Цели, планы, теория действий
Теория « Цели, планы, действия» объясняет, как люди используют влияние на других для достижения своих целей. Эта теория занимает видное место в области межличностного общения . Теория представляет собой модель того, как люди добиваются подчинения от других. [1] Целей, связанных с необходимостью соблюдения требований, может быть несколько. Эти цели разделены на первичные и вторичные категории. Эти цели затем преобразуются в планы, как стратегические, так и тактические, и, наконец, воплощаются в жизнь. Цели мотивируют планы, а действия способствуют достижению целей. [1] Модель коренится в научной традиции, научном реализме , предположении, что «большая часть мира структурирована, познаваема и объективна». [2] Теория «Цели, планы, действия» нашла применение в академических и личных отношениях. [3] [4]
Фон
[ редактировать ]Теория «Цели, планы, действия» была впервые сформулирована Джеймсом Прайсом Диллардом в 1990 году в его книге « В поисках соответствия: производство сообщений межличностного влияния». [5] внесли в теорию несколько поправок С тех пор Диллард и другие ученые в области коммуникаций . [4] [6] [7] [8] [9]
Предположения
[ редактировать ]Теория «Цели, планы, действия» исходит из следующих предположений: люди предсказуемы, цели основаны на более глубоких ценностях, а их поведение целенаправленно. В качестве практической теории теория «Цели, планы, действия» предполагает, что мир познаваем. Люди будут следовать определенным объективным когнитивным процессам, которые приводят к их поведению. [7] Кроме того, цели являются осязаемым продуктом ценностей. Отношение, убеждения и культурное происхождение человека определяют его цели. [10] Наконец, люди обдуманны в своих действиях: чем больше желание достичь своей цели, тем усерднее они будут работать. [10]
Концепции
[ редактировать ]Теория «Цели, планы, действия» включает в себя следующие концепции: у человека есть по крайней мере одна из семи основных целей, а также одна из пяти второстепенных целей, а планы одновременно продуманы и осуществимы. Теория «Цели, планы, действия» утверждает, что люди сознательно действуют для достижения определенного результата. «Почему» их поведение известно. Люди могут преследовать несколько целей одновременно, в зависимости от текущих обстоятельств. Эти цели, как первичные, так и второстепенные, могут противоречить друг другу и со временем меняться. В отношениях, когда человек стремится повлиять на другого, он в первую очередь будет обращать внимание на знакомые планы и действия. Если эти планы и действия не отвечают их потребностям, они расширятся.
Цели
[ редактировать ]Основные цели
[ редактировать ]Существует семь основных целей, которые определяют планы и в конечном итоге приводят к действиям. Эти цели определяются как первичные, поскольку они находятся в начале процесса достижения цели. Первичные цели позволяют человеку ограничить взаимодействие. [2] Их также называют целями влияния, поскольку они являются ключевыми способами, с помощью которых человек может влиять на другого человека. [7] Основные цели: получить помощь, дать совет, поделиться деятельностью, изменить ориентацию, изменить отношения, получить разрешение и обеспечить соблюдение прав и обязанностей. [6] С каждой из целей человек намеревается предоставить или получить что-то для развития своих отношений с другим человеком. Различия в первичных и вторичных целях можно понимать с разных точек зрения. С исследовательской точки зрения главной целью взаимодействия являются первичные цели и цели влияния. Основная цель вызывает рассмотрение и включает в себя второстепенные цели. [11]
Второстепенные цели
[ редактировать ]Вторичные цели являются производными от первичных целей: без первичной цели не существует второстепенных целей. [7] Вторичные цели напрямую относятся к действиям человека в модели «Цели, планы, действия». [8] Существует пять вторичных целей: идентичность, управление беседами, реляционный ресурс, личный ресурс и управление аффектами. [9] Цели идентичности основаны на самооценке человека. Цели управления разговором относятся к тому, как человек ведет себя по отношению к другим. Цели реляционных ресурсов зависят от ценности отношений для человека. [7] Цели личных ресурсов ориентированы на физическое и материальное благополучие человека. Цели управления аффектами относятся к управлению эмоциями и чувствами во время разговора.
