Wiesental Bridge
Wiesental Bridge Wiesentalbrücke | |
---|---|
![]() Wiesental Bridge с севера | |
Координаты | 47 ° 37′47,4 ″ с.ш. 7 ° 40′36,5 ″ E / 47,629833 ° N 7,676806 ° E |
Местный | Lörrach |
Характеристики | |
Общая длина | 1201,42 метра |
Ширина | 27 метров |
Высота | 32 метра |
История | |
Строительство начала | Декабрь 1979 |
Стоимость строительства | 39,1 миллиона дм [ 1 ] (Покупательная сила 2024: 39,64 Mio. € ) |
Открыл | 12 апреля 1983 года |
Расположение | |
![]() |
Визинальный мост в городе Лёррах является третьим самым длинным дорожным мостом в Баден-Вюртемберге на 1201 метрах, а также является одним из самых длинных в Германии . Он является частью A 98 между Luckepass и Homburg Forest и пересекает реку Визе , Федеральное шоссе 317, Парк -ландшафтный парк Грютта и железную дорогу Визинала с севера на юг. Маршрут шоссе с четырьмя полосами движения изогнута в плане и поднимается на юг к склону. Поскольку Lörrach расположен в самой высокой немецкой зоне землетрясения, структура была разработана так, чтобы быть защищенным от землетрясения. [ 2 ] С тех пор, как он был открыт для движения в 1983 году, Wiesental Bridge продолжил A 98 в восточном направлении. Автоматическая станция подсчета на Восточном портале измеряет объем движения на мосту. В 2020 году около 23 000 транспортных средств использовали эту структуру каждый день, а автомобили с тяжелыми товарами составляли хорошие 10%. Большая часть пирсов Wiesental Bridge была официально одобрена для законных граффити городом Лёррах летом 2010 года. С тех пор изображения колонн стали известны по всей стране как мостовая галерея.
История
[ редактировать ]Основываясь на экспертном мнении для плана дорожного движения 1965 года, возник спрос на строительство шоссе вдоль высокого Рейна на немецкой стороне, часть которого была начата с Märkt с пересечения шоссе Вейл -Ам Рейн до Рейнфельдена в 1970 -х годах. В декабре 1966 года начался процесс одобрения планирования для района вокруг Бинзена с помощью B 317, строительство которого началось в конце лета 1968 года. Секция дороги через Лёррах для пересечения долины Визинала была первоначально запланирована как подземный маршрут, т.е. A 98 будет работать под железной дорогой Wiesental . В октябре 1970 года федеральное министерство транспорта определило общее выравнивание высокого шоссе Рейн, и в том же месяце было принято решение о разрешении о планировании для строительного участка между Люком и Вайдхофом.
Лишь в пересмотренном планах в 1976 году был планировалось пересечь Wiesental в повышенном положении. По причинам затрат изначально предполагалось, что у моста будет только одна полоса [ 3 ] Структурным ядром секции «Обход Lörrach» был Wiesental Bridge, который несет автостраду над долиной Визинала возле Лёрраха [ 4 ] и, таким образом, одновременно выполняет функцию обхода, чтобы вытащить движение из города. [ 2 ] В последующем процессе планирования было установлено, что экономия затрат от земляных работ в черенках в Реттелне и Хомбургском лесу не была значительной. Одностороннее расширение значительно ухудшило бы текущий трафик, так что было принято решение полностью расширить мост Wiesental, вопреки первоначальным планам. [ 5 ]
Строительство
[ редактировать ]После того, как одобрение планирования было предоставлено в июле 1976 года, предварительные земляные работы между Визенталь и Вайдхофом начались в начале 1977 года. До начала работы насыпные курганы в Лесте Хомбурга были обнаружены , которые сначала должны были быть раскопаны. Кроме того, должны были быть заполнены обширные провалы. Раскопки в участке в Хомбурге составили 1,3 миллиона кубических метров. [ 6 ] Строительные работы по автостраде в саме Лёррах начались весной 1978 года. [ 2 ] Во время фундамента в рамках коммерческого канала Хаагена в 1978 году были найдены два каменных пушечных ядра, которые были приписаны предполагаемой защите врага правителей замка Реттелн . Найденные объекты сейчас находятся в Dreiländermuseum . [ 7 ]
После того, как консорциум Wiesental Bridge, возглавляемый строительной компанией Bilfinger и Berger, был заключен контракт на строительные работы в ноябре 1979 года, [ 2 ] Строительство Wiesental Bridge началось с юга в декабре 1979 года. На этапе строительства необходимо было удовлетворить повышенные требования безопасности, поскольку мост пересекает зону защиты воды в 300 гектаров [ 8 ] и город Лёррах имеет обширную инфраструктуру для муниципального снабжения подземных вод в Грюттпарке. [ 2 ]
