Судебная власть Сомали
![]() |
---|
|
![]() |
Судебная система Сомали определяется Временной конституцией Федеративной Республики Сомали . Он предусматривает, что национальная судебная структура должна быть разделена на три уровня: Конституционный суд, суды уровня федерального правительства и суды уровня государства-члена Федерации . Будущая Комиссия судебной службы в составе девяти членов имеет право назначать любого члена судебной власти федерального уровня . Он также отбирает и представляет потенциальных судей Конституционного суда на утверждение Народной палаты федерального парламента. В случае одобрения Президент назначает кандидата судьей Конституционного суда. Конституционный суд, состоящий из пяти членов, также уполномочен выносить решения по вопросам, касающимся конституции, в дополнение к различным федеральным и субнациональным вопросам. [ 1 ]
По состоянию на 2014 год, в ожидании принятия нового законодательства, судебная структура, суды и законы, существовавшие до гражданской войны, находятся в процессе реформирования для применения в новой федеральной системе Сомали. [ 2 ] В мае 2014 года Совет министров утвердил новую Комиссию по пересмотру и реализации Конституции . [ 3 ] Кроме того, Ассоциация адвокатов Сомали рекомендовала создать несколько федеральных и региональных судов для рассмотрения дел на провинциальной основе. [ 4 ] В этом качестве были созданы новые местные суды в районах, которые были вновь захвачены центральным правительством. [ 5 ] В июне 2014 года министр юстиции и конституционных дел Фарах Шейх Абдулкадир также объявил, что федеральный парламент одобрил новый закон о создании Комиссии судебной службы . [ 2 ] В рамках более широких усилий по реформированию судебной системы в апреле 2015 года Генеральная прокуратура также наняла шесть дополнительных женщин-юристов. [ 6 ] Они входят в число 17 новых адвокатов, прикрепленных к аппарату Министерства юстиции. [ 7 ]
Судебная власть
[ редактировать ]Согласно статье 105 конституции, суды обладают судебной властью. Судебная структура, в свою очередь, регулируется парламентским законом. [ 1 ]
Судебная независимость
[ редактировать ]Статья 106 устанавливает функциональную независимость судебной власти от других исполнительных и законодательных ветвей федерального правительства, подчиняющуюся только закону. [ 1 ]
Судья не может быть привлечен к законному преследованию в гражданском или уголовном процессе за выполнение судебных функций. Разрешение на обыск судьи или его или ее дома также должно быть сначала получено от Комиссии судебной службы. [ 1 ]
Судебная процедура
[ редактировать ]Статья 107 предусматривает, что, хотя судебное разбирательство обычно открыто для общественности, в особых обстоятельствах суды имеют право решать, следует ли проводить слушания в закрытом порядке. Ситуации, которые могут требовать этого, включают вопросы, касающиеся национальной безопасности, несовершеннолетних, изнасилования, этики или защиты свидетелей. [ 1 ]
Кроме того, всем сторонам судебного разбирательства сначала должна быть предоставлена возможность изложить свою позицию, прежде чем будет вынесено судебное решение. [ 1 ]
Судебные решения также должны сопровождаться поясняющими их причинами. [ 1 ]
Национальные суды
[ редактировать ]Структура
[ редактировать ]Согласно статье 108 конституции, структура национальных судов состоит из трех уровней: Конституционный суд, за которым следуют суды уровня федерального правительства, а затем суды уровня государства-члена Федерации . [ 1 ]
На уровне федерального правительства высшим судом является Федеральный высокий суд. Высокий суд государства-члена Федерации, в свою очередь, является высшим судом на уровне государства-члена Федерации. [ 1 ]
Юрисдикция
[ редактировать ]Статья 109 формализует разбирательство в национальных судах. В нем говорится, что всякий раз, когда дело, касающееся федерального правительства, передается в суд, суд передает его в суд первой инстанции федерального правительства. [ 1 ]
Дела, связанные с Конституцией, также могут быть переданы в Конституционный суд. При условии отсутствия конфликта с исключительными полномочиями Конституционного суда, изложенными в статье 109C, любой суд, обладающий судебными полномочиями, имеет право по своему усмотрению определять, соответствует ли переданное ему дело конституционному вопросу. Конституционный суд также является высшим органом власти по конституционным вопросам и обладает исключительной юрисдикцией по вопросам, связанным с толкованием конституции, которые не возникли в результате судебных разбирательств. Кроме того, правительство, а также любое лицо или группы могут подать в Конституционный суд рекомендательное заявление по вопросам, представляющим общественный интерес. [ 1 ]
Несмотря на вышеуказанные положения статьи 109, Федеральный парламент должен принять закон, определяющий, как суды федерального правительства должны юридически взаимодействовать с судами государств-членов Федерации. [ 1 ]
Комиссия судебной службы
[ редактировать ]Статья 109А устанавливает полномочия Комиссии судебной службы, состоящей из девяти членов. В июне 2014 года Федеральный парламент утвердил новый закон об официальном учреждении комиссии. [ 2 ]
В состав Комиссии судебной службы входят: [ 1 ]
- главный судья Конституционного суда;
- главный судья Высокого суда;
- Генеральный прокурор
- два члена коллегии адвокатов Сомали, назначенные Сомалийским юридическим обществом сроком на четыре года;
- председатель Комиссии по правам человека;
- три человека из сомалийского общества, которые одновременно пользуются большим уважением, предлагаются Кабинетом министров , а затем назначаются президентом на четырехлетний срок, имеющий право на продление только один раз.
