Спасибо, палатка
Асантехемаа королева - — мать согласно западноафриканским обычаям, которая правит народом Асанте наряду с Асантехене . Африканские королевы-матери обычно играют важную роль в местном самоуправлении; они обладают как политической, так и социальной властью. Их власть и влияние значительно снизились с доколониальных времен . [ 1 ] но все еще сохраняются в 21 веке.
Они играют важную роль в традиции Акан , основанной на матрилинейном происхождении. [ 2 ] В районах Ганы, где преобладает культура акан, в каждом городе есть вождь и королева-мать, которые правят наряду с современной политической системой. [ 3 ]
Асантемаа связана с традиционной преемственностью системы Акан, состоящей из чередования отцовских и матрилинейных линий. Она не обязательно может быть матерью наследника или действующего короля. У Асантемаа есть символы, посвященные их власти, и самым значительным из них является трон резной и украшенный золотом . Хотя в вождествах и штатах внутри государства Ашанти также есть королевы-матери, титул Асантехемаа дается только королеве-матери, назначенной править вместе с Асантехене. Это формирует пирамидальную политическую модель, двумя высшими функциями которой являются функции короля и королевы-матери. [ 4 ]
Асантехемаа выбирают Асантехене королевского рода, среди старейших женщин. Таким образом, она систематически не является матерью короля или наследником. [ 4 ] Она считается королевским специалистом по генеалогии и отвечает за определение легитимности членов королевской линии. [ 5 ] Функции короля и королевы-матери дополняют друг друга. Асантехене является общественным лидером, руководствующимся советами Асантехемаа. Она также занимается вопросами внутренней политики, такими как благополучие женщин и детей или урегулирование конфликтов между общинами и вождествами. Кроме того, она дважды в неделю проводит встречи со старейшинами и лингвистами во дворце Кумаси для разрешения духовных или культурных конфликтов. Традиционно роль Асантемаа заключается в сохранении обычаев, ритуалов и самобытности ашанти.
Этимология
[ редактировать ]На английском языке термин Асантемаа означает королева Асанте. В нем используются характерные частицы Охене и Хемаа (королева). Перевод «Королевы-матери» приписывается антропологу Роберту Сазерленду Рэттрею. [ 4 ]
Функция
[ редактировать ]Асантемаа занимает центральное положение в политической системе Ашанти, поскольку она регулирует легитимность преемников и гарантирует уважение обычаев и традиций в действиях Асантехене. Таким образом, роль Асантемаа играет важную роль в выборе преемника, когда Королевский трон Ашанти становится вакантным. [ 4 ]
Она проводит различные ритуалы, мероприятия и религиозные церемонии. Это включает в себя почитание предков и совершение различных подношений и жертвоприношений. [ 4 ]
Она также регулирует общественные конфликты, в которых участвуют женщины, и может вмешаться в случае бытовых проблем между мужчиной и женщиной. Она представляет высшую власть в этих вопросах. [ 4 ]
У Асантемаа есть собственный дворец и королевские покои рядом с дворцом Манхия . Она занимает второй высший уровень иерархии Ашанти и имеет право свергнуть Асантехене. [ 4 ]
Список Асантемаа
[ редактировать ]Династический список современных историков не соответствует установленному представителями рода Оёко . Пересмотренная хронология и изучение голландских колониальных архивов позволили идентифицировать Асантемаа Акьяаму , который был изгнан с престола после династического конфликта и в дальнейшем стерт из устной традиции. Историк Томас Маккаски пришел к выводу, что имели место генеалогические манипуляции, направленные на узаконивание внебрачных детей, усыновленных детей, а также на увольнение и стирание существования людей, изгнанных из клана. [ 6 ]
Ньяако Куси Амоа
[ редактировать ]Устная традиция гласит, что Ньярко Куси Амоа была племянницей Осея Кофи Туту I , и он назначил ее королевой-матерью. Она вышла замуж за четырех разных дворян из вождеств, присоединившихся к Империи Ашанти . В конце четвертого брака она родила Опоку Варе I , второго Асантехене. [ 7 ] Она возглавляла Дом Охеммы (женщин-правительниц) в Кумаси , который устанавливает структуру и функции Королевы-Матери согласно традиции, заложенной кланом Ойоко. После основания Империи Ашанти она также получила черно-серебряный табурет. [ 8 ] Это место принадлежит предыдущей королеве-матери Ойоко и интегрировано в иерархическую реструктуризацию, проведенную Осеем Туту и Окомфо Аноке . [ 9 ] Ньяако была убита во время нападения на Кумаси короля Аовина Эйбириморо в 1717 или 1718 году. [ 10 ]