Для этой цели мост был спроектирован таким образом, что поверхностная вода осушается без повреждений, используя продольные трубы в балке коробки суперструктуры. Во время строительных работ строительная площадка была подключена к муниципальной системе водоснабжения, парковки и мест мастерской были запечатаны, и была установлена нефтяная водослива. Насыпь, в том числе дренажные впадины, были запечатаны сильной пластиковой литой во всей дорожной зоне. Тяжелы и трубопроводы должны были соответствовать особым требованиям с точки зрения недостаточно. Площадь моста Wiesental была дополнительно закреплена с уплотнительным слоем толщиной 1,5 метра, чтобы предотвратить любые нарушения водоснабжения в случае серьезной аварии. [ 7 ]

Как обычно для шоссе мостов в Германии, мост был построен Федеративной Республикой Германия . Администрацией по контракту было дорожным строительным управлением в Bad Säkkingen , который передал управление строительством в город Лёррах. Департамент моста и гражданского строительства регионального совета Фрайбурга отвечал за технический надзор и дизайн тендера. В дополнение к Билфингеру и Бергеру, консорциум Wiesentalbrücke включал Густава Стрампфа из Rheinfelden и Locher & Cie из Швейцарии. Работа по структурной технике была выполнена инженерной фирмой Schmidt + Partner из Базеля . , партнеру Андре Ун и Штутгарту Леонхардту было поручено проверить структурный анализ и дизайн. [ 9 ]
После укладки мостовых пирсов консорциум конкретизировал первый пролет балки коробки в октябре 1980 года и смог завершить надстройку к июлю 1982 года. [ 10 ] Фокал была построена на каркасе. Ряд леса, необходимые для строительства, были перемещены с использованием гидравлического подшипника. [ 11 ]
Мост шоссе был официально открыт для общественного движения 11 апреля и открылся 12 апреля 1983 года, после нескольких месяцев задержек. В дополнение к мэру в то время, Эгону Хугеншмидту , на открытии также присутствовали президент округа Норберт Нотхллер , федеральный министр транспорта в то время, Вернер Доллингер и государственный министр экономики Рудольф Эберле . Школьница из Lörrach вырезала ленту федеральными цветами, чтобы отметить открытие секции, а затем конвой из автомобилей длиной несколько километров с политическими знаменитостями, перемещающимися через открытую часть автострады от автострады Junction Mitte в направлении Вайдхофа. [ 12 ] Во время открытия Wiesental Bridge в Лёррахе был самым длинным дорожным мостом в Баден-Вюртемберге. [ 13 ]
С момента открытия
[ редактировать ]
С 2005 года Федеральный исследовательский институт дорожного движения систематически регистрирует объемы трафика на юго -западном портале Wiesental Bridge с использованием автоматического подсчета.
В 2008 году Wiesental Bridge был отремонтирован по цене на один миллион евро. [ 14 ] В 2010 году город Лёррах официально опубликовал поверхность мостовых пирсов для законных граффити, известных как мостовая галерея. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
В летние месяцы 2012 года вершина моста была широко отремонтирована по цене около двух миллионов евро. Одна полоса была полностью закрыта за раз, и движение было перемещено на другой. Помимо прочего, поврежденные изделия из дренажа в проезжей части плиты на вершине моста были заменены так, чтобы соленая вода обмотки на нижней стороне могла легко сливаться и не повредить предварительно напряженный бетон. Кроме того, старый герметичный слой дорожной поверхности, которой уже 30 лет, был обновлен. Это включало снесение 12 000 квадратных метров старой палубы моста. [ 18 ]
Мост прошел дальнейшее техническое обслуживание в 2020 году. [ 19 ]
Описание
[ редактировать ]
Расположение
[ редактировать ]Визинальный мост длиной 1201 метра охватывает Визиналентную долину недалеко от Лёрраха и возглавляет автостраду A 98 в широкой дуге от Luckepass Down Shark до Lörrach, прежде чем снова набрать высоту, пройдя маршрут над лесом Хомбурга, который принадлежит Динкельбергу , и на к перевалу Вайдхоф. Вдоль долины, наблюдаемой из Лёрраха, мост описывает вогнутую кривую и лежит на 6 и 24 метрах над Wiesental. На северо -западе северные и южные мосты начинаются в бассейне долины на высоте 299 млн и бегут на юг до 339 млн (Южный мост) и Северный мост в 335 мн.

