Политика Габона
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( январь 2019 г. ) |
Политика Габона происходит в рамках республики, в которой президент Габона является главой государства и, по сути, также главой правительства , поскольку он назначает премьер-министра и его кабинет. Правительство разделено на три ветви: исполнительную, возглавляемую премьер-министром (хотя ранее она принадлежала президенту), законодательную , формируемую двумя палатами парламента, и судебную власть. Судебная власть технически независима и равна двум другим ветвям власти, хотя на практике, поскольку ее судьи назначаются президентом, она подчиняется тому же президенту. С момента обретения независимости в партийной системе доминирует консервативная Демократическая партия Габона .
В марте 1991 года была принята новая конституция. в западном стиле Среди его положений — билль о правах , создание Национального совета демократии, который также следит за гарантиями этих прав, и правительственного консультативного совета, который занимается экономическими и социальными вопросами. Многопартийные выборы в законодательные органы были проведены в 1990-91 годах, хотя оппозиционные партии не были официально признаны легальными.
Политические события
[ редактировать ]По конституции 1961 года (пересмотренной в 1975 году и переписанной в 1991 году) Габон стал республикой с президентской формой правления. Национальное собрание Габона состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на пять лет. Президент избирается всеобщим голосованием сроком на семь лет. Президент назначает премьер-министра , кабинет министров и судей независимого Верховного суда . Правительство в 1990 году внесло серьезные изменения в политическую систему. Переходная конституция была разработана в мае по результатам общенациональной политической конференции, состоявшейся в марте – апреле, а затем пересмотрена конституционным комитетом. Среди его положений были западного типа билль о правах ; создание Национального совета демократии , который будет следить за гарантиями этих прав; правительственный консультативный совет по экономическим и социальным вопросам; и независимая судебная система . После одобрения Национальной ассамблеей, Центральным комитетом ДПГ и президентом Ассамблея единогласно приняла конституцию в марте 1991 года. Многопартийные выборы в законодательные органы были проведены в 1990-91 годах, хотя оппозиционные партии не были официально признаны легальными.
После мирного перехода в результате выборов было создано первое представительное многопартийное Национальное собрание. В январе 1991 года Ассамблея единогласно приняла закон, регулирующий легализацию оппозиционных партий. Президент был переизбран на спорных выборах в 1993 году, набрав 51% голосов. Социальные и политические волнения привели к Парижской конференции и соглашениям 1994 года , которые обеспечили основу для следующих выборов. Выборы в местные и законодательные органы были отложены до 1996–1997 годов. В 1997 году были приняты поправки к конституции, предусматривающие создание назначаемого Сената , должности вице-президента и продление срока полномочий президента до семи лет. Столкнувшись с разделенной оппозицией, президент Омар Бонго был переизбран в декабре 1998 года, набрав 66% голосов. Хотя основные оппозиционные партии заявили, что выборами манипулировали, не было никаких гражданских волнений , последовавших за выборами 1993 года. Президент сохраняет за собой сильные полномочия, такие как право распускать Национальное собрание, объявлять осадное положение, откладывать принятие законов, проводить референдумы, а также назначать и увольнять премьер-министра и членов кабинета министров. В административных целях Габон разделен на девять частей. провинции , которые далее делятся на 36 префектур и восемь отдельных субпрефектур . Президент назначает губернаторов провинций , префектов и субпрефектов.
Политические условия
[ редактировать ]На момент обретения Габоном независимости в 1960 году существовали две основные политические партии: Габонский демократический блок (BDG) во главе с Леоном М'Ба и Габонский демократический и социальный союз (UDSG) во главе с Жаном-Илером Обамом . На первых выборах после обретения независимости, проведенных по парламентской системе, ни одна партия не смогла получить большинства. БДГ получила поддержку трех из четырех независимых депутатов законодательного собрания, а М'Ба был назначен премьер-министром. Вскоре после того, как пришли к выводу, что в Габоне недостаточно людей для двухпартийной системы , лидеры двух партий согласовали единый список кандидатов. На выборах в феврале 1961 года, проведенных в рамках новой президентской системы, М'Ба стал президентом, а Обаме - министром иностранных дел.
