Для (гильдий)
Дза были одним из ( 座 , «сидение» или «площадка») основных типов торговых гильдий в феодальной Японии . За возникла в результате защитного сотрудничества между торговцами и религиозными властями. Они стали более заметными в период Муромати , когда вступали в союз с благородными покровителями, прежде чем позже в этот период они стали более независимыми. Заза обычно организовывалась по месту жительства, а не по торговле в сельской местности; но сгруппированы по торговле в более крупных городах, более знакомых своим европейским коллегам.
Монополия дза была оспорена во время правления Оды Нобунаги . Позже, в начале 18 века, дза приобрело влияние благодаря более тесному сотрудничеству с правительством Токугавы ; это привело к большей централизации и возвращению их монопольной власти. После реставрации Мэйдзи дза либо был заменен, затмил, либо постепенно принял более современные формы бизнеса, что в конечном итоге привело к появлению современных монополий дзайбацу и кэйрэцу 20-го века.
Происхождение
[ редактировать ]Таким образом, слово «за» , означающее место, площадку или платформу, применялось к гильдиям. Проще говоря, это название могло произойти от идеи торговцев внутри гильдии или ассоциации, разделяющих место или платформу на рынке. Купцы путешествовали и перевозили товары группами, чтобы защититься от бандитов , а также от нерешительных прихотей самураев и даймё (феодалов). Они также заключали соглашения с храмами и святилищами о продаже своих товаров на площадке или платформе на территории храма (или святыни), ставя себя под покровительство и защиту храма или святилища.
История
[ редактировать ]Самая ранняя за возникла в XI веке и состояла не только из торговых гильдий, но и из гильдий артистов и конферансье. Дза лесорубов упоминается в Ясэ недалеко от Киото еще в 1092 году: они имели в Киото концессию на дрова и барщинные обязательства. [1] Даже сегодня исполнители кабуки и но состоят в объединениях, называемых дза (см. Кабуки-дза ). Торговые гильдии за появились как крупная сила в 14 веке и просуществовали в своих первоначальных формах до конца 16 века, когда возникли другие гильдии и торговые организации, которые поглотили за . Хотя основная концепция за и , скорее всего, те же купцы, которые ею управляли, уже не были могущественными в своих первоначальных формах, они продолжали существовать в качестве могущественных агентов на рынке вплоть до XVIII века, проходя через множество организационных и структурных преобразований. изменения на протяжении веков, и в конечном итоге их затмили другие организации, такие как торговые дома. Хотя временами они были очень могущественны и пользовались определенными налоговыми льготами и другими формальными государственными льготами, важно отметить, что за , по крайней мере, в их первоначальных формах, никогда не были столь официальными или организованными, как средневековые гильдии Европы.
Период Муромати
[ редактировать ]Лишь в период Муромати (1336–1467) дза действительно приобрело значительное присутствие в экономическом мире Японии. еще много за К этому времени появилось , которые были крупнее, более организованы и имели более хорошие связи с храмами, святынями и знатью. В то время как многие гильдии связали себя с храмами и святынями, многие другие гильдии объединились с благородными семьями, получая защиту в обмен на долю прибыли. Например, киотские пивовары, производящие дрожжи, были связаны со святилищем Китано Тэнман-гу нефтяных торговцев был Тэндай монастырь Энрякудзи , а покровителем . Производители сусального золота в Киото оказались под защитой семьи Коноэ , а торговцы рыбой - под защитой Сайондзи , особенно влиятельной и богатой семьи, которая получала от этого соглашения две трети прибыли рыбных рынков Киото.
В этот период сельскохозяйственный и экономический прогресс и рост были довольно быстрыми в сельской местности, или « родных провинциях », и за начали объединяться в группы, организованные по месту жительства, а не по своей торговле. Эти сельские за, как правило, представляли собой ассоциации более богатых крестьян-фермеров, которые объединялись для оптовой продажи масла, бамбука, риса или другой сельскохозяйственной продукции; время от времени они позволяли городским брокерам присоединяться к их гильдиям, чтобы выступать в качестве их доверенных лиц или проводников на городских рынках. Однако в крупных городах, где экономический прогресс происходил по-иному, за -формировались, как и следовало ожидать, за счет торговли и стали концентрироваться в небольших участках города. Гиндза , что означает «серебряная за » (гильдия торговцев серебром), в Токио — одно из самых известных топонимов, отражающих эту деятельность, хотя район Гилдхолл в Лондоне , на другом конце света, является прекрасным примером эквивалентное английское действие.
