Мато Водопич
Мато Водопич | |
---|---|
Епископ Дубровницкий | |
![]() | |
Церковь | Католическая церковь |
епархия | Дубровник |
Назначен | 3 июля 1882 г. |
Установлено | 3 сентября 1882 г. |
Срок закончился | 13 марта 1893 г. |
Предшественник | Иван Зафрон |
Преемник | Йосип Гргур Марчелич |
Другие сообщения | Апостольский администратор Требинье-Мркана (1882–90) |
Заказы | |
Рукоположение | 22 ноября 1840 г. |
Посвящение | 2 сентября 1882 г. Серафино Ваннутелли |
Личные данные | |
Рожденный | |
Умер | 13 марта 1893 г. Дубровник , Далмация , Австро-Венгрия | (76 лет)
Национальность | хорват [ 1 ] |
Номинал | Католик |
Мато Водопич (13 декабря 1816 - 13 марта 1893) был хорватским прелатом Католической церкви , который служил епископом Дубровника с 1882 года до своей смерти в 1893 году и апостольским администратором Требине-Мркана с 1882 по 1890 год. Он писал стихи для некоторых особых случаев. был рассказчиком и собирателем народных баллад. Он остается единственным уроженцем Дубровника, служившим епископом после упразднения Рагузской республики в 1808 году. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Водопич родился в Дубровнике в семье отца Нико и матери Елы, урожденной Машкарич, всего через год после того, как Дубровник стал частью Австрийской империи . Его отец был моряком из Дубровачко-Приморья . У Водопича также был младший брат Нико на 10 лет. Он посещал гимназию , где занятия велись на итальянском языке . Во время учебы в гимназии Водопич встретил своего друга жизни Джуро Пулича . Они дали друг другу прозвища «Пятница» и «Суббота», потому что Водопич родился всего за день до Пулича. Хотя их дружба продолжалась, Водопич и Пулич были разлучены, потому что Водопичу пришлось повторить год из-за болезни. Будучи гимназистом, он писал стихи на итальянском языке . [ 3 ]
Окончив гимназию в 1833 году, Водопич хотел стать моряком, как его отец. Его семье удалось устроить ему работу у капитана Ботты. В ожидании работы на корабле Водопич работал муниципальным писцом. Неожиданно он заявил о своем намерении стать священником своей матери, которая, убедившись в серьезности его намерений, отправила его в семинарию в Задаре . [ 3 ] По правилам, Водопич посещал там философские занятия в течение двух лет, с 1834 по 1836 год, и только потом изучал богословие с 1836 по 1840 год. [ 4 ] Находясь в Задаре, он начал писать стихи на хорватском языке . Его стихи были опубликованы в Матице Далматинской , Дубровнике , Бисере и Словинаце . Однако высокой художественной ценности они не имели. [ 3 ]
Он был среди лучших учеников. Наряду с регулярными занятиями Водопич увлекся языком, особенно старославянским и хорватским . С тех пор он все больше и больше писал на хорватском языке. После окончания учебы Водопич отслужил свою первую мессу 25 ноября 1840 года в Дубровнике. Его послушничество началось через два дня. Сначала он служил помощником приходского священника в Смоковляне , а через год был назначен приходским администратором в Ошле . Он пробыл там четыре года, до 1845 года. Находясь в Ошле, Водопич проявил интерес к охоте и ботанике. Он собирал травы и интересовался их народными названиями. Коллекция народных названий Водопича в конечном итоге помогла Богославу Шулеку составить словарь.
