Jump to content

Роуз Бертен

Мари-Жанна Бертен
Рожденный 2 июля 1747 г.
Абвиль
Умер 22 сентября 1813 г.
Эпине-сюр-Сен
Национальность Французский
Другие имена Роуз Бертен
Занятие Торговец модой
Витрина магазина Бертена на улице Ришелье, 26, около 1805 года.
Мария-Антуанетта де Лотарингия-Габсбург и ее дети , Элизабет-Луиза Виже-Лебрен (1787)
Версаль, Национальный музей замка и Трианона.
Королева изображена в современном наряде, созданном Бертеном.

Мари-Жанна «Роза» Бертен (2 июля 1747, Абвиль , Пикардия , Франция — 22 сентября 1813, Эпине-сюр-Сен ) была французской торговкой модной одежды . Она была особенно известна своей работой с королевой Марией-Антуанеттой . Бертен был первым знаменитым французским модельером, и ему широко приписывают то, что он вывел моду и высокую моду на передний план популярной культуры.

Биография

[ редактировать ]

Мари-Жанна Бертен была дочерью Николя Бертена (ум. 1754) и Мари-Маргариты Мекиньон и провела детство в Сен-Жиле в Пикардии. Она была шестым из семи детей, рожденных у пары. [ 1 ] Семья Бертена была небогатой; ее мать работала медсестрой, что в то время было профессией с очень низкой зарплатой и статусом, а финансовое положение стало еще хуже после смерти ее отца, который работал в местной полиции. [ 2 ]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

В родном городе Бертена, Абвиле, существовала традиция текстильного производства, восходящая к 1665 году, когда Людовика XIV министр финансов Жан-Батист Кольбер основал в этом районе производство тонких тканей в испанском и голландском стиле. Бертен, вероятно, приобрел знания о текстиле с юных лет. Когда ей было девять лет, Бертен поступила в ученики к торговцу модой в Абвиле, Виктуар Барбье, которая, судя по всему, приходилась ей дальней тетей. [ 3 ]

В середине 1760-х годов Бертен переехала в Париж, где стала ученицей успешной торговцы модой мадемуазель Пажель , клиентами которой были представители аристократии. [ 2 ] Ранний успех Бертен можно объяснить ее хорошими отношениями с принцессой де Конти , герцогиней де Шартр и принцессой де Ламбаль , которые однажды устроили ей встречу с Марией-Антуанеттой .

В 1770 году Бертен открыла собственный магазин Le Grand Mogol на улице Сент-Оноре при поддержке герцогини де Шартр (в 1789 году он переехал на улицу Ришелье, 26). [ 2 ] Она быстро нашла клиентов среди влиятельных дворянских дам Версаля, многие из которых последовали за ней от мадемуазель Пажель, в том числе многие фрейлины новой Дофины, Марии-Антуанетты.

Торговец модой Марии-Антуанетты

[ редактировать ]

До того, как Мария-Антуанетта прибыла во Францию ​​из Австрии , она была обучена тонкостям галантного разговорного французского языка и французской моды. Она была представлена ​​Бертену летом 1774 года. [ 4 ] Мария-Антуанетта поручила Бертену сшить ей мантии для коронации Людовика XVI , которые, как сообщается, были настолько тяжелыми, что их пришлось нести в Реймс из Парижа на носилках. [ 5 ]

Мария-Антуанетта была настолько очарована своим торговцем модой, что отменила исторический обычай одеваться публично на официальной церемонии приема , предпочитая вместо этого одеваться Бертеном наедине. [ 6 ] Дважды в неделю Бертен представляла королеве свои новейшие творения и часами обсуждала их. Королева обожала свой гардероб и была увлечена каждой деталью, а Бертен, как ее модистка, стала ее наперсницей и другом. Ее положение дизайнера королевы также обеспечило ей роль ведущего модельера французской аристократии и, поскольку французская мода была лидером в Европе, центральной фигурой европейской моды.

Бертен, которого недоброжелатели называли «министром моды», был инициатором почти каждого нового платья, заказанного королевой. Платья и волосы стали личными средствами самовыражения Марии-Антуанетты, и Бертен одевал королеву с 1770 года до ее свержения в 1792 году. [ 7 ] Бертен стала влиятельной фигурой при дворе, и она была свидетельницей — а иногда и причиной — глубоких изменений во французском обществе. Ее большие, показные платья гарантировали, что их обладательница занимала как минимум в три раза больше места, чем ее коллега-мужчина, что делало женщину более внушительной. Ее творения также сделали Францию ​​центром индустрии моды, и с тех пор платья, сделанные в Париже, отправлялись в Лондон, Венецию, Вену , Санкт-Петербург и Константинополь . Эта неповторимая парижская элегантность создала всемирную репутацию французской моды .