Планы
[ редактировать ]Планы существуют на двух уровнях: стратегическом и тактическом. [7] Стратегические планы указывают, чего следует достичь. Тактические планы указывают, как это будет сделано. Стратегии носят общий характер, а тактика специфична. [1] Планы воздействия включают рекомендации по вербальному и невербальному общению . [2] Согласно теории стратегических коммуникаций , человек ищет уже существующие шаблоны для адаптации к текущей ситуации. [12] Примером стратегического плана может быть просьба о помощи, а тактического плана — перечислить ваши предыдущие попытки и объяснить, что вы не можете сделать.
Действие
[ редактировать ]Согласно этой теории, действие может осуществляться как посредством вербальных, так и невербальных сообщений. Существует четыре измерения действий: явность, доминирование, аргументация и контроль над результатами. [13] Явность означает, насколько ясно сообщение. Чем легче понять сообщение, тем лучше будут результаты. Доминирование означает степень контроля, который человек имеет над другим. Чем больше у них власти, тем больше у них шансов получить то, что они хотят. Аргумент относится к обоснованию сообщения. Чем лучше аргументация, тем выше шансы на достижение цели. Контроль над результатами означает, сколько человек имеет право голоса в том, что произойдет дальше. Чем больше у них юрисдикции, тем больше вероятность, что они увидят намеченные результаты.
Приложения
[ редактировать ]Академические отношения
[ редактировать ]Теория «Цели, планы, действия» была применена к ученым в исследовании Хеннингсона и др. взаимодействия между студентами и преподавателями по поводу неудовлетворительных оценок. [3] Основная цель исследования — попросить пересмотреть оценку. Вторичные цели включали управление беседами и управление ресурсами взаимоотношений. Студенты не хотели, чтобы преподаватели думали о них хуже из-за разговора, и хотели сохранить или улучшить свои отношения с ними. Планирование оценивалось с помощью вопросов о стратегии студентов в их разговоре с преподавателями. В ходе исследования Henningson et al. смогли доказать теорию целей, планов и действий в контексте апелляции. Решение об апелляции было основано на продуманных намерениях, воплощенных в жизнь посредством конкретных планов. Однако фактическая попытка обсудить оценку с профессором произошла только в 16,8% случаев. [3]
В другом исследовании изучалось, как модель GPA применяется к конфронтации со сверстниками и разоблачениям в классе. Хеннингсен и др. экспериментировал со студентами бакалавриата в Университете Среднего Запада. [14] Хеннингсен и др. определили, что в борьбе с мошенничеством со стороны сверстников основной целью должно быть предотвращение мошенничества со стороны сверстников. Хеннингсен и др. объяснил вторичные цели как идентичность, управление общением, личный ресурс, реляционный ресурс и цели управления влиянием. Первичные и вторичные цели мотивируют человека планировать общение; планы — это разговорные мысленные ориентиры. Что касается действий, студент может открыто противостоять сверстникам и обращаться к преподавателям по поводу академических нарушений. Кроме того, Хеннингсен и др. также объяснил половые различия в академических нарушениях. Результаты с использованием модели GPA показывают, что участники с большей вероятностью будут действовать, когда мошенник находится в той же группе; тем не менее, сообщение о нарушениях не одобрялось, а пол сверстника-мошенника не влиял на вероятность того, что мошенник подвергнется явной конфронтации или сообщит об этом преподавателю курса. [14]
Классное упражнение
[ редактировать ]Недавние исследования изучали средний балл в классах. Ган предложил преподавать и адаптировать модель GPA посредством упражнений по переговорам. [15] Ган находит доказательства того, что школы успешно интегрировали разрешение конфликтов в учебную программу и повысили успеваемость. Он предполагает, что обучение ведению переговоров не должно ограничиваться средней школой, поскольку это важнейший академический навык. [15] Предлагаемое исследование направлено на разработку целей обучения, которые дают учащимся представление о действиях, которые они должны освоить к концу упражнения. Реализация модели GPA может оказаться сложной задачей, поскольку учащийся сосредоточится на достижении своей основной цели и рассмотрит второстепенные цели. Цель состоит в том, чтобы научить студентов быть полностью готовыми к любым ситуациям и быть в умственном состоянии, подчеркивая важность наличия навыков во время переговоров. [15]