Около 900 метров конструкции моста проходит в узкой области защиты воды города Лёррах . [ 2 ] Чтобы гарантировать, что движение может легко договориться об этих восходящих и нисходящих кривых, поперечный наклон моста варьируется от 4 до 6%. Плащики доступа и выхода к федеральной автомагистрали B 317 расположены в северо-западной части моста, которая проходит под опор 3 и 4. Связь 5 называется Lörrach-Mitte и напрямую связан с структурой моста через изогнутую рампа конструкция. Пересечение входа и выхода соединения с B 317 известно как соединение Hasenloch и считается надрегиональным дорожным перекрестком в районе. Река Визе между столпами 1 и 2, железнодорожная линия Wiesentalbahn между Piers 12 и 13 и Brombacher Straße между столпами 22 и 23, которые были частью B 317, также подходят.

Фонд и абатмент
[ редактировать ]
За исключением пары колонн 26, весь Wiesental Bridge имеет мелкую основу . Этот неглубокий фундамент возможен, потому что гравийная почва в долине Визинала поднимается на поверхность, а допустимое давление в почве - 3,5 кг/см. 2 не превышается. Из -за склона мусора и нерегулярных условий недр пары колонн 26 были построены в качестве фундамента. Каждый столб стоит на четырех больших скучных кучах, каждая из которых имеет диаметр 120 сантиметров. Сваи, которые проецируются в скалу на глубине от 13 до 18 метров, стоят на известняковом скале. Столпы с 27 до 29 расположены на восходящем склоне Динкельберга . Поскольку в горе есть слои в скале, параллельно склону в этот момент, потребовались более крупные и более сложные раскопки. Оба абатмента Wiesental Bridge спроектированы как бокс -абатменты. Абатмент на северо-западе направлен на насыпь и склоны. В этой области существуют дополнительные мостовые конструкции, которые образуют подходы и вылеты Wiesental Bridge. В районе юго-восточного абатмента, который расположен на склоне, поддержка надстройки компенсируется одним заливом из-за наклона местности. В дополнение к 45-метровой стенке крыла между проезжейщей осью и двумя половинками с двумя половинками. Абатменты с подпорными стенами также имеют мелкие основы. [ 20 ]
Система колонн
[ редактировать ]С высотой до 32 метров Wiesental Bridge образует виадук над долиной Визинала . Он состоит из двух предварительно напряженных бетонных надстройки и 59 пролетов моста, каждая из которых с поперечным сечением коробки и основан на 57 столпах. [ 21 ] Суперструктуры опираются на два новых подшипника горшка на каждой столбе; В районе реки Визе только один новый горшок поддерживает надстройку. Столпы имеют силовую класс C30/37 (прежнее обозначение в соответствии со старым стандартом DIN 1045: B 35) и относительно стройны в 1,80 × 4,60 метра. Толщина стены варьируется от 30 до 35 сантиметров. Столпы визуально структурированы с полосками пиластера . [ 2 ] Wiesental Bridge состоит из двух субструктур, каждая из которых со своими собственными столпами моста. Непрерывные балки северного моста пробежали более 17 пролетов, а южного моста над 12 и 13 пролетами соответственно. Однако для ясности колонны не пронумерованы индивидуально, но северные и южные мосты пронумерованы вместе. Нумерация начинается с 0 на северо-западной рампе и увеличивается после каждого пролета, пока не достигнет 30 на южной рампе в Хомбургере Уолд, который является частью Динкельберга. Схема нумерации можно найти в обоих эскизах строительства.

