Общество революционных республиканских женщин
![]() | Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Март 2020 г. ) |

Общество революционных и республиканских женщин ( Société des Citoyennes Républicaines Révolutionnaires , Общество революционных республиканцев ) — возглавляемая женщинами революционная организация во время Французской революции . Общество официально начало свою деятельность 10 мая 1793 года и распалось 16 сентября того же года. [ 1 ] Обществу удалось привлечь значительный интерес на национальной политической арене, выступая за гендерное равенство в революционной политике.
Фон
[ редактировать ]После начала Французской революции дискуссии о роли женщин во французском обществе усилились, что привело к появлению письма, адресованного королю Людовику XVI от 1 января 1789 года и озаглавленного « Петиция женщин во французском обществе ». ( перевод «Петиция женщин третьего сословия королю» ), заявляющая о необходимости равенства в образовательных возможностях между мужчинами и женщинами. В письме содержались требования французских женщин и содержалось требование всеобщего равенства между полами. [ 2 ]
Их движение еще больше укрепилось Женским маршем в Версале 5 октября 1789 года, требовавшим хлеба от короля Людовика XVI. [ 3 ] Хотя женщины сыграли большую роль во Французской революции, марш стал первым мероприятием, полностью состоящим из женщин. Феминистская Национальной газета Étrennes nationales des dames опубликовала статью, призывающую женщин играть активную роль в ассамблее и напоминающую им о 5 октября, когда женщины заняли свою позицию. [ 2 ]
В эти первые годы голландская феминистка Этта Палм д'Элдерс опубликовала брошюру, в которой предлагала организовать группу женских клубов по всей стране для запуска программы социального обеспечения. [ 4 ] В этой брошюре она написала:
«Не было бы полезно сформировать в каждой секции столицы патриотическое общество гражданок [ женщин-граждан]... [которые] собирались бы в каждой секции так часто, как они считали полезными для общественного блага и следуя своим собственным особые правила; каждый круг будет иметь свое собственное управление... Таким образом, он сможет эффективно контролировать врагов, укрывающихся в центре столицы, и отличать действительно бедного человека, нуждающегося в помощи своих братьев, от разбойников, называемых разбойниками. от врагов». [ 4 ]
В указанный период во Франции политические клубы состояли преимущественно из мужчин, исключая женщин из своей деятельности. Однако женщины стали более активно участвовать в политике через смешанные братские общества. По мере того как концепция женских клубов набирала обороты, ее популярность росла, особенно в провинциях. Хотя значительное количество этих клубов было посвящено поддержке мужчин в армии, были и женщины, которые выразили стремление участвовать вместе со своими коллегами-мужчинами в более активной роли. Последующие исторические исследования выявили около тридцати женских клубов, возникших в этот конкретный исторический период. [ 5 ]
Клубы самоорганизовывались, каждый из которых имел председательствующий орган, который определял правила для каждого конкретного клуба. [ 6 ] В этих клубах было от двухсот до шестисот членов, а активно посещали около шестидесяти членов. [ 6 ]
Со временем женские клубы начали расширять свою политическую сферу и включать в свои собрания другие вопросы. Вскоре стал вставать вопрос о гражданстве. Они хотели не только получить титул гражданина или citoyenne , обозначение жителя страны, но также права и обязанности, связанные с гражданством. [ 6 ] Одна женщина выступила перед Национальным собранием и сказала: [ 7 ]
«Граждане законодатели, вы дали мужчинам Конституцию; теперь они пользуются всеми правами свободных существ, но женщины очень далеки от того, чтобы разделить эту славу. Женщины ничего не значат в политической системе. Мы требуем первичных собраний и, как гласит Конституция, основано на правах человека , теперь мы требуем для себя полного осуществления этих прав».
