Сальса (музыкальная структура)
Музыкальная структура сальсы (музыки) состоит из нескольких компонентов и разделов.
Разделы куплета и припева
[ редактировать ]Большинство композиций сальсы следуют базовой модели сон-монтуно, состоящей из куплетной части, за которой следует секция припева коро-прегон (призыв и ответ), известная как монтуно . Куплетная часть может быть короткой или расширенной за счет ведущего вокалиста и/или тщательно продуманных мелодий с умными ритмическими приемами. Как только начинается часть монтуно, она обычно продолжается до конца песни. Во время монтуно темп может постепенно увеличиваться, чтобы вызвать волнение. Секцию Монтуно можно разделить на различные подразделы, иногда называемые мамбо , диабло , монья и особенный . [ 1 ]
Зацепка
[ редактировать ]
Самый фундаментальный ритмический элемент в музыке сальсы — это рисунок и концепция, известная как клаве . Клаве — испанское слово, означающее « код» , «ключ», как ключ к тайне или головоломке, или « краеугольный камень », клиновидный камень в центре арки, которая связывает другие камни вместе. [ 2 ] Клаве — это также название паттернов, играемых на клаве ; две деревянные палочки, используемые в афро-кубинских музыкальных ансамблях. Пятиударная клава представляет собой структурное ядро многих афро-кубинских ритмов, как популярных, так и фольклорных. [ 3 ] Точно так же, как краеугольный камень удерживает арку на месте, узор клаве удерживает ритм вместе. Узоры клаве возникли в музыкальных традициях стран Африки к югу от Сахары , где они выполняют ту же функцию, что и в сальсе. [ 4 ]
Две наиболее распространенные пятитактные части африканского колокола , которые также являются двумя основными моделями клаве, используемыми в афро-кубинской музыке, известны музыкантам сальсы как сон-клаве и румба-клаве . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Сон и румбу-клаве можно играть либо в тройном импульсе ( 12
8 или 6
8 ) или двухимпульсный ( 4
4 , 2
4 или 2
2 ) структура. [ 10 ] В сальсе почти исключительно используется клаве с двумя импульсами. [ 11 ] [ 12 ]
Современная кубинская практика заключается в написании клавы в одном такте. 4
4 . [ 13 ] В следующем примере клава написана таким образом, чтобы проиллюстрировать основную метрическую структуру четырех основных долей, которая является фундаментальной для динамизма паттерна. [ 14 ]

Что касается роли клавы в музыке сальсы, Чарли Джерард утверждает: «Ощущение клавы присутствует в музыке независимо от того, играют ли на клаве на самом деле». [ 15 ] Каждая часть остинато, охватывающая цикл из четырех основных долей, имеет определенное соответствие с клаве и выражает ритмические качества клаве явно или неявно. Каждый музыкант сальсы должен знать, как его конкретная партия сочетается с клавой и с другими частями ансамбля.
Базовый конга тумбао , или марша, звучит шлепками (треугольные головки) и открытыми тонами (обычные ноты) на нестандартных долях «и». [ 16 ] Единственный тон, совпадающий с третьим ударом клаве, известен как понче , важный синкопированный акцент. [ 17 ] Конкретное соответствие между клавой и конгой имеет решающее значение.

