Инструментальное и ценностно-рациональное действие
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( сентябрь 2019 г. ) |
« Инструментальное » и « ценностно-рациональное действие » — это термины, которые ученые используют для определения двух видов поведения, в которых могут участвовать люди. Ученые называют использование средств, которые «работают» инструментами, инструментальное действие и достижение «правильных» целей как законные. цели, ценностно-рациональное действие.
Эти термины были придуманы социологом Максом Вебером , который наблюдал, как люди придают своим действиям субъективное значение. Поступки, которые люди рассматривали как условные средства, он называл «инструментально-рациональными». Действия, к которым люди относились как к безусловным целям, он называл «ценностно-рациональными». Он обнаружил, что каждый действует по обоим причинам, но оправдывает отдельные действия той или иной причиной.
Вот оригинальные определения Вебера, за которыми следует комментарий, показывающий его сомнение в том, что цели, считающиеся безусловно правильными, могут быть достигнуты средствами, считающимися условно эффективными. Действие может быть:
инструментально-рациональный (цвекрациональный) , т. е. определяемый ожиданиями относительно поведения объектов в среде других людей; эти ожидания используются как «условия» или «средства» для достижения собственных, рационально преследуемых и рассчитанных целей действующего лица;
ценностно-рациональный (вертрациональный), т. е. определяемый сознательной верой в ценность ради самой той или иной этической, эстетической, религиозной или иной формы поведения, независимо от ее перспектив успеха;
[ 1 ] : 24–5
...чем более ценность, на которую ориентировано действие, возводится в статус абсолютной [внутренней] ценности, тем более «иррациональным» в этом [инструментальном] смысле является соответствующее действие. Ибо чем безоговорочно актер посвящает себя этой ценности ради нее самой,... тем меньше на него влияют соображения о последствиях его действия. [ 1 ] : 26, 399–4004
Макс Вебер
[ редактировать ]Хотя Вебер придумал эти термины для обозначения рационального действия, он не использовал их последовательно. Иногда инструментальные средства он называл «расчетом материальных интересов» или «бытовым целенаправленным поведением». Ценностно-рациональные цели он называл «идеальными мотивами, предписанными религией или магией». [ 1 ] : 212, 13, 400, 242–44 Его непоследовательность, за которой последовали более поздние ученые, затрудняет принятие решения о том, какой тип действия находится на рассмотрении. Но его первоначальное различие сохраняется как ядро современных объяснений рационального социального действия: инструментальные средства считаются свободными от ценностей условно-эффективными инструментами, а ценностно-рациональные цели считаются свободными от фактов и безусловно легитимными правилами. [ 2 ] : II:301
Изучая человеческие действия в религиозной, государственной и экономической сферах, Вебер обнаружил, что рассуждения людей развиваются и часто загрязняют себя, превращая условные средства в безусловные цели. Досовременные народы приписывали как одушевленным, так и неодушевленным объектам свободу воли и цель, которую они находят в человеческих действиях — убеждение, называемое анимизмом . Они используют инструментально эффективные средства для контроля нечеловеческой воли. Но применение рассуждений о средствах и целях для управления духами и неодушевленными объектами загрязняет человеческое знание. Танец дождя, ошибочно считавшийся инструментальным, становится предписанным ритуальным действием, провозглашаемым навсегда законным, независимо от реальных последствий. Инструментально-неэффективные средства стали предписываемыми ценностно-рациональными целями сами по себе. [ 1 ] : 25, 33, 401–2, 422–4, 576–7 [ 2 ] : 48 Подобное заражение происходит и в современных обществах, когда инструментальные действия, которые на самом деле «работают», временно принимаются как внутренне эффективные, превращая контекстно-зависимое действие как средство в постоянно легитимное действие как цель.
Вебер знал (и лично сожалел), что европейские общества отвергали сверхъестественные правила поведения со времен эпохи Просвещения . Он назвал эту дискредитацию ценностно-рациональных целей « разочарованием ». [ 3 ] и боялся, что вера в практические условные цели разрушает человеческую свободу верить в конечные моральные цели. [ 1 ] : 65 [ 2 ] : Я:159, 195, 244 [ 4 ] : 11–17 Юрген Хабермас процитировал Вебера, выражавшего тревогу по поводу разрушения внутреннего морального компаса человеческого общества:
Везде, где рациональное эмпирическое познание последовательно приводило к расколдовыванию мира и его превращению в причинный механизм, возникает решительное давление на утверждения этического постулата о том, что мир представляет собой божественно упорядоченный,... каким-то образом этически значимый космос. [ 2 ] : Я: 160
Как учёный Вебер не осуждал разочарование. Но он продолжал верить, что инструментальные средства не являются ни законными, ни работоспособными без ценностно-рациональных целей. Он утверждал, что даже внешне безличное научное исследование зависит от внутренних ценностно-рациональных убеждений в такой же степени, как и религия. [ 4 ] : 43–6 В недавнем исследовании утверждается, что его анализ предоставляет законные средства для восстановления ценностно-рационального действия как постоянного ограничения инструментального действия.
