Кешавдас
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Кешавдас | |
---|---|
Рожденный | Кешавдас Мишра в. 1555 г. Орчха , Королевство Орчха , Империя Великих Моголов (современный Мадхья-Прадеш , Индия ) |
Умер | в. 1617 Орчха, Королевство Орчха, Империя Великих Моголов | (61–62 года)
Занятие | Поэт , писатель, учёный и администратор |
Жанр | Эпическая поэзия |
Кешавдас Мишра (англ. Произношение на хинди: [keːɕəvəd̪ɑːsə miɕrə] ; 1555–1617), обычно известный под мононимом Кешавдас , был индийским поэтом , писателем, ученым и администратором, который был наиболее известен своим произведением Расикприя , новаторским произведением Рити Каал в литературе на хинди . Ему покровительствовал Вир Сингх Део из Орчхи.
Жизнь
[ редактировать ]Кешавдас Мишра был санадхья-брахманом, родившимся в 1555 году. [1] вероятно, недалеко от Орчхи в Тикамгархе . [2] Среди его предков было много пандитов , и выводы из его сочинений позволяют предположить, что, что типично для пандита, предпочтительным языком его семьи и тем языком, с которым он познакомился в детстве, был санскрит . В число этих предков входили Динакара Мишра и Трибикрама Мишра, которые были награждены правителями Томары в Дели и Гвалиоре , а также его дед Кришнадатта Мишра и его отец Кашинатха Мишра, которые оба служили учеными при правителях королевства Орчха. . [3] [а] Его старший брат Балабхадра Мишра также был поэтом. [5]
Несмотря на семейную связь с санскритом, Кешавдас принял для своих произведений народный стиль хинди , известный как Брадж Бхаша . Самоуничижение, которое последовало за этим важным сдвигом - однажды он назвал себя «тугодумным поэтом на хинди». [б] - опровергает его значение, которое Эллисон Бруш назвала «решающей вехой в литературной культуре Северной Индии». [3] Его решение означало отказ от в высшей степени формализованного, стилизованного и общепринятого жанра, который считался де-факто требованием любого поэта, не говоря уже о том, кто хотел работать при королевских дворах того времени. Дело не в том, что поэзия на хинди была новой, поскольку она уже давно пропагандировалась, в основном устно и, в частности, религиозными деятелями, а скорее в том, что она устарела. В частности, это не понравилось самим пандитам. В глазах критиков, по словам Буша, «быть писателем на родном языке означало проявлять как лингвистический, так и интеллектуальный недостаток». [7]
Во многом успех Кешавдаса можно объяснить тем парадоксом, что он использовал санскритскую традицию в своей народной поэзии. Литературный статус Бридж Бхаши уже был принят среди простых людей в поколениях, непосредственно предшествовавших ему, во многом благодаря движению Бхакти , которое стремилось возродить вайшнавский индуизм и которое было сосредоточено в городах Вриндаван и Матхура . Это движение религиозного возрождения привело к строительству множества новых храмов, и те, кто пропагандировал и принимал Бридж Бхашу в то время, считали, что это был язык, на котором говорил Кришна . Поэты-бхакти, такие как Свами Харидас, создали новые народные религиозные произведения, отказавшиеся от санскрита, который был традиционным языком религии и брахманов , и их песни пелись сообща, а не изолированно. [8]
На рост значения Кешавдаса также повлияла политика того времени. Империя Великих Моголов господствовала в этом районе, а Орчха была подчиненным государством . Правители-данники утверждали свою оставшуюся власть через культурные каналы, и Кешавдас был связан с двором Орчхи со времен правления Мадукар-шаха. Буш описывает его как «друга, советника и гуру королей Орчхи, но ... также непревзойденного поэта и интеллектуала». [9]
Первоначально он находился при дворе Индраджита Сингха, брата правителя Бунделы Рам Сингха. В 1608 году, когда к власти пришел Вир Сингх Део , Кешавдас присоединился к его двору. [10] Ему был пожалован джагир 21 деревни. Кешавдас умер в 1617 году. [1]
Основные работы
[ редактировать ]Ратан Бавани (ок. 1581 г.) — самая ранняя работа, приписываемая Кешавдасу. [11] Мадукар вполне мог заказать это, хотя это не точно. Он выделяется среди всех последующих произведений Кешавдаса своим композиционным стилем и отчетливой антимогольской политической позицией. Буш говорит, что это «должно было иметь большой резонанс и, возможно, даже принесло некоторое утешение этому недавно побежденному и недавно ставшему вайшнавами княжеству». Поэма состоит из 52 стихов- секстетов , в которых сочетаются стиль расо западной Индии с влиянием вайшнавов и переработаны темы классической индийской литературы с локальной точки зрения. изображен На нем Вишну как сторонник Ратнасены Бунделы, четвертого сына Мадукара, чьи воинские подвиги во время завоевания Орчхи Великими Моголов прославлены. Достоверность даже основной представленной информации сомнительна — например, она игнорирует тот факт, что Ратнасена Бундела сражался как за Акбара, так и против него, — но, похоже, это было сделано намеренно. [12]
Ему приписывают три антологии стихов: Расикприя (1591), [2] Рамчандрика (1600 г.), [13] и Кавиприя (1601 г.). [13] Рамчандрика — это сокращенный перевод Рамаяны, состоящий из 30 разделов.