За исключением конечного пролета, где ширина пролета варьируется от 26 до 37 метров, ширина пролета, как правило, составляет 42 метра. Сверхстрофрация моста разделена на так называемой групповой колонне (позиция 17). 18-метровый столб 17-единственный, который поддерживает оба моста. Сверхстрадность моста была разделена для достижения меньших путей смещения для отдельных переходных структур. Стольпы с фиксированной точкой четырех мостов расположены посередине. Четыре столпа образуют группу с фиксированной точкой. Из -за относительно больших расстояний между столбами с фиксированной точкой и абатментами или групповыми столбами, пути смещения происходят на переходах, которые составляют около 40 сантиметров в абатменте и около 80 сантиметров на групповой колонне. [ 2 ]

Каждый столб несет надстройку шкатулки , верхнюю часть которого несет проезжую часть визинального моста. Каждый из этих элементов был отменен в целом от бетона прочности класса C35/45 (ранее: B 45) и имеет объем около 350 кубических метров. Чтобы построить этот компонент, работа была выполнена спереди к спине, так что бетонирующий соединение было закрыто в конце процесса. [ 22 ]
Надстройка и общая информация
[ редактировать ]
В плане Wiesental Bridge работает в прямолинейной кривой с радиусом 1000 и 1900 метров. На возвышении мост находится в желобе с радиусом кривизны 16 000 метров. Максимальный продольный градиент составляет 4%, поперечный градиент составляет от 4 до 6%. Полученный наклон надстройки составляет 7,2%. По этой причине большое значение придалось особенно стабильной структуре и хорошей изоляции. Для этой цели был прокладка песчаного асфальтового слоя толщиной толщиной в 1 сантире, с защитным слоем толщиной 3 сантиметра и поверхностным слоем толщиной 3,5 сантиметра. [ 22 ]
Традовые нагрузки соответствуют классу моста 60 и военному классу 50/100. Высота балки на поверхности дороги составляет 3 метра. Мост полностью предварительно напряжен в продольном направлении для нагрузок, которые он должен вынести. Сухожилия пряди в сети перекрываются в области поддержки. Они привязаны к полоскам пиластера с обеих сторон. Это для обеспечения благоприятного распределения напряжений. Проезжие надстройки моста имеют длину поперечного сечения, включая пределы краев 13,2 и 13,7 метра, [ 23 ] Создание общей ширины моста 27 метров. [ 6 ]
Все полости моста доступны и освещены. Это означает, что головки столбов и подшипники также легко доступны для технического обслуживания и ремонта. [ 10 ]

Из -за своего местоположения и размеров мост имеет два индикатора ствола . Оба ветра расположены недалеко от соответствующих концов моста и расположены центрально между двумя мостовыми конструкциями. Абсорбирующие шумовые барьеры высотой около одного метра устанавливаются с обеих сторон в районе жилых зданий. [ 10 ]
Основными размерами Wiesental Bridge являются: [ 10 ]
Субструктуры:
1. Бетон 14 000 мграни
2. Компоненты стального железобетона 1000 т
Суперструктуры:
1. Бетон 20 500 м³
2. Компоненты стального железобетона 2050 T
3. предварительно напряженная сталь (продольная) 470 т
3. предварительно напряженная сталь (поперечная) 190 т
Дорога 24 400 м 2
Зона надстройки 31 000 м 2
Мостовой галерея
[ редактировать ]
С начала августа 2010 года город Лёррах одобрил использование большинства столбов Wiesental Bridge для законных граффити. Использование граффити было одобрено властями в июле 2010 года. [ 24 ]
В принципе, пары столбов от 5 до 22 официально доступны; Нумерация следует за официальной нумерацией структуры моста. В случае паров столбов с 3 до 4, для которых не было одобрено, потенциальная опасность для этой работы слишком высока из -за смежного федерального шоссе 3. Пары столбов 23-27 предназначены для школьных клубов, молодежной работы или соревнований Полем Всего было одобрено 18 пар столбов. Для четкой идентификации буквы A до D назначаются каждой из четырех сторон двойных столбов в направлении против часовой стрелки. Pillar 17 (групповой столб) является исключением, так как он единственный, который простирается по всей ширине моста.
Каждая из 68 бетонных стен имеет покрасивную поверхность площадью около 16 квадратных метров. Кроме того, есть боковые стены около 6 квадратных метров каждая. Это приводит к общему использованию площадью 1500 квадратных метров пространства для покраски, что, необязательно, можно увеличить до более чем 2200 квадратных метров по специальной договоренности. Аналогичная концепция мостовой галереи известна от Anderlecht -Neerpede, где под мостом по бельгийскому шоссе была создана зона, похожая на парк с граффити. Концепция уникальна в Германии до сих пор (год: 2024). [ 25 ]
С момента своего создания мостовая галерея на Wiesentalbrücke в Лёррахе стала популярной горячей точкой для сцены граффити со всей Европы. [ 26 ] Галерея под открытым небом все чаще упоминается в путеводителях и коллекциях в специальных местах в Лёррахе. Город Лёррах предлагает экскурсии.
-
Large graffiti on the north pillar 22
-
Large graffiti on the north pillar 23
-
Pillars 21 to 18 (view to the west)
-
Graffiti on the south pillar 18
Traffic volume
[edit]Since 2005, an automatic counting station of the Federal Highway Research Institute (BASt) at the south-western portal of the Wiesental Bridge has been recording the traffic volume. The official BASt number of the recording system is 8003. The measurement includes the values for the total number of vehicles per 24 hours and the proportion of heavy goods vehicles (HGV). The system measures both the traffic in the direction of the Lörrach-Mitte junction and the traffic in the direction of Lörrach-Ost. The proportion of traffic in both directions is roughly equal, but has shifted increasingly in the direction of Lörrach-Mitte in recent years.
Until 2002, the Wiesentalbrücke only led eastwards as far as the Lörrach-Ost junction, from where it was only possible to continue eastwards on federal highway 34. From 2003, the "dead-end highway" was initially connected to one lane, and from 2010 to two lanes via the A 861 crossover to Rheinfelden and then on to Switzerland. This also led to a significant and sustained increase in traffic over the Wiesental Bridge.
Year | Vehicles per 24 hours | SV share |
---|---|---|
2005[27] | 15.295 | 11,2 % |
2010[28] | 20.703 | 11,4 % |
2013[29] | 23.159 | 9,9 % |
2015[30] | 25.123 | 8,3 % |
2017[31] | 27.485 | 8,2 % |
2018[32] | 29.484 | 8,4 % |
2020[33] | 23.082 | 10,2 % |
Accompanying construction measures
[edit]
At the southern entrance to the Lörrach district of Brombach, a 26-metre-high vertical concrete production plant was built in the early 1980s in the immediate vicinity of the bridge construction site. This concrete plant still exists today and is now a production site of the Swiss cement producer Holcim.
Before construction work began on the Wiesental Bridge, it had to be ensured that a landslide that occurred in August 1979 would not affect the route of the A 98 motorway running downhill in the area of the Röttelnweiler hamlet (Röttler Hang) in the long term. At this point, the freeway route crosses the Röttler valley in a 250-metre-long cut; the valley hollow continues uphill with a slope of 18 to 20°. The geologically unfavorable conditions at this point consist of oligocene clay and mudstone layers, sand and sandstone deposits as well as a 350-meter-long and 150-meter-wide fossil landslide[34] The slipped soil made it necessary to excavate a cut, and since the sliding friction in this area was too low, additional safety measures had to be implemented. In order to slow down the movement of the slope, a ballast was placed in the cut area and a concrete pile slab and a deep drainage slot system were installed to improve water permeability. This allowed the landslide to be supported and drained at the same time.[35]

