Хуан Тепано

Хуан Депано Рано от Very Amo [ 1 ] (4 марта 1867 — 8 ноября 1947) был лидером Рапануи на острове Пасхи . Он служил информатором евро-американских ученых по культуре и истории острова.
Семья
[ редактировать ]Он родился 4 марта 1867 года. [ а ] и был чистокровным рапануйским потомком. [ 4 ] [ 5 ] Его отцом был Йовани Рано. [ 6 ] [ 7 ] Его воспитывала бабушка (иногда называемая его матерью) Вери Амо (или Вериамо), которая родилась в 1830 году и умерла в 1936 году и до сих пор помнила, когда островитяне смогли декламировать сценарий Ронгоронго . [ 1 ] [ 2 ] [ 2 ] [ 8 ]
Первоначально его звали Тепано Рано, но позже он принял Хуан (так его звали, пока он был в Чили ) в качестве имени и использовал свое имя при крещении Тепано (Стефан) в качестве своей фамилии. [ 9 ] [ б ] Он был из клана Тупахоту, а его бабушка была из клана Уреохей. [ 13 ]

Тепано женился на Марии Айфити Энгепито Ика Тетоно, дочери короля Генриха Ики (ум. 1900) и члене клана Миру. [ 14 ] [ 15 ]
В Чили
[ редактировать ]Тепано сопровождал последнего короля рапа-нуи Симеона Риро Кайнгу в Вальпараисо в конце 1898 или начале 1899 года, чтобы выразить свое недовольство компанией Энрике Мерле, которая владела большей частью земли чилийского правительства, аннексировавшего остров Пасхи. Он и двое других солдат Рапа-Нуи направлялись в Чили, чтобы присоединиться к полку Майпо чилийской армии. Делегацию принимали люди Мерле Джеффрис и Альфредо Родригес в местной таверне, где короля заставили сильно выпить. Королю было предложено остановиться у Родригеса, пока солдаты разошлись по своим казармам. На следующий день им сообщили, что король был отправлен в больницу и умер от алкогольного отравления. Мерле утверждал, что молодой король спился до смерти, а устная традиция Рапа Нуи утверждает, что он был отравлен по приказу Мерле, когда находился в больнице. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Американский антрополог Грант Макколл поставил под сомнение его военную службу, отметив: «Существует абсурдная история о том, что он служил в полку Майпо чилийской армии во время войны на Тихом океане ». [ 5 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]
К 1901 году Тепано вернулся на остров Пасхи после службы в чилийской армии. В 1902 году Генри Перси Эдмундс, менеджер компании и чилийский колониальный субделегадо маритимо , назначил его касиком , или главой деревни. Он стал посредником для коренной общины в Ханга-Роа и базы компании в Матавери. [ 16 ] [ 20 ] Офицеры чилийского военно-морского корвета Бакедано позже попытались провозгласить его «королем» в апреле 1911 года, но никто из островитян, включая самого Тепано, не воспринял эту церемонию всерьез. [ 21 ] [ 22 ]
Тепано служил одним из информаторов и переводчиков английского антрополога Кэтрин Рутледж во время ее мана-экспедиции 1914–1915 годов на остров Пасхи . [ 23 ] [ 24 ] Он владел пиджин-английским языком и говорил на смеси испанского , английского , таитянского и рапа-нуйского языков . Рутледж пытался выучить Ронгоронго у Тепано и старших жителей острова, но позже Тепано признал, что ничего о нем не знал, в то время как большинство других пожилых жителей знали о загадочном письме лишь из вторых рук. Было отмечено, что он также с трудом понимал старый рапа-нуи (незагрязненный язык, на котором говорило старшее поколение). [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Он также служил одним из информаторов швейцарского антрополога Альфреда Метро , посетившего остров между 1934 и 1935 годами. [ 28 ]
Тепано умер 8 ноября 1947 года. [ а ] в возрасте 80 лет. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б В альтернативном утверждении говорилось, что он родился в 1872 году и умер в 1938 году. [ 2 ] [ 3 ]
- ↑ С ним неточно отождествлен еще один житель острова Пасхи по имени Тепано, хотя этот человек жил на Таити и обладал татуировками на лице, которые изучал шведский этнограф Ялмар Столпе в 1880-х годах во время экспедиции Ванадиса . Оба они были названы в честь епископа Таити Тепано Яуссена . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Фишер 2005 , с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б с Фишер 1997 , стр. 132–133.
- ^ Фишер 2005 , стр. 144, 189.
- ^ Рутледж 1919 , с. 214.
- ^ Перейти обратно: а б с Ван Тилбург 2003 , с. 285.
- ^ Ван Тилбург 2003 , с. 129.
- ^ Энглерт 2004 , с. 52.
- ^ Пельта 2001 , с. 104.