Эта коалиция, казалось, действовала до февраля 1963 года, когда более крупная БДГ вынудила членов UDSG выбирать между слиянием партий или отставкой. Министры кабинета UDSG подали в отставку, и М'Ба назначил выборы на февраль 1964 года и сократил число депутатов Национального собрания (с 67 до 47). УДСГ не удалось составить список кандидатов, отвечающих требованиям избирательных указов. Когда казалось, что БДГ по умолчанию победит на выборах, габонские военные свергли М'Ба в результате бескровного переворота 18 февраля 1964 года. На следующий день французские войска восстановили его правительство. В апреле прошли выборы, в которых приняли участие многие представители оппозиции. Кандидаты, поддерживаемые БДГ, получили 31 место, а оппозиция - 16. В конце 1966 года в конституцию были внесены изменения, предусматривающие автоматическую смену вице-президента в случае его смерти на посту. В марте 1967 года Леон М'Ба и Омар Бонго (тогда Альберт Бонго) были избраны президентом и вице-президентом. М'Ба умер позже в том же году, и президентом стал Омар Бонго.
В марте 1968 года Бонго объявил Габон однопартийным государством, распустив БДГ и создав новую партию — Габонскую демократическую партию . Он пригласил всех габонцев, независимо от их прежней политической принадлежности, принять участие. Бонго был избран президентом в феврале 1975 года и переизбран в декабре 1979 года и ноябре 1986 года на семилетний срок. В апреле 1975 года должность вице-президента была упразднена и заменена должностью премьер-министра, не имеющей права автоматической преемственности. Согласно конституции 1991 года, в случае смерти президента премьер-министр, председатель Национального собрания и министр обороны разделяют власть до тех пор, пока не будут проведены новые выборы. Используя ДПГ как инструмент для подавления регионального и племенного соперничества, которое разделяло политику Габона в прошлом, Бонго стремился создать единое национальное движение в поддержку политики правительства в области развития.
Однако оппозиция ДПГ продолжалась, и в сентябре 1990 года были раскрыты и пресечены две попытки государственного переворота. Экономическое недовольство и стремление к политической либерализации спровоцировали жестокие демонстрации и забастовки студентов и рабочих в начале 1990 года. В ответ на недовольство рабочих Бонго вел с ними переговоры по секторам, делая значительные уступки в заработной плате. Кроме того, он пообещал открыть ДПГ и организовать в марте – апреле 1990 года национальную политическую конференцию для обсуждения будущей политической системы Габона. В конференции приняли участие ДПГ и 74 политические организации. Участники по существу разделились на две рыхлые коалиции: правящую ДПГ и ее союзников и Объединенный фронт оппозиционных ассоциаций и партий, состоящий из отколовшейся Морены Фундаментал и Габонской партии прогресса.
Апрельская конференция одобрила радикальные политические реформы, включая создание национального сената, децентрализацию бюджетного процесса , свободу собраний и прессы, а также отмену требования о выездных визах . Пытаясь направить трансформацию политической системы в сторону многопартийной демократии, Бонго ушел с поста председателя ДПГ и создал переходное правительство во главе с новым премьер-министром Казимиром Ойе-Мба. Габонская социал-демократическая группа (РСДГ), как было названо образовавшееся правительство, была меньше предыдущего правительства и включала в свой кабинет представителей нескольких оппозиционных партий. RSDG разработала временную конституцию, которая предусматривала основной билль о правах и независимую судебную систему, но сохраняла за президентом сильные исполнительные полномочия. После дальнейшего рассмотрения конституционным комитетом и Национальным собранием этот документ вступил в силу в марте 1991 года.
Несмотря на дальнейшие антиправительственные демонстрации после безвременной смерти лидера оппозиции, в сентябре-октябре 1990 года состоялись первые за почти 30 лет многопартийные выборы в Национальное собрание, на которых ДПГ получила значительное большинство. После переизбрания президента Бонго в декабре 1993 года, получившего 51% голосов, кандидаты от оппозиции отказались подтвердить результаты выборов. Серьезные гражданские волнения, которые были жестко подавлены президентской гвардией, привели к соглашению между правительством и оппозиционными фракциями о работе над политическим урегулированием. Эти переговоры привели к Парижским соглашениям в ноябре 1994 года, согласно которым несколько деятелей оппозиции были включены в правительство национального единства. Эта договоренность вскоре была нарушена, и выборы в законодательные и муниципальные органы 1996 и 1997 годов послужили основой для возобновления партийной политики. ДПГ одержала убедительную победу на выборах в законодательные органы, но несколько крупных городов, включая Либревиль , избрали оппозиционных мэров во время местных выборов 1997 года. Президент Бонго легко переизбрался в декабре 1998 года, набрав 66% голосов против разделенной оппозиции. Хотя основные оппоненты Бонго отвергли результаты выборов как фальсифицированные, международные наблюдатели охарактеризовали результат как репрезентативный, даже несмотря на то, что выборы столкнулись с серьезными административными проблемами. В отличие от выборов 1993 года, после выборов не произошло серьезных гражданских беспорядков или протестов.
