Герцогство Сурабая
Герцогство Сурабая Герцогство Сурабая | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 1546 –1625 гг. | |||||||||
Капитал | Сурабая | ||||||||
Общие языки | яванский | ||||||||
Религия | ислам | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
AdipatiГерцог | |||||||||
• ? – 1625 | Джаяленгкара | ||||||||
• 1625 | Принц Пекик (вассал султаната Матарам ) | ||||||||
Историческая эпоха | Мусульманские государства в Индонезии | ||||||||
• независимость от султаната Демак | в. 1546 | ||||||||
1625 | |||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Индонезия |
Герцогство Сурабая ( индонезийский и яванский язык : Kadipaten Surabaya ) было яванским княжеством с центром в Сурабае , на северо-восточном побережье Явы (на сегодняшней Восточной Яве , Индонезия ), которое существовало как независимое государство с ок. С 1546 по 1625 год. Он стал независимым после распада султаната Демак и к началу 17 века стал ведущей державой на востоке Явы и самым важным портом на северо-восточном побережье Явы. Впоследствии он вступил в десятилетия конфликта с султанатом Матарам , который закончился победой Матарама и падением Сурабаи в 1625 году.
История
[ редактировать ]Португальский писатель Томе Пирес упомянул, что в 1513 году в Сурабае у власти находился мусульманский лорд, хотя, вероятно, он был вассалом индуистско-буддийского Маджапахита . [ 1 ] В то время Сурабая уже был крупным торговым портом. [ 2 ] благодаря своему расположению в дельте реки Брантас и на торговом пути между Малаккой и островами специй через Яванское море . [ 3 ] Во время упадка Маджапахита правитель Сурабаи сопротивлялся возвышению султаната Демак и подчинился его правлению только в 1530 году. [ 1 ] [ 4 ] Сурабая стала независимой после смерти султана Тренгана Демака в 1546 году. [ 5 ] [ 6 ] Исторических сведений о герцогстве второй половины 16 века мало . [ 5 ] В 1589 году Сурабая возглавил другие восточно-яванские княжества в противостоянии султанату Паджанг , государству-преемнику Демака, в Японии (сегодняшний Моджокерто ), тем самым остановив экспансию Паджанга на восток. [ 7 ] Яванские историки рассказали, что святой человек, потомок Сунан Гири , убедил противоборствующие стороны вернуться без боя. [ 8 ] Голландский историк Х. Дж. де Грааф писал, что во второй половине 16 века двор Сурабаи стал центром культуры и исламской старояванской литературы, в отличие от «выскочек» центральных яванских дворов, таких как султанаты Паджанг и Матарам . [ 1 ]
В первые годы 17 века Сурабая в союзе с Пасуруаном расширила свое влияние на всю восточную Яву. [ 9 ] Оно стало самым могущественным государством на востоке Явы, соперничая с султанатом Матарам в центральной Яве. [ 10 ] К 1622 году он контролировал Гресик и Седаю на востоке Явы. [ 11 ] Он также был повелителем Сукаданы. [ 11 ] и Банджармасин [ 12 ] на юге Борнео . В более сомнительных сообщениях говорилось, что оно могло также распространить свое влияние на Пасуруан и Бламбанган (оба на восточном выступе Явы ), регион долины Брантас и Вирасабу. [ 11 ] Сурабая сформировал и возглавил союз восточно-яванских княжеств, прежде всего в ответ на растущую мощь Матарама. [ 12 ] [ 13 ] Помимо Сурабаи и его подчиненных территорий, в альянс также входили Тубан , Маланг , Кедири , Ласем , все на восточной Яве, а также Мадура у северного побережья. [ 14 ]
Голландская Ост-Индская компания (известная под голландской аббревиатурой VOC) основала торговый пост в Гресике, находившемся под контролем Сурабаи, в 1602 году. [ 15 ] Голландские писатели писали о растущем влиянии Сурабаи. [ 15 ] В 1620 году голландские писатели описывали Сурабаю как богатое и могущественное государство с 30-тысячной полевой армией. [ 11 ] Город имел длину 37 километров (23 мили) в окружности, окружен каналом и защищен пушками. [ 11 ]
