Jump to content

Мато Водопич


Мато Водопич
Епископ Дубровницкий
Церковь Католическая церковь
епархия Дубровник
Назначен 3 июля 1882 г.
Установлено 3 сентября 1882 г.
Срок закончился 13 марта 1893 г.
Предшественник Иван Зафрон
Преемник Йосип Гргур Марчелич
Другие сообщения Апостольский администратор Требинье-Мркана (1882–90)
Заказы
Рукоположение 22 ноября 1840 г.
Посвящение 2 сентября 1882 г.
Серафино Ваннутелли
Личные данные
Рожденный ( 1816-12-13 ) 13 декабря 1816 г.
Умер 13 марта 1893 г. (1893-03-13) (76 лет)
Дубровник , Далмация , Австро-Венгрия
Национальность хорват [ 1 ]
Номинал Католик

Мато Водопич (13 декабря 1816 - 13 марта 1893) был хорватским прелатом Католической церкви , который служил епископом Дубровника с 1882 года до своей смерти в 1893 году и апостольским администратором Требине-Мркана с 1882 по 1890 год. Он писал стихи для некоторых особых случаев. был рассказчиком и собирателем народных баллад. Он остается единственным уроженцем Дубровника, служившим епископом после упразднения Рагузской республики в 1808 году. [ 2 ]

Биография

[ редактировать ]

Водопич родился в Дубровнике в семье отца Нико и матери Елы, урожденной Машкарич, всего через год после того, как Дубровник стал частью Австрийской империи . Его отец был моряком из Дубровачко-Приморья . У Водопича также был младший брат Нико на 10 лет. Он посещал гимназию , где занятия велись на итальянском языке . Во время учебы в гимназии Водопич встретил своего друга жизни Джуро Пулича . Они дали друг другу прозвища «Пятница» и «Суббота», потому что Водопич родился всего за день до Пулича. Хотя их дружба продолжалась, Водопич и Пулич были разлучены, потому что Водопичу пришлось повторить год из-за болезни. Будучи гимназистом, он писал стихи на итальянском языке . [ 3 ]

Окончив гимназию в 1833 году, Водопич хотел стать моряком, как его отец. Его семье удалось устроить ему работу у капитана Ботты. В ожидании работы на корабле Водопич работал муниципальным писцом. Неожиданно он заявил о своем намерении стать священником своей матери, которая, убедившись в серьезности его намерений, отправила его в семинарию в Задаре . [ 3 ] По правилам, Водопич посещал там философские занятия в течение двух лет, с 1834 по 1836 год, и только потом изучал богословие с 1836 по 1840 год. [ 4 ] Находясь в Задаре, он начал писать стихи на хорватском языке . Его стихи были опубликованы в Матице Далматинской , Дубровнике , Бисере и Словинаце . Однако высокой художественной ценности они не имели. [ 3 ]

Он был среди лучших учеников. Наряду с регулярными занятиями Водопич увлекся языком, особенно старославянским и хорватским . С тех пор он все больше и больше писал на хорватском языке. После окончания учебы Водопич отслужил свою первую мессу 25 ноября 1840 года в Дубровнике. Его послушничество началось через два дня. Сначала он служил помощником приходского священника в Смоковляне , а через год был назначен приходским администратором в Ошле . Он пробыл там четыре года, до 1845 года. Находясь в Ошле, Водопич проявил интерес к охоте и ботанике. Он собирал травы и интересовался их народными названиями. Коллекция народных названий Водопича в конечном итоге помогла Богославу Шулеку составить словарь.