Концепция клавы как формы теории музыки с сопутствующей терминологией была полностью разработана в эпоху биг-бэндов 1940-х годов, когда танцевальные коллективы в Гаване и Нью-Йорке расширились. [ 18 ] К тому времени, когда в 1970-х годах появилась сальса, в Нью-Йорке уже работало второе поколение опытных композиторов и аранжировщиков, разбирающихся в клаве. Джон Сантос подчеркивает важность этого навыка:
Одно из самых сложных применений клавы - это сочинение и аранжировка кубинской и кубинской танцевальной музыки. Независимо от инструментовки, музыка для всех инструментов ансамбля должна быть написана с очень острым и осознанным ритмическим отношением к клаве... Любые «перерывы» и/или «остановки» в аранжировках также должны быть «внутренними». клава». Если эти процедуры не принимаются во внимание должным образом, то музыка получается «не клавовой», что, если не сделано намеренно, считается ошибкой. Когда ритм и музыка находятся «в клаве», независимо от темпа создается великолепный естественный «качели». Все музыканты, которые пишут и/или интерпретируют кубинскую музыку, должны быть «сознательными», а не только перкуссионисты. [ 19 ]
Сальса является мощным выражением клаве, а клаве стала ритмичным символом музыкального движения по мере распространения ее популярности. Осведомленность о клаве в сообществе сальсы послужила культурным «пограничным маркером», создав дихотомию «инсайдер/аутсайдер» между кубинцами и некубинцами, а также между латиноамериканцами и нелатиноамериканцами. В то же время клава выполняет свою древнюю функцию — средство глубокого включения. Как отмечает Уошберн:
Аплодирование клавы на концерте синхронно с выступающими музыкантами обеспечивает групповое участие в музицировании даже новичку. Однако передаваемые сообщения могут быть, и часто таковы, наполнены большим смыслом, чем просто «Давайте все примем участие!» Новичок в сальсе, будь то исполнитель, танцор, слушатель или потребитель, должен приобрести определенный уровень клаве-компетентности, прежде чем участвовать в этих «клаве-диалогах» более глубоким и значимым образом. [ 20 ]
Прежде чем пианист сальсы Эдди Палмьери исполнит свое первое соло на живом концерте, он часто встает и начинает аплодировать клаве. Как только публика вместе с ним будет аплодировать клаве, Палмьери снова сядет за фортепиано и начнет исполнять свое соло. Соло Пальмиери, как правило, ритмически сложное, с авангардными элементами, такими как гармонический диссонанс. Аплодируя клаве под соло Пальмьери, публика получает возможность не только «расшифровать» его довольно эзотерическое музыкальное «послание», но и поучаствовать в его создании на фундаментальном уровне.
Клаве — основной период , состоящий из двух ритмически противоположных ячеек , одной предшествующей, а другой последующей. Первоначально Clave был написан в двух тактах. 2
4 (ниже). [ 21 ] Когда клава написана в двух тактах, каждая ячейка или половина клавы представлена в пределах одного такта. называется трехсторонней Предшествующая половина имеет три удара и на языке сальсы клаве. В кубинской популярной музыке первые три удара сон-клаве также известны под общим названием тресильо , испанское слово, означающее «триоль» (три равные доли одновременно с двумя основными долями). [ 22 ] Однако на кубинском языке этот термин относится к фигуре, показанной ниже в первом такте. [ 23 ] Последующая половина (второй такт) клаве состоит из двух ударов и называют ее двусторонней музыканты сальсы .

Первый такт клаве считается «сильным», что противоречит метру с тремя перекрестными долями и создает ощущение поступательного импульса. Вторая мера считается «слабой». Клаве разрешается во втором такте, когда последний удар совпадает с последней основной долей цикла. [ 24 ] Джон Амрия описывает ритмическую последовательность клавы:
[С] клавой ... эти две меры не противоречат друг другу, а, скорее, представляют собой сбалансированные противоположности, такие как положительное и отрицательное, расширяющее и сжимающее или полюса магнита. По мере повторения паттерна происходит смена одной полярности на другую, создавая пульс и ритмический драйв. Если бы паттерн внезапно изменился, ритм был бы разрушен, как при переворачивании одного магнита в серии... паттерны удерживаются на месте в соответствии как с внутренними взаимоотношениями между барабанами, так и с их взаимосвязью с клавой... Должно ли [музыка] выпадет из клавы, внутренний импульс ритма рассеется и, возможно, даже нарушится. [ 25 ]
Выравнивание перкуссии и клавы
[ редактировать ]Поскольку последовательность аккордов может начинаться с любой стороны клавы, перкуссионисты должны иметь возможность начинать свои партии в любой половине (единственный такт в 2
2 или 2
4 ). В следующих примерах показана клава с партиями колокольчика бонго и колокольчика тимбале как в последовательности 3-2, так и в последовательности 2-3. Колокольчик тимбале происходит от рисунка палочки (каскара), используемого в афро-кубинском фольклорном ритме гуагуанко .