В 1791 году активистка за права женщин Олимпия де Гуж опубликовала один из самых выдающихся документов о правах женщин того времени — Декларацию прав женщины и гражданки . Этот документ ввёл проблему прав женщин непосредственно во Французскую революцию. Он утверждал, что сексуальное равенство имело место в революции и что женщины заслуживают равных прав. [ 8 ]
Происхождение
[ редактировать ]В 1793 году якобинцы , ведущая политическая сила той эпохи, теперь объединились с санкюлотами и кордельерами , радикальным политическим клубом в Париже. Коалиция этих групп заняла крайне левую позицию, поддерживая контроль цен и, что большинство считало, безжалостные наказания против тех, кто оспаривал их взгляды. Соперничающими с ними были жирондисты , которые поддерживали свободный рынок. [ 9 ]
В феврале 1793 года группа женщин из Секции четырех наций попросила использовать зал собраний якобинцев для собственной встречи. Якобинцы отказались. Некоторые говорят, что опасались «массового женского протеста». [ 9 ] Группа женщин, которые теперь называли себя Ассамблеей женщин-республиканцев, упорствовала и получила разрешение от Братского общества патриотов обоего пола использовать их зал для собраний. [ 6 ] Основной целью этой Ассамблеи было достижение экономической стабильности. Однако у некоторых из них были более крупные устремления, и они хотели стремиться к большей политической активности.
10 мая 1793 года было образовано Общество революционных республиканских женщин. Хотя это было феминистское общество, его основной целью была защита революции. Основательницы общества, Полина Леон и Клэр Ланкомб , официально зарегистрировали «Общество революционных женщин-республиканцев» в Парижской Коммуне . [ 2 ] Историк Доминик Годино пишет: [ 6 ]
«Несколько граждан явились в секретариат муниципалитета и заявили о своем намерении собрать и сформировать общество, в которое допускаются только женщины. Общество имеет целью объективное обсуждение способов сорвать проекты врагов республики. Оно будет носить название Общества Революционной Республики и встретимся в библиотеке якобинцев на улице Сент-Оноре».
Национальное влияние
[ редактировать ]Вскоре были установлены правила и положения, и вскоре Общество стало крупным политическим игроком. В некоторых отчетах сообщается, что женщины Общества носили красные шапки свободы, чтобы обозначить свой союз с Революцией. Они начали регулярно встречаться и посещать собрания Национального собрания, которые были открыты для публики. На съезде члены галерей аплодировали выступлениям, с которыми они были согласны, и поднимали общий шум тем, с которыми не были согласны. Жирондисты устали от критики и выделили специальные галереи для сторонников жирондистов. Общество было возмущено, и на следующем собрании было принято предложение принять прямые меры для предотвращения этого. С тех пор женщины из Общества будут стоять на страже у дверей этих конкретных галерей, не допуская их входа. [ 6 ] Общество также неоднократно сотрудничало с клубом кордельеров. 19 мая они представили на Конвент совместную делегацию, требующую ужесточения законов для контрреволюционеров и лиц, подозреваемых в контрреволюционности.
Вскоре после этого произошло восстание 31 мая — 2 июня . Около 30 жирондистов были исключены из Конвента, в результате чего монтаньяры остались основной политической силой. Общество способствовало восстанию, поддерживая радикальных якобинцев Горы. Когда в конце июня была принята новая конституция горцев , Общество высоко оценило ее и Конвент, присоединившись к праздничным торжествам. [ 6 ] Они продолжали поддерживать новую политику и делегации, представленные якобинцами.
13 июля 1793 года Жан-Поль Марат , левый радикал, которым Общество восхищалось, был зарезан сочувствующей жирондистам Шарлоттой Корде , которая ненавидела радикальную левую газету Марата « L'Ami du peuple» . [ 10 ] Во время похорон Марата женщины Общества несли ванну, в которой он был убит, и забрасывали его тело цветами. [ 6 ] 24 июля Общество поклялось воздвигнуть обелиск в память о его наследии, который был установлен 18 августа. [ 6 ] Общество оставалось политически бездействующим с момента смерти Марата до дня завершения строительства обелиска. После этого они пообещали сосредоточиться на вопросах национальной безопасности. [ 6 ]
Общество вскоре начало отходить от якобинцев к Enrages , политической группе, возглавляемой Жаком Ру , Жаном Варле и Теопилем Леклерком , которая поддерживала строгий экономический контроль и жесткую национальную безопасность. [ 9 ] Общество начало чувствовать, что Монтаньяры недостаточно учитывали радикальные требования левых Enrages.