В середине 18 века француженки начали « пуфить » (поднимать) волосы с помощью подушечек и помады и носить роскошные платья большого размера. Бертен использовал и преувеличивал ведущие моды того времени и создал для Марии-Антуанетты пуфы высотой до трех футов. Мода на пуфы достигла таких крайностей, что стала торговой маркой того времени, наряду с украшением волос украшениями и предметами, демонстрирующими текущие события. [ 8 ] Работая с Леонаром Отье , парикмахером королевы, Бертен создал прическу, которая стала модной во всей Европе: волосы будут украшены аксессуарами, стилизованы, вырезаны для определяющих сцен и смоделированы в формы и объекты - от недавних сплетен до рождений и измен мужей. , французским военно-морским кораблям , таким как Belle Poule , и pouf aux insurgents в честь американской войны за независимость . [ 9 ] Самой известной прической королевы был «прививочный» пуф, который она носила, чтобы прославить свой успех в убеждении короля сделать прививку от оспы . [ 8 ]

Одежда долгое время служила во Франции одним из наиболее заметных маркеров социальных привилегий и аристократического статуса. Антуанетта была известна тем, что носила множество новаторских модных вещей. Бертен пришла в голову идея сорочки а-ля Рейн или халата «ан Голль», более свободного платья, которое изначально было создано для Марии-Антуанетты и было одним из ее любимых силуэтов. Платье вызвало мини-революцию и стало очень популярным с 1781 года. Это было платье, предназначенное для ношения в частных помещениях, сделанное из белого хлопка, марли или шелка. Оно было прямого, очень глубокого покроя и застегивалось на талии поясом, слегка подчеркивая женскую фигуру. Антуанетта и Бертен популяризировали спортивную моду в английском стиле, вдохновленную конной модой. Все платья шили из дорогих тканей, таких как шелк, бархат и очень редко хлопок. Создание таких шедевров требовало упорного труда и самоотверженности.

Мария-Антуанетта также попросила Бертена одеть кукол по последней моде в качестве подарков ее сестрам и матери, императрице Марии Терезии Австрийской . Бертена Модные куклы назывались «Пандоры» и делались из воска на шарнирах из дерева или фарфора. Были маленькие, размером с обычную игрушечную куклу, или большие, размером с настоящего человека или в половину его, petites Pandores и grandes Pandores . Модные куклы как курьеры мод [ 10 ] оставался в моде до появления журналов мод .

Под покровительством королевы имя Бертена стало синонимом элегантности и излишества Версаля . Тесные отношения Бертена с королевой предоставили ценную информацию о социальном и политическом значении моды при французском дворе. Однако частые встречи между королевой и ее кутюрье встречались враждебно со стороны беднейших классов, учитывая высокие цены Бертена: ее платья и головные уборы могли легко стоить в двадцать раз больше, чем квалифицированный рабочий того времени зарабатывал за год. [ нужна ссылка ]

Во время заключения Марии-Антуанетты Бертен продолжала получать заказы от своего бывшего ценного клиента на гораздо меньшие, почти незначительные ленты и простые изменения. Она должна была предоставить траурный наряд бывшей королеве после казни Людовика XVI, вспоминая сон, который приснился Марии-Антуанетте много лет назад, когда ее любимая модистка вручала ей ленты, которые все стали черными.

Французская революция

[ редактировать ]

Французская революция не сразу уменьшила ее бизнес, несмотря на эмиграцию многих ее клиентов за границу, и она продолжала поддерживать королеву, хотя счета были значительно ниже.

По словам Леонара Отье , он, Бертен и Генриетта Кампан коллективно способствовали секретным переговорам между королевой и Оноре Габриэлем Рикети, графом де Мирабо, информируя ее о политических сплетнях и общественном мнении, а также об опасениях, что Мирабо вступит в союз с герцогом Орлеанским. . [ 2 ] Их информация якобы убедила королеву встретиться с Огюстом Марией Раймоном д'Аренбергом в покоях ее горничной Мари-Элизабет Тибо и попросить его встретиться с Мирабо в доме Флоримона Клода, графа де Мерси-Аржанто , в результате чего между королевой и состоялся контакт. и Мирабо. [ 2 ]

