Мбону Оджике
Мази Мбону Оджике (ок. 1914 — 29 ноября 1956) — нигерийский националист и писатель. Он прошел путь от хормейстера, органиста и учителя англиканской школы до студента в Америке, а затем стал культурным и экономическим националистом. Он был вторым вице-президентом NCNC. [ 1 ] и заместитель мэра Лагоса в 1951 году. Оджике был известен как «король бойкота» за свой лозунг «бойкот бойкота». В Америке он провел 8 лет, занимаясь интеллектуальными поисками и улучшая знания посторонних об Африке, говоря с африканской точки зрения. По возвращении он продвигал свой бренд африканизации - постоянное потребление африканских форм одежды, еды, одежды, религии и танцев, одновременно веря в избирательные преимущества иностранных удобств. [ 2 ] Оджике сделал общепринятым использование слова Мази вместо слова «мистер».
Среди его публикаций « Моя Африка» и «У меня две страны» . Оджике был искушенным критиком, страстно страстным сторонником экономического национализма. [ 3 ] иногда он был откровенен, что вызывало у него некоторую враждебность.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Оджике родился в семье Мгбеке и Мбону Эмеанлулу в Арондизуогу , колониальная Нигерия . [ 4 ] Несмотря на протесты отца, Оджике посещал англиканские школы. [ 5 ] начальное образование он получил в школе CMS в Арондисуогу. В 1925 году он был учеником-учителем в Центральной англиканской школе в Арондисуогу и Абагане. В 1929 году он поступил в педагогический колледж CMS в Авке , чтобы получить педагогическое образование и закончил обучение в 1931 году. Вскоре Оджике поступил на работу в гимназию Мемориала Денниса в Онитше . В школе он был хормейстером, руководителем воскресной школы и школьным органистом. [ 2 ] Оджике постепенно стал недоволен миссионерской формой образования, критикуя ее как не имеющую первостепенного значения для развития Африки и подавляя африканскую культуру. [ 6 ] Вскоре он покинул школу и работал агентом компании West African Pilot . Вдохновленный произведениями Джеймса Эггри и Азикиве, Оджике решил продолжить образование за границей.
В ноябре 1938 года Оджике покинул Нигерию вместе с 11 другими студентами, чтобы получить высшее образование. Он поступил в колледж в Университете Линкольна (Пенсильвания), затем уехал в Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн и закончил учебу в Университете штата Огайо со степенью бакалавра экономики. Впоследствии Оджике получил степень магистра образования и управления. [ 6 ]
Активизм
[ редактировать ]В США Оджике много читал лекции. [ 7 ] о своем опыте жизни в африканской культурной среде и своих взглядах на колониализм и расизм. Он написал возражения на статьи, в которых Африка изображалась в негативном свете. [ 8 ] помимо написания двух книг и брошюры об африканской культуре. Его книги объясняли культурные традиции и развенчали идею африканской неполноценности. [ 9 ] В «Моей Африке» он познакомил американцев со своей культурой отчасти как способ развития культурных отношений между двумя культурами. В Америке он принял и узнал о демократической системе управления. Он также был страстным сторонником культурного и политического национализма, отвергал колониализм как вредный для демократии и идею о том, что африканское общество является преходящей культурой. [ 8 ] Хотя Оджике был культурным националистом, он верил не в отказ от всех форм западной культуры, а в идею «культурной пластичности», когда африканцы заимствуют определенные аспекты чужой культуры, но при этом сохраняют основные социальные и политические ценности, которые способствуют стабильности, прогрессу и достоинству. . [ 9 ]
В 1941 году Оджике, К.О. Мбадиве и Джон Карефа-Смарт основали Ассоциацию африканских студентов США и Канады. Среди целей организации было благополучие африканских студентов и интерпретация африканской культуры западной аудитории. [ 10 ] Оджике также был членом двух панафриканских организаций: Американского совета африканского образования и Африканской академии искусств и исследований. Последнюю основали Оджике, Мбадиве, Оризу, Лоуренс Реддик . [ 11 ] В период с 1943 по 1945 год академия спонсировала серию хорошо принятых танцевальных мероприятий. [ 11 ] В 1945 году Оджике смог присутствовать на Конференции ООН по международным организациям в качестве члена этих организаций.