Среди других его работ - «Рахших» (1600), [ нужна ссылка ] Чхандамала (1602 г.), [ нужна ссылка ] Вирсингдев Чарит (1607 г.), [13] Виджнангита (1610 г.) [11] и Джахангирджас Чандрика (1612 г.). [14]
Расикприя
[ редактировать ]Он восхвалял бетву и орчху как самые красивые создания на земле и именно он прославил их. Поседевший с годами, он сожалел о том дне, когда симпатичные девушки, которых он встретил на Бетве, обратились к нему как к Бабе – старику.
- Кешав Кешан сделал то же, чего не сделал Арихун.
- Чандравадан Мригалочани Баба куда-то собирается.
- Кешав кешан ас кари, джас арихун на карахин,
- чандравадан, мригалочани, «Баба», где джахин.
- (О Кешав, какой опустошение принесли тебе твои седые волосы — пусть такая судьба никогда не постигнет даже твоего злейшего врага — ради них луноликие девушки с глазами газели называют тебя бабой.)
Вирсингдев Чарит
[ редактировать ]Вирсингхдев Чарит был житием короля Бунделы Вира Сингха Део, который был его покровителем. [15]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Кришнадатта Мишра служил при дворе Рудрапутры, основателя королевства Орчха, а Кашинатха Мишра находился при дворе Мадукар Шаха, третьего правителя королевства и последователя движения Бхакти. [4]
- ^ Кешавдас не всегда был таким самоуничижительным, как в своем замечании о «тугодумном хинди-поэте». Например, он назвал себя «мудрым» в « Вирсингхдев Чарит ». [6]
Цитаты
- ^ Jump up to: а б Шекл (1996) , с. 214
- ^ Jump up to: а б МакГрегор (1984) , с. 126
- ^ Jump up to: а б Буш (2011) , стр. 23–24.
- ^ Буш (2011) , стр. 23, 28.
- ^ МакГрегор (1984) , с. 130
- ^ Буш (2011) , с. 257
- ^ Буш (2011) , стр. 24–25.
- ^ Буш (2011) , стр. 26–27.
- ^ Буш (2011) , стр. 27–29.
- ^ «Кешавдас – Радждарбар Майн» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б МакГрегор (1984) , с. 129
- ^ Буш (2011) , стр. 30–32.
- ^ Jump up to: а б с МакГрегор (1984) , с. 127
- ^ МакГрегор (1984) , с. 128
- ^ Буш (2011) , с. 46
Библиография
- Бахадур, Кришна Пракаш (1990), Расикаприя Кешавадаса , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8-12080-734-1
- Буш, Эллисон (2011), Поэзия королей: классическая литература на хинди Индии Великих Моголов , Oxford University Press, ISBN 978-0-19976-592-8
- МакГрегор, Рональд Стюарт (1984), Гонда, Ян (редактор), История индийской литературы , Издательство Отто Харрассовица, ISBN 978-3-44702-413-6
- Шекл, Кристофер (1996), «Светская Касия в Великих Моголов и Британской Индии» , в Сперле, Стефане (редактор), «Классические традиции и современные значения» , BRILL, ISBN 978-9-00410-295-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кешавдас в Кавита Кош. Архивировано 19 июня 2014 г. в Wayback Machine (хинди).