Анализ Вебера показывает, что [инструментальная] научная рациональность имеет гораздо больше общего с [ценностно-рациональной] религиозной рациональностью, чем считалось ранее. Работа Вебера не только обнажает эту общность, но и открывает возможность взаимообогащающего разговора между ними. [ 4 ] : 148–51 см. также [ 5 ]
Талкотт Парсонс
[ редактировать ]Талкотт Парсонс использовал классические термины Вебера для обозначения моделей рационального действия в масштабах всего общества. В своей работе 1938 года «Структура социального действия » он процитировал определения Вебера и интегрировал их в теорию, которую он назвал «системами социальных гармонизированных действий». [ 6 ] : II:642–3 Он назвал свою теоретическую структуру «схемой средства-цели», в которой люди координируют свои инструментальные действия с помощью «нормы эффективности, а свои ценностно-рациональные действия - с помощью «нормы легитимности». [ 6 ] : II:76, 652 Его главный пример инструментального действия был таким же, как и у Вебера: широкое использование утилитарных средств для достижения индивидуальных целей. [ 6 ] : 51–5, 698 Его ярким примером ценностно-рационального действия были институционализированные ритуалы, встречающиеся во всех обществах: культурно предписанные, но вечно законные цели. [ 6 ] : 467, 675–9, 717 [ 7 ]
Рациональные люди преследуют социально законные ценностно-рациональные цели, используя оперативно эффективные инструментальные средства.
Центральный факт — факт, не подлежащий никакому сомнению, — заключается в том, что в определенных аспектах и в определенной степени… человеческие действия рациональны. То есть люди приспосабливаются к условиям, в которых они находятся, и приспосабливают средства к своим целям таким образом, чтобы подобрать наиболее эффективный способ достижения этих целей. [ 6 ] : Я:19
Отправной точкой... является концепция внутренней рациональности действия. Это включает в себя фундаментальные элементы «целей», «средств» и «условий» рационального действия, а также нормы внутренних отношений между средством и целью. [ 6 ] : II:698–9
Таким образом, Парсонс поместил рациональные действия Вебера в «шаблонированный нормативный порядок» «паттернов культурных ценностей». Рациональное социальное действие направлено на поддержание культурно-ценностно-рационального порядка, законного самого по себе. Система поддерживает себя посредством четырех инструментальных функций: поддержание модели, достижение цели, адаптация и интеграция. [ 8 ] Инструментальное и ценностно-рациональное действие Вебера выживает в парсоновской системе культурно коррелирующих средств и целей.
