Jump to content

Синий пояс

Синий пояс
Люди говорят
Имя Синий пояс
Также известен как Голубая лента
Аарне – Томпсона Группировка ATU 590 (Принц и повязки)
Мифология норвежский
Область Норвегия
Опубликовано в Норвежские народные сказки Питера Кристена Асбьёрнсена и Йоргена Моэ
Связанный сэр Джордж Уэббе Дасент

Голубой пояс ( норвежский : Det blå båndt ) — норвежская сказка , собранная Питером Кристеном Асбьёрнсеном и Йоргеном Мо в Norske Folkeeventyr . Это Аарне-Томпсон тип 590. [ 1 ]

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]

Нищая женщина и ее сын возвращались домой, когда увидели синий пояс. Она запретила ему поднимать его, но через некоторое время он ускользнул от нее и взял его, и это заставило его почувствовать себя сильным, как великан. Когда ей нужно было отдохнуть, он поднялся на скалу и увидел свет. Он пришел к матери, чтобы предложить им найти там убежище. Когда она не могла идти дальше, он нес ее, но она увидела, что это дом троллей . Он настоял, и она потеряла сознание. Внутри находился старик ростом 20 футов (6,1 м). Мальчик назвал его «дедушкой» и сказал, что сидел там триста лет, и никто не называл его дедушкой. Они разговорились, и старик приготовил им ужин, убив одной рукой быка.

Ночью мальчику досталась колыбелька, а старик уступил матери кровать. Старик сказал матери, что если они избавятся от сына, то смогут жить счастливо вместе. Он пообещал раздавить мальчика камнями в карьере. На следующий день мальчик пошел с ним, но мальчик не пострадал и катил камень на тролля, который сломал ему ногу. Тролль рассказал матери мальчика, что у него есть сад с двенадцатью львами, которые готовы растерзать мальчика. Мать притворилась больной и послала мальчика за львиным молоком, но там он разбил самого большого из них на куски, напугав остальных, и получил молоко. Тролль сказал, что не поверил этому, но мальчик бросил его одиннадцати львам, которые следовали за ним, а затем спас его.

Затем тролль рассказал старухе, что у него есть два брата, которые в двенадцать раз сильнее его. Вот почему он оказался здесь, будучи изгнанным из дома. У них были яблоки, от которых можно было спать три дня и три ночи, и мальчик не мог их не съесть. Старуха послала сына за яблоками из их сада. Он пошел со львами, съел несколько яблок и заснул. На третий день пришли братья, но львы растерзали их. Он нашел принцессу , которую похитили братья. Она дала ему один из мечей тролля. Прожив некоторое время вместе, она решила рассказать родителям, что с ней случилось, и уплыла.

Он пошел навестить свою мать и тролля. Она спросила его секрет, и он раскрыл пояс. Она сорвала его. Она и тролль выкололи ему глаза и бросили его в маленькую лодку. Львы вытащили лодку на берег острова. Однажды лев погнался за слепым зайцем, но тот упал в родник, и после этого заяц смог избегать препятствий на своем пути. Весной львы окунули мальчика, и он прозрел. Он приказал львам вернуть его, а затем снова украл пояс. Он наказал свою мать и тролля и отправился на поиски принцессы.

Моряки остановились и нашли огромное яйцо. Они не смогли его сломать, а мальчик смог. Вышел птенец. Он велел морякам плыть очень быстро и покинуть лодку. Прилетела огромная птица и потопила все корабли. Мальчик отрубил ему голову.

Мальчик переоделся танцующим медведем и был доставлен в суд. Король привел его к принцессе, и он открылся ей. Затем он пришел к королю и сказал ему, что хочет найти принцессу. Король предупредил его, что тот, кто не найдет ее в течение суток, будет убит. Мальчик настоял на своем и затем привел его к принцессе. Принцесса рассказала королю, что мальчик спас ее, и они поженились.

Тип сказки

[ редактировать ]

Сказка классифицируется в международном индексе Аарне-Томпсона-Утера как тип ATU 590. Ее первоначальное название также является названием типа сказки в Норвегии, согласно книге ученого Орнульфа Ходне [ нет ] « Типы норвежской народной сказки» . [ 2 ]

Фольклорист Стит Томпсон отметил, что типы сказок ATU 315 «Неверная сестра» и ATU 590 «Принц и повязки» были настолько «тесно связаны», что казались вариациями одного типа или, по крайней мере, оказали влияние друг на друга. [ 3 ] Обе истории связаны с предательством родственницы (сестры в типе 315 или матери в типе 590), которая влюбляется в злодея (людоеда, разбойника, дьявола) и вступает в сговор со своим новым любовником с целью убить героя. . [ 4 ] Профессор Хасан Эль-Шами соглашается с оценкой Томпсона и даже заявляет, что типы 590 и 315, а также 590А, «Коварная жена», все «принадлежат» к одному и тому же типу сказки. [ 5 ] В том же духе исследователь Кристин Шоджаи Каван утверждает, что оба типа «по сути неразделимы» и что «логично» предположить, что это одно и то же повествование. [ 6 ]

Литературные предшественники

[ редактировать ]

Ученый Джек Зипес считает, что англо-нормандский метрический роман XIII века « Бев де Хэмптон » содержит «тот же сюжет», что и тип 590. [ 7 ] В том же духе другое направление исследований отмечает, что испаноязычное произведение Celinos y la adúltera связано с циклом «Бев» и имеет сильное сходство с типами 315, «La Hermana Traidora», и 590, «La Madre Traidora». особенно последнее. [ 8 ] [ 9 ]