По возвращении в Нигерию одной из его первых идей было создание университета на основе американской модели высшего образования. Основная стратегия университета заключалась в экономии средств за счет предоставления образования студентам на местном уровне вместо того, чтобы студенты тратили деньги на получение ученых степеней за пределами страны. Однако идея так и не была реализована. В период с 1947 по 1948 год он был генеральным директором и обозревателем журнала West African Pilot. Он написал две колонки: «Катехизис выходного дня» и «Что-то, о чем стоит подумать». В 1948 году он покинул пилотный проект, чтобы основать коммерческое предприятие, Африканскую корпорацию развития. Он собрал капитал и купил популярную пекарню, ранее принадлежавшую Амосу Шаклфорду. После гибели 21 бастующего шахтера в 1949 году Оджике в ответ написал колонку, призывающую к согласованным действиям против колониальных властей. [ 12 ] Статья была истолкована как подстрекательство к мятежу, и Оджике был оштрафован. Стрельба также побудила его стать соучредителем широкой организации под названием «Национальный комитет по чрезвычайным ситуациям» под председательством Акинолы Майи. Организация просуществовала недолго, всего год, и была национальным голосом, выступающим против расовой дискриминации. [ 12 ] прежде чем политическое соперничество разрушило его. Оджике был сторонником федеральной системы управления в Нигерии, на генеральной конференции в Ибадане, организованной для разработки проекта Конституции Макферсона, Оджике и Эйо Ита были соавторами доклада меньшинства, критикующего принятие региональной системы управления и введение Палаты представителей. вождей вместо федеральной системы, состоящей из штатов с этническими границами и устранением личной заинтересованности в управлении. [ 13 ]
Оджике играл заметную роль в деятельности NCNC, особенно в их митингах. Он был агентом массовой мобилизации, и его «Песня свободы» была популярной мелодией на митингах NCNC. Он был вторым национальным вице-президентом партии, боролся и получил место, чтобы представлять Лагос в Законодательном совете. В 1951 году он был назначен заместителем мэра Лагоса. В 1953 году Оджике стал участвовать в политике и развитии Восточной Нигерии , когда был избран в Восточную региональную ассамблею. Впервые он был назначен региональным министром труда в 1954 году, а затем в том же году перешел на должность министра финансов. В качестве министра он поддержал введение налога «Плати по мере заработка» и участвовал в создании Финансовой корпорации Восточного региона и дорожном строительстве. Однако ходили слухи о его причастности к покупке корпорацией акций African Continental Bank, когда он был действующим министром финансов. [ 14 ] Он ушел в отставку в 1956 году. На трибунале Фостера-Саттона, расследующем деятельность корпорации, Оджике был тверд в своей лояльности Азикиве , основателю банка и лидеру NCNC, особенно когда аргументы были сформулированы в форме экономической свободы для народа или расширение западного империализма. [ 3 ]
Бойкот короля
[ редактировать ]Оджике верил в избирательный импорт и подражание. Он хотел, чтобы Африка была экономически свободной и политически независимой. Одним из его лозунгов было «бойкот бойкота». [ 15 ] сокращение потребления западных товаров, но инвестиции в образование и другие экономически продуктивные предприятия. [ 15 ] Он предпочитал пальмовое вино импортному джину и пропагандировал ношение африканской одежды среди элитных государственных служащих. Он высказался за введение африканского национального костюма и поддержал африканскую музыку и танцы. Его интерес к африканской музыке привел к созданию Всеафриканской танцевальной ассоциации.
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Оджике женился на двух женах и имел пятерых детей. Он был членом реформатского общества Огбони. Одзике умер 29 ноября 1956 года в больнице Парклейн Энугу. Его похоронили на следующий день.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Склар 2004 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б Кокер, 1956 год .
- ^ Jump up to: а б Склар 2004 , с. 184.
- ^ Чуку 2013 , с. 89.
- ^ Прескотт 1946 .
- ^ Jump up to: а б Чуку 2013 , с. 90.
- ^ Склар 2004 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б Чуку 2013 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б Чуку 2013 , с. 91.
- ^ Чуку 2013 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Мягкий 2001 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Чуку 2013 , с. 102.
- ^ Тысяча 1960 , с. 118.
- ^ Чуку 2013 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б Чуку 2013 , с. 105.
Ссылки
[ редактировать ]- Чуку, Глория (2013). «Глава 3: Мбону Оджике: африканский националист и панафриканист». В Чуку, Глория (ред.). Интеллектуальная традиция игбо: творческий конфликт в африканской и африканской диаспорической мысли . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 89–117. ISBN 9781137311283 .
- Кокер, Увеличение (6 декабря 1956 г.). «Мбону Оджике Африканец». Западноафриканский пилот . Яба, Лагос.
- Эзера, Калу (1960). Конституционные изменения в Нигерии: аналитическое исследование развития конституции Нигерии, а также исторических и политических факторов, повлиявших на конституционные изменения . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Мягкий, Нина (2001). Организация черной Америки: Энциклопедия афроамериканских ассоциаций . Гирлянда.
- Прескотт, Орвилл (19 февраля 1946 г.). «Книги времени: стремление к западному обучению, гордость за местную культуру Нигерии». Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк.
- Склар, Ричард (2004). Нигерийские политические партии: власть в развивающейся африканской нации . Африка Мир. ISBN 9781137311283 .
- Нигерийский национализм
- Национальный совет Нигерии и политики Камеруна
- Нигерийские националисты
- Выпускники Колледжа искусств и наук Университета штата Огайо
- Люди из колониальной Нигерии
- Нигерийские школьные учителя
- Нигерийские эмигранты в США
- Политики игбо
- Преподаватели игбо
- 1910-е годы рождения
- 1956 смертей
- Люди из штата Имо