Бриллиантовое колье Наполеона

Бриллиантовое колье Наполеона — бриллиантовое колье , созданное по заказу французского короля Наполеона I ок. 1811–1812 гг. от парижского ювелира Мари-Этьена Нито . Сейчас он находится в Смитсоновском национальном музее естественной истории в Вашингтоне, округ Колумбия.
Описание
[ редактировать ]Бриллиантовое колье Наполеона несколько нетипично для других современных произведений Мари-Этьена Нито . [ 1 ] Другие предметы, заказанные ему императором Наполеоном, такие как две парюры в честь свадьбы императора с эрцгерцогиней Марией Луизой Австрийской , диадема Марии Луизы , свадебные драгоценности для императрицы Жозефины и т. д., все демонстрируют склонность к высокодекоративным расцветам в стиле рамки. Они варьируются от серебряных завитков и цветочных мотивов до сложных переплетающихся кривых. Напротив, бриллиантовое колье Наполеона относительно простое и элегантное. Он состоит из одной серебряной нити с золотой оправой, украшенной 28 шахтной огранки бриллиантами . От центральной нити выходит бахрома из чередующихся «пенделок» и «бриолет» бриллиантов огранки . Каждый из пяти пенделоков грушевидной формы установлен под небольшим бриллиантом бриллиантовой огранки . Четыре овальных пенделока установлены над орнаментом, каждый из которых украшен 23 бриллиантами классической огранки. Каждая оправа-бриолет украшена 12 огранки «роза» . бриллиантами [ 2 ] в результате чего общее количество бриллиантов, установленных в колье, достигло 234.
Хотя драгоценные камни бриллиантового ожерелья Наполеона никогда не оценивались и не взвешивались гранильными мастерами ( поскольку они никогда не снимались со своих оправ), инфракрасный спектроскопический анализ бриллиантов показал, что они преимущественно бесцветны типа Ia . Меньшее количество — 13 из 52 крупнейших алмазов — относятся к редкой разновидности типа IIa . [ 3 ] Некоторые алмазы типа Ia имеют признаки дефектов сульфидных кристаллов. [ 4 ] Общий вес бриллиантов оценивается в 263 карата (52,6 г), а вес самого крупного бриллианта оценивается примерно в 10,4 карата (2,08 г). [ 1 ]
Провенанс
[ редактировать ]Габсбурги
[ редактировать ]
В 1810 году Наполеон развелся с императрицей Жозефиной, так как она оказалась неспособной произвести на свет наследника. [ 5 ] Два месяца спустя он повторно женился на эрцгерцогине Марии Луизе Австрийской . Через год Мария Луиза родила сына Наполеона II . Чтобы отпраздновать это событие, в июне 1811 года Наполеон I заказал две парюры (одна из которых включала диадему Марии Луизы ) и бриллиантовое колье Наполеона у Мари-Этьена Нито, своего официального придворного ювелира. Он приказал собрать «всех ведущих ювелиров мира» для внесения необходимого количества бриллиантов. [ 6 ] Ожерелье было разработано самим Нито и произведено его парижской компанией The House of Chaumet . В прошлом Нито было поручено создать несколько других предметов для императора, в том числе папскую тиару Наполеона , его коронационную корону, церемониальный меч и свадебные драгоценности его первой жены Жозефины Богарне .
Расточительное использование в изделии бриллиантов — невероятно редкого драгоценного камня, учитывая, что современные источники, такие как Южная Африка и Сибирь, еще не были исследованы — было преднамеренным проявлением расточительности со стороны Наполеона. Чтобы подчеркнуть это, он поручил оценить стоимость законченного ожерелья отдельному ювелиру Эрнсту Пальчо из Вены . Пальчо представил свою оценку — 376 274 французских франка . [ 4 ] в императорский двор в том же году. Эта сумма была эквивалентна всему годовому семейному бюджету императрицы. [ 7 ]
Есть несколько современных портретов Марии Луизы в бриллиантовом колье Наполеона, в том числе работы художника Франсуа Жерара. [ 8 ] [ 9 ] и Джован Баттиста Боргези. [ 10 ] Несколько лет спустя, в 1815 году, Наполеон был сослан на остров Святой Елены . Поскольку ожерелье было частью ее личных вещей, а не государственной собственности, как драгоценности короны, Мария Луиза взяла его с собой, когда сама покинула страну. В конце концов она поселилась в Парме и продолжала носить ожерелье в общественных местах до конца своей жизни.
