Адам Райски
Адам Райски | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 11 марта 2008 г. | (94 года)
Род занятий | Политический деятель и журналист |
Организация | FTP-ME |
Политическая партия | Польская коммунистическая партия Коммунистическая партия Франции |
Движение | Антифашизм , Французское Сопротивление |
Супруг | Идеса Заромб |
Адам Райский (14 августа 1913 - 11 марта 2008) был франко-польским интеллектуалом, которого больше всего помнят за его участие во французском сопротивлении.
Коммунистический активист
[ редактировать ]Райский родился как Авраам Райгродский в семье ашкенази (евреев, говорящих на идише) в Белостоке , который в то время был частью обширной Российской империи. [ 1 ] Его левые родители участвовали в революции 1905 года. После Первой мировой войны Белосток вошел в состав Польши . Активный член Коммунистической партии Польши , он был исключен из средней школы как нарушитель спокойствия. [ 2 ] Как и многих других восточноевропейских евреев, Райгродского привлекал коммунизм, поскольку он обещал уничтожить все национальности, религии и этнические группы, тем самым сделав «еврейский вопрос» спорным. [ 1 ] Сведения о его взглядах на Польшу расходятся. Французский историк Стефан Куртуа утверждал, что Райский «ненавидел» Польшу. [ 2 ] Напротив, сын Райкси, Бенуа Райски, отверг обвинения Куртуа. Бенуа Райский утверждал, что его отец был глубоко привязан к польской культуре и литературе и очень хотел «интегрироваться» в польское общество. [ 1 ]
Во время военной диктатуры Санации , правившей Польшей с 1926 по 1939 год, Коммунистическая партия действовала нелегально, и его часто разыскивала полиция. [ 2 ] Он взял себе псевдоним Адам Райски, взяв имя Адам, потому что в Библии Адам было именем первого человека, созданного Богом, что отражало его веру в то, что коммунизм создаст новую цивилизацию. [ 1 ] Он также выбрал имя Адам в честь Адама Мицкевича , который был его героем. [ 1 ] Фамилию Райский он взял потому, что это очень распространенная польская фамилия, позволяющая ему не привлекать к себе внимание.
В 1932 году он иммигрировал во Францию , где изучал журналистику в Сорбонне. В 1933 году он вступил в еврейскую секцию Французской коммунистической партии. [ 2 ] В январе 1934 года он присоединился к секции иммигрантов Main-d'oeuvre (MOI) PCF ( Коммунистической партии Франции ). [ 2 ] В том же месяце МВД запустило газету на идиш « Найе Пресе» ( «Новая пресса» ), в которой Райский сотрудничал как журналист. [ 2 ] По мере того, как его французский язык улучшался, он также начал писать статьи для L'Humanité , главной газеты ФКП. [ 2 ]
Райский много писал о гражданской войне в Испании в Найе Презе . В своей первой статье, написанной сразу после того, как неудачный государственный переворот 17 июля 1936 года привел к гражданской войне в Испании, Райский, отражая политику Народного фронта, продиктованную Коминтерном, призвал к объединению всех левых и либералов против фашизма. [ 3 ] Известие о немецкой интервенции в Испанию, которая началась 24 июля 1936 года, побудило его предупредить в статье от 1 августа 1936 года о том, что фашизм приближается, что заставило его призвать Францию укрепить союз с Советским Союзом, а для Франции левые вели кампанию против французских сторонников испанских националистов. [ 3 ] Райский назвал генерала Франсиско Франко и генерала Эмилио Мола , двух лидеров военной хунты, пытавшейся свергнуть Испанскую республику, наследниками инквизиторов, преследовавших евреев в средние века. [ 4 ] На протяжении всей гражданской войны он призывал евреев присоединиться к интернациональным бригадам, сражающимся за Испанскую республику, и использовал очень эмоциональные выражения, чтобы связать испанских националистов с преследованиями и изгнаниями испанских евреев в прошлые века. [ 5 ] Извращая язык националистов, заявлявших, что они участвуют в католическом «крестовом походе против коммунизма», стремившемся пробудить воинственный дух крестового похода средневековой Реконкисты против ислама, Райский обвинил националистов в буквальном желании вернуть Испанию в средневековье. . [ 5 ] Гражданская война в Испании стала для него чем-то вроде навязчивой идеи, поскольку большинство статей, написанных Райским в Найе Презе в период с 1936 по 1938 год, были об Испании. [ 3 ]
Франко-израильский историк Рене Познански назвала Райского человеком, который был интегрирован во французское общество посредством своего «воинствующего коммунизма», поскольку ФКП стала для него суррогатной семьей. [ 6 ] Райский глубоко привязался к французской культуре и, в частности, посещал театры Парижа. [ 6 ] Американская журналистка Энн Нельсон описала Райского как человека, носящего «изящные костюмы» и черную шляпу-федору, которую он всегда носил независимо от погоды. [ 7 ] Райкси был хорошо известен своим пылким, страстным темпераментом, что отражалось в его стиле письма. [ 7 ] В 1938 году он женился на Идессе «Жанне» Заромб, польской еврейской иммигрантке во Франции, которая стала его агентом по связи во время Второй мировой войны. [ 2 ] Позже в том же году у них родился сын Бенуа. В 1938 году Лео Кац, редактор «Най Презе» , был выслан из Франции, и Райский вместе с Луи Гроновски стал новым соредактором «Най Презе» , продолжая занимать эту должность до тех пор, пока французское правительство не закрыло «Най Презе» осенью 1939 года. [ 8 ] Во время кризиса 1938 года из-за Судетской области Райский следовал линии Коминтерна, согласно которой фронт Советского Союза, Великобритании и Франции должен поддержать Чехословакию вопреки требованиям Германии. Позже Райский рационализировал советско-германский пакт о ненападении 1939 года как советский ответ на Мюнхенское соглашение. [ 9 ] Naye Prese была одной из трех главных идишских газет в Париже; двое других — сионист Паризер Хайнт и бундист Унзер Штиме . [ 8 ] «Най Презе» составлял около 10 000 экземпляров. В 1936 году ежедневный тираж [ 10 ]
