Расширенное сообщество коллег
Концепция расширенного сообщества сверстников относится к области социологии науки и, в частности, к использованию науки для решения социальных, политических или экологических проблем. Впервые он был представлен в 1990-х годах Сильвио Фунтовичем и Джеромом Р. Равцем . [1] в контексте того, что впоследствии станет постнормальной наукой .Расширенное равноправное сообщество задумано этими авторами как пространство, где как дипломированные эксперты из разных дисциплин, так и непрофессиональные заинтересованные стороны могут обсуждать и обсуждать.
Содержание
[ редактировать ]Расширенное одноранговое сообщество задумано его создателями. [2] [3] как механизм на стыке научной политики, который помогает расширить и оценить как базу знаний, так и базу ценностей разработки политики». [4]
Расширенное сообщество коллег постнормальной науки выступает за два вида расширений: во-первых, предполагается, что более чем одна дисциплина потенциально может иметь отношение к обсуждаемому вопросу, тем самым предоставляя разные точки зрения для рассмотрения проблемы. Во-вторых, сообщество расширяется за счет непрофессионалов, под которыми понимаются все те, кто заинтересован или заинтересован в данном вопросе. [3] [5]
Члены-миряне, образованные таким образом, могут также брать на себя активные «исследовательские» задачи; это произошло, например, в так называемой «популярной эпидемиологии», [6] когда официальные власти продемонстрировали нежелание проводить расследования, которые сообщества, пострадавшие от воздействия, считают необходимыми, например, в случае загрязнения воздуха или воды, [7] [8] и совсем недавно « гражданская наука ». Расширенное сообщество может с пользой изучить качество научных оценок, предоставленных экспертами, определение проблемы, а также приоритеты исследований и вопросы исследований. [3] [4]
Пример расширенного сообщества сверстников в действии предлагает Брайан Уинн , который обсуждает взаимодействие камбрийских овцеводов с учеными и властями, мобилизуя знания фермеров о соответствующей ситуации (кислые возвышенные болота сохраняют радиоактивные отложения от осадков дольше, чем равнинные луга Оксфордшира). на которых основывались официальные параметры). [9] [10]
Расширенным сообществам сверстников и постнормальной науке было предложено заняться дебатами о политике и регулировании моделей большого языка. [11] в целях поощрения «включения ранее маргинализированных точек зрения».
Концепция расширенного сообщества сверстников была разработана в контексте политизированных споров о качестве в науке. [12] (например, «домохозяйка» или «популярная» эпидемиология [6] ), ранняя доказательная медицина ( Кокрейновское сотрудничество ) и тотального управления качеством идеи У. Эдвардса Деминга , в частности кружков качества .
См. также
[ редактировать ]- Постнормальная наука
- Социология научного знания
- Технологии и общество
- Научные исследования
- Социальное строительство технологий
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фунтович, С.О. и Равец, младший, 1991. «Новая научная методология решения глобальных экологических проблем», в Костанце, Р. (ред.), Экологическая экономика: наука и управление устойчивым развитием: 137–152. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- ^ Фунтович, С.О. и Равец, младший, 1992. «Три типа оценки риска и возникновение постнормальной науки», в Крымски, С. и Голдинг, Д. (ред.), Социальные теории риска: 251–273. Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд.
- ^ Перейти обратно: а б с Фунтович С. и Равец Дж., 1993. «Наука для постнормального возраста», Futures, 31(7): 735-755.
- ^ Перейти обратно: а б Карроцца, К. 2015. «Демократизация экспертизы и экологического управления: различные подходы к научной политике и их значимость для политического анализа». Журнал экологической политики и планирования, 17 (1): 108-126.
- ^ Хили, Стивен (1 сентября 1999 г.). «Расширенные сообщества сверстников и усиление постнормальной политики» . Фьючерсы . 31 (7): 655–669. дои : 10.1016/S0016-3287(99)00025-7 . ISSN 0016-3287 .
- ^ Перейти обратно: а б Браун, Фил. 1997. Возвращение к популярной эпидемиологии. Текущая социология 45 (3). Публикации SAGE: 137–156.
- ^ Фьелланд, Р. 2016. Когда непрофессионалы правы, а эксперты не правы: уроки канала любви. Международный журнал философии химии 22 (1): 105–125.
- ^ «Водный кризис Флинта и учёный-нарушитель спокойствия» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Винн, Брайан. 1992. Неопределенность и экологическое обучение, переосмысление науки и политики в превентивной парадигме. Глобальное изменение окружающей среды 2 (2): 111–127. doi:10.1016/0959-3780(92)90017-2.
- ^ Винн, Б. 1992. «Неправильно понятое недопонимание: социальная идентичность и общественное понимание науки». Общественное понимание науки 1: 281–304.
- ^ Запрос Специального комитета Палаты лордов по коммуникациям и цифровым технологиям: Большая языковая модель (LLM0015). (2023). https://committees.parliament.uk/writingevidence/124038/pdf/
- ^ Халм, Майк (2010). «Заявление и вынесение решения по поводу сокращения ледников горы Килиманджаро: Гай Каллендар, Эл Гор и расширенные сообщества сверстников» . Наука как культура . 19 (3): 303–326. дои : 10.1080/09505430903214427 . ISSN 0950-5431 .