Конфликт с Матарамом и упадок
[ редактировать ]По мере того как Матарам и Сурабая расширяли свои территории и влияние, они начали конкурировать за гегемонию на востоке и центральной Яве. В 1590 году Матарам под властью Панембахана Сенопати напал и взял Мадиун, которого поддерживали вспомогательные войска Сурабая. [ 16 ] Матарам и Сурабая поддержали соперников-претендентов в войне за престол в Кедири. Фракция, поддерживаемая Сурабаем, одержала победу в 1591 году, а проигравший бежал в Матарам. [ 16 ] В 1598 и 1599 годах Матарам безуспешно атаковал Тубана, члена Сурабайского союза. [ 13 ] [ 17 ] В 1610 году Матарам начал совершать набеги на саму Сурабаю. [ 11 ] уничтожив посевы риса и разграбив Гресика в 1613 году. [ 15 ] [ 11 ] Голландские писатели, сообщавшие с торгового поста Гресик, писали о частых конфликтах Матарам-Сурабая в начале 17 века. [ 15 ] [ 11 ] Голландский пост был закрыт в 1615 году из-за обострения конфликта. [ 15 ] [ 11 ]
В 1613 году Ханьякракусума ( годы правления 1613–1645 , позже названный султаном Агунгом , «Великим султаном» и упоминаемый так в литературе) взошел на трон Матарама. [ 18 ] Он начал кампанию, которая в конечном итоге привела к падению Сурабаи. В 1614 году Агунг вторгся в нескольких союзников Сурабаи, в том числе в Вирасабу. [ 18 ] Затем Сурабая и его союзники контратаковали и вторглись в Матарам, но потерпели поражение в Сивалане, недалеко от Паджанга, в январе 1616 года. [ 18 ] [ 19 ] Впоследствии Матарам постепенно завоевал членов союза Сурабаи, в частности Тубан, в 1619 году. [ 18 ]
В 1620 году Матарам напал на сам город Сурабая. Из-за сочетания географических, логистических и климатических факторов Матарам не смог начать прямой штурм Сурабаи. [ 19 ] или продолжать осаду города. [ 20 ] Вместо этого Матарам периодически нападал на Сурабаю в засушливые сезоны, устраивая осады, уничтожая посевы и грабя урожаи в прилегающих районах. [ 18 ] [ 20 ] Последняя осада произошла в 1625 году. [ 21 ] Силы Матарама перекрыли плотиной реку Брантас , ограничив водоснабжение города. [ 18 ] и испортили оставшийся запас воды, используя трупы животных. [ 22 ] Поскольку город был голоден и пронизан болезнями, Джаяленгкара, герцог Сурабая, решил сдаться. [ 23 ] [ 24 ] Ему разрешили остаться в Сурабае как вассалу Агунга, но вскоре после этого пожилой герцог умер. [ 23 ]
Упадок Сурабаи и других прибрежных городов на северо-востоке Явы способствовал упадку яванской торговли в последующий период и подъему султаната Макассар в Сулавеси как крупного центра торговли специями в Нусантаре . [ 25 ]
Экономика
[ редактировать ]Экономика ориентирована на торговлю. [ 26 ] К началу 16 века Сурабая стал крупным торговым портом . [ 11 ] Его корабли были замечены по всей Нусантаре, на западе до Малакки и на востоке до островов Пряностей . [ 11 ] [ 26 ] Своей важностью он обязан своему расположению на международном торговом пути между этими двумя пунктами. [ 27 ] Кроме того, его расположение в дельте реки Брантас связывало его с внутренними сельскохозяйственными районами. [ 12 ] Общины, расположенные вверх по реке, снабжали его рисом как в качестве еды для сурабайцев, так и в качестве торгового товара для сурабейских купцов. [ 26 ] Сурабая снабжала внутренние общины торговыми товарами, такими как одежда, ювелирные изделия и фарфор . [ 26 ] Большинство других портовых городов на северо-восточном побережье Явы, таких как Демак и Тубан , были союзниками Сурабаи, прежде чем они попали под контроль Матарама. [ 28 ] С 1602 по 1615 год у ЛОС был торговый пост в Гресике, портовом городе, находившемся под контролем Сурабаи. [ 15 ] В это время территориальный контроль ЛОС на Яве ограничивался Батавией (сегодняшняя Джакарта ).