Юрген Хабермас
[ редактировать ]Несмотря на придумывание новых имен, Юрген Хабермас вслед за Парсонсом использовал классические виды рационального действия Вебера для объяснения человеческого поведения. В своей работе 1981 года «Теория коммуникативного действия » он иногда называл инструментальное действие «телеологическим» действием или просто «работой». Ценностно-рациональное действие предстало как «нормативно регламентированное». [ 2 ] : II:168–74 [ 9 ] [ 10 ] : 63–4 В более поздних работах он различал два вида действий по мотивам. Инструментальное действие имеет «непубличные и связанные с актором причины», а ценностно-рациональное действие — «публично оправданные и независимые от актора причины». [ 11 ]
Кроме того, он предложил новый вид социального действия — коммуникативный, — необходимый для объяснения того, как индивидуальное инструментальное действие становится предписанным в легитимных моделях социального взаимодействия, устраняя тем самым их разделение. [ 12 ] Джеймс Гуинлок выразил предложение Хабермаса следующим образом:
Человеческие действия, основанные на индивидуальном разуме, не порождают универсальных [ценностно-рациональных] норм. Чтобы достичь последнего, мы должны обратиться к коммуникативному действию; то есть мы должны прийти к нормам и действиям посредством свободного и равного рационального дискурса. [ 13 ] : 269
Хабермас утверждал, что языковые сообщества имеют общий фон ценностно-рациональных символов, который составляет «нормативный контекст, признанный легитимным». [ 2 ] : 15 Он устанавливает «интерсубъективно разделяемый жизненный мир знаний, который играет роль корреляции моральных действий, которые Вебер приписывал ценности рациональности, а Парсонс приписывал институтам — трансэмпирическую сферу общих убеждений. [ 2 ] : 11–13 Общее понимание, создаваемое прямым общением, создает коллективное сознание инструментальных знаний (технологическая реальность) и моральных правил (ценностная реальность), способных генерировать предписанные модели коррелированного поведения. [ 2 ] : II:313
Действие, ориентированное на успех, мы называем инструментальным, когда рассматриваем его с точки зрения следования правилам рационального выбора и оцениваем эффективность влияния на решения рационального противника. ... Напротив, я буду говорить о коммуникативном действии всякий раз, когда действия участвующих агентов координируются не посредством эгоцентрических [инструментальных] расчетов успеха, а посредством [ценностно-рациональных] действий по достижению понимания. В коммуникативном действии участники ориентированы прежде всего не на собственные индивидуальные успехи; они преследуют свои индивидуальные цели при условии, что смогут согласовать свои планы действий на основе общих определений ситуации. В этом отношении согласование определений ситуации является важным элементом интерпретативных достижений, необходимых для коммуникативного действия. [ 2 ] : Я: 285–6
Хабермас рассуждал, что взаимопонимание, возникающее в результате коммуникативного действия, обеспечивает социально легитимные ценностно-рациональные нормы. Но властные структуры, такие как религии, бюрократия и рынки Вебера, предписывают испорченные модели поведения, приводящие к «культурному обнищанию», подобному разочарованию Вебера. Он разделял страх Вебера перед доминированием инструментального действия над ценностно-рациональным: «...инструментальная рациональность (как функционалистский разум) расширилась из соответствующей сферы системной организации в жизненный мир и тем самым начала разрушать коммуникативные компетенции людей. члены этого жизненного мира». Инструментальные мотивы соответствия аморальным институциональным нормам заменяют добровольно разделяемые нормы коммуникативного действия. [ 2 ] : II:236, 310 [ 10 ] : 235–8
По мере выкорчевывания методологически-рационального образа жизни целенаправленно-рациональные ориентации действия становятся самодостаточными; технически осмысленная [инструментальная] адаптация к объективированной среде крупных организаций сочетается с утилитарным расчетом собственных интересов актора. ... Этические [ценностно-рациональные] обязательства перед своим призванием уступают место инструментальному отношению к профессиональной роли... [ 2 ] : II:323
Хабермас заменил безусловные ценностно-рациональные цели Вебера и безусловное поддержание шаблонных нормативных целей Парсонса коммуникативным действием, чтобы объяснить наблюдаемое действие, коррелирующее инструментальные средства и ценностно-рациональные цели.
Если предположить, что человеческий вид поддерживает себя посредством социально согласованной деятельности его членов и что эта координация должна устанавливаться посредством общения... то воспроизводство вида требует также удовлетворения условий рациональности, присущей коммуникативному действию. . [ 2 ] : 397
Джон Дьюи
[ редактировать ]Джон Дьюи мог бы согласиться с наблюдением Вебера о том, что люди действуют так, как будто они судят и действуют отдельно в отношении инструментальных средств и ценностно-рациональных целей. Но он отрицал, что эта практика создает два отдельных вида рационального поведения. Если судить независимо, средства не могут работать, а цели незаконны. [ 14 ] : 12, 66
Путем изучения отношений , существующих между применяемыми средствами (методами) и выводами, полученными в результате их применения, открываются [инструментальные] причины, почему одни методы успешны, а другие терпят неудачу. ... рациональность - это вопрос отношения средств и последствий, а не фиксированных [ценностно-рациональных] первых принципов как конечных предпосылок ... [ 15 ] : 9
Дьюи утверждал, что отдельные человеческие действия не могут быть объяснены изолированными мотивами, как это пытался сделать Вебер. Для людей в обществе основная часть индивидуальных действий — это привычные «способы поведения», например, вождение автомобиля. Каждое действие встроено в биологическую и культурную среду, которую люди постоянно изменяют, чтобы способствовать развитию моделей поведения: эффективное вождение постоянно адаптируется к дорожным условиям.