Водопич уехал из Ошле в Конавле, чтобы служить приходским священником в Груди . Одновременно он работал учителем в местной школе. Водопич оставался в Груди двенадцать лет, и у него возникла сильная привязанность к этому региону. Его интерес к фольклору и обычаям заставлял его общаться с верующими. Роман Водопича «Мария Конавка» (англ. Marija of Konavle) был написан с использованием сильной местной лексики Конавле. Его роман - один из первых романов, написанных на диалекте, а не на стандартизированном языке. Мария Конавока , его величайшее буквальное произведение, было основано на реальной истории, которую он лично рассказал, будучи пастором в Конавле , где он описал жизнь жителей Конавле до оккупации Боснии и Герцеговины Австро -Венгрией . [ 3 ]

В 1857 году Водопич был назначен приходским священником в Груже , где пробыл двадцать два года. Этот период его жизни был самым плодотворным. В политическом плане Водопич поддерживал Народную партию . [ 1 ] В этот период он стал политически вовлеченным. Водопич был сторонником политического объединения Далмации и Боснии с остальной частью Хорватии . Большую часть своей жизни Водопич поддерживал югославизм . Однако с 1880-х годов его энтузиазм по поводу этой идеи становился все меньше и меньше. С тех пор его взгляд на сербов изменился, главным образом потому, что они сотрудничали с итальянской националистической Автономистской партией в Далмации. С 1862 года Водопич работал учителем хорватского языка в муниципалитете Дубровника, а после школьной реформы 1870 года преподавал хорватский язык в Груже. Находясь в Груже, Водопич написал « Тужна жела» (английский: «Слезливая жела») и «Робиница» (английский: «Рабыня»), причем последний роман был вдохновлен восстанием в Герцеговине .

В журнале «Дубровник» была опубликована «Тужна Елка» , в которой он описал тяжелую жизнь моряков, где Ела — мать двоих сыновей, оба из которых погибли во время плавания. Он также написал еще один рассказ под названием «На Доборском развалинаме» («Крушение Добора»), в котором он пишет о злоключении христианской семьи и обращения в ислам. В этой истории он написал, как прогресс Боснии связан с ее объединением с Хорватией. [ 3 ] После того, как восстание в Герцеговине началось в Герцеговине , где христиане восстали против Османской империи , Водопич написал стихотворение под названием «Робиница» («Рабыня») о девушке, порабощенной Смаилом Агой Ченгичем , османским землевладельцем. [ 5 ]

В 1879 году епископ Иван Зафрон назначил Водопича каноником Дубровницкой епархии. [ 6 ]

Епископат

[ редактировать ]

Водопич был назначен епископом Дубровника Францем Иосифом I Австрийским 19 марта 1882 года и был хиротонисан 3 июля 1882 года в Дубровнике. [ 7 ] Водопич в качестве епископа ввел литургию на хорватском языке. [ 6 ]

В 1887 году Водопичу прикололи штангу на оба глаза. Он удалил штангу из одного глаза и мог читать с помощью очков. В конце 1880-х годов его здоровье ухудшилось. Он едва мог ходить, и его везли в переноске. Незадолго до смерти Водопич почти не дышал. Перед смертью Водопич сжег некоторые произведения ранней юности, посчитав их недостойными. Он умер в Дубровнике в 9 часов утра.

Освобождение Требинье-Мркана

[ редактировать ]

Католики Требине-Мркана были разочарованы отсутствием материальной помощи со стороны новых австро-венгерских властей, а также бездействием Водопича как их администратора. Более того, епископ Пашкал Буконич Мостар -Дувно систематически узурпировал северные и северо-восточные части Требинье-Мрканской епархии своей собственной епархии. [ 8 ] Провикар Требине-Мркана Лазар Лазаревич 11 июня 1887 года написал в Римскую пропаганду , снова прося назначить нового епископа и защитить католиков от новых властей. [ 8 ] Летом того же года Лазаревич также написал австро-венгерскому правительству в Сараево о вторжении епископа Пашкаля в Требине-Мркан. Однако его ходатайство не имело положительного ответа. Лазаревич также предупредил Водопича о его обязанностях в качестве апостольского администратора, но тот не проявил особого интереса. [ 9 ]

