Иегуда Лейб Гинзбург
Раввин Иегуда Лейб Гинзбург | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 1888 |
Умер | 1946 (57–58 лет) |
Религия | иудаизм |
Супруг | И Гинзбург |
Дети | 2 |
Синагога | Конгрегация Зера Исраэль |
Ярцайт | 27 Тишрея 5707 |
Иегуда Лейб Гинзбург (1888–1946) [ 1 ] был посеком и знатоком Талмуда в Ярославле, Россия , а затем в Денвере, Колорадо , в начале 20-го века. Он наиболее известен своим комментарием к Мишне , который он назвал «Мусар ха-Мишна», а также своим комментарием к ранним пророкам под названием «Мусар Ханевим» . Он также написал комментарий к Торе под названием «Ялкут Иегуда» и меньший том о сущности Шаббата под названием «Кетер ха-Шаббат» . На протяжении всех своих работ он последовательно анализирует этические ценности, заключенные в том, что кажется сухим юридическим кодексом. Несмотря на свои блестящие способности, раввин Гинзбург был известен в Денвере как человек, с которым было легко найти общий язык, и за теплоту, которую он проявлял ко всем, с кем встречался. Он занимал пост президента Денверского совета ортодоксальных раввинов и был членом исполнительного совета Национального мизрахи и Союза ортодоксальных раввинов. [ 2 ] Он также был активным членом совета директоров Vaad Hatzala. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Иегуда Лейб Гинзбург родился в Даугавпилсе, Латвия (бывший Двинск), в 1888 году. В юности он учился у раввина Меира Симхи из Двинска и раввина Хаима Озера Гродзинского, а также у раввина Арье Лейба Рубина из Вилькомирера . Затем он работал в Рош-ешиве в Эйшикоке, Литва , и Режице, Латвия , а позже стал раввином общины в Ярославле, Россия . У него и его жены Эта было двое детей. Мойше (Моррис) родился в 1920 году, а Юдис (Юдит) — в 1925 году. На протяжении русской революции было предпринято множество попыток перевезти раввина Гинзбурга и его семью в США, но все они оказались безуспешными. [ 2 ]
В марте 1931 года раввину Гинзбургу наконец удалось покинуть Ярославль и поселиться в США. Остальные Гинзбурги последовали за ними в октябре того же года, и хотя семья первоначально поселилась в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, они переехали в Нью-Йорк, штат Нью-Йорк вскоре после прибытия . Позже в том же году Иегуда Лейбу поставили диагноз туберкулез. Первоначально его лечили в еврейском санатории в Браунс-Миллс, штат Нью-Джерси , но затем его перевели в Общество помощи еврейским чахоточным больным (JCRS) в Денвере, штат Колорадо, для прохождения более интенсивной терапии. Его приняли в JCRS 3 февраля 1932 года, а остальные члены его семьи остались в Нью-Йорке. [ 2 ]
Хотя его первоначальным намерением было вернуться в Нью-Йорк после выздоровления, к апрелю 1932 года раввин Гинзбург решил, что хочет остаться в Денвере навсегда. Позже в том же году его семья последовала за ним в Денвер , и 30 июня 1932 года раввин Гинзбург покинул санаторий, чтобы сменить раввина Исаака А. Брауде на посту раввина Конгрегации Зера Исраэль в западной части Денвера . Хотя он получал лишь небольшую стипендию от общины, был создан фонд для поддержки раввина Гинзбурга и его семьи, пока он работал над написанием и публикацией своих книг. Несмотря на свои идеологические различия, евреи всех вероисповеданий делали пожертвования в фонд. [ 2 ]
Раввин Гинзбург и его жена Эта были известны своим гостеприимством. В книге « Пионеры, коробейники и цадикимы» Ида Училль писала, что «его дом был одним из самых дружелюбных и гостеприимных в городе. Вместе с ним всегда ели пять или шесть гостей, пока их обслуживала его хрупкая жена. Его гений не мешал ему он был одним из самых доступных людей в обществе, а его приятное остроумие позволяло всем чувствовать себя с ним комфортно». [ 4 ] Раввина Гинзбурга трижды принимали в JCRS за последний год его жизни. Он умер 22 октября 1946 года. По словам Либби Розен (одной из присутствовавших на похоронах раввина Гинзбурга), похоронная процессия продолжалась «кварталы и кварталы». [ 5 ] новая синагога . В 1959 году в его честь для общины Зера Исраэль была построена [ 2 ]