Ненападение Германии и СССР от 23 августа 1939 года причинило ему много страданий. В редакционной статье в Найе Пресе от 27 августа 1939 года Райский обвинил «неверную политику Франции и Англии» в заключении пакта о ненападении, утверждая, что Советский Союз вел переговоры о присоединении к англо-французскому «мирному фронту», призванному защитить Польшу и настаивал на том, что именно англо-французская политика побудила Советы подписать пакт о ненападении. [ 9 ] В той же редакционной статье Райский также обвинил Данцигском кризисе в Адольфа Гитлера , утверждая, что именно немецкие угрозы Польше поставили Европу на грань войны. [ 9 ] 1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу, а 3 сентября 1939 года Франция объявила войну. В редакционной статье от 4 сентября 1939 года Райский порвал с советской линией, написав: «Гитлеризм, который с самого начала строил свое существование на резне евреев, теперь встал на путь всемирной резни... Мы вступаем в войну на на стороне французского народа... Для Франции и для нашего народа!» [ 9 ] Райский выразил надежду, что Франция скоро победит, написав: «Пусть имя Адольфа Гитлера исчезнет навсегда! Навеки проклята идея национал-социализма! Никто не хотел этой войны, кроме Гитлера и его клики... Он утонет в море». море крови, которое он пролил». [ 11 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В начале 1940 года он присоединился к полку Свободной польской армии, дислоцированному во Франции, и участвовал в кампании мая – июня 1940 года во время немецкого вторжения. [ 12 ] В июне 1940 года он был взят в плен вермахтом, но бежал из лагеря для военнопленных, где содержался под Нантом . [ 12 ] По условиям перемирия, подписанного 21 июня 1940 года, Франция была разделена на две зоны: Германия оккупировала всю северную Францию плюс все побережье Атлантического океана, в то время как большая часть юга Франции оставалась незанятой (Италия также должна была претендовать на оккупационную зону в Район Ниццы после перемирия от 24 июня 1940 г.). Французское правительство, переехавшее в Виши, сохранило контроль над полицией во всех зонах Франции.
В День взятия Бастилии 1940 года Райский вернулся в Париж . [ 12 ] Он начал переиздавать «Найе Пресе» под новым названием «Унзер Ворт» ( «Одно слово» ). [ 12 ] В июле 1940 года он был основателем еврейской группы сопротивления « Солидарность» . [ 13 ] Райский определил цель « Солидарности» так: «Некоторая пропаганда и, прежде всего, информация были непременным условием организации сопротивления». [ 13 ] В апреле 1941 года он отправился в неоккупированную зону на юге Франции, чтобы помочь испанским беженцам-республиканцам сбежать из лагерей для интернированных в Гюрсе и Верне. [ 2 ] В мае 1941 года он отправился в Марсель , где основал издание Unzer Wort на юге Франции. [ 12 ] Операция «Барбаросса» , вторжение Германии в Советский Союз, начавшееся 22 июня 1941 года, была встречена Райским с почти ощутимым облегчением в редакционной статье в «Unzer Wort» , что побудило его написать: «И чтобы мы снова стали самими собой, это и есть евреи». Французы, антифашисты, нам нужна была гитлеровская агрессия, названная «преступной», против «родины социализма». [ 14 ] 24 августа 1941 года Райский узнал из передач Московского радио на идиш, что немцы систематически уничтожают евреев на оккупированных территориях Советского Союза. [ 15 ]
В сентябре 1941 года он стал национальным менеджером МВД , что побудило его вернуться в Париж. В ноябре 1941 года в статье в «Унзер Ворт » он впервые сообщил о существовании лагеря Дранси под Парижем, который он назвал «французским Дахау». [ 12 ] Первые депортации евреев из Франции начались в марте 1942 года. Тогда было объявлено, что это часть процесса, известного как «переселение на Восток», в рамках которого Третий рейх создал утопическую родину для евреев где-то в Восточной Европе. , куда будут «переселены» все евреи Европы. Первоначально утверждение о загадочной родине евреев в Восточной Европе, которую никто на самом деле не видел, широко верилось во Франции, даже среди большинства евреев, и хотя большинство французов не верили, что предполагаемая родина была тем раем, который обещали нацисты, немногие мог представить себе правду. [ 16 ] Райский знал, что операция «Барбаросса» была «войной на уничтожение», как назвал ее Гитлер, но первоначально он считал, что депортируемых евреев из Франции использовали в качестве рабского труда.