Поскольку ее сын умер раньше нее, смерть Марии Луизы в 1847 году привела к тому, что ее имущество было разделено между оставшимися родственниками Габсбургов . Бриллиантовое ожерелье Наполеона перешло к эрцгерцогине Софии Австрийской , жене брата Марии Луизы, эрцгерцога Франца Карла Австрийского . Чтобы укоротить колье, по просьбе принцессы Софи сняли два бриллианта. Эти бриллианты были прикреплены к серьгам, местонахождение которых сейчас неизвестно. [ 7 ]
Когда Софи умерла в 1872 году, ожерелье было совместно унаследовано тремя ее выжившими сыновьями, эрцгерцогами Карлом Людвигом , Людвигом Виктором и Францом Иосифом Австрийским. Карл Людвиг позже приобрел долю своих братьев в ожерелье, а после своей смерти в 1896 году передал его своей третьей жене, Марии Терезии Португальской . [ 4 ] Как изысканное и модное украшение с интересной историей, Мария Терезия использовала любую возможность, чтобы носить это ожерелье на государственных мероприятиях, включая коронацию царя Александра III в 1883 году, где оно оказалось достаточно популярным среди гостей, о чем просил царь. его будут показывать гостям под охраной по несколько часов каждый день в течение следующей недели. [ 1 ]
Кража и продажа
[ редактировать ]
В начале Великой депрессии в 1929 году Мария Терезия попыталась продать бриллиантовое колье Наполеона вместе с другими унаследованными драгоценностями, чтобы пополнить финансовое положение семьи. Она предприняла несколько попыток продать его через агентов, сначала Фуаду I из Египта , а затем частному коллекционеру в Нидерландах. После неудачной попытки она наняла двух человек, представившихся полковником Таунсендом из британской секретной службы и принцессой Гервез Баронти, дочерью итальянского принца Баронти, для продажи ожерелья на комиссионной основе в Соединенных Штатах. Пара наняла обездоленного племянника Марии Терезии, эрцгерцога Леопольда Габсбургского , чтобы тот поручился за их характеры, и пообещала ей, что ожерелье будет продано как минимум за 450 000 долларов США .
Существует мало свидетельств того, что пара пыталась достичь этой запрашиваемой цены ; после неудачных переговоров с ювелиром Гарри Уинстоном , адвокатом Гарри Беренсоном и светской львицей Марджори Мерриуэзер Пост пара в конечном итоге продала ожерелье Дэвиду Мишелю, торговцу драгоценными камнями в Нью-Йорке , за 60 000 долларов. [ 6 ] Из этой суммы пара потребовала 52 730 долларов в качестве расходов, переведя Марии Терезии только 7 270 долларов из обещанных 450 000 долларов.
