Чэнь Шу (художник)

Чэнь Шу ( упрощенный китайский : 陈书 ; традиционный китайский : 陳書 ; пиньинь : Чэнь Шу ; 1660–1735) была китайской художницей во времена ранней династии Цин . Она родилась в Сючжоу (ныне Цзясин) и была также известна под любезным именем Наньлоу и своими литературными именами «Шангюань Дизи» и «Наньлоу Лаорен». Она считается первой женщиной-художницей династии Цин, а также основоположницей стиля живописи школы Сюшуй. [ 1 ] Помимо своих творческих работ, она была также известна как мать цинского государственного деятеля и поэта Цянь Чэньцюня ( чж:钱陈群 ). После ранней смерти мужа Чэнь воспитывала сына одна. Когда последний стал видным государственным деятелем при дворе императора Цяньлуна , он познакомил императора с картинами своей матери. Благодаря этому проспекту Цяньлун завоевал ее расположение, и многие из ее работ были представлены в императорской коллекции (сегодня она находится как в Дворцовом музее в Пекине , так и в Национальном дворцовом музее в Тайбэе ). Чен рисовал фигуры, пейзажи и картины с цветами и птицами. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]
Биография ее сына изображает Чэнь Шу как «образец конфуцианской добродетели». [ 3 ] В своей биографии Цянь Чэньцюнь описывает успех своей матери в мире искусства, развитие ее таланта и ее художественное влияние на следующие поколения семьи ее мужа. По его словам, ее навыки объяснялись «ее выдающейся наследственностью, прекрасным воспитанием и некоторым божественным вмешательством». [ 3 ] Далее он описывает сверхъестественные события, которые привели к ее интересу и успеху в области искусства. [ 3 ] Ее сын также отметил ее благотворительную деятельность, помогая накормить бедных, а также ее способность увеличить богатство своей семьи посредством своего искусства, что сделало ее примером хорошей конфуцианской жены. [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Чэнь Шу родился в элитной семье в Цзясине , Чжэцзян провинция . Имея отца художника, она в юном возрасте смогла самостоятельно обучаться живописи. Из-за неоднозначного отношения к женскому образованию в то время образование было доступно лишь немногим женщинам из элиты. [ 3 ] Не принимая традиционные женские роли того времени, Чэнь Шу преследовал искусство и классику, а не другие, более «женские» интересы. В некоторых случаях в это время мужчины предпочитали хорошо образованную жену, которая не только могла учитывать интересы своего мужа, но и могла дать образование своим детям. [ 3 ] Чэнь Шу смогла помочь своей семье, продавая свои картины с целью получения прибыли и работая учителем своих детей. [ 4 ] Она даже взяла нескольких учеников из своей семьи для обучения рисованию, одним из которых был Цянь Вэйчэн , который позже добился собственной известности. Она также обучала известного коллекционера и историка искусства Чжан Гэна , приемного сына в семье ее мужа. [ 4 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Позже Чэнь Шу сосредоточился на пейзажной живописи. Пейзажи, написанные женщинами в то время, были редкостью, потому что женщины не могли путешествовать так часто, как мужчины. Хотя у Чэнь Шу, скорее всего, не было возможности путешествовать из-за ее пола, она нашла время, чтобы изучить пейзажную живопись художников-мужчин. [ 4 ] «В своем преклонном бабушкином возрасте она, скорее всего, в спокойствии рисовала сад, как это делали ее коллеги-мужчины-литераторы, чтобы развлечься». [ 4 ]
Известные произведения
[ редактировать ]
Как и другие литераторы того времени, Чэнь Шу в своих работах ссылалась на известных художников. Например, в своей картине «Пейзаж в стиле Ван Мэн » Чэнь Шу работала в стиле известного династии Юань художника Ван Мэн . [ 4 ] Эта идея проявляется в использовании ею вертикального формата с густым лесистым ландшафтом. [ 4 ] Хотя она ссылается на этого великого мастера, Чэнь Шу добавляет к картине свои собственные черты, например свои, «формальные мазки, которые создают плавный и упорядоченный узор на валунах и листве». [ 4 ] Другие картины-подражания Вангу включают « Живущее в горах в летний день» и «Горы тихие, а дни становятся длиннее». [ 3 ] В обеих этих работах можно обнаружить тонкие отличия от оригиналов, это связано с различием стиля Чэнь Шу и тем, что она, скорее всего, не смогла увидеть оригинальные картины Ван Мэн. [ 4 ] Чэнь Шу также любил ссылаться на школу У в Сучжоу , которая действовала во времена династии Мин . [ 3 ] Они повлияли на ее цветочные и пейзажные картины. Одной из самых ценных ее работ в этом стиле была картина « Чтение И-цзин в горном кабинете» . [ 3 ] Глядя на стиль гор, можно также увидеть влияние Ван Мэн, которое до сих пор проявляется в ее работах. [ 3 ] Следующая по популярности иконография Чэнь Шу — изображение цветов. Она нарисовала множество изображений цветов и птиц, в том числе такие работы, как «Ирисы и розы», «Овощи, фрукты» и «Астры» , а также одно из самых знаковых ее произведений — «Белый какаду» . [ 3 ] Этот образ красивой птицы и цветов основан на живописи династии Сун , когда этот образ впервые стал популярным. [ 3 ] Его композиция аналогична композиции императора Хуэйцзуна из Сун , который также был известным художником, хотя не отмечено, что это конкретно копия его работы. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Первая женщина-художник династии Цин_Чэнь Шу» www.sohu.com Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ Дворец-музей, Пекин. «Краткая биография Чэнь Шу» . Архивировано из оригинала 13 мая 2014 г. Проверено 24 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Вайднер, Марша (1990). «Обычный успех Чэнь Шу» . В Вайднер, Марша (ред.). Цветение в тени: женщины в истории китайской и японской живописи . Гонолулу: Гавайский университет Press. стр. 123–156. ISBN 978-0-8248-1149-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лу, Лин-эн (2011). «Талантливые кисти в саду: четыре женщины-художницы династии Цин». Ориентации .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .