Цзоу Таофэнь
Цзоу Таофэнь | |
---|---|
Цзоу Таофэнь | |
Рожденный | |
Умер | 24 июля 1944 г. Шанхай, Китай | ( 48 лет
Образование | Университет Святого Иоанна, Шанхай |
Супруг | Шэнь Цуйчжэнь |
Дети | Цзоу Цзяхуа , Цзоу Цзинмэн , Цзоу Цзяли |
Цзоу Таофэнь ( китайский : 邹韬奋 ; Уэйд-Джайлз : Цоу Тао-фэнь ; 5 ноября 1895 — 24 июля 1944) — китайский журналист, медиапредприниматель и политический активист. Цзоу был известен тем, что превратил Shenghuo Zhoukan (Журнал Life) в новаторский журнал политических репортажей и социальных комментариев, а также своим участием в Движении национального спасения, которое мобилизовало оппозицию националистическому правительству и потребовало более сильного сопротивления экспансии Японии. Он был одним из так называемых « семи джентльменов », арестованных в 1936 году, а затем освобожденных в июле 1937 года накануне Второй китайско-японской войны . Во время войны Цзоу работал на территориях, контролируемых коммунистами. Он умер в Шанхае в июле 1944 года и в сентябре того же года стал посмертно членом Коммунистической партии Китая. [ 1 ]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Цзоу родился в Фучжоу , провинция Фуцзянь, в 1895 году и был старшим из шести детей. Его отец был мелким чиновником, который изо всех сил пытался прокормить семью. Его мать шила, принимала заказы у женщин на праздничную одежду и шила обувь для детей. Она умерла, когда Цзоу было двенадцать. [ 2 ] Его отец хотел, чтобы Цзоу изучал инженерное дело, и отправил его в колледж Нань Ян в Шанхае, но в 1919 году Цзоу перешёл в Университет Св. Иоанна , где он специализировался на английском языке. Хотя он хотел стать журналистом, его первой работой после окончания учебы был преподаватель английского языка, а затем директор редакционной коллегии Китайского общества профессионального образования (中華職業教育社), возглавляемого Хуан Яньпеем . [ 3 ]
В 1926 году Цзоу стал редактором журнала общества Shenghuo zhoukan («Еженедельник жизни») и изменил его миссию с профессионального образования на политические репортажи и социальную критику. Целью Профессионального общества были молодые люди, которые хотели получить образование, но часто не могли позволить себе университетское образование и боялись, что они не смогут войти в безопасную профессиональную жизнь. Цзоу, по словам недавнего историка, «оказался одним из тех легендарных редакторов, которые выяснили, что заставляет их читателей смеяться, плакать и, самое главное, возвращаться на следующей неделе за новыми сведениями». [ 2 ] Цзоу продемонстрировал этот талант к общению с читателями из низшего среднего класса и рабочего класса в колонке советов журнала «Почтовый ящик читателей» ( Duzhe xinxiang ), в которой он давал советы по вопросам работы, любви и политики. Читатели обращались к нему просто как «Таофэнь», и его ответы были одновременно либеральными в отношении прогресса и реалистичными в объяснении ограниченных возможностей, которые есть у молодой женщины перед лицом сексуальных домогательств или дискриминации, а также препятствий, с которыми сталкиваются молодые люди при поиске удовлетворительной работы в меняющемся Китае. экономика. [ 4 ]
В журнале публиковались популярные истории о современных героях, таких как Альберт Эйнштейн , Мария Кюри , Мохандас Ганди и Мустафа Кемаль . Цзоу также приветствовал свой успех как успешного коммерческого предпринимателя и с энтузиазмом писал о гениях иностранного бизнеса, таких как Джордж Истман , который показал, что капитализм может укрепить нацию. Одним из его первых успехов была серия из трех частей о Томасе А. Эдисоне, вышедшая в 1926 году , в которой описывалось, как этот необразованный мальчик вырвался из бедности и приобрел огромное богатство благодаря упорному труду и борьбе. [ 5 ] Под редакцией Цзо тираж журнала увеличился с 2800 в 1925 году до 80 000 в 1930 году и стал форумом для политических дискуссий и социальных дебатов. [ 3 ]
Японское вторжение и захват Маньчжурии в сентябре 1931 года усилили критику правительства. Цзоу использовал свой журнал не только как форум, чтобы призвать националистическое правительство оказать более сильное сопротивление, но и для того, чтобы начать кампанию по сбору денег для более решительных армий. В их число входили войска Ма Чжаньшаня в Маньчжурии и независимая 19-я армия подняла в провинции Фуцзянь, которая в 1934 году восстание . [ 3 ] Тираж журнала Цзоу вырос до 155 000 экземпляров, но когда правительство начало расправляться с оппозиционерами, Цзоу уехал из Китая в Европу. Он уехал как раз в тот момент, когда правительство решило закрыть его журнал в декабре 1933 года. Путешествие Цзоу пролегло через Европу, затем в Советский Союз, где он посетил летнюю сессию в Московском университете , и, наконец, в Соединенные Штаты, где он путешествовал в мае через Июль 1935 года. [ 6 ]
Путешествие по США и Советскому Союзу.
[ редактировать ]Цзоу был впечатлен тем, что в Соединенных Штатах «есть материальная база для того, чтобы сделать людей счастливыми», а также «обильная еда и одежда». Но в целом он был критичен. В качестве корреспондента своим китайским читателям он сообщал, что «средний американец подобен ребенку; ему нужна новая игрушка, с которой можно играть, будь то Radio City или набор для игры в маджонг, и, как ребенок, он быстро утомляется». играть с ним среднестатистическому американцу всегда приходится получать удовольствие, и это развлечение несколько отличается от удовольствия и еще более отличается от истинного счастья». [ 7 ]
Обращение с афроамериканцами глубоко шокировало его. После нескольких недель, проведенных в Бирмингеме и Сельме, штат Алабама, он прокомментировал, «насколько силен наркотический яд правящего класса на Юге Америки». Он завоевал доверие группы молодых прогрессистов, которые организовывали чернокожих фабричных рабочих; их схватили нанятые начальником секретные агенты, вывезли за город и избили, а затем передали полиции, которая посадила их в тюрьму на месяц. «Я был удивлен, — писал он своей аудитории в Китае, — что такие вещи могут происходить в стране, предположительно находящейся под властью закона». [ 8 ]
В серии статей, которые он отправил из-за границы во время своих путешествий, он ясно дал понять, что его больше вдохновлял Советский Союз, чем Западная Европа или Соединенные Штаты. Вернувшись в Шанхай в августе 1935 года, он основал новый еженедельник « Дацзун шэнхо» («Жизнь масс»), в котором объявлялось, что его миссия — «достижение национального освобождения, искоренение остатков феодализма и подавление индивидуализма». [ 9 ]
Фронт национального спасения, «Семь джентльменов» и Единый фронт
[ редактировать ]
Движение национального спасения представляло собой свободную коалицию левых групп, включавшую как открытых, так и тайных членов Коммунистической партии Китая. В число лидеров входили Ли Гунпу ; Шен Джунжу ; Тао Синчжи ; Ши Лян , одна из первых женщин-юристов; Ван Цзаоши , Чжан Найци и даже невестка Чан Кайши Сун Цинлин . В августе 1936 года они опубликовали письмо, призывающее Мао Цзэдуна «продемонстрировать искренность в объединении всех партий и фракций в борьбе с японцами и спасении нации». Они убеждали его прекратить нападки на центральное правительство, чтобы начать переговоры и проявить снисходительность к помещикам, богатым крестьянам и купцам. Мао ответил положительно, заявив, что декларация и программа Фронта спасения «представляют собой мнения и требования большинства китайского народа, который не желает становиться рабами без страны». [ 10 ]
23 ноября 1936 года Чан Кайши приказал арестовать наиболее важных лидеров Лиги спасения, включая Цзоу. В прессе они стали известны как «Семь джентльменов» (七君子 Ци Цзюньцзы). Историк Паркс Кобл отмечает, что их «преступлением» была «пропаганда сопротивления японскому империализму». Их арест создал гласность и поддержку их позиций как внутри Китая, так и за рубежом. Джон Дьюи и Альберт Эйнштейн телеграфировали правительству Чанга в Нанкине как часть глобального антифашистского движения, требуя их освобождения. Сун Цинлин потребовала, чтобы, поскольку их «преступлением» был патриотизм, она также была виновна и была арестована вместе со всеми другими патриотами. Чан оставался стойким против того, что он считал преждевременным и бесполезным вызовом Японии. Однако в июле 1937 года он, похоже, решил, что готов к военным действиям, и освободил Цзоу и его коллег. Народная поддержка Чанга достигла новых высот, когда в августе разразилась война. [ 11 ]
