Я Юнджидан
Я Юнджидан | |
---|---|
Родное имя | Лим Юнджидан |
Рожденный | 1721 Вонджу , провинция Канвондо |
Умер | 1793 |
Занятие | Философ |
Национальность | корейский |
Заметная работа | Юнджидан Юго |
Им Юнджидан ( корейский : 임윤지당 ; Ханджа : 任允摯堂 ; 1721–1793) был корейским писателем и неоконфуцианским философом периода Чосон . [1] [2] Она защищала право женщины стать конфуцианским мастером и утверждала, что мужчины и женщины не различаются по своей человеческой природе интерпретациями ценностей конфуцианства в моральном самосовершенствовании и человеческой природе. [3]
Биография
[ редактировать ]Им Юнджидан родился в Вонджу , провинция Канвондо, в клане Пхунчхон Им ( 풍천 임씨 ; 豊川 任氏 ) в семье Им Чока, который работал судьей в Хамхыне .
Она принадлежала к бедной семье Янбан . Из-за жизненных невзгод, таких как смерть отца, переезд семьи в горную деревню, она меньше подвергалась давлению обычных стереотипов своего времени. Более того, ее брат Им Сон Чжу был тронут ее талантливым умом и помог ей читать, получать доступ и преподавать « Классическую книгу сыновней почтительности» ( Хёкён ; 효경, 孝經), «Биографии образцовых женщин» ( Ёльнёджон ; 열녀전, 列女).傳), Малое обучение (Сохак; 소학 , 小學) и стал библиотекарем. [4] Согласно аналогии с ее биографией, Им Юнджидан Юго ( 임윤지당유고 ), написанной ее младшим братом Им Чон Чжу (任靖 周), сказала, что Им Юнджидан была одарена в науке, так что она и ее братья часто дискуссии о Священных Писаниях, истории, людях и политике.
В 1739 году, в возрасте 19 лет, она вышла замуж за Шин Гван Ю, ученого из Вонджу , и в конце концов у них родился ребенок, но она овдовела 8 лет спустя, в 1747 году, и ее ребенок умер в молодом возрасте. После смерти мужа она разделила свою жизнь между помощью своей семье и занятиями классикой. [5]
Сочинения и философия
[ редактировать ]«Им Юнджидан» был частью традиции, открытой Наехуном королевы Инсу : использование самих классических произведений для восстановления права женщин на доступ к образованию и философии. В своих произведениях она обсуждала свой космический взгляд на верховенство ги (энергии). [ нужны разъяснения ] над мной (причина) [ нужны разъяснения ] и человеческие отношения, основанные на принципе равенства. Она также обсудила Четыре Начала (доброжелательность, праведность, этикет и мудрость) и Семь Эмоций (радость, гнев, горе, ужас, любовь, ненависть и желание). [6]
Ни в одном из своих произведений она не выступает активно против неоконфуцианских социальных норм, в том числе Самчонджидо ( 삼종지도 ; 三從之道 ), в котором говорится, что женщина должна быть последовательницей своего отца, затем своего мужа и, наконец, своей последовательницей. сын. [7] По иронии судьбы, именно та же серия несчастных смертей в жизни Им Юнджидан лишила ее возможности следовать трем Путям добродетельной конфуцианской женщины и предоставила ей свободу изучать неоконфуцианские тексты и развивать собственные философские мысли. [8]
В конце концов, несмотря на гендерную предвзятость конфуцианского общества, сборник письменных мыслей Им Юнджидан был составлен и опубликован в 1796 году, через три года после ее смерти, ее зятем Син Гван У и ее младшим братом. брат, Им Чон Джу. Этот Юнджидан Юго сохранился до наших дней. [9]
Наследие
[ редактировать ]Она считается одной из первых женщин-философов-конфуцианцев в Корее и служила образцом для Кан Чонгилдана и других. Следует также отметить, что в Корее Чосон публиковалось мало женщин. Она была рядом с поэтом Со Ёнсухапом (1753–1823) и И Бинхёгаком (1759–1824), опубликовавшими в 1809 году женскую энциклопедию Гуйхап Чхонсо о домашних делах.
Семья
[ редактировать ]- Отец — Им Джок ( 임적 ; 1685–1727)
- Братья и сестры
- Старший брат — Им Сон Чжу ( 임성주 ; Им Сон Чжу ; 1711–1788)
- Им Чжон - Джу - Младший брат
- Муж — Шин Гван Ю ( ). ?–1747
- Гван- Зять - Шин у
- безымянный ребенок; умер молодым
- Гван- Зять - Шин у
Источники
[ редактировать ]- Ко, Дороти ; Хабуш, ДжаХён Ким ; Пигготт, Джоан , ред. (2003). Женщины и конфуцианские культуры в досовременном Китае, Корее и Японии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520231382 . 250 страниц. --> с. 164
- И Пэ Ён (2008). Женщины в истории Кореи . Издательство женского университета Ихва. ISBN 9788973007721 . 319 страниц
- Ким Ёнмин (2011). Ким Ёнмин; Петтид, Майкл Дж. (ред.). Женщины и конфуцианство в Корее Чосон: новые перспективы . СУНИ Пресс. ISBN 9781438437750 . 170 страниц
- Ким Сынмун (июль 2014 г.). «Путь стать женщиной-мудрецом: конфуцианский феминизм Им Юньцзидана» . Журнал истории идей . 75 (3). Издательство Пенсильванского университета: 395–416. дои : 10.1353/jhi.2014.0026 . JSTOR 43289674 . S2CID 144228529 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
- Чон Сон Хи (2020a). «Им Юнджидан» [Im Yunjidang]. истории Деятели корейской .
- ЭнсиКор (2020а). «삼종지도» [самджонджидо]. Энциклопедия корейской культуры .
Ссылки на источники
[ редактировать ]- ^ И Пэ Ён 2008 , стр. 17.
- ^ Ким, Сынмун (26 июля 2022 г.). «Я Юнджидан» . Элементы о женщинах в истории философии . дои : 10.1017/9781009024068 . ISBN 9781009024068 . S2CID 250996481 – через www.cambridge.org.
- ^ И Пэ Ён 2008 , стр. 269-270.
- ^ Ким Сон Мун 2014 , с. 399.
- ^ Ким Ёнмин 2011 , с. 72.
- ^ И Пэ Ён 2008 , стр. 269.
- ^ ЭнсиКор 2020а .
- ^ Ким Сон Мун 2014 , с. 400.
- ^ Чон Сонхи 2020a .