В апреле 1942 года он помог основать Francs-tireurs et partisans – Main-d’oeuvre immigrée (FTP-MOI), иммигрантскую секцию французского коммунистического сопротивления. [ 12 ] Райский назначил Бориса Холбана военным командующим ФЦП-МВД в районе Парижа. [ 12 ] В то же время Райский работал журналистом в подпольных газетах, а именно J'accuse и Fraternité . [ 2 ] И во время войны, и после нее Райский очень критически относился к Генеральному союзу израильтян Франции (UGIF), который был создан в ноябре 1941 года для управления еврейской общиной во Франции. 7 июня 1942 года всем евреям в оккупированной немцами зоне Франции было приказано постоянно носить желтый значок звезды Давида с написанным на нем словом Juif . [ 17 ] В своем заявлении UGIF призвал евреев носить желтый значок с «достоинством», что побудило Райского осудить UGIF как жалких коллаборационистов, которые охотно соглашались с нацистскими мерами в надежде, что это может улучшить условия для французских евреев. [ 17 ]
15 июля 1942 года Райский возвращался в комнату, которую он снял в Париже под псевдонимом с фальшивыми документами, в которых указывалось, что он арийец, не подозревая, что его жена в тот день пыталась бежать из Парижа вместе с сыном. [ 18 ] Будучи активистом сопротивления , Райский считал, что лучше жить отдельно от жены. [ 18 ] В тот день он вспоминал, что его больше всего беспокоил неприятный запах квашеной капусты, которую немецкие солдаты всегда ели в уличных ресторанах Парижа. [ 18 ] Около 4:30 утра 16 июля около 4500 французских полицейских начали операцию, известную как « Вель д'Ив», с целью арестовать каждого еврея, живущего в Париже. [ 19 ] Утром того же дня Райский описал сцену, которую он увидел, входя в парижское метро:
«Я спускался по лестнице, ведущей к квази, когда увидел перед собой автобусы, поворачивающие в сторону моста Гренель, ныне моста Бир-Хакейма. Их необычный вид сразу поразил меня. На их задних платформах можно было увидеть полицейских окруженные пакетами, чемоданами и всякими узлами... Перед тем, как пересечь мост, автобусы замедлили ход, и я уже не мог видеть какие-то лица, просто по горю на их лицах я понял, что происходит. колени подкосились, мне пришлось опереться на перила. Товарищ, которого я встретил на месте встречи, подтвердил это: «Да, это массовая облава». [ 20 ]
Весь тот день, известный во французской истории как «Черный четверг», Райский провел, пытаясь связаться со своей женой и узнать, сбежала ли она и их сын. [ 19 ] Райский с большим облегчением обнаружил, что его жена и сын избежали грандиозной облавы (большой облавы) 16–17 июля 1942 года. [ 21 ] Спрятав сына у подруги своей жены, учительницы, Райский провел с ней ночь в своей комнате, где, как он заметил, она была настолько потрясена грандиозным розыгрышем , что ей было трудно спать, и она крепко обнимала его, говоря, что ее так боялась, что потеряла его в тот день. [ 22 ]
В августе 1942 года он основал Национальное движение против расизма (MNCR). [ 2 ] MNCR, по сути, была продолжением работы «Солидарности» по оказанию поддержки тем, кто скрывался, а также служила системой раннего предупреждения о предстоящих розыгрышах , но только с участием неевреев. [ 23 ] В период с августа 1942 года по апрель 1943 года «Солидарность» и MNCR предоставили фальшивые документы, которые позволили разместить 607 еврейских детей в нееврейских семьях в районе Парижа. [ 23 ] В 1990 году он вспоминал то, что узнал летом 1942 года, говоря: «Тем летом, в августе, поляк сбежал из Варшавы и рассказал нам о решении уничтожить евреев». [ 24 ]
С осени 1942 года он писал брошюры на французском, идише и польском языках, предупреждая евреев, что «переселение на Восток» не означает переезд в какую-то еврейскую утопию, смутно расположенную где-то в Восточной Европе, как обещали нацисты, а, скорее, их истребление. [ 25 ] В своих брошюрах Райский предупреждал, что участие в «переселении на Восток» будет означать смерть, и призывал евреев скрываться, чтобы избежать «переселения на Восток». Райский узнал от испанского солдата-республиканца, сбежавшего из лагеря Гюрс и переданного французскими властями для работы в качестве раба на организацию Тодта в Польше, которому впоследствии удалось бежать обратно во Францию, что в Силезия называлась Освенцимом, где евреев уничтожали газом. [ 25 ] Райский счел этого человека заслуживающим доверия, но у него были большие сомнения относительно того, следует ли ему публиковать обвинения, основанные на одном источнике, который он не мог подтвердить, и он глубоко надеялся, что его история не соответствует действительности. [ 25 ] Несмотря на свои сомнения, в статье в журнале J'accuse, опубликованной 10 октября 1942 года, Райский заявил, что около 11 000 евреев из Франции с марта 1942 года были уничтожены газовыми отравлениями в Освенциме. [ 25 ]
Райский заметил, что непропорционально большое количество членов FTP-MOI были ветеранами интернациональных бригад, принимавшими участие в гражданской войне в Испании, что давало большое преимущество, поскольку это были люди, испытавшие боевой опыт и хорошо привыкшие обращаться с оружием и бомбами. . [ 26 ] Райский также отметил, что непропорционально большое количество членов FTP-MOI были, как и он сам, евреями, что придавало их усилиям определенное отчаяние, поскольку для них победа Третьего рейха означала бы их истребление. [ 26 ] Райский утверждал, что для простых французов, если нацистская Германия выиграет войну, Франция останется оккупированной, но французский народ продолжит существовать, в то время как для него самого и всех других евреев в мире все они прекратят свое существование в случае победы Германии, что сделало их подпольную борьбу вопросом экзистенциальной важности. Райский вспоминал: «Мы собрали многих молодых евреев, оставшихся без родителей и дома, в группы по три человека. Зимой 1942–43 годов у нас было около 300 человек, в основном молодых людей, в еврейских группах Francs-Tireurs et Partisans. ". [ 26 ] Райский вспомнил, что главной проблемой была нехватка оружия, напомнив: «Устаревшие пистолеты не всегда комплектовались соответствующими пулями, поэтому нам пришлось подумать о переходе на бомбы». [ 27 ] Большую помощь Райскому оказала Кристина Лука Бойко , румынская студентка Сорбонны и руководитель разведки FTP-MOI, которая снабжала его материалами для изготовления бомб с химического факультета Сорбонны.