В сентябре Общество провело кампанию по многочисленным петициям, помогая принять большую часть законов в течение месяца. Пьер Руссель сообщил, что слышал на заседании Общества предложение «представить Конвенту призыв к изданию декрета, обязывающего женщин носить национальную кокарду ». [ 11 ] Эта петиция стала очень влиятельной в истории Общества. 21 сентября, согласно требованиям Общества, Национальный съезд объявил, что все женщины должны носить трехцветную кокарду революции. Многие женщины возненавидели этот указ и отказались носить кокарду. Женщины рынка уже начали выступать против Общества и, среди прочего, выступали против взглядов Общества на контроль над ценами. [ 9 ]
Растворение
[ редактировать ]16 сентября 1793 года стало началом конца Общества. Клэр Лакомб, тогдашний президент Общества, была публично обвинена якобинцами в Комитете общей безопасности , который обвинил ее в «контрреволюционных заявлениях», а также в сотрудничестве и помощи «печально известному контрреволюционеру, Разгневанному Леклерку». [ 6 ] Лакомба ненадолго задержали, затем освободили, но семя недоверия было посеяно. Общество неустанно пыталось продолжать подавать петиции в Конвент, но большинство вопросов, которыми оно занималось, считались более тривиальными и менее радикальными, чем их предыдущие кампании.
Примерно в то же время женщины, особенно торговцы, начали уставать от женщин, носящих кокарды и красные чепцы свободы. На улицах началось насилие между теми женщинами, которые поддерживали кокарды, особенно Общество революционных республиканских женщин, и теми, кто этого не делал. Торговки пришли на Конвент со своими проблемами и потребовали упразднить Общество. 30 октября 1793 года Национальное собрание постановило, что «клубы и популярные женские общества любого вероисповедания запрещены». [ 6 ] Общество революционных женщин-республиканцев было официально распущено, несмотря на многочисленные протесты ведущих деятелей клуба. Историк Олуэн Хафтон пишет: [ 12 ]
« Сан-кюлот , — сказал Шометт, когда он распускал женские клубы в октябре 1793 года, — [что он] имел право ожидать от своей жены, что она [заботится] о ведении своего дома, пока он посещает политические собрания: ее заботой была забота о семья: это был полный объем ее гражданских обязанностей».
Организация и регулирование клуба
[ редактировать ]Общество революционных женщин-республиканцев имело очень организованную систему управления. В состав председательствующих вошли:
- Президент клуба - избирается сроком на один месяц.
- Вице-президент клуба - избирается сроком на один месяц.
- Четыре секретаря - избираются сроком на один месяц.
- Казначей клуба - избирается сроком на три месяца.
- Два помощника казначея - избираются на три месяца одновременно.
- Один архивариус - избирается сроком на три месяца.
- Один помощник архивариуса - избирается сроком на три месяца.
- Два наблюдателя - избираются сроком на один месяц.
В Обществе было три комитета: Административный комитет, Комитет помощи и Комитет по переписке. [ 13 ] В каждом из этих комитетов было по двенадцать избранных членов. Все голосование внутри Общества проводилось поименным голосованием.
В самом Обществе насчитывалось около ста семидесяти членов, из которых около ста регулярно посещали собрания. [ 6 ] Чтобы стать членом, нужно было «быть представленным членом и поддержанным еще двумя членами», и она должна была принести клятву «жить за Республику или умереть за нее». [ 14 ] Также существовал минимальный возраст — восемнадцать, но женщинам разрешалось брать с собой детей.