Работает
[ редактировать ]В большинстве своих произведений (особенно «Мусар ха-Мишна ») Гинзбург пытается найти этические учения в правовых рамках Мишны или текста Торы / Невиим . Во введении к своим книгам он сетует на тот факт, что учителя Торы его поколения не адаптировали свой стиль к потребностям своих учеников. Они продолжают преподавать «сухие» вопросы Галахи, не осознавая, что их ученики не восприимчивы к их стилю. Он также выражает обеспокоенность тем, что некоторые ученые, хорошо разбирающиеся в Торе и Галахе, не поддерживают моральные принципы, которые передает Тора . Пытаясь решить обе эти проблемы, он вплетает моральные ценности в сухой юридический кодекс своих книг. [ 2 ]
В Ялкуте Иегуда и Мусар Ханевим Гинзбург собирает Мидрашим и слова комментаторов выше и представляет свой собственный комментарий ниже в сносках. В «Кетер ха-Шабат» он представляет сборник эссе, касающихся дня Шабата, а также комментарии к «Пиркей Авот» , «Шир ха-Ширим» и «Барчи Нафши» . В период с 1933 по 1943 год Гинзбургу удалось опубликовать 10 разных книг. Проявив смирение, он приписал свои успехи еврейской общине Денвера и знатокам Торы , проживавшим там. [ 2 ]
Что касается Ялкута Иегуда о Ваикре, доктор Дж. В. Маркус из «Еврейского курьера» написал: «Уважаемый автор показывает в своем третьем томе такое же большое знание Талмудической и Мидрашской литературы , как и в своих предыдущих томах, посвященных Бытию и Исходу. отрывки из Торат Коэним и превращает их в золотые цепи, на которые он нанизывает разноцветные, сверкающие драгоценности, которыми разбросаны Талмуды , Мечилты , Мидраши , Ялкутим и другие сочинения нашей древней, возвышенной религиозной литературы. поэтому наша еврейская интеллигенция, которая не находит возможности исследовать глубины нашего моря знаний, должна прочитать « Ялкут Иегуда» раввина Гинзбурга. Они будут очарованы». [ 6 ]
Книги раввина Гинзбурга (со ссылками на hebrewbooks.org ):
- Ялкут Иегуда - Сефер Берешит Оригинальная версия. Эссе в этом томе отличаются от эссе в другом томе. Опубликовано в 1931 году.
- Ялкут Иегуда - Сефер Берешит 2 Издано в 1936 году.
- Ялкут Иегуда - Сефер Шмот Издано в 1933 году.
- Ялкут Иегуда - Сефер Ваикра Опубликовано в 1934 году.
- Ялкут Иегуда - Сефер Бамидбар Издано в 1934 году.
- Ялкут Иегуда - Сефер Деварим Опубликовано в 1935 году.
- Мусар ха-Мишна - Седер Зераим Издано в 1939 году.
- Мусар ха-Мишна - Седер Моед Опубликовано в 1939 году.
- Мусар ха-Мишна - Седер Незикин Издан в 1943 году.
- Musar HaMishna - Seder Nashim Published in 1943.
- Кетер ха-Шабат Опубликовано в 1940 году.
- Мусар ха-Невим - Первые пророки, том 1 Опубликовано в 1945 году.
- Мусар ха-Невим - Первые пророки, том 2 Опубликовано в 1945 году.
Работы раввина Гинзбурга, особенно «Ялкут Иегуда» , часто цитируются в рубрике «Поплавайте немного в Торе» ешиват Хар-Эцион Виртуального Бейт-Мидраша .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Раввин Иуда Лейб Гинзбург (1888-1946) — Найди А» . Найдите могилу .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Вспоминая денверского писателя-раввина» . ИДН | Межгорные еврейские новости . 24 сентября 2021 г. . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Буним, Амос. «Огонь в его душе: Ирвинг М. Буним, 1901-1980» стр.185
- ^ Училль, Ида (1957). Пионеры, разносчики и цадиким . Денвер: Книги мудрецов. п. 236.
- ^ «Раввины». Межгорные еврейские новости . 27 марта 1996 г. с. Раздел Б 15.
- ^ Маркус, доктор Дж.В. (10 июня 1934 г.). «Еврейский курьер».