Шарль-Микеланджело Шалле
Шарль-Мишель-Анж Шаль (родился в Париже 13 февраля 1718 г.; умер 8 января 1778 г.) был художником, рисовальщиком и французским архитектором.
Учившись у Буше и Ле Мойна , он был одним из самых уважаемых художников своего времени и пользовался огромным успехом по всей Европе. Его архитектурные рисунки в стиле Пиранези способствовали его назначению в 1764 году чертежником Палаты и Кабинета короля, по поручению которого он создал множество эфемерных архитектур для вечеринок и великих королевских похорон.
Он сыграл ключевую роль в переходе от рококо к классическому стилям и внес один из существенных вкладов в создание эстетики, известной как стиль Людовика XVI.
Первые годы (1718 – 1742)
[ редактировать ]Шарль-Мишель-Анж Шаль родился в Париже в скромной семье 18 марта 1718 года. Сначала он изучал архитектуру у доминиканского монаха брата Андре, а затем поступил в мастерскую Франсуа Лемуана , находившегося тогда на пике своей славы. После самоубийства последнего в 1731 году он стал учеником Франсуа Буше , другом которого он стал и чья техника оказала на него длительное влияние.
В 1738 году он впервые баллотировался на Римскую премию и занял второе место. Он снова будет кандидатом в 1740 и 1741 годах, когда он получит главный приз за свое « Исцеление товитом» . Среди членов жюри Николя де Ларжильер и Шарль ван Лоо . Его брат Саймон в том же году получил вторую премию в области скульптуры.
Римские годы (1742 – 1749)
[ редактировать ]Он прибыл в Рим 3 ноября 1742 года в качестве резидента Французской академии в Риме . Под руководством Жана-Франсуа де Труа он сделал копии Рафаэля Станца в Ватикане, чтобы отправить их Гобеленам в качестве коробок для гобеленов. Шалле скопировал, в частности, «Встречу Льва I Великого и Аттилы» . Он воспользовался своим пребыванием для путешествия по Италии, откуда привез ряд архитектурных рисунков и пейзажей.
В Кампании он посещает Геркуланум и отправляется в кратер Везувия, действовавшего в то время, о чем он сообщит в научном трактате.
В составе Римской академии он также играет ведущую роль в разработке праздничных украшений, или фарандолов, в контексте карнавала 1748 года и привлечен к сотрудничеству с архитекторами Луи-Жозефом Ле Лорреном , Эннемоном-Александром Петито. и Шарль-Луи Клериссо, который укрепит свой неоклассический путь. Успех этих инициатив сыграет значительную роль в его назначении на пост главы Menus Plaisirs несколько лет спустя.
Он остается в Риме семь лет, тогда как обычная продолжительность пребывания не должна превышать трех лет.
Но именно рисунками памятников в стиле Пиранези этот период ознаменует творчество Шалле. Хорошо известно влияние великого рисовальщика на Академию Франции, расположенную рядом с мастерской, где были гравированы его работы. На протяжении всей своей карьеры Шалле создаст большое количество высококачественных рисунков в стиле Пиранези и будет работать над французским переводом своих теоретических работ.
Он проектирует храмы, триумфальные арки, монументальные скульптурные группы и мосты, для чего использует ряд монументальных мотивов: колонны, погребальные урны, обелиски.
Великие годы (1749 – 1764)
[ редактировать ]Вернувшись в Париж в 1749 году, он пользуется огромным успехом и становится одним из самых выдающихся живописцев. В 1752 году он становится аккредитованным членом Королевской академии живописи и становится ее членом два года спустя. В 1758 году он назначается перспективным профессором вместо Себастьяна Леклера. Его приемная часть в Академии Союза художников живописи и скульптуры рисунка . [ 1 ] украшает потолок конференц-зала.
Плодовитый художник, он создал множество произведений, демонстрирующих влияние Франсуа Буше и Николя де Троя ( «Множественные заклинания» , «Коронованный пастырь» ), которые пользовались значительным успехом во Франции, а также в Пруссии, во всех немецких государствах, Англии и России. Многие европейские суды безуспешно приглашали его. Лучшие его произведения были гравированы ( «Юпитер и Леда» , гравюра в 1761 году Жана-Батиста Тийара).
Он выставлялся в Салоне 1753 года и будет продолжать участвовать в последующие годы вместе с Жаном Симеоном Шарденом , Этьеном Жора , Жаном-Марком Натье , Жаном Рестаутом , Луи Током , Луи-Мишелем и Шарлем ван Лоо . Он выставлял религиозные картины ( «Святой Себастьян» , «Страшный суд» , «Вознесение» ), исторические картины ( «Лукреция и Брут» , «Смерть Клеопатры» ) и портреты ( Миньо, скульптор короля ).
