Торговец модой
Торговец модной одеждой – это предприниматель, специализирующийся на производстве и продаже модных аксессуаров, особенно украшений для причесок и платьев. Профессия возникла в начале восемнадцатого века и достигла своего расцвета в конце 1700-х годов. Женщины, а иногда и мужчины, которые занимались торговлей модной одеждой, сыграли центральную роль в распространении стилей в этот период.
Появление модного торговца
[ редактировать ]Профессия модного торговца возникла в гильдии торговцев примерно в 1760–1765 годах. Сначала роль описывали как «талант», которым обладают жены наемников. [ 1 ] Во Франции восемнадцатого века корпорации портных , а затем и швей обладали монополией на создание одежды. Торговцы модой обычно занимались украшением уже сшитой одежды, хотя могли изготавливать и отдельные мелкие изделия (например, пояса, галстуки, банты, шали, накидки и т. д.). [ 1 ] В ходе своей работы продавцы модной одежды использовали различные материалы, в том числе тафту , марлю , перья , ленты , кружева , искусственные цветы , вышивку , пассажи и меха , работая таким образом с множеством поставщиков и ремесленников.
В августе 1776 года в результате реорганизации цеховых структур была создана гильдия «торговцев модой, мастеров перьев и цветоводов города и пригородов Парижа» во главе с Мари-Жанной [Розой] Бертен. [ 2 ] Эта новая гильдия официально установила независимость торговцев модной одеждой от торговцев. Технически, гильдия торговцев модой была исключительно женской, хотя некоторые мужчины также практиковали торговлю модой, поскольку их жены принадлежали к гильдии (например, Жан-Жозеф Болар ). С 1776 года больше не обязательно было быть женой торговца, чтобы работать торговцем модной одежды.
Распространение стилей
[ редактировать ]Торговцы модой были предметом многочисленных дискуссий в современных текстах, в том числе в Себастьяна Мерсье Луи «Парижской таблице» и энциклопедиях Дидро и Панкука . Они считались важной фигурой того времени, о чем свидетельствует разнообразие визуальных представлений в Galerie des Modes et Costum Français (известном журнале о моде), а также в картинах Франсуа Буше и Филибера-Луи Дебюкура .
В восемнадцатом веке силуэт модного платья изменился относительно мало. Таким образом, новизна заключалась в украшении одежды, которое быстро менялось в соответствии с модой и помогало выразить личную и более широкую социальную идентичность. На торговцев модной одеждой выпала задача «ежедневно сшивать и оформлять моду, которую придумали они и их покупатели». [ 1 ]
Хотя украшение платьев и оформление причесок составляли основу деятельности торговцев модой, торговцы модой также играли ключевую роль в распространении стиля. Таким образом, их идеи повлияли на многие другие профессии, такие как портные, швеи и продавцы белья.
В 1770–1780 годах произошли ускоренные изменения в модных украшениях: прически стали символом постоянного стремления к новизне. Благодаря моде волосы стали местом демонстрации идентичности и текущих событий. Прическа à la belle poule – яркий пример взаимосвязи новостей и моды. Прическа включала в себя модель французского фрегата La Belle Poule , который прославился после победы в морском сражении против англичан в 1778 году. В этот период по Европе также распространились многочисленные карикатуры, высмеивающие высоту модных причесок. Хотя работа торговцев модной модой не вызывала всеобщего восхищения, она широко обсуждалась.