Following these measures, the embankment on the mountain side was secured in terraces with anchored wall elements made of reinforced concrete. On a 350-metre-long section, around 500 meters northwest of the northern start of the bridge, a concrete retaining wall up to 22 meters high rises up into the air for these reasons. At the heart of the retaining wall are 135 anchor heads set in concrete, which protrude up to 37 meters into the ground. Each of these anchor heads, distributed over five levels, can withstand a weight of around 40 tons. The anchor heads were refurbished in August 2015 at a cost of 80,000 euros.[36] In order to reduce the massiveness of this concrete wall, greening measures were carried out on the numerous berms.[37]
As the route south of the Wiesentalbrücke bridge separates the area of the Homburg municipal forest, two pedestrian bridges have since connected Lörrach with the forest, which is considered a local recreation area.[6]
Reception
[edit]
Tourism
[edit]A few kilometers before the Wiesental bridge, there is a tourist information board on both sides of the road about the former hilltop castle of Rötteln, which is now a ruin visible from afar on a mountain top above the Wiesental valley. The signs are located at highway kilometers 6.2 and 9.5 of the A 98 and show not only the castle and the Wiesental valley but also the hills and mountains of the Black Forest. The Blauen is shown on the sign as the most prominent peak with a transmission tower at its top. The view, similar to the one captured on the information board, can be seen in particular by driving westwards from Lörrach-Ost over the Wiesental bridge. This pictorial information board is one of a total of four along the A 98.[38]
Fine arts
[edit]The characteristic traffic structure in Lörrach was taken up by regional artists. In 1988, Bauhaus student Arthur Schmidt painted a picture in the style of expressive realism entitled "Landscape Conservation Area". It shows the distant view just below the hatch at the Röttler church down to the Wiesental valley. The view from the highway route leads past Rötteln Castle. The Wiesental bridge stretches into the distant horizon. The picture was painted on paper using mixed media; pastels and pencil were also used.[39]
In the early 1980s, the visual artist Waltraud Hett thematized the Wiesental Bridge in a painting called "Highway construction near Rötteln". It shows a construction crane next to the highway bridge, the construction work on the bridge and the landscape and settlement of Tumringen and Rötteln in the background.[40]
Both pictures are in the collection of the Dreiländermuseum.
References
[edit]- ^ German Bundestag, 8th electoral term: Straßenbaubericht 1979. Drucksache 8/4129, May 27, 1980, p. 42 (pdf; 6,3 MB).
- ^ Jump up to: a b c d e f g h Wiesentalbrücke Lörrach, p. 3.
- ^ Schmidt: A 98 – Umgehung Lörrach. p. 61.
- ^ "Leidvoller Abschnitt der A 98". Oberbadisches Volksblatt. April 12, 1983.
- ^ Schmidt: A 98 – Umgehung Lörrach. p. 62.
- ^ Jump up to: a b c Schmidt: A 98 – Umgehung Lörrach. p. 63.
- ^ Jump up to: a b Schmidt: A 98 – Umgehung Lörrach. p. 65.
- ^ WSG 019 Lörrach: TB 1 - 4 Grütt, WSG-Nr-Amt 336019 available at udo.lubw.baden-wuerttemberg.de
- ^ Wiesentalbrücke Lörrach, p. 11.
- ^ Jump up to: a b c d Wiesentalbrücke Lörrach, p. 10.
- ^ Walter Jung, Gerhard Moehring (Hrsg.): Unser Lörrach 1981. Eine Grenzstadt im Spiegel der Zeit. 1981, p. 63, 65.
- ^ "OB:"Wir fordern Einlösung früherer Versprechungen!"". Oberbadisches Volksblatt. April 12, 1983.
- ^ City of Lörrach (ed.): Unser Lörrach 1983, eine Grenzstadt im Spiegel der Zeit. (Volume 14), Kropf und Herz, Lörrach 1983, p. 214.
- ^ Road construction report 2008, p. 19.
- ^ Kai Hendrik Schlusche, Stefan Dieterle: Graffiti am richtigen Platz. Die Bridge-Gallery in Lörrach in southern Baden. (PDF; 1.2 MB) In: Stadt und Gemeinde Interaktiv. Journal of the German Association of Towns and Municipalities Berlin/Bonn/Brussels No. 6.2011, p. 268 ff.
- ^ Kai Hendrik Schlusche: Kunst aus der Dose & Nie zu spät für Spraygeschichten. (PDF; 2.8 MB) In: Regio Magazin. August 2011, p. 7 ff; Badische Zeitschriften GmbH Freiburg.
- ^ Willi Adam: Graffiti an Brückenpfeilern: Bridge Gallery wird zur Attraktion. In: Badische Zeitung. August 15, 2011.
- ^ Sanierung der Wiesentalbrücke der A 98 bringt Staus. In: Badische Zeitung. April 12, 2023.