Комиссия судебной службы избирает своего председателя из числа своих членов. Срок полномочий всех членов составляет пять лет и имеет право на один дополнительный срок после окончания их первоначального срока. На них также распространяется дисциплинарное регулирование, принятое Комиссией судебной службы. [ 1 ]
В соответствии с законом Комиссия судебной службы имеет право назначать, дисциплинировать и переводить любого члена судебной власти федерального уровня. Он также может определять размер компенсации, пенсий и другие вопросы, связанные с работой судебной системы. [ 1 ]
Конституционный Суд
[ редактировать ]Формирование
[ редактировать ]Статья 109B устанавливает полномочия Конституционного суда, состоящего из пяти судей, включая главного судью и заместителя главного судьи. [ 1 ]
Комиссия судебной службы уполномочена выбирать в качестве судей Конституционного суда исключительно лиц, обладающих соответствующей квалификацией с точки зрения закона и шариата , знакомых с конституционными вопросами и обладающих высокими моральными качествами. Затем кандидатуры представляются на утверждение Народной палате федерального парламента. В случае одобрения Президент назначает кандидата судьей Конституционного суда. Главный судья и заместитель главного судьи позже выбираются судьями Конституционного суда из числа своих членов. [ 1 ]
Полномочия
[ редактировать ]Согласно статье 109C, по запросу членов кабинета министров, комитетов верхней и нижней палат федерального парламента или десяти членов любой палаты федерального законодательного органа Конституционный суд уполномочен рассматривать законопроект и определять его конституционность. Он также может рассматривать и принимать решения по делам, оспаривающим соответствие закона, принятого Федеральным парламентом, конституции, согласно статье 86. Кроме того, Конституционный суд может также выносить решения по делам, связанным с конституционными вопросами, которые не возникли в результате судебных разбирательств. как указано ниже. [ 1 ]
Конституционный суд также уполномочен исключительно разрешать споры между правительствами государств-членов Федерации или между федеральным правительством и правительством любого государства-члена Федерации. Он также может выносить решения по спорам между органами федерального правительства относительно каждой из их обязанностей и полномочий. Кроме того, он может рассматривать и урегулировать дела, относящиеся к судебному разбирательству по делу об импичменте Президента, в соответствии со статьей 92. [ 1 ]
Дату вступления в силу решения об отмене законодательства в свою очередь выбирает Конституционный суд. Что касается законодательства, которое считается неконституционным, Суд может определить законодательство недействительным либо с момента вынесения решения, либо с момента его вступления в силу, или разрешить соответствующие действия до момента признания его недействительным с определенной даты в будущем. При этом он также принимает во внимание, какое влияние время признания недействительным может оказать на заинтересованные стороны и другие вовлеченные стороны. В уголовных делах законодательство, впоследствии признанное Конституционным судом неконституционным, может быть признано недействительным с момента его принятия, если оно приносит пользу лицу, осужденному на основании этого закона. [ 1 ]
Список главных судей
[ редактировать ]Ниже приведен список недавних председателей судей: [ 8 ]
- Баше Юсуф Ахмед 27.05.2018 –
- Ибрагим Айдл Салебан 04.05.2016 – 27.05.2018
- Айдид К/лахи Илька-Ханаф 02.04.2011 – 04.05.2016
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т «Федеративная Республика Сомали — Временная конституция» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 января 2013 года . Проверено 13 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Министр юстиции приветствует принятие закона о Комиссии судебной службы» . Губджог. 1 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 2 июля 2014 года . Проверено 1 июля 2014 г.
- ^ «Сомали: Комиссия по пересмотру конституции одобрена на заседании кабинета министров» . Гароуэ Онлайн . 29 мая 2014 года. Архивировано из оригинала 31 мая 2014 года . Проверено 30 мая 2014 г.
- ^ Х. Салат (25 апреля 2014 г.). «Сомалийцы жалуются на отсутствие прогресса в судебной реформе» . Сабахи . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ «СОМАЛИ: Президент возглавляет встречу высокого уровня по сомалийскому соглашению о новом курсе» . Раксанриб . 10 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2014 г. . Проверено 19 мая 2014 г.
- ^ «Правительство назначает больше женщин на должности судей» . Губджог. 6 апреля 2015 года . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ «Генеральный прокурор призывает правительство ускорить принятие законопроектов о реформе правосудия» . Губджог. 6 апреля 2015 года . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ «Все, что вам нужно знать о недавно назначенном 36-летнем главном судье Сомали» . Face2Face Африка . 28 мая 2018 г. Проверено 25 июня 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Временная конституция (принята 1 августа 2012 г.)