Выдающиеся члены
[ редактировать ]- Полин Леон , соучредитель и президент
- Клэр Лакомб , соучредитель
- Анн Фелисите Коломб , радикальный издатель
- Констанция Эврар, повар, соратница Полины Леон, удостоенная Парижской революции за предложение присоединиться к «батальону тираноубийц». [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леви, Дарлин Гей; Эпплуайт, Харриет Брэнсон; Джонсон, Мэри Дарем (1979). Женщины в революционном Париже 1789-1795 гг . Урбана: Университет Иллинойса. п. 149. ИСБН 0-252-00855-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мельцер, Сара Э. и Лесли В. Рабин. Дочери-бунтовщики: женщины и Французская революция. Нью-Йорк: Оксфордский университет, 1992. Печать.
- ^ Женщины и Французская революция . Солнце для женщин, 2003. Интернет. 24 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б от Элдерса, Этты Пальм, Письмо подруги истины, Этты Пальм, рожденной от Элдерса, голландки, о действиях внешних и внутренних врагов Франции; за которым следует обращение ко всем патриотически настроенным гражданам и предложение, которое должно быть предложено им в Национальное собрание, зачитанное на Федеративном собрании друзей истины 23 марта 1791 года (np, nd), в Исторической библиотеке города Париж, 12, 807, том. 1, нет. 15, с. 16-31. Встречается: Леви, Дарлин Гей, Харриет Брэнсон Эпплуайт и Мэри Дарем Джонсон. Женщины в революционном Париже 1789-1795 гг. Соединенные Штаты Америки: Издательство Университета Иллинойса, 1979. Печать.
- ^ Мельцер, Сара Э. и Лесли В. Рабин. Дочери-бунтовщики: женщины и Французская революция . Нью-Йорк: Oxford UP, 1992. Печать.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Годино, Доминик: Перевод Кэтрин Стрейп. Женщины Парижа и их Французская революция. Соединенные Штаты Америки: Издательство Калифорнийского университета, 1998. Печать.
- ^ Скотт, Джоан Уоллах. «Французские феминистки и права «человека»: декларации Олимпии де Гуж». Мастерская истории 28 (1989): 1-21. ДЖСТОР. Веб. 21 ноября 2009 г.
- ^ Хойер, Дженнифер Нгейр. «Гендер и права женщин». Французская революция, Энциклопедия прав человека. Оксфордский справочник, 2009. Интернет. 24 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Леви, Дарлин Гей, Гарриет Брэнсон Эпплуайт и Мэри Дарем Джонсон. Женщины в революционном Париже 1789-1795 гг. Соединенные Штаты Америки: Издательство Университета Иллинойса, 1979. Печать.
- ^ Земмер, Бет. Рабочий мир . Worker's World, 18 июля 2002 г. Интернет. 21 ноября 2009 г.
- ^ Руссель, Пьер Жозеф Алексис, Замок Тюильри, 2 тома. (Париж: Легуж, 1802), т. 2, стр. 34–46. Встречается: Леви, Дарлин Гей, Харриет Брэнсон Эпплуайт и Мэри Дарем Джонсон. Женщины в революционном Париже 1789-1795 гг. Соединенные Штаты Америки: Издательство Университета Иллинойса, 1979. Печать.
- ^ Хафтон, Олуэн. «Женщины в революции 1789-1796 гг.». Прошлое и настоящее 53 (1971): 90–108. ДЖСТОР. Веб. 21 ноября 2009 г.
- ^ Старк, Николас. Политические партии Французской революции. Wordpress.com. Веб. 20 ноября 2009 г.
- ^ Положение Общества революционных граждан-республиканцев Парижа (np, nd), в Bibliothèque historique de la Ville de Paris, 958939. Найдено у: Леви, Дарлин Гей, Харриет Брэнсон Эпплуайт и Мэри Дарем Джонсон. Женщины в революционном Париже 1789-1795 гг. Соединенные Штаты Америки: Издательство Университета Иллинойса, 1979. Печать.
- ^ Доминик Годино: Женщины Парижа и их Французская революция