Но его работа в Салоне заслужила в 1763 году яростную критику Дидро после некоторой похвалы его книге «Сократ на грани питья болиголова» в 1761 году:
«Он похож на написанный сто лет назад; но по манере он гораздо старше, чем по цвету. Похоже, это копия с какого-то древнего барельефа. Здесь царит простота, спокойствие, особенно в главной фигуре. , что едва ли относится к нашему времени». [ 2 ]
Его «Спящая Венера» очень ценится, особенно при дворе:
«Именно по поводу этой картины Людовик XV спросил одну придворную даму, известную своим вкусом в искусстве, что она думает о Салоне, она ответила, что помнит только Венеру из Шалле». [ 3 ]
В 1765 году он представил монументальную картину « Въезд Гектора в Парижский дворец» , которая принесла ему единодушные отрицательные отзывы и отговорила его от выставок в последующие годы.
Тем не менее, он продолжал пользоваться большим спросом и стал одним из самых дорогих художников своего времени. Он украсил множество церквей (Оратория Лувра, монастырь Фельян, Сен-Ипполит и Сен-Рош в Париже) и особняков (гостиницы Палатина Литвы, Суайкура, Мальты, герцога Праслена, герцога Эгиийона).
Чертежник Королевской палаты и кабинета (1764–1778).
[ редактировать ]После смерти скульптора и орнаманиста Рене Мишеля Слодзя в 1764 году королевским указом от 23 февраля 1765 года он был назначен рисовальщиком палаты и кабинета короля. Эту должность он получил благодаря поддержке герцога д' Омон конкурирует с другими блестящими кандидатами (де Вайи, Боке, Жеро). Тогда это обвинение важно для суда:
«Машинист, составитель театральных костюмов и балетных костюмов, организатор похорон, ремесленник, декоратор, словом, человек общего вкуса и легкой элегантности, таков был рисовальщик кабинета его величества». [ 4 ]
В первые годы он будет особенно известен благодаря эфемерной архитектуре, которую он создает для великих похорон в то время, когда вкусы переходят к неоклассицизму «по-греческому пути». Так он задумал памятники младенцу Филиппу де Бурбону , герцогу Пармскому, Луи-Фердинанду , дофину Франции, Станиславу Лещинскому , королю Польши, Елизавете Фарнезе , королеве Испании, дофине Марии Жозефе Саксонской , королева Франции , Карл-Эммануил III Савойский и, наконец, сам король Людовик XV . Лейбл на данный момент действительно хочет таких великих похорон
«Подтвердить разработку риторики, которая пытается составить своего рода образный панегирик, который также подчиняется точной географии» [ 5 ]
Они представляют собой графический аналог надгробной речи. Королевский рисовальщик также создает декорации для других королевских церемоний: выходов, свадеб, судов, вечеринок и развлечений. В 1770 году он создает эфемерное украшение свадьбы дофина, будущего Людовика XVI и Марии-Антуанетты в Версале и Оранжерее с помощью Моро Младшего, который станет его преемником:
«Этот дворец Солнца, возвышающийся на одном конце канала, воды которого отражали потоки света, запомнится надолго. Эти рощи и огненные гряды, бассейны, где, казалось, смешались две стихии, разнообразие развлечений и шоу раздаются по всему парку, чтобы разделить толпу». [ 3 ]
Он первый, кто гравировал свои рисунки, что позволяет нам сегодня заново открыть для себя эту менее известную часть французского искусства семнадцатого века, поскольку все достижения Меню Плезира были демонтированы после использования.
Последние годы
[ редактировать ]В ноябре 1770 года стареющий Шаль был назван кавалером ордена Сен-Мишель и возведен в дворянство. Он удостоен почестей и получен в Академии наук и изящных искусств Лиона.
В 1762 году он женился на Мадлен-Софи Наттье, младшей дочери Жана-Марка Наттье , от которой у него не было детей.
В последние годы своей жизни он работал над проектом расширения города Марсель, который сначала был одобрен Тюрго , военно-морским министром, но затем был оставлен. Его ухудшающееся здоровье не позволило ему активно участвовать в декорировании коронации Людовика XVI в Реймсе в июне 1775 года, которым будет руководить его помощник Моро ле Жен. Он умер 8 января 1778 года от сильной лихорадки в возрасте 59 лет.
