоянно смыкали основную ноту вместе с нотами песни. Поскольку Саранги обычно является единственным инструментом, используемым в их песнях, за исключением некоторых непальских перкуссионных инструментов, таких как Мадал , непрерывное звучание основной ноты (или гудение двух средних струн) создает атмосферу. В настоящее время на саранги играют и на других инструментах, исполнители не смыкают струну дрона постоянно.

В отличие от традиционного способа игры на саранги в одной тональности, современные игроки начали использовать модальные техники для игры на саранги в разных тональностях. Наряду с народными мелодиями, исполнители Саранги в наши дни также экспериментируют с использованием этого инструмента в современных и западных жанрах.

Игроки Саранги: Гандхарба

[ редактировать ]
Бамбуковое саранги из Непала.

Непальское слово Гандхарва происходит от санскрита. Согласно Брихаду Непальскому Шабдакошу (Обширному непальскому словарю), Гандхарба — это каста, члены которой известны пением песен исторического, социального, политического и культурного наследия, таких как Гатха Сабай, Гатха, Карха. В основном это были песни, написанные во славу тогдашних королей, премьер-министров, национальных героев и нации. [ 7 ]

Продолжительность: 26 секунд.
Песня в исполнении Баларама Гандарбхи в Катманду.

Как и в прошлом, гандхарба по-прежнему путешествуют из одного места в другое, воспевая о легендарных героях, национальной истории, их жизненном опыте и жизни людей, которых они встречают на своем пути. Эта традиция до сих пор сохраняется по всему Непалу, где Гандхарба путешествует по другим деревням и поет песни, чтобы заработать себе на жизнь. Гандхарба в наши дни также изготавливает инструменты или работает сессионными музыкантами.

Современное использование Саранги

[ редактировать ]

Джалак Ман Гандарбха - известный исполнитель и певец на саранги, сочинивший множество трогательных песен на саранги. Одна из них — его самая известная композиция «Аамаале Содлин». [ 8 ]

С появлением непальских фолк-групп, таких как Kutumba (группа) , многие непальские музыканты вдохновились изучением этого традиционного инструмента. В его семье игрок на саранги в третьем поколении. [ 9 ] Киран Непали руководит центром саранги в Катманду под названием Project Sarangi , где уроки саранги дают начинающим музыкантам.

Мужчина играет на саранги вместе с мужчиной, играющим на электрогитаре на концерте в Балтиморе, США.
В последнее время использование саранги в непальских фолк-рок и поп-песнях увеличилось.

Из-за своей популярности, исторического значения и социально-культурной ценности саранги был показан в ряде теле- и радиопрограмм Непала. Реалити-радиодрама «Ката Мито Сарангико» и радиожурнал «Сарангико Бхалакусари» (оба выпущены BBC Media Action Nepal) использовали в своих названиях термин саранги как дань уважения этому выдающемуся инструменту.

Барта Гандхарба — исполнительница на саранги, известная своим участием в музыкальном конкурсе «Голос Непала» в 2019 году.

Непальская семья игроков в саранги

[ редактировать ]

Непальская семья - одна из самых известных и влиятельных семей Гандхарвов в непальской музыке.

Рам Шаран Непали был одним из первых гандхарвов, которые путешествовали и выступали за пределами Непала. Он известен своей виртуозной, выразительной игрой и модернизацией саранги. Его нововведения в инструменте включают натяжение саранги металлическими струнами и игру на скрипичном смычке вместо традиционного бамбукового смычка саранги.

Магар Гейн Непали, отец Рама Шарана Непали, написал много песен, которые любят в Непале, в том числе Канчи Матьянг Тьянг и Сани Сани. Он обучал своему сыну и внукам искусству, ремеслу и философии игры Гандхарвов и Саранги.

Шьям Непали, сын Рама Шарана Непали и внук Магара Гейна, в настоящее время живет в США и имеет долгую карьеру, путешествуя по миру в качестве культурного посла, выступая, преподавая и записываясь. Шьям основал Академию культуры гималайского наследия в Бостоне, США, чтобы обучать искусству саранги и непальской музыки и танца постоянно растущую непальскую диаспору. Шьям - активно гастролирующий музыкант и педагог, сотрудничающий с музыкантами со всего мира в самых разных жанрах, и он принял участие в более чем 50 записях.

Шьям Непали обучал и вдохновлял многих игроков следующего поколения Саранги, включая Барту Гандхарву и его сына принца Непали.

Пурна Непали, сын Рама Шарана Непали, изготавливает саранги профессионального качества ручной работы в своей мастерской в ​​Катманду, Непал.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Гейн саранги» .
  2. ^ Перейти обратно: а б Бербанк, Джон; Элиас, Джози (2014). Непал (3-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Кавендиш-сквер . стр. 93–94. ISBN  978-0-7614-8013-6 . OCLC   772120571 .
  3. ^ Хатт, Майкл; Онта, Пратьюш (2017). Политические перемены и общественная культура в Непале после 1990 года . Издательство Кембриджского университета . п. 158. ИСБН  9781316996287 .
  4. ^ Джеймс МакКонначи; Грубые гиды (фирма) (2000). Мировая музыка: приблизительный путеводитель . Грубые гиды. стр. 198–. ISBN  978-1-85828-636-5 . Проверено 24 марта 2012 г.
  5. ^ Элисон Арнольд (2000). Южная Азия: Индийский субконтинент . Тейлор и Фрэнсис. стр. 698–. ISBN  978-0-8240-4946-1 . Проверено 24 марта 2012 г. . ... одним из наиболее важных из этих обрядов является «поклонение» пуджи, исполняемое под музыку сарариги и арбахо, которые, как полагают, являются его предшественниками.
  6. ^ Рид, Дэйв; МакКонначи, Джеймс (07 ноября 2013 г.). Путеводитель по Непалу . Раф Гайдс Лимитед . п. 32. ISBN  9781409360346 .
  7. ^ «Гейн: представитель традиционных СМИ - ИНКОМЕСКО» . 13 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2016 г. Проверено 28 марта 2019 г.
  8. ^ «ДЖАЛАК МАН ГАНДАРБХА «САМЫЙ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ НЕПАЛЬСКИЙ НАРОДНЫЙ ПЕВЕЦ» » . 13 июня 2010 г. Архивировано из оригинала 29 июля 2017 г. Проверено 14 июля 2016 г.
  9. ^ Поте, Гаурав (15 сентября 2015 г.). «Пение песен саранги» . Катманду Пост . Проверено 22 апреля 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b0625cd73e9a81cda86b2cc14ded4bb__1707798540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/bb/2b0625cd73e9a81cda86b2cc14ded4bb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sarangi (Nepali) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)