Водопич уехал из Ошле в Конавле, чтобы служить приходским священником в Груди . Одновременно он работал учителем в местной школе. Водопич оставался в Груди двенадцать лет, и у него возникла сильная привязанность к этому региону. Его интерес к фольклору и обычаям заставлял его общаться с верующими. Роман Водопича «Мария Конавка» (англ. Marija of Konavle) был написан с использованием сильной местной лексики Конавле. Его роман - один из первых романов, написанных на диалекте, а не на стандартизированном языке. Мария Конавока , его величайшее буквальное произведение, было основано на реальной истории, которую он лично рассказал, будучи пастором в Конавле , где он описал жизнь жителей Конавле до оккупации Боснии и Герцеговины Австро -Венгрией . [ 3 ]
В 1857 году Водопич был назначен приходским священником в Груже , где пробыл двадцать два года. Этот период его жизни был самым плодотворным. В политическом плане Водопич поддерживал Народную партию . [ 1 ] В этот период он стал политически вовлеченным. Водопич был сторонником политического объединения Далмации и Боснии с остальной частью Хорватии . Большую часть своей жизни Водопич поддерживал югославизм . Однако с 1880-х годов его энтузиазм по поводу этой идеи становился все меньше и меньше. С тех пор его взгляд на сербов изменился, главным образом потому, что они сотрудничали с итальянской националистической Автономистской партией в Далмации. С 1862 года Водопич работал учителем хорватского языка в муниципалитете Дубровника, а после школьной реформы 1870 года преподавал хорватский язык в Груже. Находясь в Груже, Водопич написал « Тужна жела» (английский: «Слезливая жела») и «Робиница» (английский: «Рабыня»), причем последний роман был вдохновлен восстанием в Герцеговине .
В журнале «Дубровник» была опубликована «Тужна Елка» , в которой он описал тяжелую жизнь моряков, где Ела — мать двоих сыновей, оба из которых погибли во время плавания. Он также написал еще один рассказ под названием «На Доборском развалинаме» («Крушение Добора»), в котором он пишет о злоключении христианской семьи и обращения в ислам. В этой истории он написал, как прогресс Боснии связан с ее объединением с Хорватией. [ 3 ] После того, как восстание в Герцеговине началось в Герцеговине , где христиане восстали против Османской империи , Водопич написал стихотворение под названием «Робиница» («Рабыня») о девушке, порабощенной Смаилом Агой Ченгичем , османским землевладельцем. [ 5 ]
В 1879 году епископ Иван Зафрон назначил Водопича каноником Дубровницкой епархии. [ 6 ]
Епископат
[ редактировать ]Водопич был назначен епископом Дубровника Францем Иосифом I Австрийским 19 марта 1882 года и был хиротонисан 3 июля 1882 года в Дубровнике. [ 7 ] Водопич в качестве епископа ввел литургию на хорватском языке. [ 6 ]
В 1887 году Водопичу прикололи штангу на оба глаза. Он удалил штангу из одного глаза и мог читать с помощью очков. В конце 1880-х годов его здоровье ухудшилось. Он едва мог ходить, и его везли в переноске. Незадолго до смерти Водопич почти не дышал. Перед смертью Водопич сжег некоторые произведения ранней юности, посчитав их недостойными. Он умер в Дубровнике в 9 часов утра.
Освобождение Требинье-Мркана
[ редактировать ]Католики Требине-Мркана были разочарованы отсутствием материальной помощи со стороны новых австро-венгерских властей, а также бездействием Водопича как их администратора. Более того, епископ Пашкал Буконич Мостар -Дувно систематически узурпировал северные и северо-восточные части Требинье-Мрканской епархии своей собственной епархии. [ 8 ] Провикар Требине-Мркана Лазар Лазаревич 11 июня 1887 года написал в Римскую пропаганду , снова прося назначить нового епископа и защитить католиков от новых властей. [ 8 ] Летом того же года Лазаревич также написал австро-венгерскому правительству в Сараево о вторжении епископа Пашкаля в Требине-Мркан. Однако его ходатайство не имело положительного ответа. Лазаревич также предупредил Водопича о его обязанностях в качестве апостольского администратора, но тот не проявил особого интереса. [ 9 ]