Президент Омар Али Бонго с небольшим перевесом опередил своего соперника Жана Пинга по официальным результатам президентских выборов 2016 года. Поскольку результаты показывают тенденцию к успеху Пинга, окончательные результаты провинции были опубликованы после значительных задержек, что свидетельствует о поразительной поддержке президента Бонго на 99,5% в Верхнее Огове. Этого оказалось достаточно, чтобы вывести Али Бонго на первое место. Присутствующая в стране миссия ЕС по наблюдению за выборами заявила, что у наблюдателей возникли проблемы с доступом к процессу подсчета голосов. Право на демонстрацию или самовыражение было охарактеризовано миссией как «ограничительное». Согласно отчету Миссии, правила выборов пошли на пользу президенту Бонго. [ 1 ]
31 августа 2023 года армейские офицеры, захватившие власть , положив конец 55-летнему пребыванию у власти семьи Бонго, назначили генерала Брайса Олигуи Нгему переходным лидером страны. [ 2 ] 4 сентября 2023 года генерал Нгема был приведен к присяге в качестве временного президента Габона. [ 3 ]
Исполнительная власть
[ редактировать ]Офис | Имя | Вечеринка | С | ||
---|---|---|---|---|---|
Временный президент | Действующий президент | Брайс Клотер Олиги Нгема | Вооруженные силы Габона | 30 августа 2023 г. | |
премьер-министр | Вакантный |
Президент избирается всеобщим голосованием сроком на семь лет. Он назначает премьер-министра. Совет министров назначается премьер-министром по согласованию с президентом. Президент Эль-Хадж Омар Бонго Ондимба , находящийся у власти с 1967 года и дольше всех находившийся на посту главы африканского государства, был переизбран на новый семилетний срок согласно результатам опросов, проведенных на выборах, состоявшихся 27 ноября 2005 года. Согласно данным, предоставленным Министерство внутренних дел Габона этого добилось, набрав 79,1% поданных голосов. В 2003 году президент внес поправки в Конституцию Габона , сняв любые ограничения на количество сроков, в течение которых президент может занимать свой пост. Президент сохраняет за собой сильные полномочия, такие как право распускать Национальное собрание, объявлять осадное положение, откладывать принятие законов, проводить референдумы, а также назначать и увольнять премьер-министра и членов кабинета министров.
Законодательная власть
[ редактировать ]Парламент парламент ( ) состоит из двух палат . Национальное собрание ( Assemblée Nationale ) состоит из 120 членов, 111 членов избираются на пятилетний срок по одномандатным округам и девять членов назначаются главой государства — президентом . Сенат ) состоит из ( Sénat 91 члена, избираемого на шестилетний срок по одномандатным округам местными и ведомственными советниками.
Политические партии и выборы
[ редактировать ]Судебная власть
[ редактировать ]Габона Верховный суд или Cour Supreme состоит из трех палат: судебной, административной и счетной; Конституционный суд; Апелляционные суды; Суд государственной безопасности; Окружные суды
Административное деление
[ редактировать ]Есть девять провинциальных администраций. Их штаб-квартиры расположены в Эстуайре, Верхнем-Огоуэ, Мойен-Огоуэ, Нгуни, Ньянге , Огоуэ-Ивиндо , Огоуэ-Лоло , Огоуэ-Маритиме и Волеу-Нтеме.
Ссылки
[ редактировать ]Оригинальный текст этой статьи взят из Центрального разведывательного управления Всемирной книги фактов по адресу https://www.cia.gov/the-world-factbook/countries/gabon/.
- ^ https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/declaration_preliminaire_29.08.pdf . [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Лидеры переворота в Габоне назвали новым лидером генерала Брайса Олигуи Нгему» . Новости Би-би-си . 31 августа 2023 г.
- ^ «Лидер переворота в Габоне Брайс Нгема обещает провести свободные выборы, но не называет дату» . Новости Би-би-си . 4 сентября 2023 г.