Правители
[ редактировать ]Правители Сурабаи имели ранг адипати . [ 29 ] обычно переводится на английский как герцог . [ 30 ] Правители стали мусульманами по крайней мере с 1513 года, когда Сурабая еще находилась в подчинении индуистско-буддийского Маджапахита . [ 1 ] Герцоги Сурабаи утверждали, что являются потомками Сунан Ампеля (1401–1481), одного из девяти святых ( вали сонго ), которым приписывают распространение ислама на Яве. [ 9 ] [ 1 ] [ 15 ] Однако де Грааф писал, что этому утверждению нет никаких доказательств, хотя он считал вероятным, что правящая семья имела дальнее родство с Сунаном Ампелем. [ 1 ] [ 15 ] Последним герцогом Сурабаи был Джаяленгкара ( год правления ?–1625 ), который к моменту падения Сурабаи в 1625 году был уже слеп и стар. [ 31 ] Его сын, Пангеран Пекик , был вынужден жить в Матараме после победы Матарама. [ 31 ] Позже он женился на сестре султана Агунга и, по словам де Граафа, «много сделал для цивилизации двора» Матарама. [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пижо 1976 , с. 16.
- ^ Риклефс 2008 , с. 43.
- ^ Ахмад Сайфул Али 1994 , с. 31.
- ^ Риклефс 2008 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Пижо 1976 , с. 28.
- ^ Ахмад Сайфул Али 1994 , с. 32.
- ^ Пижо 1976 , с. 31.
- ^ Пижо 1976 , стр. 31–32.
- ^ Перейти обратно: а б Ахмад Сайфул Али 1994 , с. 34.
- ^ Риклефс 2008 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Риклефс 2008 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б с Ахмад Сайфул Али 1994 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Риклефс 2008 , с. 45.
- ^ Ахмад Сайфул Али 1994 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Пижо 1976 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Пижо 1976 , с. 32.
- ^ Пижо 1976 , стр. 32–33.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Риклефс 2008 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Пижо 1976 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Ахмад Сайфул Али 1994 , с. 58.
- ^ Ахмад Сайфул Али 1994 , с. 64.
- ^ Ахмад Сайфул Али 1994 , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б Риклефс 2008 , с. 48.
- ^ Ахмад Сайфул Али 1994 , с. 67.
- ^ Кратоска 2001 , стр. 113.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ахмад Сайфул Али 1994 , с. 36.
- ^ Ахмад Сайфул Али 1994 , с. 28.
- ^ Кратоска 2001 , стр. 112.
- ^ Ахмад Сайфул Али 1994 , с. 3.
- ^
Словарное определение адипати в Викисловаре
- ^ Перейти обратно: а б с Пижо 1976 , с. 40.
Библиография
[ редактировать ]- Кратоска, Пол Х. (2001). Юго-Восточная Азия, Колониальная история: Империализм до 1800 года . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-21540-4 .
- Риклефс, MC (11 сентября 2008 г.). История современной Индонезии с 1200 года . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 46–48. ISBN 978-1-137-05201-8 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Пижо, Теодор Готье Томас (1976). Исламские государства на Яве 1500–1700: восемь голландских книг и статей доктора Х. Дж. де Граафа . Гаага: Мартинус Нийхофф. ISBN 90-247-1876-7 .
- Ахмад Сайфул Али (1994). Расширение Сурабаи Матарамом в 17 веке (Диссертация) (на индонезийском языке). Сурабая: Исламский институт Сунан Ампель.