Имра
Имра ( Камката-вари : Имро ) был главным божеством-творцом нуристанского народа до их обращения в ислам . [ 1 ] Имру считали создателем земли. Считалось, что своим дыханием он создал трех других главных божеств пантеона: Мона , Гиша и Багишта. [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Имя божества считается рефлексом индоиранского Яма . имя Имро или Юм в Камката-вари Считается, что происходит от заимствования санскритского Yama-rāja «Царь Яма» через среднеиндоарийскую форму *Yam(a)rāy(a) с характерным северо-западным изменением звука j на й . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Вероятно, это родственник Бангани титула Джима Разы, «бога мертвых». [ 7 ] Он также известен как Мара «Убийца, Смерть», термин, происходящий из языка Прасуна . [ 8 ] [ 9 ]
Родственные Камката-вари имро встречаются и в других соседних языках: Вайгали ямрай , [ 10 ] Калаш (Урцун) имбро , [ 11 ] Ашкун имра и Прасун юмра - все относятся к «богу-творцу». [ 12 ] [ 13 ]
Роль в религии
[ редактировать ]Это божество также действует как хранитель врат ада (расположенных в подземном царстве), предотвращая возвращение в мир живых - мотив, который перекликается с ролью Ямы как царя подземного мира. [ 14 ]
Популярная культура
[ редактировать ]В Джона Апдайка рассказе 1965 года «Бог говорит» (собран в сборнике «Музеи и женщины») Гиш Имра — это имя одного из главных героев, сына убитого лидера центральноазиатского государства под названием Нуристан .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Климбург, Макс. «Искусство и культура Паруна, «Священной долины» Кафиристана». В: Азиатское искусство , том 57, 2002. С. 51–68. [DOI: https://doi.org/10.3406/arasi.2002.1480 ]; www.persee.fr/doc/arasi_0004-3958_2002_num_57_1_1480
- ^ Люркер, Манфред. Словарь Рутледжа богов, богинь, дьяволов и демонов . Рутледж. 2004. с. 87. ISBN 978-04-15340-18-2
- ^ Аллен, Николас Джастин. «Некоторые боги доисламского Нуристана». В: Обозрение истории религий, том 208, № 2, 1991. История религий и компаратизм: индоевропейский вопрос. стр. 141-168. [DOI: https://doi.org/10.3406/rhr.1991.1679 ]; www.persee.fr/doc/rhr_0035-1423_1991_num_208_2_1679
- ^ Какопардо, AS (2016). «Промежуточный мир. Доисламские культуры Гиндукуша». В: Пелло, С. (ред.). Границы. Маршруты по окраинам Ирана . Венеция, Тетради евразийских исследований по Балканам, Анатолии, Ирану, Кавказу и Средней Азии. Издания Ка 'Фоскари. п. 250. ISBN 978-88-6969-100-3 [DOI: 10.14277/6969-100-3/EUR-5-10]
- ^ Хафманн, Джейкоб. «Нуристанские теонимы в свете исторической фонологии». В: 6-й индоевропейский исследовательский коллоквиум , 2022 г. [DOI: http://dx.doi.org/10.13140/RG.2.2.31805.54244 ]; www.researchgate.net/publication/359109254_Nuristani_Theonyms_in_Light_of_Historical_Phonology
- ^ Хафманн, Якоб. « Нуристанские теонимы в свете исторической фонологии ». В: Корни Перистана: доисламские культуры Гиндукуша/Каракорума. Материалы Международной междисциплинарной конференции ISMEO, Рим, Палаццо Балеани, 5-7 октября 2022 г. Часть I. Под редакцией Альберто М. Какопардо и Аугусто С. Какопардо. Рим: ISMEO, 2023. с. 322. ISBN 978-88-66872-65-8 .
- ^ Золлер, Клаус Питер. «Обзорная статья: «Языческое Рождество: Зимний праздник Калаши Гиндукуша» и истинные границы «Великого Перистана».». В: Acta Orientalia 2018, н. 79. 2018. стр. 217 и 232 (сноска № 174). ISSN 0001-6438
- ^ Парпола, Аско. Корни индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда . Издательство Оксфордского университета. 2015. стр. 143 и 264. ISBN 978-0-19-022690-9
- ^ Какопардо, AS (2016). «Промежуточный мир. Доисламские культуры Гиндукуша». В: Пелло, С. (ред.). Границы. Маршруты по окраинам Ирана . Венеция, Евразия. Тетради исследований Балкан, Анатолии, Ирана, Кавказа и Средней Азии. Издание Ка 'Фоскари. стр. 251 и 253. ISBN 978-88-6969-100-3 [DOI: 10.14277/6969-100-3/EUR-5-10]
- ^ Климбург, Макс. «Искусство и культура Паруна, «Священной долины» Кафиристана». В: Азиатское искусство , том 57, 2002. С. 51–68. [DOI: https://doi.org/10.3406/arasi.2002.1480 ]; www.persee.fr/doc/arasi_0004-3958_2002_num_57_1_1480
- ^ Паркс, Питер. «Храм Имры, Храм Маханду: святилище кафиров в космологии Калаши». Бюллетень Школы востоковедения и Африки . Лондонский университет 54, вып. 1 (1991): 85. http://www.jstor.org/stable/617315 .
- ^ Золлер, Клаус Питер. «Обзорная статья: «Языческое Рождество: Зимний праздник Калаши Гиндукуша» и истинные границы «Великого Перистана».». В: Acta Orientalia 2018, н. 79. 2018. с. 232 (сноска № 174). ISSN 0001-6438
- ^ Минахан, Джеймс Б. (10 февраля 2014 г.). Этнические группы Северной, Восточной и Центральной Азии: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 205. ИСБН 9781610690188 . Проверено 7 января 2021 г.
Живя в высокогорных долинах, нуристанцы сохранили свою древнюю культуру и религию, форму древнего индуизма со многими обычаями и ритуалами, развитыми на местном уровне. Определенные божества почитались только одним племенем или общиной, но все нуристанцы повсеместно поклонялись одному божеству как Создателю, индуистскому богу Яма Раджа, которого называли имро или имра . нуристанские племена
- ^ Бойс, Мэри. «Дозороастрийская религия мидян и персов». В: История зороастризма, зороастризм при ахеменитах . Лейден, Нидерланды: Брилл, 1982. стр. 18–19. дои: https://doi.org/10.1163/9789004293908_003