После освобождения Цзоу лично отправился к Чан Кайши, а когда осенью японская армия взяла Шанхай, Цзоу и сторонники спасения призвали к сопротивлению, а не к отступлению. Несмотря на упорную оборону, битва за Шанхай стала военной катастрофой. [ 12 ] Цзоу и спасенцы увидели в гордой обороне начало финальной битвы. [ 13 ] Однако эти усилия не защитили его издательство Shenghuo Shudian от закрытия и тюремного заключения его сотрудников в рамках усилий правительства по нейтрализации инакомыслия. Цзоу продолжал кампанию за свободу прессы, хотя и безуспешно. [ 14 ]
Когда столица страны была перенесена вглубь страны, в Чунцин, Цзоу продолжил свои нападения на Чан, а затем перебрался в относительно безопасный Гонконг, который он был вынужден покинуть, когда японцы захватили город в декабре 1941 года. В Чунцине он сначала остановился в деревне на границе Гуандун-Гуаньси, затем какое-то время служил в Новой четвертой армии на севере Цзянсу. Хотя он страдал от болезненной инфекции уха, он много читал лекции и продолжал свою деятельность на территориях, контролируемых коммунистами. [ 12 ] Однако к концу 1942 года, сохраняя оптимистичный тон в своих публикациях, Цзоу осознал, что начальные этапы оптимистического единства закончились, что националистическое правительство использует террористические репрессии и что простые люди не обязательно хорошо информированы или с энтузиазмом относится к борьбе с Японией. [ 15 ]
В марте 1943 года выяснилось, что у него рак уха. Цзоу вернулся в Шанхай, где продолжал писать в поддержку Объединенного фронта, способствовать созданию демократического правительства и призывать к расширению массового образования. Когда смерть приближалась, он собрал свою семью и нескольких друзей, чтобы поделиться своим политическим завещанием. Он писал, что у него три желания: чтобы его тело рассекли в больнице; затем его кремируют, а прах отправляют в Яньань , штаб-квартиру коммунистов во время войны; и сделать его членом партии. Он умер 24 июля 1944 года и стал членом партии 28 сентября. [ 12 ]
Семья
[ редактировать ]Цзоу был дважды женат. После того, как его первая жена умерла через два года после свадьбы, в 1926 году Цзоу женился на Шэнь Цуйчжэне. [ 12 ] У них было два сына: Цзоу Цзяхуа (октябрь 1926 г.) [ 16 ] и Цзоу Цзинмэн (邹京 Мэн; 1929–1999) и дочь Цзоу Цзяли (邹佳犊). [ 12 ]
Цзоу Цзяхуа остался в округе Новой четвертой армии после того, как его отец уехал в Шанхай в 1944 году. Он вступил в партию и стал офицером-строителем и инженером. После 1949 года он неуклонно поднимался вверх, хотя во время Культурной революции подвергался критике как правый. В эпоху после Мао он был высокопоставленным чиновником в автомобильной промышленности, а в 1991 году стал вице-премьером. [ 17 ]
Цзоу Цзинмэн был главой Китайской метеорологической администрации и президентом Всемирной метеорологической организации . В 1999 году он был убит в Пекине грабителями. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бурман (1970) .
- ^ Jump up to: а б Миттер (2004) , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с Бурман (1970) , с. 319.
- ^ Миттер (2004) , стр. 84–88.
- ^ Миттер (2004) , стр. 91–92.