Некоторые разногласия в последнее время были вызваны тем фактом, что большинство нападений, организованных FTP-MOI, были совершены мужчинами, поскольку FTP-MOI обычно не использовало женщин в качестве убийц. [ 28 ] Это вызвало особенно споры, поскольку в тот же период женщины принимали активное участие в боевых действиях в Советском Союзе, Югославии и Греции. Около четверти андартов (партизан) Фронта национального освобождения Греции составляли женщины. Райский защищал выбор людей в качестве убийц для FTP-MOI, заявляя, что для FTP-MOI было самоубийством участвовать в продолжительных перестрелках из-за разницы в огневой мощи и численности, и поэтому его членам приходилось быстро атаковать, бросая бомбу. и/или сделать несколько выстрелов, прежде чем столь же быстро отступить. [ 28 ] Райский утверждал, что мужчины лучше подходят для «молниеносного» отступления, бегая по улицам Парижа как можно быстрее, чем женщины, поскольку он утверждал, что условия, которые позволяют вести более упорные бои в лесах России и горах Балкан не существовало в Париже. [ 28 ]
Позже он заявил, что величайшей ошибкой, которую когда-либо совершило FTP-MOI, было принятие в свои ряды Люсьен Гольдфарб, более известной как Катя ла Рукин (Кэти Рыжая). Гольдфарб, чьи родители, братья и сестры были депортированы во время грандиозной лотереи 16–17 июля 1942 года, присоединилась к ФПТ-МВД в конце 1942 года, заявив, что хочет отомстить за свою семью. [ 29 ] Райский не знал, что Гольдфарб была проституткой и долгое время была информатором полиции, которая использовала свои связи в полиции, чтобы обеспечить себе иммунитет от депортации. В обмен на иммунитет и регулярные денежные выплаты Гольдфарб проникла в FTP-MOI французской полиции, и благодаря предоставленной ею информации французская полиция произвела первые массовые аресты членов FTP-MOI в марте 1943 года. [ 29 ] За одну ночь французская полиция арестовала 80 членов FTP-MOI. [ 30 ] Несмотря на то, что вся ее семья была уничтожена в Освенциме, Гольдфарб не чувствовала сожаления о своих действиях и, казалось, руководствовалась только жадностью, поскольку работала в той же полиции, которая депортировала ее семью. [ 29 ] Французская полиция использовала свои излюбленные филатурные (вращающиеся) методы наблюдения за перемещениями одного члена FTP-МВД, при необходимости месяцами, чтобы узнать о его или ее контактах, а затем проследить за остальными, выстраивая таким образом полную картину. о структуре и членском составе ФЦП-МВД. [ 31 ] [ 30 ]
Когда давление полиции усилилось, Райский вспоминал: «2 мая 1943 года руководство еврейской секции встретилось и потребовало от руководства ФКП двух вещей: во-первых, чтобы организация, которая чувствовала себя окруженной полицией, отошла, чтобы сократить прядильные фабрики, чтобы спасти наших руководителей и, следовательно, сохранить будущее боевых действий. Затем рассмотреть возможность постепенного перевода в южную зону еврейских, политических и военных организаций, чтобы наши бойцы вновь получили поддержку со стороны евреев южной зоны. Реакция руководства была очень ясной: нам сказали, что «коммунистические кадры не должны оставаться в резерве», и нас критиковали за нашу «капитулянтскую» позицию. Как дисциплинированные коммунисты, мы поклонились». [ 30 ]
Райский был очень тронут известием о восстании в Варшавском гетто в 1943 году. Впервые он узнал о восстании, слушая французские передачи BBC. [ 32 ] В редакционной статье от 15 июня 1943 года в идишской подпольной газете «Унзер Ворт» он писал:
«Поднимитесь на решающую битву с нацистским варварством! Услышьте крик миллионов наших братьев, замученных в польских лагерях и гетто! Недалек тот день, когда банде Гитлера придется ответить за свои преступления. Это море крови никогда не исчезнет. успокоены и не будут молчать невинные мертвецы. Призрак поражения преследует нацистских бандитов. Он предстает перед ними в лицах миллионов своих жертв, восстающих из своих могил, выходящих из пламени и фабрик смерти. армия, за ними маршируют живые, все преследуемые, все человечество, чтобы убрать с поверхности земли все следы нацистского варварства». [ 32 ]
Райский отметил, что и J'accuse , и Fraternité были предназначены для нееврейской аудитории, и обе газеты широко освещали восстание в Варшавском гетто. [ 32 ]
На протяжении всей своей карьеры в качестве участника сопротивления Райский продвигал идею объединения всех еврейских групп в своего рода Еврейский народный фронт. [ 33 ] В апреле 1943 года на встрече в Париже было решено объединить «Солидарность» , «Союз еврейских женщин», «Народную помощь», «Союз еврейской молодежи» и ряд других еврейских групп в новую группу — «Союз евреев сопротивления». и взаимная помощь ( Union des Juifs pour la Résistance et l'Entraide -UJRE). [ 33 ] После этого Райский посвятил свое время убеждению других групп еврейского сопротивления присоединиться к UJRE. [ 33 ]