Раздел Нтим Абамо
[ редактировать ]Она была одной из последних членов королевской семьи, переживших разграбление Кумаси в начале 18 века Эбриморо, королем Аовина. [ 11 ] Нкетия была дочерью Кийрамы, сестры Осея Туту I и матерью Куси Ободома . [ 12 ] подверг ее генеалогической перестройке Дата смерти Нкетии Нтим Абаом неизвестна, поскольку Конаду Яадом , чтобы стереть существование Акьяамы из родословной. Томас Маккаски предположил, что ее смерть произошла в 1740-х годах. [ 6 ]
Бог Африйе
[ редактировать ]Она была дочерью Нкетии Нтим Абамо. Акуа вышла замуж за Овусу Африйе, сына Осея Туту I, и, вероятно, взошел на трон Асантемаа в 1740-х годах. Конаду Яадома . влияние Однако генеалогия, окружающая Акуа Африйе, вероятно, была переписана Конаду Яадомом, чтобы стереть существование Акьяамы и расширить правление и Во время правления Куси Ободома в голландских отчетах в 1758 году Акьяама упоминается как Асантемаа, что означает, что Акуа Африйе больше не правила как королева. Ее правление подошло к концу примерно в 1750-х годах. [ 6 ]
Он сделал паузу
[ редактировать ]Она правила с 1750-х годов до своего изгнания в 1770 году. Теоретически она была Асантехемаа, но ее изгнание привело к ее династическому стиранию. Ее правление характеризовалось чередой династических конфликтов. Ее сын, Осей Кваме Паньин, был реклассифицирован как ребенок Конаду Яадома, чтобы исключить и стереть Акьяаму из линии передачи и устной традиции Ойоко. Ее падение привело к созданию нового трона Асантемаа Конаду Яадом.
- Конаду Яадом , с 1770 или 1778 по 1809 год.
- Адома Акосуа с 1809 по 1819 год была изгнана после заговора против Осей Бонсу .
- Ама Серваа , с 1819 по 1820 или 1828 годы.
- Яа Дюфи, с 1820 или 1828 по 1836 год.
- Афуа Сарпон, с 1836 по 1859 год, изгнан королем Кваку Дуа I.
- Афуа Коби , с 1859 по 1884 год.
- Яа Акьяа , с 1884 по 1896 год.
- Конаду Яадом II, с 1917 по 1945 год.
- Серва Ньярко II, с 1945 г. по
- Нана Афия Коби Серваа Ампем II , с 1977 по
- Нана Конаду Йиадом III , с 2017 г. по настоящее время.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стигстра, Марийке (2009). «Королевы-матери Кробо: пол, власть и современная женская традиционная власть в Гане». Африка сегодня . 55 (3): 105–23. дои : 10.2979/AFT.2009.55.3.104 . JSTOR 27666987 . S2CID 144316421 .
- ^ «Гана: Информация о традиции «королевы-матери» среди народа кваху в Гане» . Ресурсно-информационный центр . 18 октября 1999 г.
- ^ Обенг, Сэмюэл; Стоэлье, Беверли Дж. (2002). «Женские голоса в юридическом дискурсе Акан». Африка сегодня . 49 (1): 21–41. дои : 10.2979/AFT.2002.49.1.20 . JSTOR 4187478 . S2CID 145539094 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Стелтье, Б. (2021). «Королева-мать Асанте в Гане». Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки. doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.796 . ISBN 978-0-19-027773-4 .
- ^ Айду, Агнес Лиринг (1977). «Королева-мать Асанте в правительстве и политике девятнадцатого века». Журнал Исторического общества Нигерии . 9 (1): 1–13. JSTOR 41857049 . S2CID 153922500 .
- ^ Перейти обратно: а б с Маккаски, ТК (1995). «КоннурокусΣм: Родство и семья в истории династии Ойоко КɔКɔɔ Кумасе». Журнал африканской истории . 36 (3): 357–389. дои : 10.1017/S0021853700034460 . JSTOR 182467 . S2CID 162608255 .
- ^ Пешо, Жерар (2003) , с. 48
- ^ Арин, К. (1986). «Стихи восхваления Асанте: идеология патримониализма». Пайдеума . 32 : 163–97. JSTOR 23076645 . S2CID 141677410 .
- ^ Пешо, Жерар (2003) , с. 373
- ^ Пешо, Жерар (2003) , с. 374
- ^ Айвор Уилкс (1989). Асанте в девятнадцатом веке: структура и эволюция политического порядка . Архив Кубка. п. 339. ИСБН 9780521379946 .
- ^ Маккаски (2003) , с. 174–176
Библиография
[ редактировать ]- Пешо, Жерар (2003). Королевство Асанте (Гана): родство, власть, история, 17-20 вв . Париж: KARTHALA Editions. п. 582. ИСБН 2-84586-422-1 .
- Маккаски, TC (2003). Государство и общество в доколониальном Асанте . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-89432-6 .