- ^ Maintenance measures 2020 in the administrative district of Freiburg
- ^ Wiesentalbrücke Lörrach, p. 4
- ^ Moehring, Gerhard; Wittmann, Otto; Eisinger, Ludwig (2001). 1250 Jahre Röttler Kirche: 751–2001 (in German). Schopfheim: Uehlin. p. 14. ISBN 3932738179.
- ^ Jump up to: a b Wiesentalbrücke Lörrach, p. 9.
- ^ Wiesentalbrücke Lörrach, p. 6.
- ^ City of Lörrach: Guidelines and rules for the use of the Freewalls (Bridge-Gallery) Lörrach
- ^ Schlusche: Graffiti unter der Autobahn; Die Bridge-Gallery in Lörrach. p. 8–11.
- ^ Schlusche: Graffiti under the highway; The Bridge Gallery in Lörrach.
- ^ Bundesanstalt für Straßenwesen (Federal Highway Research Institute): BASt No. 8003 for the year 2005
- ^ Bundesanstalt für Straßenwesen (Federal Highway Research Institute): BASt No. 8003 for the year 2010
- ^ Bundesanstalt für Straßenwesen (Federal Highway Research Institute): BASt No. 8003 for the year 2013
- ^ Bundesanstalt für Straßenwesen (Federal Highway Research Institute): BASt No. 8003 for the year 2015
- ^ Bundesanstalt für Straßenwesen (Federal Highway Research Institute): BASt No. 8003 for the year 2017
- ^ Bundesanstalt für Straßenwesen (Federal Highway Research Institute): BASt No. 8003 for the year 2005
- ^ Bundesanstalt für Straßenwesen (Federal Highway Research Institute): BASt No. 8003 for the year 2005
- ^ Peter Wagenplast: Ingenieurgeologische Gefahren in Baden-Württemberg. State Office for Geology, Raw Materials and Mining, Information 16, Freiburg i. Br. 2005, p. 52 (Case study: Cut in the A 98 federal highway near Lörrach
- ^ Schmidt: A 98 – Umgehung Lörrach. p. 66.
- ^ Die Oberbadische: Berg wird neu verankert, article from August 13, 2015,
- ^ Schmidt: A 98 – Umgehung Lörrach. p. 67.
- ^ Sehenswürdigkeiten entlang der Autobahn: Touristische Hinweisschilder- wofür sich ein Abstecher lohnt (in German). Bassermann Verlag. 2014. p. 350. ISBN 9783809432005.
- ^ Collection of the Dreiländermuseum: " Landschaftsschutzgebiet" by Arthur Schmidt"
- ^ Collection of the Dreiländermuseum:„Autobahnbau bei Rötteln“ von Waltraud Hett
Bibliography
[edit]- Schmidt, Arnold (1981). A 98 – Umgehung Lörrach. In: Stadt Lörrach (Hrsg.): Unser Lörrach 1981, eine Grenzstadt im Spiegel der Zeit. (Band 12). Lörrach: Kropf und Herz. pp. 61–67.
- Arbeitsgemeinschaft Wiesentalbrücke (ed.): Wiesentalbrücke Lörrach, Freiburg 1982.
- Wittmann, Otto (1982). Geology along the High Rhine highway A 98 (Märkt, Lucke, Rötteln, Homburg) in: Stadt Lörrach (ed.): Unser Lörrach 1982, eine Grenzstadt im Spiegel der Zeit. (Volume 13), (in German). Lörrach: Kropf und Herz. pp. 22–33.
- Wittmann, Otto (1983). Stadt Lörrach (Hrsg.): Lörrach: Landschaft – Geschichte – Kultur (in German). Lörrach: Verlag Stadt Lörrach. pp. 523–525. ISBN 3980084108.
- Schlusche, Kai Hendrik (2011). Graffiti unter der Autobahn; Die Bridge-Gallery in Lörrach (in German). Lörrach: Lutz Verlag Waldemar. ISBN 9783922107910.
- Schlusche, Kai Hendrik (2015). StreetArt Basel und Region, Die Hot-Spots im Dreiländereck (in German). Hamburg: Verlag Gundberg Nerger GmbH. ISBN 9783945772003.
External links
[edit]- Baden-Württemberg Regional Information System: Photographic document on the construction of the Wiesental Bridge (1980)
- German Digital Library: Historical images of the construction of the Wiesental Bridge
- City of Lörrach: Open Bridge Lörrach