Частично благодаря информации, предоставленной Гольдфарбом, французская полиция в период с мая по июль 1943 года провела серию рейдов с целью раз и навсегда положить конец FTP-MOI. [ 29 ] Райский писал: «К концу июля почти все еврейское руководство пало», поскольку полиция арестовала более 60 руководителей МВД. [ 29 ] К концу июля 1943 года из руководителей МВД, основавших FTP-МВД в апреле 1942 года, остались только Райски, Софи Шварц и Леон Черток, остальные все погибли. [ 29 ] Райски считал, что в рядах FTP-MOI есть информатор, и поручил начальнику разведки FTP-MOI Луке Бойко начать расследование. Расследование привело к Гольдфарбу, которого Райский приказал казнить как информатора. Гольдфарб смог сбежать от убийц FTP-MOI и после войны стал хозяйкой дорогого борделя, который обслуживал богатых и влиятельных людей, оставаясь при этом полицейским информатором, став своего рода знаменитостью преступного мира во Франции. [ 29 ]
В июле 1943 года Райский, разыскиваемый полицией, переехал на юг Франции, где, по его мнению, он был в большей безопасности. [ 2 ] В записке, которую он написал в декабре 1943 года, он заявил: «Мы должны добиться успеха в вовлечении большинства еврейского населения в борьбу с врагом, как в Сопротивление, так и в защиту своего собственного существования». [ 33 ] Райский призвал положить конец расколу между израильтянами (ассимилированными французскими евреями) и юифами (оскорбительным термином для евреев-иммигрантов), заявив, что необходимо «расширить наше влияние среди французских евреев» с целью «достижения полного единства еврейское население Франции». [ 33 ] В той же записке Райский также утверждал, что он отказывается учитывать «любую иерархию злодеяний, совершенных нацистами», когда дело доходит до «отдания приоритета еврейскому вопросу или вопросу о депортациях французов [ссылка на СТО] ". [ 34 ] В январе 1944 года он был одним из соучредителей Представительского совета учреждений для несовершеннолетних Франции (CRIF). В то время он был известен как Генеральный комитет защиты евреев (CGD) – подпольная организация, миссией которой является помощь евреям. [ 2 ]
На секретной конференции, на которой был основан CRIF, Райский представлял коммунистов, Файвел Шрагер представлял Бунд , а Йозеф Фишер представлял сионистов. [ 35 ] Дебаты о сионизме оказались самой сложной темой на конференции, поскольку Фишер и другие сионистские делегаты настояли на том, чтобы группа выступила с заявлением в пользу еврейского государства в Палестине, против чего был против Райский. [ 35 ] В лучшем случае Райский был готов выступить с заявлением, провозглашающим общую оппозицию британскому империализму на Ближнем Востоке и Белой книге 1939 года, изданной британским правительством, которая резко ограничивала еврейскую иммиграцию в пределы палестинского мандата, и то, и другое сионисты сочли недостаточным. . [ 35 ] Несмотря на свою оппозицию сионизму, Райский выступал за неограниченную иммиграцию евреев в Святую Землю, что делало его критиком Белой книги. [ 35 ] Пытаясь найти компромисс, Райский выдвинул предложение, чтобы CRIF заявил о своей поддержке еврейской родины в Советском Союзе, что могло быть ссылкой на Биробиджан , еврейскую родину, созданную Сталиным на советском Дальнем Востоке. берега реки Амур на границе с Китаем. [ 35 ] Еще одно компромиссное предложение, выдвинутое Райским, заключалось в том, чтобы CRIF заявил о своей поддержке федеративного государства в Палестине, где евреи и палестинские арабы разделили бы Святую Землю после войны. [ 35 ] Дебаты о том, должен ли CRIF заявлять о своей поддержке сионизма или нет, были весьма жаркими, и Райский в какой-то момент заявил, что если CRIF «присягнет на верность» сионизму, он и другие евреи-коммунисты не присоединятся к CRIF. [ 35 ] Райский занял антисионистскую позицию, написав тогда: «CRJF вполне может принять точку зрения сионистов, но в этом случае это будет не Представительский совет французских евреев, а Представительский совет сионистов». [ 35 ] Райский считал, что существует необходимость «взаимопонимания с арабским населением» Палестины, чтобы предотвратить еврейско-арабскую войну на Ближнем Востоке после ожидаемого окончания британского мандата, и заявил, что проблемы «французских евреев» гораздо важнее. для него, чем «чужие территории». [ 35 ]
Конференция не смогла согласовать устав CRIF, и только летом 1944 года устав был наконец выпущен. [ 35 ] Хартия была во многом компромиссом по вопросу о Палестине, поскольку CRIF потребовал «немедленной отмены Белой книги 1939 года» и заявил о своей поддержке «требований Еврейского агентства и других соответствующих органов», фактически не указав, в чем заключались эти требования. [ 35 ] CRIF также заявил о своей поддержке «национального сосуществования и дружбы между всеми частями общества» в палестинском мандате, «широчайшего взаимопонимания с арабским населением» и равенства «неевреев, проживающих в Палестине». [ 35 ] Райский, живший в Лионе, принял участие в первом публичном собрании CRIF 5 сентября 1944 года, всего через два дня после освобождения города.