Глава Управления пропаганды кардинал Джованни Симеони обратился к государственному секретарю кардиналу Мариано Рамполле с просьбой помочь улучшить положение католиков в Требине-Мркане. Кардинал Рамполла проинформировал о ситуации Папу, который потребовал новых переговоров с правительством Австро-Венгрии. Кардинал Луиджи Галимберти , новый нунций в Вене, начал переговоры с министром иностранных дел графом Густавом Калноки и вручил ему письмо кардинала Рамполлы. Калноки, в свою очередь, проинформировал о ситуации министра финансов Бени Каллая , после чего в июне 1888 года Каллай приказал провести расследование по поводу претензий епископа Пашкала на Требинье-Мркан. [ 10 ]

И снова, 5 сентября 1888 года, духовенство Требинье-Мркана попросило нунция Галимберти назначить нового епископа и потребовало, чтобы епископ Пашкал уважал границы Требинье-Мркана, установленные папским декретом Ex hac augusta 1881 года. [ 11 ] Наконец, 17 июня 1889 года австро-венгерское правительство в Сараево и Объединенное министерство финансов представили Галимберти свое предложение, в котором они предлагали епископу Мостар-Дувно управлять Требинье-Мрканом. [ 12 ] Основным мотивом такого предложения было не вызвать недовольство восточно-православного населения. [ 13 ] Правительство Австро-Венгрии также потребовало, чтобы епископ Мостар-Дувно, хотя и был всего лишь апостольским администратором, имел регулярную юрисдикцию в Требине-Мркане и чтобы он мог назначать францисканцев на священнические обязанности. [ 14 ] Кардиналы Симеони и Рамполла согласились с первым предложением: [ 13 ] но отверг последние два. [ 14 ] Правительство Австро-Венгрии было проинформировано о своем решении 23 сентября 1889 года. [ 13 ] Пропаганда приказала, чтобы епископ Мостар-Дувно управлял Требинье-Мрканом 16 июня 1890 года, и это решение было подтверждено Папой 8 июля 1890 года. епископ Пашкал распространил свою юрисдикцию на всю Герцеговину . Новым указом [ 15 ]

Примечания

[ редактировать ]
  • Гугич, Иво (1979). Дубровник: одна дверь на запад [ Дубровник: одна дверь на запад ] (на хорватском языке). Сараево: Источник жизни.
  • Шурмин, Джуро (1896). и сербской литературы История хорватской (на хорватском языке). Загреб: Книжный магазин Лав Хартман.
  • Вранкич, Петар (1998). Религия и политика в Боснии и Герцеговине (1878-1918) [ Религия и политика в Боснии и Герцеговине (1878-1918) ] (на немецком языке). Падерборн: Ф. Шёнинг.
  • Джурасович, Барбара (2019). «Хорватско-сербские отношения в центре празднования Дня святого Власия в Дубровнике (1891-2014)». Анналы Дубровника (на хорватском языке) (58): 283–319.
  • Главичич, Мирослав (2010). «Две новостные статьи (Osservatore Dalmato) о находке надписи CIL III 1745 года в 1856 году» [Две новостные статьи (Osservatore Dalmato) о находке надписи CIL III 1745 года в 1856 году]. Archeologia Adriatica (на хорватском языке). 3 : 137–154.
  • Вучетич, Симе (1973). «Мато Водопич». Пять веков хорватской литературы (на хорватском языке). 35 .
  • Вранкич, Петар (2016). «Выборы и назначения епископов в Герцеговине во время Австро-Венгерского правления (1878 – 1918) на примере епископа Пашкала Буконича» Епископ о. Пашкал Буконич]. Герцеговина (на хорватском языке). 2 : 109–140.
Титулы католической церкви
Предшественник Епископ Дубровницкий
1882–1893
Преемник
Предшественник Апостольский администратор Требине-Мркана
1882–1890
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 350be2f64a096d63ae89c8b6c8ef4d1e__1707072300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/1e/350be2f64a096d63ae89c8b6c8ef4d1e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mato Vodopić - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)