- ^ Фишер 2005 , с. 154.
- ^ Столпе 1899 , стр. 1–13.
- ^ Крутак 2007 , стр. 114–124.
- ^ Кэпплер 2001 , с. 38.
- ^ Рутледж 1919 , стр. 212–214.
- ^ Пакарати 2015a , стр. 9–10, 16.
- ^ Пакарати 2015b , стр. 3–14.
- ^ Перейти обратно: а б Гонщор 2008 , стр. 66–70.
- ^ Фишер 2005 , стр. 152–154.
- ^ МакКолл 1997 , стр. 115–116.
- ^ «Вернуться домой» . Мо Варуа Рапа Нуи . Май 2010. стр. 5–8 . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ Фишер 2005 , с. 155.
- ^ Метро 1937 , с. 43.
- ^ Фишер 2005 , с. 162.
- ^ Ван Тилбург 2003 , стр. 115, 133, 137, 139, 148, 171–172, 175, 182–184, 196, 226, 232, 239.
- ^ Фишер 1997 , стр. 125–139.
- ^ Рутледж 1919 , с. 213.
- ^ Фишер 1997 , с. 123.
- ^ Пельта 2001 , стр. 65.
- ^ Метро 1937 , стр. 41–62.
Библиография
[ редактировать ]- Энглерт, Себастьян (2004). Земля Хоту Матуа: История и этнология острова Пасхи: Грамматика и словарь древнего языка острова Пасхи . Сантьяго: Университетское издательство. ISBN 978-956-11-1704-4 . OCLC 223396603 .
- Фишер, Стивен Р. (2005). Остров на краю света: бурная история острова Пасхи . Лондон: Книги реакции. ISBN 978-1-86189-245-4 . OCLC 254147531 .
- Фишер, Стивен Р. (1997). Ронгоронго: сценарий острова Пасхи: история, традиции, тексты . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-823710-5 . OCLC 247739920 .
- Гоншор, Лоренц Рудольф (август 2008 г.). Закон как инструмент угнетения и освобождения: институциональная история и перспективы политической независимости на Гавайях, Таити-Нуи/Французской Полинезии и Рапа-Нуи (PDF) (магистерская диссертация). Гонолулу: Гавайский университет в Маноа. HDL : 10125/20375 . OCLC 798846333 . Архивировано из оригинала (PDF) 02 января 2020 г. Проверено 29 декабря 2019 г.
- Кэпплер, Адриенн Лоис (2001). «Искусство и эстетика Рапа Нуи». В Кьеллгрене, Эрик (ред.). Великолепная изоляция: искусство острова Пасхи . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-011-0 . OCLC 248631665 .
- Крутак, Ларс Ф. (2007). «Папуа-Новая Гвинея и остров Пасхи». Искусство татуировки женщин племени . Лондон: Беннетт и Блум/Сердца пустыни. стр. 101–126. ISBN 978-1-898948-75-9 . OCLC 181068444 .
- МакКолл, Грант (сентябрь 1997 г.). «Риро Рапу и Рапануи: переосмысление колониальной истории острова Пасхи» (PDF) . Журнал Рапа-Нуи . 11 (3). Лос-Окос, Калифорния: Фонд острова Пасхи: 112–122. OCLC 197901224 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2014 г. Проверено 28 марта 2017 г.
- Метро, Альфред (июнь 1937 г.). «Короли острова Пасхи». Журнал Полинезийского общества . 46 (2). Веллингтон: Полинезийское общество: 41–62. JSTOR 20702667 . OCLC 6015249623 .
- Пакарати, Кристиан Морено (2015) [2010]. Последний Арики Мау и эволюция политической власти на Рапа Нуи .
- Пакарати, Кристиан Морено (2015). Восстание, подчинение и посредничество на Рапа-Нуи (1896-1915) .
- Пельта, Кэти (2001). Новое открытие острова Пасхи . Миннеаполис: Публикации Лернера. ISBN 978-0-8225-4890-4 . OCLC 43977639 .
- Рутледж, Кэтрин (1919). Тайна острова Пасхи: история экспедиции . Лондон: напечатано для автора Хейзеллом, Уотсоном и Вайни. OCLC 955343438 .
- Столпе, Ялмар (1899). «О татуировках жителей острова Пасхи». Трактаты и отчеты короля. Зоологический и антрополого-этнографический музей в Дрездене . 8 (6). Берлин: Р. Фридлендер: 1–13.
- Ван Тилбург, Джоанн (2003). Среди каменных гигантов: жизнь Кэтрин Рутледж и ее замечательная экспедиция на остров Пасхи . Нью-Йорк: Скрибнер. ISBN 978-0-7432-4480-0 . OCLC 253375820 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Хуаном Тепано, на Викискладе?