В следующем примере показана наиболее распространенная комбинация рисунков конга (два барабана), колокольчика тимбале и колокольчика бонго, используемая в музыке сальсы. [ 26 ]

По словам Бобби Санабриа , концепция и терминология 3–2, 2-3 были разработаны в Нью-Йорке в 1940-х годах уроженцем Кубы Марио Баузой , когда он был музыкальным руководителем афро-кубинцев Мачито. [ 27 ] Концепция 3–2, 2–3 — основной принцип сальсы, но на Кубе он не получил широкого распространения. [ 28 ] [ 29 ]
Гуахео
[ редактировать ]Гуахео . — типичная кубинская мелодия остинато, чаще всего состоящая из арпеджио аккордов в синкопированных узорах Гуахео представляют собой бесшовную смесь европейских гармонических и африканских ритмических структур. Фортепиано гуахео можно играть во время куплетной части песни, но оно находится в центре части монтуно. Вот почему некоторые музыканты сальсы называют фортепианные гуахо монтунос . Фортепианные гуахео — один из самых узнаваемых элементов музыки сальсы. Как объясняет Сонни Браво : «В сальсе фортепиано — это скорее ударный инструмент, чем мелодичный, особенно при игре в ансамбле. Когда вы аккомпанируете солисту, вы снова и снова играете рифф. Это то, что мы называем гуахео . Пианист использует это гуахео, чтобы придать ритм-секции драйв». [ 30 ]
Клаве и гуахо обычно пишутся в двух тактах сокращенного времени ( 2
2 ) в чартах сальсы. Скорее всего, это влияние джазовых конвенций. [ 31 ] [ 32 ]
Большинство гуахо имеют бинарную структуру, выражающую клаве. Кевин Мур утверждает: «В кубинской популярной музыке существует два распространенных способа выражения трехстороннего мотива. Первый из них, вошедший в регулярное употребление, Дэвид Пеньялоса называет «клавивным мотивом», основан на украшенной версии трехстороннего мотива. клавного ритма». [ 33 ] Следующий пример гуахео основан на мотиве клаве. Трехсторонний (первый такт) состоит из варианта тресильо, известного как чинкильо .

Последовательность аккордов может начинаться с любой стороны клавы. В сальсе «один» может находиться по обе стороны от клавы, потому что основным ориентиром является гармоническая, а не ритмическая последовательность. [ 34 ] Когда последовательность аккордов начинается с двух сторон клавы, говорят, что музыка находится в двух-трех клавах . Следующий гуахео основан на мотиве клаве в последовательности два-три. Ритм чинкильо теперь находится во втором такте.

Мур: «К 1940-м годам [наметилась] тенденция к использованию того, что Пеньялоса называет «необычным/небитовым мотивом». Сегодня гораздо более распространен метод необычных/небитовых мотивов». [ 33 ] В этом типе мотива гуахео трехсторонняя клаве выражена со всеми необычными долями. Следующая прогрессия I IV V IV находится в последовательности три-два клавы. Он начинается с необычного удара пульса непосредственно перед первой долей. В некоторых гуахо нестандартные доли в конце двухчастного или ударные доли в конце трехчастного служат в качестве начальных долей, ведущих к следующему такту. (когда клава пишется в двух тактах).

Это гуахео находится в двух-трех клаве, потому что оно начинается на сильной доле, подчеркивая сильные доли двухсторонней тональности. Фигура имеет ту же самую гармоническую последовательность, что и предыдущий пример, но ритмически последовательность точек атаки двух тактов обратная. Большая часть сальсы состоит из двух-трех клаве, а большинство фортепианных гуахо сальсы основаны на ритмичном/необычном мотиве два-три.

Когда в сальсе используются некубинские ритмы, такие как пуэрториканская плена, гуахо необходимы, чтобы связать этот жанр с форматом сальсы. Выражение мотива 2-3 такта/необычность в этом гуахео более абстрактно, чем в других, упомянутых ранее. [ 35 ] Необычные и ритмичные пики начинаются с крайнего предела в предыдущих тактах. Третий такт представляет собой аккорд G7. Другие меры описывают C.

Бас-тумбао
[ редактировать ]Большинство тумбао для сальсы-баса основаны на узоре тресилло. Часто последняя нота такта (понче) удерживается над сильной долей следующего такта. Таким образом, звучат только две части тресилло. Этот тумбао нейтрален к клаве.