В общем термин «инструментальный» обозначает отношение средства-последствия , как основную категорию для интерпретации логических форм, тогда как «операциональный» обозначает условия, при которых предмет 1) становится пригодным служить средством и 2) фактически функционирует как такое средство осуществления объективной трансформации, которая является [условной] целью исследования. [ 15 ] : 14 примечание 5
Дьюи до Хабермаса утверждал, что коррелированные действия зависят от коммуникации. Но общение не является отдельной формой действия, предшествующей инструментальному действию и обеспечивающей его. Скорее, по мнению Джеймса Гуинлока, Дьюи считал, что общение присуще любому коррелированному поведению.
Эффективное социальное действие, утверждал Дьюи, требует публичного и социального обсуждения, неотъемлемой составной частью которого является общение . Социальное обсуждение — это процесс обмена мнениями; обмен предложениями о совместной деятельности; рассматривать, изменять, объединять их... и пытаться достичь как можно большего консенсуса относительно того, по какому из них в конечном итоге действовать. [ 16 ]
Как признал Вебер, как только коррелирующие модели поведения становятся институционализированными привычками, о них не нужно особо думать. «...жизнь невозможна без способов действия, достаточно общих, чтобы их можно было правильно назвать привычками». [ 15 ] : 12 Но привычки возникают только после того, как инструментальные действия успешно достигают каждой ценной цели. Они не являются ни иррациональными, как их классифицировал Вебер, ни непосредственно известными ценностно-рациональными действиями, как их классифицируют другие философы, предпринимаемыми безотносительно к существующим средствам.
Разумность или рациональность, согласно занимаемой здесь позиции,... является вопросом отношения средств и последствий. При формулировании поставленных целей неразумно ставить те цели, которые не связаны с имеющимися средствами и без учета препятствий, стоящих на пути к достижению цели. Разумно искать и выбирать такие средства, которые с максимальной вероятностью дадут намеченные последствия». [ 15 ] : 9–10
В то время как Парсонс и Хабермас пришли к выводу, что институты, признанные в культурном отношении, узаконивают ценностно-рациональные цели, Дьюи пришел к выводу, что они часто представляют собой загрязненные инструментальные оценки – ошибочные индуктивные обобщения – которые следует реконструировать, а не рассматривать как моральные утверждения рационального действия.
См. также
[ редактировать ]- Консеквенциализм
- Инструментальная и ценностная рациональность
- Инструментализм
- Внутренняя ценность (этика)
- Научный реализм
- Вебленианская дихотомия
- Различие фактов и значений
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Вебер, Макс (1978). Экономика и общество . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520028241 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Хабермас, Юрген (1989). Теория коммуникативного действия . Маяк Пресс.
- ^ Жанико, Доминик (1994). Полномочия Рационала . Издательство Университета Индианы. стр. 39–45.
- ^ Перейти обратно: а б с Кошул, Басит Билал (2005). Постмодернистское значение наследия Макса Вебера: разочарование . Пэлгрейв Макмиллан.
- ^ Брюун, Ганс (2007). Наука, ценности и политика в методологии Макса Вебера . Ашгаре.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Парсонс, Талкотт (1968). Структура социального действия . Свободная пресса.
- ^ Парсонс, Талкотт (1966). Общества . Прентис Холл. стр. 39–40 .
- ^ Парсонс, Талкотт (1966). Общества . Прентис Холл. С. 10–12 , 16–18.
- ^ Хабермас, Юрген (1970). На пути к рациональному обществу . Маяк Пресс. стр. 91–2 . ISBN 9780807041765 .
- ^ Перейти обратно: а б Эдгар, Эндрю (2005). Философия Хабермаса . Издательство Университета Макгилла-Куина.
- ^ Хабермас, Юрген (2013). Финлейсон, Джеймс Гордон; Фрейенхаген, Фабиан (ред.). Хабермас и Ролз . Рутледж.
- ^ Хабермас, Юрген (1987). "Предисловие". Теория коммуникативного действия . Перевод Маккарти, Томас. Маяк Пресс. стр. I:vi–ix.
- ^ Гуинлок, Джеймс (1993). Новое открытие нравственной жизни . Книги Прометея.
- ^ Хикман, Ларри (1992). Прагматическая технология Джона Дьюи . Издательство Университета Индианы.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дьюи, Джон (1938). Логика Теория исследования . Холт, Райнхарт и Уинстон.
- ^ Гуинлок, Джеймс (1972). Философия ценности Джона Дьюи . Гуманитарная пресса. стр. 54–5.