Помимо своих живописных и гравированных работ, он оставляет множество книг, пьес в стихах, драматических произведений, рассказов о путешествиях и переводов Пиранези , не говоря уже о своем научном эссе о Везувии, но ни одно из них не было опубликовано под его именем, и трудно проследить его псевдонимы. .
Работает
[ редактировать ]-
Христос и центурион, 1758 г., церковь Сен-Рош, Париж.
-
Юпитер и Леда, частное собрание, Нью-Йорк.
-
Еда в Эммаусе, 1754–1759 гг., Национальный музей изящных искусств Квебека.
-
Интерьер церкви, Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна, Нью-Йорк
-
Архитектурная фантазия, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
-
Архитектурное каприччио, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
-
Архитектурная фантазия, Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна, Нью-Йорк
Картины
[ редактировать ]- Исцеление Тобиаса , 1741, Парижская школа изящных искусств.
- Венера и любовь , 1752, 98 х 150 см, Лувр , Париж . [ 6 ]
- Даная , 1752, 97 х 152 см, Лувр , Париж [ 7 ]
- Юпитер и Леда , частное собрание, Нью-Йорк. [ 8 ]
- Трапеза в Эммаусе, 1754–1759, 117 х 126 см, Национальный музей изящных искусств Квебека.
- Воскресение, 1754–1758, 253 х 364 см, Национальный музей изящных искусств Квебека.
- Христос и сотник , 1758 год, церковь Сен-Рош , Париж.
- Гений, объединяющий живопись и скульптуру , 1753 год, Замок Фонтенбло.
- Религия, приглашающая к своим святым тайнам , церковь Сен-Медар , Париж.
- Смерть Дидоны , украшение потолка академии.
- Смерть Геракла , Салон 1763 года.
- Обручение Богородицы , церковь Сен-Бруно , Лион . [ 9 ]
- Людовик XV, прославленный живописью и скульптурой , потолок небольшого салона Людовика XV, Замок Фонтенбло
- Внутренний вид Колизея , подготовительный чертеж, Музей Маньен , Дижон
- Вид на подземелье Колизея , подготовительный рисунок, Музей Маньен , Дижон
Гравюры из Шалле
[ редактировать ]- Юпитер и Леда , гравюра Жана-Батиста Тильяра, Музей Тайлера , Харлем [ 10 ]
- Смерть Клеопатры , 1770-1778, гравюра Жана-Батиста Мишеля, Национальная библиотека Португалии , Лиссабон
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ В замке Фонтенбло.
- ^ Дидро, Дени (1875–77). Полное собрание сочинений, т. е. полное собрание сочинений. X, XI и XII . Гарнье.
- ^ Перейти обратно: а б Лакруа, Поль (октябрь 1860 г.). «Шалле, художник». Универсальный обзор искусств .
- ^ де Шенневьер, Анри (1 мая 1882 г.). «Мишель-Анж Шаль, дизайнер королевского кабинета, документы взяты из неопубликованного журнала». Газета изящных искусств .
- ^ Кондамин, Ромен (2014). «Между функциональным наследием и декоративным обновлением. Похоронные распорядители Мишеля-Анжа Шаля во второй половине XVIII века» . Европа Модерна .
- ^ Старая верхняя часть двери с завитками, подаренная в 2013 году Кристианом и Натали Волле через Общество друзей Лувра .
- ^ Старая верхняя часть двери с завитками, подарок Марии-Катрины Сахю в 2013 году через Общество друзей Лувра.
- ^ Джордан, Марк-Х. Словарь искусства . Издательство Оксфордского университета. стр. Том 6, стр. 401. ISBN. 0195170687 .
- ^ «Биографии артистов Сен-Бруно» . Архивировано из оригинала 15 мая 2013 г. Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ «Леда и Юпитер в форме лебедя (также известный как Юпитер и Леда)» (на голландском языке).
Библиография
[ редактировать ]- Словарь Бенезита
- Ричард П. Вундер, «Шарль Мишель Анж Шалль, исследование его жизни и творчества», в журнале «Аполлон», январь 1968 г.
- Мари-Катрин Сахю, «Две картины Шарля-Мишеля-Анжа Шаля, предназначенные для мебельных комнат 17-го века», в Bulletin de la Société des Amis du Louvre , декабрь 2013 г.
- Общий словарь художника, К.Г. Саур ISBN 3598227450 , Мюнхен/Лейпциг, KG Saur Verlag, 1992.
- Journal de Paris, номер 154, 3 июня 1778 года.