Некоторые сальса-тумбао, имеющие особое отношение к клаве. Следующие 2-3 басовые партии совпадают с тремя из пяти ударов клавы.
Моньяс
[ редактировать ]Монья — это рожок гуахео, на котором можно написать или импровизировать. [ 36 ] То, что известно как кубинский стиль типико соло на тромбоне, основано на технике соединения вариаций монья. В следующем примере показаны пять различных вариантов тромбона монья из 2–3, импровизированных Хосе Родригесом на «Билонго» (около 1969 г.) в исполнении Эдди Палмьери.
Монья 1 звучит каждый удар 2-3 клавы, кроме первого удара трехсторонней. Мелодическое разнообразие создается путем транспонирования модуля в соответствии с гармонической последовательностью, как отмечает Рик Дэвис в своем подробном анализе первой монья:
Монья состоит из двухтактного модуля и его повторения, которое изменено, чтобы отразить последовательность аккордов монтуно. Модуль начинается с четырех восходящих восьмых, начиная со второй [четвертной ноты такта]. Такая конфигурация подчеркивает… двустороннюю клаву. В обоих модулях эти четыре ноты перемещаются от G3 к Eb4. Хотя первая, третья и четвертая ноты (G3, C4 и Eb4) идентичны в обоих модулях, вторая нота отражает изменение гармонии. В первом модуле эта нота представляет собой терцию Bb3 тонической гармонии; в повторении модуля А3 является пятой доминантой. Из последних пяти нот модуля первые четыре — [необычные]; последняя D4 находится на [последней четвертной ноте] второго такта модуля. Наряду с финальной D4, начальная D4 на [последней доле] в первом такте модуля и Eb4 на [оффбите], непосредственно предшествующей последней ноте модуля, идентичны в обоих модулях. [Оригинальные удары] во втором такте модуля отражают гармонические изменения. Первая версия модуля находится над доминантным аккордом и содержит ноты А3 (пятая) и С4 (седьмая). Bb3 звучит дважды на двух [необычных долях] в повторении модуля и представляет собой третий тонический аккорд соль минор. [ 37 ]
Часть слоистых контрапунктальных роговых гуахо также иногда называют монья. Монья отличаются от типичных гуахо ритм-секции тем, что они часто отдыхают на долю или две в течение цикла. Те доли в пределах такта, которые не озвучиваются монья, часто «заполняются» припевом или контр-монья. Показанные ниже монья для трубы и тромбона («Билонго») могут быть повторены дословно или изменены. Импровизация находится в рамках повторения и мелодического контура моньи. Таким образом, несколько инструменталистов могут импровизировать одновременно, усиливая ритмический/мелодический импульс ритм-секции. [ 38 ]

Следующие слои монья взяты из песни "Guatacando" группы Fania All-Stars (1968). Послушайте: Гуатакандо». Фигура трубы имеет длину одну клаву, а фигура тромбона — две клавы. Это классический пример наслоения монья. Тромбон Монья состоит из двух частей, структуры вызова и ответа. трубная монья начинается с последней ноты первой половины тромбонной монья. Вторая половина тромбонной монья начинается с импульса (подразделения) сразу после последней ноты трубной монья.

Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бобби Санабриа, 1998 Latinjazz .
- ^ Пеньялоса, 2010, стр. 85.
- ^ Агаву: « Герхард Кубик утверждает, что временная шкала «представляет» структурное ядро музыкального произведения, что-то вроде сжатого и чрезвычайно концентрированного выражения двигательных возможностей, открытых участникам (музыкантам и танцорам)» 2006, стр. 1.
- ^ Джонс имеет в виду как «клавишные» модели, так и семитактные модели. 6
8 колокол» в качестве стандартного образца , утверждая, что все три «по сути один и тот же образец». 1959, стр. 211-212. - ^ Пеньялоса: «[CK] Ладзекпо цитирует несколько музыкальных жанров только в Гане, в которых используются как тройные, так и двухимпульсные версии «сон-клаве»: фуфуи и альфи у Эве, а также секви и аком у Ашанти. Кинка, огэ и аком Га kpanlogo использует двойной импульс «сын клава». 2010 стр. 247
- ^ Харингтон (1995, стр. 63) определяет форму двойного импульса «румба-клаве» как образец колокольчика, используемый йоруба и ибо в Нигерии.
- ^ Игнасио Берроа: «Есть только две клавы — клава сына и клава румбы». Освоение искусства афро-кубинской игры на барабанах (1996: Warner Brothers VHS).
- ^ Бобби Санабриа: « Son montuno clave [является] ритмом, наиболее часто используемым в афро-кубинской танцевальной музыке, которая более известна как сальса. Большинство латинских музыкантов для краткости называют его son clave » 1986: стр. 76.
- ^ Центр исследований кубинской музыки (CIDMUC) называет сын-клаве la clave de La Habana («Гаванский клаве») и приписывает этот образец румбе в гаванском стиле. В первой половине двадцатого века то, что мы сейчас называем сын-клаве, было узором клаве, который использовался в ямбу и гуагуанко в гаванском стиле. Принято считать, что сын перенял клаве от румбы, когда сын мигрировал в Гавану с восточной оконечности острова на рубеже двадцатого века. CIDMUC называет клаву румбы клавой гуагуанко . 1997 с. 63.
- ↑ Кевин Мур: «На самом деле, как очень подробно объясняет Пеньялоса в «Матрице клавы» , на самом деле есть только сон и румба-клаве, каждую из которых можно играть с чистым ощущением структуры тройного импульса, чистым ощущением структуры двойного импульса или где-то в этом роде. Излишне говорить, что термины «сон» и «румба» появились гораздо позже». 2010. Beyond Salsa Piano v. 3 стр. 72.
- ^ Молеон 1993 с. 52.
- ↑ В своей главе «La Clave» (стр. 13–32) Джерард обращается только к сыну-клаве с двумя импульсами.
- ^ Мур 2010 стр. 65.
- ^ Пеньялоса, 2010, стр.5.
- ^ Джерард 1989 с. 14.
- ^ Иногда клава пишется в двух тактах. 4
4 и открытый тон барабана конга называются последней долей такта (см. Mauleon 1993, стр. 63). - ^ Молеон 1993 с. 257.
- ↑ Бобби Санабриа: «Концепция использования 3-2 и 2-3 в качестве терминологии разработана в Нью-Йорке. Я исследовал этот вопрос со многими легендарными фигурами этой традиции, в первую очередь с Марио Баузой, с которым я играл. в течение восьми лет». Пеньялоса, 2010 г., с. 248.
- ^ Сантос 1986 с. 32.
- ^ Уошберн 2008 стр. 195.
- ^ Молеон 1999: с. 6.
- ^ Пеньялоса, 2010, стр. 38.
- ^ Молеон 1993 с. 51.
- ^ Эмилио Грене: «[Мелодический дизайн] построен на ритмическом рисунке из двух тактов, как если бы оба были только одним: первый - предшествующий, сильный, а второй - последующий, слабый». 1939 с. XV.
- ^ Амира 1992, стр. 23-24.
- ^ По словам Чангито , этот образец колокольчика тимбала был создан перкуссионистом Агапито из Orquesta Aragón . Эволюция Тумбадор . Чангито. Alfred Publishing Co (1996: VHS).
- ^ Бобби Санабриа, цитируется Пеньялосой, 2010, стр. 248
- ^ Монго Сантамария: «Не говорите мне о 3-2 или 2-3! На Кубе мы просто играем. Мы чувствуем это, мы не говорим о таких вещах» - цитируется Уошберном, 2008, стр. 190.
- ↑ Современный кубинский басист, композитор и аранжировщик Ален Перес категорически заявляет: «На Кубе мы не используем формулу 2-3, 3-2… 2-3, 3-2 [не] используется на Кубе. как люди изучают кубинскую музыку за пределами Кубы» — Timba.com 2002. http://www.timba.com/artist_pages/alain-p-rez-interview-part-2?lang=en-US
- ^ Боггс, Вернон В., изд. 1991 с. 318. Цитата Сонни Браво из «Секретов ритма сальсы».
- ^ Молеон 1999 с. 6.
- ^ Хотя большинство чартов сальсы пишутся в сокращенном режиме, обычное время ( 4
4 ) часто используется тактовый размер. Другими словами, используемый тактовый размер не отражает в буквальном смысле реальную метрическую структуру. Это привело к практике подсчета восьми долей (четвертных нот) на каждую клаву и четырехкратного постукивания ногой (полуноты) за каждую клаву (см.: Mauleon 1993: 47–48 и Peñalosa 2010: 218–219). - ^ Перейти обратно: а б Мур 2011 с. 32. Понимание клавы .
- ^ Пеньялоса, 2010, стр. 136.
- ^ После Молеона 1993 г., с. 213.
- ^ Молеон, Ребека (1993: 256). Руководство по сальсе для фортепиано и ансамбля . Петалума, Калифорния: Шер Музыка. ISBN 0-9614701-9-4 .
- ^ Дэвис, Рик (2003: 149). Тромпета; Чаппоттин, шоколад и афро-кубинский стиль трубы e. ISBN 0-8108-4680-2 .
- ^ Дэвис, Рик (2003: 149). Тромпета; Чаппоттин, шоколад и афро-кубинский стиль игры на трубе. ISBN 0-8108-4680-2 .