Послевоенный
[ редактировать ]После войны Райский был награжден Медалью Сопротивления и Военным крестом. [ 2 ] В мае 1945 года он присутствовал на конференции в Нью-Йорке, где встретились делегации различных еврейских групп со всего мира, чтобы обсудить способы помощи пережившим Холокост. [ 30 ] В июне 1945 года ФКП распустила МВД, что маргинализировало Райского. [ 36 ] Политика французских коммунистов заключалась в том, чтобы побудить коммунистов из Восточной Европы, принимавших участие в сопротивлении, вернуться в страны своего происхождения, чтобы придать коммунистическому сопротивлению более французский вид. [ 36 ] Друг Райского Борис Холбан вернулся в Румынию, в то время как сам он чувствовал очень сильное давление с целью вернуться в Польшу. [ 36 ]
В сентябре 1949 года он вернулся в Польшу, где работал журналистом. Райский был назначен заместителем министра информации, в задачу которого входило управление всеми польскими СМИ. [ 2 ] Куртуа назвал его «сталинским аппаратчиком». [ 2 ] Райский, по его собственным словам, разочаровался в жизни в сталинской Польше, вспоминая: «Человек деградировал. Тяжесть повседневной борьбы за жизнь отнесла его на несколько столетий назад... Эгоцентризм, не имевший ничего общего с индивидуализмом буржуазного общества и была арендована законами конкуренции, господствовавшими в бытовых отношениях». [ 37 ] Райский вспоминал, что атмосфера в Варшаве в начале 1950-х годов была наполнена страхом и страхом, и даже члены Центрального комитета жили в постоянном ужасе по поводу возможности того, что Иосиф Сталин отдаст приказ о чистке Польской объединенной рабочей партии . [ 38 ]
Очень холодной февральской ночью 1950 года около трех часов ночи Райского разбудили призывом немедленно явиться в ЦК. [ 38 ] По прибытии Райск встретил Якуба Бермана , который сообщил ему, что партийная газета Trybuna Ludu собирается опубликовать статью с нападками на Владислава Гомулку как на «иностранного агента». [ 38 ] Берман воспринял эту статью как знак того, что Гомулке вскоре будет предъявлено обвинение в государственной измене, что Берман воспринял как начало чистки партии. [ 38 ] Райский пришел к выводу, что через Гомулку в 1951 году действительно было предъявлено обвинение в том, что столь страшная чистка не состоялась из-за «осторожной, но твердой воли», проявленной польскими коммунистическими лидерами в тихом сопротивлении советскому давлению. [ 39 ]
28 июня 1956 года в Познани вспыхнуло рабочее восстание против коммунистической диктатуры. Поскольку восстание было подавлено Польской армией, коммунистический режим находился в обороне, и многие ожидали, что в Польше в любой момент вспыхнет революция. Будучи заместителем госсекретаря, Райский сыграл важную роль в либерализации польской прессы летом 1956 года, что помогло подготовить почву для польской Октябрьской революции, произошедшей позже в том же году. [ 30 ] Во время польской октябрьской революции 1956 года, когда националистическая фракция в Польской объединенной рабочей партии во главе с Гомулкой свергла сталинистское руководство партией, Райского обвинили Куртуа в проведении двусмысленной линии. [ 2 ] Райский не одобрял сделку, заключенную Гомулкой на драматическом заседании ЦК в ночь на 19 октября 1956 года с Никитой Хрущевым , прибывшим той ночью в Варшаву без предупреждения, согласно которому он пообещал сохранить Польшу в советской сфере влияния в обмен на большую автономия в составе советского блока. [ 30 ]
В июле 1957 года он был уволен за написание статей с критикой коммунистической диктатуры, что побудило его вернуться во Францию, где он объявил о своем выходе из Польской объединенной рабочей партии. Польский суд заочно признал его виновным в государственной измене. [ 40 ] Куртуа отрицал, что Райкси действительно дезертировал, утверждая, что он по-прежнему верен коммунистическому режиму и действовал во Франции в качестве шпиона. [ 2 ] 6 октября 1959 года он был арестован французской полицией, которая обвинила его в передаче информации Герману Бертеле, польскому шпиону, действовавшему в Париже. [ 2 ] В июле 1961 года он был признан виновным в шпионаже в пользу Польши и приговорен к 7 годам лишения свободы. [ 2 ] После лоббирования нескольких бойцов сопротивления в марте 1963 года президент Шарль де Голль помиловал Райского. [ 2 ] В недатированном документе Райский от третьего лица заявил: «А. Райский, который больше не согласен с некоторыми идеями Коммунистической партии, предпочел восстановить свою независимость. Тем не менее, он хранит верную память о прошлом. что позволяет ему с большой честностью вспоминать действия сопротивления евреев-коммунистов. Он руководил UJRE до 1949 года». [ 41 ]
Райский работал историком и написал несколько книг на тему еврейского сопротивления во Франции. В 1985 году он опубликовал мемуары Nos Illusions Perdues («Наши утраченные иллюзии») о своей жизни в Польше с 1949 по 1957 год. [ 2 ] В книге «Нет иллюзий » он глубоко критиковал коммунистический режим в Польше, который называл «диктатурой» и «тоталитарным режимом». [ 2 ] Райский появился в документальном фильме 1985 года » « Террористы на пенсии Моско Буко, чтобы обсудить утверждение о том, что он и другие члены FTP-MOI были коммунистическими террористами. [ 2 ] Во время L'Affaire Manouchian 1980-х годов он был видным защитником Бориса Холбана от обвинений в том, что он был полицейским информатором, предавшим Миссака Манушяна . [ 42 ] Райский утверждал, что человеком, который предал Манушяна, был Джозеф Давидович, политический комиссар группы Манушян , которого Холбан убил 28 декабря 1943 года. [ 42 ]
