FuG 240 Берлин
FuG 240 «Берлин» представлял собой бортовую радиолокационную систему перехвата, работающую на «самом нижнем конце» радиодиапазона СВЧ (около 3,3 ГГц / длина волны 9,1 см), которую немецкие Люфтваффе представили в самом конце Второй мировой войны . Это был первый немецкий радар, основанный на магнетроне с резонатором , что устранило необходимость в больших антенных решетках на основе нескольких диполей, которые использовались на более ранних радарах, тем самым значительно увеличив характеристики ночных истребителей . Представленный Telefunken в апреле 1945 года, в эксплуатацию поступило всего около 25 единиц.
Фон
[ редактировать ]немецкие люфтваффе впервые представили бортовой радар перехвата В 1942 году FuG 202 «Lichtenstein B/C» и его прямую версию FuG 212 Lichtenstein C-1. Оба аппарата работали на частоте 490 МГц, в нижнем диапазоне УВЧ с длиной волны 0,61 метра. Антенны радара имеют размер примерно равный рабочей длине волны или ее части, поэтому для FuG 202 и 212 изначально требовались большие 32-дипольные антенные решетки Matratze (матрасные), которые выступали перед самолетом и вызывали значительное сопротивление - позже это было уменьшено. до четверти антенны той же конструкции, установленной по центру носовой части самолета.
К 1943 году ряд усилий и удачных перехватов позволили Королевским ВВС внедрить постановщики помех , которые мешали работе радара искусственного интеллекта. ВВС Великобритании также представили радар-детектор Serrate , который позволял британским ночным истребителям обнаруживать радары Лихтенштейна. Летом и осенью 1943 года ВВС Великобритании сбили впечатляющее количество немецких ночных истребителей.
В ответ Люфтваффе в конце 1943 года представили FuG 220 Lichtenstein SN-2. Чтобы избежать помех британским ВВС, SN-2 работал в нижнем диапазоне ОВЧ, на частоте 90 МГц, или на длине волны 3,33 метра. Для более низкого диапазона частот СН-2 требовались огромные восьмидипольные антенны Хиршгевайх (оленьи рога), которые создавали такое большое сопротивление, что скорость самолета замедлялась примерно на 50 км/час.
Лихтенштейн СН-2 в конечном итоге был вытеснен радаром «Нептун» . Основанный на той же базовой технологии, что и «Лихтенштейн», «Нептун» работал на шести средних частотах УКВ в диапазоне 158–187 МГц. с более короткими дипольными антеннами, по-прежнему в формате крепления «рога». Это подразделение было лишь временным решением.
Роттердамское устройство
[ редактировать ]Первые радары воздушного перехвата Королевских ВВС работали в диапазоне 1,5 метра и имели антенны, аналогичные их более поздним немецким аналогам. Однако появление магнетрона с резонатором в 1940 году кардинально изменило ситуацию. Магнетрон эффективно генерировал микроволны с помощью устройства размером с банку из-под кофе, снижая рабочие длины волн с нескольких метров до менее чем 10 сантиметров. Это уменьшило размер антенны до нескольких сантиметров. Вместо того, чтобы просто использовать меньшую антенну Яги , система была соединена с новой параболической антенной , которая позволяла осуществлять коническое сканирование . В результате получился небольшой, легкий, мощный, дальний и легко читаемый радар.
Изначально магнетрон предназначался только для самолетов, летающих над Великобританией или морем, чтобы в случае потери самолета магнетрон не попал в руки немцев. Однако по мере развития войны было разработано несколько новых применений магнетрона, в частности, системы наземного картирования, такие как радар H2S . Это позволило оператору получить грубое помощью электронно-лучевой трубки изображение земли под землей с в любую погоду. Это принесло большую пользу усилиям бомбардировочного командования Королевских ВВС , и разгорелись интенсивные дебаты о том, разрешать ли его использование над континентальной Европой. В конце концов было принято решение разрешить подразделениям H2S участвовать в стратегических операциях, начиная с Pathfinder Force .
Неизбежное произошло 2 февраля 1943 года, когда « Шорт Стирлинг был сбит под Роттердамом Патфайндер» . Немецкие войска, осматривая обломки, обнаружили аппарат, который они назвали «Роттердам Герэт» (Роттердамское устройство). Они быстро определили, что это генератор сантиметровых волн, хотя его точная цель была неясна. Это выяснилось, когда был захвачен второй экземпляр, и экипаж самолета обнаружил, что это картографическая система. Вольфганг Мартини немедленно сформировал команду для изучения новой системы и разработки контрмер. В результате этой работы было создано устройство FuG 350 Naxos , радиоприемник, использующий пеленгаторную петлю для авиационной установки, покрытый каплевидным обтекателем и настроенный на частоты H2S, который использовался для слежения за «Следопытами» в полете. Однако это было введено как раз в тот момент, когда Королевские ВВС представляли H2S Mk. III и США — свой радар H2X , который работал на расстоянии 3 см (10 ГГц) и поэтому не был замечен Наксосом .
Берлин
[ редактировать ]Захваченный магнетрон был отправлен в Берлин, и группа представителей немецкой электронной промышленности встретилась в офисе Telefunken, чтобы обсудить его. Всего несколько дней спустя эти офисы подверглись нападению, и магнетрон был уничтожен. Однако второй экземпляр был обнаружен с самолета, принимавшего участие в этом рейде.
Telefunken использовал его в качестве основы для немецкой версии устройства и радара с искусственным интеллектом на его основе. Система, разработанная Telefunken, была похожа на свою британскую версию, но существенно отличалась системой отображения. Учитывая ограниченное количество изменений, неясно, почему запуск в производство занял так много времени — более двух лет. Производственные установки не были готовы до весны 1945 года и устанавливались на немецкие самолеты только в апреле, незадолго до окончания войны.
Модель Berlin N-2 устанавливалась преимущественно на Junkers Ju 88G-6 ночных истребителях за фанерным обтекателем . Это настолько уменьшило сопротивление по сравнению с Лихтенштейнами и Нептуном последних моделей, что истребители вернули прежнюю скорость. Выходная мощность радара Н-2 составляла 15 кВт и была эффективна против целей размером с бомбардировщик на дистанциях до 9 километров или до 0,5 километра, что устраняло необходимость во второй радиолокационной системе ближнего действия. Версия N-3 использовала обновленную систему отображения с выходом C-прицела , что упрощало перехват.
Н-4 был дальнейшим развитием Н-3; он вращал антенну в горизонтальной плоскости под каплевидным корпусом антенны FuG 350 Naxos наверху фюзеляжа самолета. Результатом стало 360-градусное изображение неба вокруг самолета, которое было представлено на индикаторе положения в плане (PPI). Эта версия позже была переименована в FuG 244 «Бремен» , но не была одобрена к производству.
Технические характеристики
[ редактировать ]- Мощность: 15 кВт
- Угол поиска: +/− 55°
- Диаметр антенны: 0,70 метра
- Диапазон частот: 3250–3330 МГц (~ 10 см)
- Диапазон: 0,5–9,0 км.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вольфганг Холпп, «Век радаров» , EADS Deutschland
- Ларри Бельмонт, «Радар во Второй мировой войне»