- ^ Бурман (1970) , с. 319-20.
- ^ Цзоу (1989) , с. 160 .
- ^ Цзоу (1989) , с. 154 .
- ^ Бурман (1970) , с. 320.
- ^ Мао Цзэдун, «Письмо Чжан Найци, Тао Синчжи, Цзоу Таофэню, Шэнь Цзюньру и всем членам Ассоциации национального спасения», в изд. Стюарта Р. Шрама, « Путь Мао к власти: революционные сочинения, 1912-1949» . (Армонк, Нью-Йорк: М.Э. Шарп, 1999), стр. 299 .
- ^ Кобл (2015) , с. 17-19 .
- ^ Jump up to: а б с д и Бурман (1970) , с. 321.
- ^ Кобл (2015) , с. 23 .
- ^ Тинг (1974) , с. 151 и далее .
- ^ Кобл (2015) , с. 101.
- ^ Цзоу Цзяхуа , в Биографическом словаре Китайской Народной Республики , Сун Юу, изд. (Джефферсон, Северная Каролина: McFarland, 2013), стр. 431-432.
- ^ Эрик Харвит (2 декабря 1994 г.), Автомобильная промышленность Китая: политика, проблемы и перспективы , М. Е. Шарп, стр. 63–66 , ISBN 978-0-7656-3269-2
- ^ «Товарищ Цзоу Цзинмэн, к сожалению, скончался 22 февраля 1999 года» . Проверено 17 января 2017 года .
Источники
[ редактировать ]- Бурман, Ховард, изд. (1970). «Цоу Тао-фэнь». Биографический словарь республиканского Китая . Том. III. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 319–321. ISBN 9780231089579 .
- Кобл, Паркс М. (1985). «Чан Кайши и антияпонское движение в Китае: Цоу Тао-Фэнь и Ассоциация национального спасения, 1931-1937». Журнал азиатских исследований . 44 (3): 293–310. дои : 10.2307/2055924 . JSTOR 2055924 . S2CID 154634486 .
- Кобл, Паркс М. (2015). Китайские военные репортеры: наследие сопротивления Японии . Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674967670 .
- Марго Гевюрц, Между Америкой и Россией: китайский студенческий радикализм и путевые книги Цоу Тао-фэня, 1933–1937 (Торонто: Совместный центр Университета Торонто и Йоркского университета по современной Восточной Азии, 1975).
- Миттер, Рана (2004). Горькая революция: борьба Китая с современным миром . Оксфорд, Англия; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0192803417 .
- Шан, Патрик Фулианг (2013). «Демифологизация политизированных мифов: новая интерпретация инцидента с семью джентльменами». Границы истории в Китае . 8 (1): 51–77. дои : 10.3868/s020-002-013-0004-6 .
- Тин, Ли-Ся Сюй (1974). Государственный контроль над прессой в современном Китае: 1900-1949 гг . Кембридж, Массачусетс: Восточноазиатский исследовательский центр Гарвардского университета. ISBN 9780674358201 .
- Йе, Вэнь-синь (1992), «Прогрессивная журналистика и мелкие горожане Шанхая: Цзоу Таофэнь и предприятие Шэнхо», в книге Фредерика Э. Уэйкмана-младшего; Вэнь-синь Йе (ред.), Shanghai Sojourners , Серия монографий Центра китайских исследований, Беркли, Калифорния, стр. 186–238.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Цзоу, Таофэн (1989). «Алабама: красные и черные». Ин Аркуш, Р., Дэвид; Ли, Лео Оу-фан (ред.). Земля без призраков: китайские впечатления об Америке с середины девятнадцатого века до наших дней . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
- 1895 рождений
- 1944 смертей
- Люди из Саньмина
- Люди из Фучжоу
- Выпускники модельной средней школы Наньян
- Выпускники Университета Святого Иоанна в Шанхае
- Китайские журналисты 20-го века
- Китайские коммунисты
- Китайские учёные
- Редакторы китайских газет
- Писатели из Фучжоу
- Политики из Фучжоу
- Преподаватели из провинции Фуцзянь