Райский с гордостью отметил, что во время суда над гауптштурмфюрером СС Клаусом Барби в 1987 году прокурор Пьер Трюш представил его труды военного времени как доказательство того, что истинная природа «окончательного решения еврейского вопроса» была известна во Франции во время войны, вопреки утверждениям защиты Барби. адвокат Жак Верже . [ 43 ] Вержес утверждал во время суда, что Барби понятия не имел о том, что происходит с евреями, отправленными на «переселение на Восток», утверждая, что, поскольку он все знал, что родина евреев, как говорят, смутно расположена в Восточной Европе, куда евреи переселились. «переселялись» было реальным местом. [ 43 ] В ответ Труше привел в качестве доказательства предупреждения Райского, сделанные во время войны, что привело его к выводу, что если Райский, человек, не имевший специальной информации о Третьем рейхе, знал, что «Окончательное решение» было на самом деле геноцидом, то не было возможности, чтобы гауптштурмфюрер СС такие как Барби, могли заявить о своем незнании истинной природы «Окончательного решения». [ 43 ] В 1989 году вместе со Стефаном Куртуа и Дени Песчанским он опубликовал «Песню незнакомца: иммигранты де ла МВД в движении Сопротивления» , хорошо зарекомендовавшую себя историю FTP-МВД. [ 44 ] В книге «Le sang de l'etranger» Райский, Куртуа и Песчанский установили, что большинство атак на немецкие войска в районе Парижа в период с 1942 по 1944 год были делом рук FTP-MOI. [ 45 ]
8 мая 1990 года он выступил на митинге в Западном Берлине на территории Ванзейского института, где говорил о перспективе воспрепятствования воссоединению Германии. [ 24 ] Тогда он заявил: «Один вопрос остается на сегодня и завтра. Есть ли что-то в немецкой природе, что предрасполагает их не к геноциду, а к ненависти к другим? У меня нет ответа. Возможно, демократия в Западной Германии говорит нам об этом. В этом страхе нет правды. Но немцы должны показать нам это сейчас и в будущем». [ 24 ]
Как историк он был категорически против тезиса о предполагаемой еврейской пассивности перед «окончательным решением еврейского вопроса». В 1998 году он писал: «Не пришло ли время восстановить миллионам жертв посредством научно строгих и документированных исследований их статус комбатантов, пропавших без вести в ходе совершенно неравного боя?» [ 46 ] В 1992 году была опубликована самая известная книга Райского « Выбор евреев при Виши: между подчинением и сопротивлением» , в которой описывается еврейская жизнь и сопротивление во Франции во время оккупации. [ 44 ] В обзоре «Выбора » историк Ричард Коэн почувствовал, что Райский ошибся в своем представлении о французском народе, который в основном выступает против антисемитизма Виши и по существу поддерживает еврейские общины. [ 47 ] В другом обзоре « Выбора » историк Ларс Ренсманн назвал его «... возможно, самым подробным и всеобъемлющим отчетом о евреях и еврейском сопротивлении во времена Виши, Франция». [ 48 ] Тезис Райского о том, что французские евреи очень далеки от пассивных субъектов истории, получил широкое признание, поскольку он отметил, что большинство французских евреев, избежавших депортации, сами приняли меры, чтобы избежать такой участи. [ 45 ] На его надгробии в Париже есть надпись: «Адам Райский 1913–2008 гг. Он был коммунистом и террористом, когда должен был быть». [ 40 ] Использование слова «террорист» на его надгробии, судя по всему, иронично. Его сын Бенуа Райски — видный интеллектуал во Франции.
Работа
[ редактировать ]- Восстание в Варшавском гетто и его влияние на Польшу и Францию , написанное в соавторстве с Жоржем Веллерсом, Андре Каспи и Бронией Клибански, Париж: Центр современной документации, 1984.
- Наши утраченные иллюзии , Париж: издания Balland, 1985.
- Кто что знал?: Уничтожение евреев, 1941–1945 гг ., Написано в соавторстве со Стефаном Куртуа, Париж: издания La Découverte, 1987.
- Кровь иностранца – иммигрантов из ME в Сопротивлении , написано в соавторстве со Стефаном Куртуа и Дени Песчанским, Париж: éditions Fayard, 1989.
- Выбор евреев при Виши – между подчинением и сопротивлением , Париж: издания La Découverte, 1992, переведено на английский язык как «Выбор евреев при Виши: между подчинением и сопротивлением» .
- Красный плакат: 50 лет назад Париж: Делегация памяти и исторической информации, 1994.
- Де Голль и евреи (1940–1944) , Париж: опубликовано Союзом еврейского сопротивления и депортированных лиц Франции, 1994 г.
- «Еврейская подпольная пресса во Франции и борьба за разоблачение нацистской тайны окончательного решения», страницы 616–628 из книги « Холокост и история: известное, неизвестное, оспариваемое и повторное исследование » под редакцией Авраама Пека, Блумингтон: Индиана. Университетское издательство, 1998.
Книги и статьи
[ редактировать ]- Блэк, Джереми (2007). Вторая мировая война: тыл . Лондон: Эшгейт. ISBN 9780754626435 .
- Бросса, Ален; Клингберг, Сильви (1983). Революционный идишланд. История еврейского радикализма . Лондон: Весо. ISBN 9781784786083 .
- Коэн, Ричард (декабрь 2008 г.). «Обзор Выбор евреев при Виши: между подчинением и сопротивлением Адама Райского « ». Журнал современной истории . 80 (4): 939–941. дои : 10.1086/596686 .
- Дрейк, Дэвид (2015). Париж в войне 1939-1944 гг . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674495913 .
- Хилл, Рональд (1992). За пределами сталинизма Коммунистическая политическая эволюция . Абингдон-на-Темзе: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781135193973 .