К концу периода Муромати дза начали становиться независимыми от благородных семей, храмов и святилищ, которым они подчинялись, став достаточно большими и сильными, чтобы защитить себя. Эта независимость также позволила за продвигать свои собственные интересы, а именно прибыль; В это время за начали осознавать , что они способны изменять рыночные цены, и начали проявлять признаки монополистической деятельности. В то время как большинство из них использовали свою монопольную власть только в розничной продаже своих конкретных товаров потребителям, некоторые, такие как торговцы солью в провинции Ямато , закупали сырье оптом, заключая соглашения, с помощью которых они могли лишить других гильдий и других торговцев этих материалов. .
Хотя многие гильдии в основном независимы от своих бывших покровителей, они по-прежнему заключали соглашения о защите с благородными семьями на разовой, а не на постоянной основе. Однако их независимость и растущая власть породили множество политических врагов; некоторые от своих бывших покровителей. Когда период Муромати подошел к концу, в конце 15 века, возникли другие формы экономических ассоциаций, которые были менее монополистическими и бросили вызов господству дза .
Периоды Сэнгоку и Эдо
[ редактировать ]
Война Онин 1467 года погрузила страну в период хаоса и войны, названный периодом Сэнгоку , который продлился более 130 лет. Однако za продолжала действовать и, возможно, стала еще более мощной, поскольку возможности безопасно путешествовать и перевозить товары по стране становились все более ограниченными.
К концу XVI века, через сто лет после начала периода Сэнгоку, Ода Нобунага ненадолго взял на себя управление страной и основал «свободные» рынки и гильдии, известные соответственно как ракуичи (楽市) и ракудза (楽座). Они нанесли серьезный удар по власти и влиянию старых монополистических компаний , но не заменили их. Примерно в это же время возникло и несколько других типов торговых ассоциаций; хотя можно утверждать, что они заменили za , кажется более вероятным, что изменение было более постепенным, органичным и что можно сказать, что za продолжала существовать, просто в новых формах и с новыми названиями. Один из новых типов организаций назывался накама (仲間) или кабунакама (株仲間), когда они были утверждены сёгуном . Эти группы по существу представляли собой гильдии, основанные на идее владения акциями; каждый член гильдии владел долей в общей прибыли всех членов гильдии. Однако акции не поддавались передаче, в отличие от нашего современного фондового рынка. Другой тип торговой группы, называемый Тойя (или тонья в Эдо ) выполняли функции оптовых торговцев, занимаясь в первую очередь доставкой и складированием. В это время Осака стала крупным портом и затмила Киото как главный торговый центр страны, что еще больше способствовало падению первоначального за .
К концу периода Токугава гильдии в этих различных формах приобрели значительную степень легитимности и власти. В обмен на монопольные лицензии и государственную поддержку в других формах гильдии делили часть прибыли с правительством. Используя строго централизованную систему, к 1720-м годам дза перевела в Киото 90% всей национальной переработки шелка. Эта централизация значительно облегчила монополизацию отрасли и принесла значительное богатство правительству Киото и торговцам-членам различных торговых организаций.
В течение 18 и 19 веков торговые гильдии и ассоциации во всех их различных формах перешли на более современные и, в конечном итоге, западные способы ведения бизнеса, что привело к возникновению монополий дзайбацу и кэйрэцу 20 века. Некоторые гильдии были заменены, затмены или уничтожены. Другие просто изменились, постепенно или быстро, приняв новые методы и способы действия на рынке по мере изменения технологий и общей экономической структуры страны.
См. также
[ редактировать ]- Компания лондонских торговых авантюристов
- Компания торговых искателей приключений в новые земли
- Германия (гильдия)
- Гильдия
- Музей Ратуши
- Ганзейский союз
- Общество торговых предпринимателей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гей, Сюзанна (2001). Ростовщики позднесредневекового Киото (1-е изд.). Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 57. ИСБН 0-8248-2461-Х .
- Каплан, Эдвард Культуры Восточной Азии: политико-материальные аспекты . Глава. 16 и 18. 25 июня 2003 г., Wwu.edu , Университет Западного Вашингтона.
- Сансом, Джордж (1961). История Японии: 1334–1615 гг . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета .
- Сансом, Джордж (1963). История Японии: 1615–1867 гг . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
- Сансом, Джордж (1962). Япония: краткая история культуры . Нью-Йорк: Appleton-Century Crofts.