Во время революции Бертен совершил несколько поездок за границу, что привлекло внимание. Она совершила поездку в Англию и Германию в 1791–1792 годах, что вызвало подозрения, что она действовала как агент Марии-Антуанетты. Согласно этим предположениям, она тайно посетила Франциска II, императора Священной Римской империи , чтобы передать послание от Марии-Антуанетты, поскольку переписка последней тщательно изучалась, а устное сообщение через верного посланника считалось самым безопасным методом доставки конфиденциального сообщения через границы. [ 2 ] Это неподтверждено, но вполне вероятно, поскольку подтверждено, что королева использовала своего парикмахера Леонара Отье в качестве посыльного во время бегства в Варенн , и отмечается, что Генриетта Кампан утверждала, что королеве удалось передать секретные сообщения своему племяннику императору. в этот период. [ 2 ] Официально это были командировки, и подтверждено, что Бертен была в Германии в июле 1791 года, когда ее присутствие было отмечено при дворе французских эмигрантов в замке Шенборнхут в Кобленце , где, как говорят, она внесла свой вклад в экстравагантную моду женщины, присутствующие в суде. [ 2 ]

Бертен отсутствовала во Франции во время сентябрьской резни , в результате чего она была внесена в список эмигрантов. Ей удалось исключить себя из списка, и в декабре 1792 года она вернулась во Францию, чтобы заняться своими делами. Популярная легенда гласит, что во время этого пребывания она уничтожила свои бухгалтерские книги, чтобы уберечь королеву от использования ее счетов против нее во время суда. [ 2 ] Однако это не похоже на правду: все законопроекты королевы до августа 1792 года уже находились в распоряжении правительства через Генриха, ликвидатора гражданского имущества, и на тот момент еще не было запланировано судебное разбирательство против Марии. Антуанетта. [ 2 ] Поэтому для Бертена было бы бессмысленно уничтожать ее бухгалтерские книги по этой причине, и векселя Марии-Антуанетты фактически были унаследованы ее наследниками, которые требовали их оплаты до 1830 года. [ 2 ]

В феврале 1793 года Бертен уехал из Франции в Лондон. Некоторое время она могла обслуживать своих старых клиентов среди эмигрантов, а ее модные куклы продолжали циркулировать по европейским столицам, вплоть до Санкт-Петербурга. В эти годы ее основной доход приходился на требование оплаты счетов, причитавшихся ей от ее старых иностранных клиентов, таких как королева Швеции София Магдалена Датская . [ 2 ] Ее бизнес в Париже все еще работал, несмотря на ее отсутствие, через назначенных ею представителей и деньги, которые она отправляла ему из Лондона, и она по-прежнему доставляла заказы Марии-Антуанетте.

Более поздняя карьера

[ редактировать ]

В январе 1795 года Бертен добилась исключения ее имени из списка эмигрантов через своего адвоката, который утверждал, что она отсутствовала на законных основаниях с тех пор, как покинула страну с деловыми целями по законному паспорту с июля 1792 года (без учета ее пребывания во Франции в декабре 1792 года). 1792 – февраль 1793), и таким образом она могла вернуться и возобновить свой бизнес. Утверждается, что во время этой поездки она выступала тайным посланником для эмигрантов и, как известно, обеспечивала их средствами, но это могло быть лишь знаком ее известной щедрости. [ 2 ]

Ее бизнес так и не восстановился полностью, но продолжался в меньших масштабах. Частично это произошло из-за инфляции, а частично из-за того, что мода изменилась после окончания Французской революции. Жозефина де Богарне была среди ее клиентов, и у нее были иностранные клиенты, такие как Мария Терезия Неаполя и Сицилии (1799 г.) и Мария Луиза Пармская (1808 г.). [ 2 ] В конечном итоге на посту ведущего модельера ее сменил Луи Ипполит Лерой .

На заре девятнадцатого века Бертен передала свой бизнес племянникам и удалилась в свое поместье в Эпине. Она умерла в 1813 году в Эпине-сюр-Сен.

Приобретение прозвища «Роза».