Зейтер и др. также предложил провести в классе упражнение по адаптации Pokémon GO, Persuasion GO, чтобы научить студентов понимать тактику убеждения. [16] Как и Ган, Зейтер и др. предложите, чтобы ближе к концу упражнения преподаватели могли обсудить модель GPA и помочь учащимся понять, как использовать различные тактики в различных сценариях. [16]
Личные отношения
[ редактировать ]Теория «Цели, планы, действия» также применяется к личным отношениям. [4] В исследовании, анализирующем сообщения голосовой почты после гипотетических проблемных событий в отношениях, Сэмп и Соломон исследовали, как испытуемые пришли к своему последнему сообщению. Исследование показало, что партнеры по отношениям (как романтические, так и нет) имели определенные намерения, которые направляли их голосовые сообщения после гипотетического проблемного события. [17] Основные цели, определенные в исследовании, заключались в том, чтобы изменить ориентацию, изменить отношения, получить разрешение и обеспечить соблюдение прав и обязанностей. Вторичные цели включали все пять из тех, которые были определены в теории: идентичность, управление разговорами, реляционный ресурс, личный ресурс и управление аффектами. В ходе исследования Сэмп и Соломон также обнаружили, что особенности целей оказывают существенное влияние на коммуникацию: более сложные цели приводят к более сложным и длинным сообщениям. Их выводы помогают понять, как люди добиваются уступчивости в отношениях в трудных ситуациях.
Здоровье
[ редактировать ]ЛеБелль и Болл исследовали влияние студентов колледжей на злоупотребление сверстниками стимуляторами, отпускаемыми по рецепту . [18] Они обнаружили, что предыдущие исследования показали, что почти 65% случаев злоупотребления рецептурными стимуляторами впервые были изучены в колледже. Другие исследования показали, что отпускаемые по рецепту стимуляторы являются приемлемым и безопасным способом достижения успеха в учебе, которым часто злоупотребляют из-за совместного общения между студентами. Вмешательство равных хорошо изучено в области коммуникации в области здравоохранения; Для исследования Лабелль и Болл распространили опрос среди студентов колледжей и попросили их прочитать различные сценарии, изучили, как студенты колледжей ставят цели и стратегические планы сообщений, чтобы помешать близким друзьям принимать прописанные по рецепту стимуляторы в академических целях или для подавления аппетита. [18] Результаты и статистический анализ показывают, что повышение уверенности учащихся в вмешательстве, вероятно, приведет к успешному вмешательству сверстников. [18]
Раселл и др. провели исследование неправильного понимания пациентами ухода в конце жизни (EOL) , используя теорию смешанных целей, включая определения целей Дилларда, чтобы понять неправильное понимание ухода в конце жизни, усиленное неграмотностью в области здравоохранения. Результаты показывают, что цели медицинских работников в первую очередь ориентированы на выполнение задач и направлены на принятие мер. [19] Результаты этого исследования соответствуют предыдущей схеме с множеством целей, включая модель GPA. [19]
Гебхард и др. сообщил об экспериментальном исследовании в журнале GMS Journal for Medical Education в Германии, разработав программу обучения коммуникативным навыкам COMSKIL, а затем адаптировав теоретические основы обучения путем внедрения теории целей-планов-действий, теории социолингвистики и этиологической «модели здравого смысла». связанной с болезнью болезнь», относящуюся к саморегуляции, . [20] Результаты показывают удовлетворительное заключение относительно применения COMSKIL в медицинских университетах. [20]
Критика
[ редактировать ]С момента разработки теории ученые поставили под сомнение ее способность объяснять человеческое поведение.