Глава Управления пропаганды кардинал Джованни Симеони обратился к государственному секретарю кардиналу Мариано Рамполле с просьбой помочь улучшить положение католиков в Требине-Мркане. Кардинал Рамполла проинформировал о ситуации Папу, который потребовал новых переговоров с правительством Австро-Венгрии. Кардинал Луиджи Галимберти , новый нунций в Вене, начал переговоры с министром иностранных дел графом Густавом Калноки и вручил ему письмо кардинала Рамполлы. Калноки, в свою очередь, проинформировал о ситуации министра финансов Бени Каллая , после чего в июне 1888 года Каллай приказал провести расследование по поводу претензий епископа Пашкала на Требинье-Мркан. [ 10 ]
И снова, 5 сентября 1888 года, духовенство Требинье-Мркана попросило нунция Галимберти назначить нового епископа и потребовало, чтобы епископ Пашкал уважал границы Требинье-Мркана, установленные папским декретом Ex hac augusta 1881 года. [ 11 ] Наконец, 17 июня 1889 года австро-венгерское правительство в Сараево и Объединенное министерство финансов представили Галимберти свое предложение, в котором они предлагали епископу Мостар-Дувно управлять Требинье-Мрканом. [ 12 ] Основным мотивом такого предложения было не вызвать недовольство восточно-православного населения. [ 13 ] Правительство Австро-Венгрии также потребовало, чтобы епископ Мостар-Дувно, хотя и был всего лишь апостольским администратором, имел регулярную юрисдикцию в Требине-Мркане и чтобы он мог назначать францисканцев на священнические обязанности. [ 14 ] Кардиналы Симеони и Рамполла согласились с первым предложением: [ 13 ] но отверг последние два. [ 14 ] Правительство Австро-Венгрии было проинформировано о своем решении 23 сентября 1889 года. [ 13 ] Пропаганда приказала, чтобы епископ Мостар-Дувно управлял Требинье-Мрканом 16 июня 1890 года, и это решение было подтверждено Папой 8 июля 1890 года. епископ Пашкал распространил свою юрисдикцию на всю Герцеговину . Новым указом [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вучетич 1973 , с. 49.
- ^ Гугич 1979 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с д и Шурмин 1896 , с. 201.
- ^ Главичич 2010 , с. 142.
- ^ Шурмин 1896 , стр. 201–202.
- ^ Jump up to: а б Джурасович 2019 , стр. 289.
- ^ Вранкич 1998 , с. 527.
- ^ Jump up to: а б Вранкич 2016 , стр. 130.
- ^ Вранкич 2016 , стр. 130–131.
- ^ Вранкич 2016 , с. 131.
- ^ Вранкич 2016 , с. 132.
- ^ Вранкич 2016 , стр. 132–133.
- ^ Jump up to: а б с Вранкич 2016 , стр. 133.
- ^ Jump up to: а б Вранкич 2016 , с. 134.
- ^ Вранкич 2016 , с. 135.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Гугич, Иво (1979). Дубровник: одна дверь на запад [ Дубровник: одна дверь на запад ] (на хорватском языке). Сараево: Источник жизни.
- Шурмин, Джуро (1896). и сербской литературы История хорватской (на хорватском языке). Загреб: Книжный магазин Лав Хартман.
- Вранкич, Петар (1998). Религия и политика в Боснии и Герцеговине (1878-1918) [ Религия и политика в Боснии и Герцеговине (1878-1918) ] (на немецком языке). Падерборн: Ф. Шёнинг.
Журналы
[ редактировать ]- Джурасович, Барбара (2019). «Хорватско-сербские отношения в центре празднования Дня святого Власия в Дубровнике (1891-2014)». Анналы Дубровника (на хорватском языке) (58): 283–319.
- Главичич, Мирослав (2010). «Две новостные статьи (Osservatore Dalmato) о находке надписи CIL III 1745 года в 1856 году» [Две новостные статьи (Osservatore Dalmato) о находке надписи CIL III 1745 года в 1856 году]. Archeologia Adriatica (на хорватском языке). 3 : 137–154.
- Вучетич, Симе (1973). «Мато Водопич». Пять веков хорватской литературы (на хорватском языке). 35 .
- Вранкич, Петар (2016). «Выборы и назначения епископов в Герцеговине во время Австро-Венгерского правления (1878 – 1918) на примере епископа Пашкала Буконича» Епископ о. Пашкал Буконич]. Герцеговина (на хорватском языке). 2 : 109–140.