[ редактировать ]

Как отметила историк Мишель Сапори, при жизни Бертен не была известна как «Роза». [ 1 ] Прозвище Роза стало ассоциироваться с женщинами-торговцами модной одежды в целом после публикации в Пьера-Жана-Батиста Нугаре « 1769 году романа Ainsi va le monde» , в котором фигурировал сильно романтизированный персонаж торговки модной одежды по имени Роуз. После смерти Бертена были опубликованы мемуары, якобы написанные Бертеном, которые на самом деле были работой Жака Пёше . [ 11 ] Пеше позволил себе несколько вольности в своем рассказе о жизни Бертена, в том числе выдумывал любовные приключения. Он использовал имя Роуз, чтобы связать реальную фигуру Бертена с романтизированным образом торговцев модой в народном воображении. [ 1 ]

Известная цитата

[ редактировать ]

Говорят, что Бертен заметил Марии-Антуанетте в 1785 году, подарив ей переделанное платье: « Il n'y a de nouveau que ce qui est oublié » («Нет ничего нового, кроме того, что было забыто»). [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Сапори, Мишель (2004). Роуз Бертен: министр моды Марии-Антуанетты . Париж: Эд де л'Инст. Французская мода [ua] ISBN  978-2-914863-04-9 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Ланглад, Эмиль. Роуз Бертен: создательница моды при дворе Марии-Антуанетты (Лондон: Джон Лонг, 1913).
  3. ^ Нувион, Пьер де; Лиз, Эмиль (1911). Министр моды при Людовике XVI: мадемуазель Бертен, торговка модой королевы, 1747–1813 гг . Париж: Анри Леклерк. п. 22.
  4. ^ Кампан, Жанна-Луиза Анриетта (1988). Шалон, Жан; Ангуло, Карлос де (ред.). Мемуары г-жи Кампан, первой горничной Марии-Антуанетты . Париж: Меркюр де Франс. п. 73.
  5. ^ Фрейзер, Антония (2001). Мария-Антуанетта: Путешествие . Лондон: Вайденфельд и Николсон. стр. 158–159.
  6. ^ Кампан, Жанна-Луиза Анриетта (1988). Шалон, Жан; Ангуло, Карлос де (ред.). Мемуары г-жи Кампан, первой горничной Марии-Антуанетты . Париж: Меркюр де Франс. п. 76.
  7. ^ Вебер, Кэролайн (2007). Королева моды: что носила Мария-Антуанетта во время революции . Лондон: Аурум. ISBN  978-1-84513-205-7 .
  8. ^ Jump up to: а б Крисман-Кэмпбелл, Кимберли (2015). Жертвы моды: платье при дворе Людовика XVI и Марии-Антуанетты . Нью-Хейвен (Коннектикут), Лондон: издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-15438-2 .
  9. ^ Башор, Уилл (2015). Голова Марии-Антуанетты: королевский парикмахер, королева и революция . Гилфорд: Лайонс Пресс. ISBN  978-1-4930-0063-0 .
  10. ^ См. культурный анализ модных кукол в Джули Парк (2010), « Я и оно: новые объекты и подражательные предметы в Англии восемнадцатого века» : «Модная кукла и подражательное «я», стр. 103 и далее.
  11. ^ Пёше, Жак (1824). Мемуары королевы Марии-Антуанетты с примечаниями Розы Бертен . Париж: Bossange Frères.
  12. ^ Козинцев, Александр (2010). Зеркало смеха . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. п. 7. ISBN  9781412843263 .
  13. ^ «Образование бедняков во Франции» . Эдинбургское обозрение, или критический журнал, том 33 . А. и К. Блэк. 1820. с. 498.
  14. ^ Уолш, Уильям С. (1908). Международная энциклопедия прозы и поэтических цитат . Филадельфия, Пенсильвания: Компания Джона К. Уинстона. п. 536 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Крисман-Кэмпбелл, Кимберли, Жертвы моды: платье при дворе Людовика XVI и Марии-Антуанетты (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 2015).
  • Фрейзер, Антония . Мария-Антуанетта: Путешествие (Лондон: Phoenix Press, 2006).
  • Геннек, Катрин . Королевская модистка (Париж: Éditions Jean Claude Lattes, 2004).
  • Хару Кроустон, Клэр. Кредит, мода, секс: экономика уважения при старом режиме во Франции (Дарем: Duke University Press, 2013).
  • Ланглад, Эмиль . Роуз Бертен: создательница моды при дворе Марии-Антуанетты (Лондон: Джон Лонг, 1913).
  • Сапори, Мишель. Роуз Бертен: министр моды Марии-Антуанетты (Париж: Regard: Institut français de la mode, 2003).
  • Вебер, Кэролайн . Королева моды: что носила Мария-Антуанетта во время революции (Лондон: Aurun, 2007).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 43a951addb3b1bc34e3da5e55e6ddcd9__1715970660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/d9/43a951addb3b1bc34e3da5e55e6ddcd9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rose Bertin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)