Грегори Шеперд утверждает, что общение не всегда обусловлено целями, его можно рассматривать как просто социальное взаимодействие. [21] Он утверждает, что если бы это было так, не было бы никаких незапланированных или бесцельных действий. В ответ Диллард и Шрейдер различают действие (целенаправленное) и другие типы поведения (бесцельное). [22]
Хайронг Фэн ставит под сомнение простоту теории, заявляя, что ее рамки слишком расплывчаты для сложной психологической деятельности, связанной с общением. [23] Однако она считает, что идея первичных и вторичных целей согласуется с другими теориями.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Литтлджон, С.; Фосс, К. (2011). Теории человеческого общения (10-е изд.). Лонг Гроув, Иллинойс: Waveland Press. ISBN 9781577667063 .
- ^ Jump up to: а б с Участие теорий в межличностном общении: несколько точек зрения . Лесли А. Бакстер, Дон О. Брейтуэйт. Лос-Анджелес: Публикации Sage. 2008. ISBN 978-1-4129-3851-8 . OCLC 171049429 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Хеннингсен, М.; Вальде, К.; Рассел, Джорджия; Рассел, GR (2011). «Взаимодействие студентов и преподавателей по поводу неудовлетворительных оценок: применение модели целей-планов-действий и теории запланированного поведения». Коммуникативное образование . 60 (2): 174–190. дои : 10.1080/03634523.2010.533378 . ISSN 0363-4523 . S2CID 145113591 .
- ^ Jump up to: а б с Кофлин, Дж. (2010). «Приглашенная обзорная статья: Теория множественных целей личных отношений: концептуальная интеграция и обзор программы». Журнал социальных и личных отношений . 27 (6): 824–848. дои : 10.1177/0265407510373262 . ISSN 0265-4075 . S2CID 145362218 .
- ^ Диллард, Дж. (1990). «Целевая модель межличностного влияния». Стремление к соблюдению требований: создание сообщений о межличностном влиянии . Скоттсдейл, Аризона: Горсач Скарисбрик. стр. 41–56. ISBN 978-0897873406 .
- ^ Jump up to: а б Диллард, Дж.; Андерсон, Дж.; Кноблох, Л. (2002). «Межличностное влияние». В Кнаппе, М.; Дейли, Дж. (ред.). Справочник межличностного общения . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE Publications, Inc., стр. 423–474. ISBN 978-0761921608 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Диллард, Дж. (2008), «Теория целей-планов-действий при производстве сообщений: создание сообщений о влиянии» , «Привлечение теорий в межличностном общении: множественные перспективы » , SAGE Publications, Inc., стр. 65–76, doi : 10.4135/9781483329529 .n5 , ISBN 9781412938525 , получено 16 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Шредер, Д.; Диллард, Дж. (1998). «Целевые структуры и межличностное влияние». Коммуникационные исследования . 49 (4): 276–293. дои : 10.1080/10510979809368538 . ISSN 1051-0974 .
- ^ Jump up to: а б Диллард, Дж.; Сегрен, К.; Харден, Дж. (1989). «Основные и вторичные цели создания сообщений межличностного влияния». Коммуникационные монографии . 56 (1): 19–38. дои : 10.1080/03637758909390247 . ISSN 0363-7751 .
- ^ Jump up to: а б Айзен, И.; Мэдден, Т. (1986). «Прогнозирование целенаправленного поведения: отношение, намерения и воспринимаемый поведенческий контроль». Журнал экспериментальной социальной психологии . 22 (5): 453–474. дои : 10.1016/0022-1031(86)90045-4 . ISSN 0022-1031 .
- ^ Диллард, Джеймс Прайс; Сегрин, Крис; Харден, Джени М. (1 марта 1989 г.). «Основные и вторичные цели создания сообщений межличностного влияния» . Коммуникационные монографии . 56 (1): 19–38. дои : 10.1080/03637758909390247 . ISSN 0363-7751 .