Распределение

[ редактировать ]

Томпсон предположил, что обе сказки возникли в Румынии, поскольку оба типа «в первую очередь появляются» в Восточной Европе: [ 10 ] на Балканах («особенно в Румынии»), в России и в Прибалтике. Оба типа сказок также появляются в Северной Африке и на Ближнем Востоке. [ 11 ]

Эль-Шами также обнаруживает типы 315 и 590 по всей Северной Африке, в том числе среди берберского населения. [ 12 ] В том же духе ученые Ибрагим Мухави и Шариф Канаана сообщают, что сказка типа 590 «популярна в арабской традиции». [ 13 ]

По словам венгерско-американской ученой Линды Дег , тип сказки 590 также популярен в Венгрии: зарегистрировано 70 вариантов. [ 14 ]

По словам Ричарда Макгилливрея Докинза , греческие варианты о матери героя и ее «злом любовнике» встречаются по всей Греции, «от Понта до Эпейроса». [ 15 ]

Параллели

[ редактировать ]

Хорватский фольклорист Майя Бошкович-Стулли отметила, что сербско-хорватская эпическая песня «Йован и вождь великанов» , собранная Вуком Караджичем , была параллелью сказке типа 590. [ 16 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ DL Ashliman, Голубой пояс: Норвегия, Питер Кристен Асбьёрнсен и Йорген Моэ
  2. ^ Ходне, Орнульф. Типы норвежской народной сказки . Университетское издательство, 1984. стр. 141-142.
  3. ^ Томпсон, Стит (1977). Народная сказка . Издательство Калифорнийского университета. п. 114, 184. ISBN   0-520-03537-2 .
  4. ^ Аарне, Антти; Томпсон, Стит. Виды народной сказки: классификация и библиография . Стипендиаты по фольклору FFC no. 184. Третье издание. Хельсинки: Academia Scientiarum Fennica, 1973 [1961]. стр. 113-114.
  5. ^ Эль-Шами, Хасан М. Народные сказки Египта . Издательство Чикагского университета. 1980. с. 241. ISBN   0-226-20625-4 .
  6. ^ Каван, Кристин Шоджаи. «Мать: Неверная Мать (AaTh 590)» [Неверная Мать (ATU 590)]. В: Онлайн- энциклопедия сказок под редакцией Рольфа Вильгельма Бредниха, Хайдрун Альцгеймер, Германа Баузингера, Вольфганга Брюкнера, Даниэля Драшека, Хельге Герндта, Инес Кёлер-Цюльх, Клауса Рота и Ханса-Йорга Утера. Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 2016 [1999]. п. 1059. https://www-degruyter-com.wikipedialibrary.idm.oclc.org/database/EMO/entry/emo.9.213/html . Доступ 23 декабря 2022 г.
  7. ^ Зипес, Джек. Прекрасная Ангиола: Затерянный сицилийский народ и сказки Лауры Гонценбах . Рутледж, 2013. с. 354. ISBN   9781135511685 .
  8. ^ Педроса, Хосе Мануэль. «Песня о жесте Бёва де Хантона, роман Селиноса и рассказы о сестре-предательнице (ATU 315) и матери-предательнице (ATU 590)». В: Популярные культуры. Электронный журнал 1 (январь-апрель 2006 г.). http://www.culturaspopulares.org/textos%20I-1/articulos/Pedrosa.htm ; ISSN   1886-5623 .
  9. ^ Армистед, Сэмюэл Г.; Сильверман, Джозеф Х. « Роман Селиноса и прелюбодеяния среди сефардов Востока ». В: Ежегодник писем. Лингвистика и филология, том 2, (1962 год), стр. 5-14.
  10. ^ Томпсон, Стит (1977). Народная сказка . Издательство Калифорнийского университета. п. 184. ISBN   0-520-03537-2 .
  11. ^ Аарне, Антти; Томпсон, Стит. Виды народной сказки: классификация и библиография . Стипендиаты по фольклору FFC no. 184. Третье издание. Хельсинки: Academia Scientiarum Fennica, 1973 [1961]. стр. 113-114, 184.
  12. ^ Эль-Шами, Хасан М. Народные сказки Египта . Издательство Чикагского университета. 1980. с. 241. ISBN   0-226-20625-4 .
  13. ^ Мухави, Ибрагим и Шариф Канаана. Говори, птица, говори еще раз : палестинские арабские народные сказки . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. 1989. с. 353. ISBN   0-520-06292-2 .
  14. ^ Дег, Линда (1965). Народные сказки Венгрии . Издательство Чикагского университета. п. 316. ISBN   978-0-226-14024-7 .
  15. ^ Докинз, Ричард МакГилливрей. Новогреческие народные сказки . Оксфорд: Кларендон Пресс. 1953. с. 146.
  16. ^ Бошкович-Стулли, Майя. «Сказочные темы в сербско-хорватской эпической народной литературе». В: Дег, Линда. Исследования восточноевропейского народного повествования . Американское фольклорное общество, 1978. стр. 54–55.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лакурсьер, Л. (1971). «Лента, которая делает тебя сильным (Стандарт 590)». В: Les Cahiers des dix , (36), 235–297. https://doi.org/10.7202/1025289ar
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3d29158d6ea9795789a8def058925fbb__1714444860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/bb/3d29158d6ea9795789a8def058925fbb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Blue Belt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)