Мадемуазель Бертен и ее современницы
[ редактировать ]В 1770-х годах торговцев модой было всего несколько, но в 1780-х годах эта профессия быстро распространилась в Париже и по всей Франции. Среди главных фигур того времени были Мари-Жанна [Роуз] Бертен, Жан-Жозеф Болар и мадемуазель Александр . Луи-Себастьен Мерсье посвятил главу своей «Парижской таблицы» торговцам модой, упомянув Болара и Александра по имени и заявив, что «произведение моды — это искусство; искусство заветное, торжествующее, удостоенное в этом столетии почестей и отличий». [ 3 ]
Пожалуй, самым известным торговцем модной одеждой была мадемуазель Бертен, которая за свою карьеру пользовалась значительной известностью. Бертен был главным поставщиком гардероба Марии-Антуанетты и установил настолько близкие отношения с королевой, что стала известна как «министр моды». [ нужна ссылка ] Драматическое восхождение Бертена к славе от относительно скромного происхождения в Пикардии до ближайшего окружения королевы встревожило представителей аристократии, в том числе фрейлину Марии-Антуанетты мадам Кампан . Кампан считал, что «простое допущение модистки в дом королевы повлекло за собой дурные последствия для ее величества», а именно, растущую одержимость Марии-Антуанетты модой. [ 4 ] Хотя Бертен имела значительный успех во время правления Людовика XVI и Марии-Антуанетты, во время революции ее бизнес пострадал .
Наследие
[ редактировать ]Значительный статус торговца модной модой, особенно женщин-продавцов модной одежды, начал снижаться в первые десятилетия девятнадцатого века. Тем не менее, горстка торговцев модой продолжала снабжать французский королевский двор, в том числе Луи Ипполит Леруа и Мария-Франсуаза Коро . Влиятельная роль торговцев модой в распространении новых тенденций проложила путь великим дизайнерам девятнадцатого и двадцатого веков, таким как Чарльз Фредерик Уорт и Коко Шанель .
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ф. А. Гарсо, Искусство портного, содержащее пошив мужской одежды; кожаные бриджи; портной по пошиву женских и детских тел; и торговец модой , Париж, 1769 год.
- ^ Кроустон, Клэр Хару (2002). «Королева и ее «министр моды»: гендер, кредит и политика в дореволюционной Франции» . Пол и история . 14 (1): 92–116. дои : 10.1111/1468-0424.00253 . ISSN 0953-5233 . S2CID 154982982 .
- ^ Мерсье, Луи-Себастьен (1853). Картина Парижа . Париж: Паньер. п. 48.
- ^ Кампан, мадам (Жанна-Луиза-Генриетта) (1909). Мемуары г-жи Кампан о Марии-Антуанетте и ее дворе . Интернет-архив. Бостон: Дж. Б. Миллет. п. 163.
Библиография
[ редактировать ]- Бенджамин Альварес-Араухо, Аделаида Генриетта Дамовиль, известная как мадам Элофф (1759–1805). Вокруг воображаемого торговца модой , магистерская работа 2 под руководством Лоуренса Крока, Университет Париж-Нантер, 2020.
- Джеймс-Саразен, Ариана и Лапасин, Режис (2006). Вестник нарядов Марии-Антуанетты . Париж: Встреча национальных музеев – Национальные архивы.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Кимберли Крисман-Кэмпбелл (2015). Жертвы моды: платье при дворе Людовика XVI и Марии-Антуанетты . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- Клэр Хару Кроустон (2013). Кредит, мода, секс: экономия уважения при старом режиме во Франции . Дарем: Издательство Университета Дьюка.
- Наташа Кокери (1998). Аристократический отель: рынок роскоши в Париже XVIII века . Современная история 39. Париж: Публикации Сорбонны.
- Дженнифер Джонс (1996). «Кокетки и гризетки: женщины покупают и продают в старом режиме Парижа». В книге «Пол вещей: гендер и потребление в исторической перспективе » под редакцией Виктории де Грация и Эллен Ферлоу, 25–53. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
- Дэниел Рош (1989). Культура внешнего вида . Париж: Файард.
- Мишель Сапори (2010). Роза Бертен, портниха Марии-Антуанетты . Пэрис: Перрен.
- Мишель Сапори (2004). Роуз Бертен, министр моды Марии-Антуанетты . Париж: Французский институт моды – С уважением.
- Кэролайн Сарджентсон (1996). Купцы и рынки предметов роскоши: Маршаны Мерсье Парижа восемнадцатого века . Лондон и Малибу: Музей Виктории и Альберта совместно с Музеем Дж. Пола Гетти.