- ^ Мейер, Джанет Р. (31 августа 2021 г.). «Цели, планы и модели действий» . Оксфордская исследовательская энциклопедия коммуникации . дои : 10.1093/акр/9780190228613.013.760 . ISBN 978-0-19-022861-3 .
- ^ Диллард, Дж.; Уилсон, С.; Тьюсинг, К.; Кинни, Т. (1997). «Вежливые суждения в личных отношениях». Журнал языка и социальной психологии . 16 (3): 297–325. дои : 10.1177/0261927x970163003 . ISSN 0261-927X . S2CID 146161448 .
- ^ Jump up to: а б Хеннингсен, Мэри Линн Миллер; Вальде, Кэтлин С.; Денбоу, Джессика (1 апреля 2013 г.). «Академические нарушения: подход «Цели-Планы-Действия» к конфронтации со сверстниками и информированию о нарушениях» . Коммуникативное образование . 62 (2): 148–168. дои : 10.1080/03634523.2012.752509 . ISSN 0363-4523 . S2CID 143693410 .
- ^ Jump up to: а б с Ган, Иван (2 октября 2014 г.). «Обучение теории целей-планов-действий посредством упражнений по ведению переговоров» . Учитель общения . 28 (4): 246–252. дои : 10.1080/17404622.2014.939673 . ISSN 1740-4622 . S2CID 143552838 .
- ^ Jump up to: а б Зейтер, Джон С.; Гасс, Роберт Х.; Зайтер, Кристиан Р. (2 октября 2018 г.). «Убеждение ГО: Занятие для повышения осведомленности учащихся о подходах к социальному влиянию» . Учитель общения . 32 (4): 179–185. дои : 10.1080/17404622.2017.1372606 . ISSN 1740-4622 . S2CID 149342394 .
- ^ Сэмп, Дж.; Соломон, Д. (1999). «Коммуникативные реакции на проблемные события в близких отношениях II». Коммуникационные исследования . 26 (2): 193–239. дои : 10.1177/009365099026002005 . S2CID 143916680 .
- ^ Jump up to: а б с ЛаБелль, Сара; Болл, Ханна (январь 2019 г.). «Цели студентов колледжа в контексте злоупотребления рецептурными стимуляторами: применение теории целей-планов-действий» . Коммуникация Ежеквартально . 67 (1): 76–99. дои : 10.1080/01463373.2018.1533485 . ISSN 0146-3373 . S2CID 149513055 .
- ^ Jump up to: а б Рассел, Джессика; Смит, Сэнди В.; Кваак, Карли Р. (2 января 2020 г.). «Поставщики медицинских услуг планируют реагирование на непонимание пациентами вопросов ухода в конце жизни» . Общение о здоровье . 35 (1): 56–64. дои : 10.1080/10410236.2018.1536960 . ISSN 1041-0236 . ПМИД 30339088 . S2CID 53020246 .
- ^ Jump up to: а б Гебхардт, Клаудия; Менерт-Тойеркауф, Аня; Хартунг, Тим; Циммерманн, Аня; Глесмер, Хит; Гетце, Хайде (15 апреля 2021 г.). «COMSKIL: программа обучения коммуникативным навыкам для студентов-медиков» . Журнал GMS медицинского образования . 38 (4): Doc83. дои : 10.3205/zma001479 . ISSN 2366-5017 . ПМЦ 8136352 . ПМИД 34056072 .
- ^ Шепард, Г. (1998). «Ответ: Проблема с целями». Коммуникационные исследования . 49 (4): 294–299. дои : 10.1080/10510979809368539 . ISSN 1051-0974 .
- ^ Диллард, Дж.; Шредер, Д. (1998). «Ответ: О полезности последовательности целей-планов-действий». Коммуникационные исследования . 49 (4): 300–304. дои : 10.1080/10510979809368540 . ISSN 1051-0974 .
- ^ Фэн, Х. (2014). «Критический обзор структуры основных/вторичных целей». Журнал коммуникации и культуры . 13 .