- Гильдеа, Роберт (2015). Бойцы в тени Новая история французского Сопротивления . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674286108 .
- Герритс, Андре (2009). Миф о еврейском коммунизме. Историческая интерпретация . Амстердам: PIE Питер Ланг. ISBN 9789052014654 .
- Джексон, Жюльен (2001). Франция: Темные годы, 1940-1944 гг . Издательство Оксфордского университета: Оксфорд. ISBN 9780191622885 .
- Нельсон, Энн (2017). Дети Сюзанны: смелое спасение в нацистском Париже . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 9781501105340 .
- Познанский, Рене (2001). Евреи во Франции во время Второй мировой войны . Уолтем: Издательство Университета Брандейса. ISBN 9780874518962 .
- Познанский, Рене (2004). «О евреях, французах, коммунистах и Второй мировой войне». В Джонатане Франкеле (ред.). Тёмные времена, ужасные решения Евреи и коммунизм . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 168–198. ISBN 9780195346138 .
- Райский, Адам (1998). «Еврейская подпольная пресса во Франции и борьба за разоблачение нацистской тайны окончательного решения». У Авраама Пека (ред.). Холокост и история: известное, неизвестное, спорное и пересмотренное . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 616–629. ISBN 9780253215291 .
- Ренсманн, Ларс (январь 2010 г.). «Обзор Выбор евреев при Виши: между подчинением и сопротивлением Адама Райского « ». Журнал современной истории . 1 (45): 227–229. дои : 10.1177/00220094100450011110 . S2CID 162199609 .
- Семелен, Жак (2018). Выживание евреев во Франции, 1940-44 гг . Издательство Оксфордского университета: Оксфорд. ISBN 9780190057947 .
- Спраут, Лесли А. (2013). Музыкальное наследие военной Франции . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520275300 .
- Свитс, Джон (2003). «Евреи и неевреи во Франции во время Второй мировой войны». Дэвид Банкир и Израиль Гутман (ред.). Нацистская Европа и окончательное решение . Иерусалим: Яд Вашем. стр. 361–373. ISBN 9781845454104 .
- Вассерштейн, Бернар (2012). Накануне: евреи Европы перед Второй мировой войной . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-1416594277 .
- Заагсма, Гербен (2017). Еврейские добровольцы, интернациональные бригады и гражданская война в Испании . Лондон: Блумсбери. ISBN 978-1472505491 .
- Зуккотти, Сьюзен (1999). Холокост, французы и евреи . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 9780803299146 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Михаэли, Гил (30 сентября 2017 г.). «Райский, последний из ашкенази» . Причина . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Куртуа, Стефан (19 марта 2008 г.). «Адам Райский, руководитель еврейской секции Французской коммунистической партии» . Мир . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Заагсма 2017 , с. 67.
- ^ Заагсма 2017 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Заагсма 2017 , с. 5-6.
- ^ Перейти обратно: а б Познаньский 2001 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Нельсон 2017 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Вассерштейн 2012 , с. 259.
- ^ Перейти обратно: а б с д Познаньский 2004 , с. 175.
- ^ Вассерштейн 2012 , с. 260.
- ^ Броссат и Клингберг 1983 , с. 140.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Гильдеа 2015 , с. 221.
- ^ Перейти обратно: а б Зарецкий, Роберт (12 октября 2015 г.). «Сопротивление знакомому повествованию о сопротивлении во Франции» . Вперед . Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ Броссат и Клингберг 1983 , стр. 144.
- ^ Фулон, Шарль-Луи. «Адам Райский» . Альянс Универсалис . Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ Росток 2013 , с. 214.
- ^ Перейти обратно: а б Семелин 2018 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б с Зуккотти 1999 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Зуккотти 1999 , с. 104.
- ^ Зуккотти 1999 , с. 103-104.
- ^ Зуккотти 1999 , с. 107.
- ^ Нельсон 2017 , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Познаньский 2001 , с. 353.
- ^ Перейти обратно: а б с Фишер, Марк (9 мая 1990 г.). «Евреи мира предупреждают на месте «окончательного решения» » . Вашингтон Пост . Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Зуккотти 1999 , с. 149.
- ^ Перейти обратно: а б с Гильдеа 2015 , с. 224.
- ^ Нельсон 2017 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с Черный 2007 , с. 180.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Нельсон 2017 , с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ноэль-Гительман, Тьерри. «Адам Райский» . Анонимные, праведные и преследуемые в период нацизма в коммунах Франции . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Дрейк 2015 , с. 324-326.
- ^ Перейти обратно: а б с Райский 1998 , с. 624.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Познаньский 2001 , с. 354.
- ^ Джексон 2001 , с. 368.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Жилес-Мейлак, Самуэль (15 декабря 2009 г.). «От неразрешимого спора к объединяющему компромиссу» . Бюллетень Французского исследовательского центра в Иерусалиме (20) . Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Познаньский 2004 , с. 190.
- ^ Хилл 1992 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б с д Герритс 2009 , с. 172.
- ^ Герритс 2009 , с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б Ассулин, Пьер (17 ноября 2017 г.). «Возвращение в коммунистическую семью» . Республика . Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ Нельсон 2017 , с. 269.
- ^ Перейти обратно: а б Гильдеа 2015 , с. 464.
- ^ Перейти обратно: а б с Райский 1998 , с. 628.
- ^ Перейти обратно: а б Гильдеа 2015 , с. 463.
- ^ Перейти обратно: а б Сладости 2003 , с. 370.
- ^ Райский 1998 , с. 626.
- ^ Коэн 2008 , с. 940.
- ^ Ренсманн 2010 , стр. 227.