Узнав о продаже, Мария Терезия дала доверенность своей подруге Анне Эйзенменгер, жене Виктора Эйзенменгера , и заручилась ее помощью в возвращении ее имущества. Эйзенменгер обратился к Мишелю, который в конце концов согласился вернуть ожерелье за 50 000 долларов, понеся личный убыток от продажи в размере 10 000 долларов. [ 7 ] Она также добивалась правовой защиты от имени Марии Терезии. Вскоре после этого Томас К.Т. Крейн , окружной прокурор округа Нью-Йорк, объявил, что Таунсендов разыскивают по обвинению в краже в особо крупном размере . Скандал дошел до газеты New York Times 1 марта 1930 года. [ 6 ] наряду с первоначальными сообщениями о том, что Таунсенды удалили несколько камней из ожерелья, чтобы продать их отдельно. Они оказались ложными, но пара бежала из страны и так и не была поймана. «Принцесса Баронти» написала в своей самостоятельно опубликованной автобиографии 1935 года, что они двое проехали через Чикаго, а затем в Англию, прежде чем расстаться: Таунсенд планировал переехать в Японию, а сама Баронти отправилась в Индию, пока скандал не утих. [ 11 ]
Эрцгерцогу Леопольду были предъявлены обвинения в пособничестве и подстрекательстве к самой краже, а также отдельное обвинение в краже в особо крупных размерах с целью кражи доходов, поскольку он принял 20 000 долларов от Таунсендов в качестве оплаты за характеристику своего персонажа. [ 6 ] Леопольд добровольно сдался и провел двенадцать дней в The Tombs , исправительном комплексе на Манхэттене, прежде чем сосед внес залог . В конце концов с него сняли первое обвинение и сняли приговор по второму пункту обвинения.
После разрешения инцидента Мария Терезия хранила ожерелье до своей смерти в 1944 году. Четыре года спустя семья Габсбургов продала его французскому промышленнику Полю-Луи Вейлеру . В 1960 году Вейллер продал бриллиантовое колье Наполеона Гарри Уинстону, который считал, что историческая ценность изделия сделает его более ценным, чем если бы камни снимали и перепродавали по отдельности, как это было обычной практикой в то время. [ 12 ] Таким образом, он сохранил его в нетронутом виде, перепродав его в том же году Марджори Мерриуэзер Пост . Пост подарил ожерелье Смитсоновскому институту в 1962 году, и с тех пор оно выставлено в Национальном музее естественной истории в Вашингтоне, округ Колумбия , США . В пожертвование также вошел оригинальный кожаный футляр для ожерелья, заказанный Наполеоном в официальных цветах императрицы (зеленый и золотой) и с ее инициалами. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Пост, Джеффри Эдвард (2021). Национальная коллекция драгоценных камней Смитсоновского института: обнаружена . Абрамс. ISBN 9781683359401 .
- ^ Гайю, Элоиза; Пост, Джеффри; «Исследование бриллиантового ожерелья Наполеона», Драгоценные камни и геммология (зима 2007 г.), стр. 353.
- ^ Гайю, Элоиза; Пост, Джеффри; «Исследование бриллиантового ожерелья Наполеона», Драгоценные камни и геммология (зима 2007 г.), стр. 355.
- ^ Jump up to: а б с « Недавние исследования бриллиантового ожерелья Наполеона », Национальный музей естественной истории . Проверено 19 октября 2008 г.
- ^ Маклинн, Фрэнк (1998). Наполеон , с. 465. ISBN 0-7126-6247-2 .
- ^ Jump up to: а б с д « Ожерелье Наполеона объявлено пропавшим; Крэйн приказывает охотиться », New York Times (Нью-Йорк), 1 марта 1930 г., стр. 1, 8. Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Гайю, Элоиза; Пост, Джеффри; «Исследование бриллиантового ожерелья Наполеона», Драгоценные камни и геммология (зима 2007 г.), стр. 352.
- ^ «Портрет Марии-Луизы, императрицы Франции, с ее сыном Наполеоном II, королем Рима» , Франсуа Жерар (1811) ( на Wikimedia Commons )
- ^ «Портрет Марии-Луизы как императрицы Франции» , Франсуа Жерар (1812) ( на Wikimedia Commons )
- ^ «Мария Луиджа, герцогиня Пармская» , Джован Баттиста Боргези (1839) ( на Wikimedia Commons )
- ^ Жерви Баронте (1935), Жизнь и любовь блудной дочери , Baronte Press (Лондон).
- ^ Линеберри, Кейт; « Раскопанные алмазы », журнал Smithsonian Magazine , 1 января 2007 г. Проверено 19 октября 2008 г.
