Джеймс Морисон (евангелист)
Джеймс Морисон (1816–1893) был шотландским священнослужителем, ставшим основателем Шотландского евангелического союза , также известного как морисонианство .
Жизнь
[ редактировать ]Морисон родился в Батгейте , Линлитгоушир , 14 февраля 1816 года. Он был сыном Роберта Морисона, служителя Объединенной сепаратистской церкви . Джеймс Морисон получил образование в Эдинбургском университете , где привлек внимание Джона Уилсона («Кристофер Норт»). В 1834 году Морисон начал обучение служению в Эдинбурге в богословском зале Объединенной сецессионской церкви под руководством Джона Брауна, Д.Д. (1784–1858). [ 1 ]
После получения лицензии (1839 г.) Морисон проповедовал в качестве стажера в Кабрахе в Банфшире и других местах Северной Шотландии . Его интерес к нынешнему движению евангелического возрождения побудил его изучить доктрину искупления; он придерживался точки зрения (редкой среди кальвинистов), что Иисус Христос искупил не только избранных, но и все человечество.
Морисон проповедовал в Нэрне , Тейне и Форресе в Шотландии и в Леруике на Шетландских островах . Он объяснил свою философию в трактате 1840 года под названием «Вопрос: «Что мне делать, чтобы спастись?» ответили Филантропы». [ 1 ]
Также в 1840 году Морисону позвонили в Объединенную сецессионскую церковь на Клеркс-лейн, Килмарнок . 29 сентября, в день его рукоположения пресвитерией Килмарнока , два члена, возражавшие против взглядов Морисона, остановили разбирательство. Однако Морисон был рукоположен после того, как объяснил членам, что он не обладает «всеобщим спасением». Более того, он пообещал запретить свой трактат. Однако Морисон разрешил переиздание своего оскорбительного трактата Томасу Уильяму Бакстеру Эвелингу , священнику конгрегации в Лондоне. Издания этого переиздания были выпущены без разрешения Морисона в Данфермлине и Килмарноке.
Когда пресвитерия Килмарнока узнала о печати трактата, 9 марта 1841 года они отстранили Морисона от служения. Он обратился в синод , верховный суд своей церкви. Хотя дело Морисона защищал Браун, его наставник, отстранение было подтверждено (11 июня) по предложению Хью Хью, DD.
Морисон отказался признать решение синода; его с энтузиазмом поддержала его община, к которой за два года он прибавил 578 членов. Его отец, разделявший его взгляды, был отстранен от должности в мае 1842 года; а в мае 1843 года были отстранены Александр Гамминг Резерфорд из Фолкерка и Джон Гатри из Кендала. [ 1 ]
Четыре отстраненных министра вместе с девятью мирянами на встрече в Килмарноке (16–18 мая 1843 г.) сформировали Евангелический союз . Они опубликовали заявление о принципах, демонстрируя рост общественного мнения, поскольку теперь они отказались от кальвинистской доктрины избрания. Их движение было подкреплено изгнанием (1 мая 1844 г.) девяти студентов из теологической академии конгрегационалистов в Глазго под руководством Ральфа Уордлоу Д.Д.; и отказом (1845 г.) девяти конгрегационалистских церквей, придерживающихся аналогичных взглядов. Из «церкви помощи» в 1844 году к движению присоединился Джон Гамильтон из Лаудера; как и Уильям Скотт в июне 1845 года, когда его исключили из школы Свободного Святого Марка в Глазго. Не все, кто таким образом присоединился к взглядам Морисона и поэтому были известны как морисонианцы, стали членами евангелического союза, но они сотрудничали с ним и помогали в поддержании теологической академии, основанной в 1843 году Морисоном, который возглавлял кафедрой экзегетического богословия и оставался руководителем до своей смерти. [ 1 ]
Евангелический союз не принял единой системы церковного управления. Союз был консультативным органом, а не судебным органом, и в него входили общины как пресвитерианского, так и конгрегационного порядка, воспроизводя таким образом политику «счастливого союза», зародившуюся в Лондоне в 1690 году, но улучшая ее за счет приема делегатов-мирян. . [ 1 ]
В 1851 году Морисон уехал из Килмарнока в Глазго, где в 1853 году для него была построена церковь на Норт-Дандас-стрит. В 1855 году его здоровье временно пошатнулось; с 1858 года ему помогал ряд коллег. Он получил степень доктора медицины в 1862 году в Университете Адриана в Мичигане, а в 1883 году — в Университете Глазго . В 1884 году он оставил активную пастырскую деятельность.
Публичные презентации ему были сделаны в 1864 году и в 1889 году по случаю его министерского юбилея. В апреле 1890 года в пресвитерии Пейсли Объединенной пресвитерианской церкви (в которую в 1847 году была включена Объединенная сецессионная церковь) была предпринята безуспешная попытка отменить приговор 1841 года; но в июле 1893 года Морисон получил приветственный адрес, подписанный более чем 1900 мирянами Объединенной пресвитерианской церкви. [ 1 ]
Он умер 13 ноября 1893 года в своей резиденции во Флорентийском банке, Хиллхед, Глазго, и был похоронен 16 ноября в некрополе Глазго . [ 1 ] Могила находится к востоку от вершины.
Теология
[ редактировать ]Джеймс Морисон принял правительственную теорию искупления [ 2 ] и, во-первых, теория гипотетического искупления, форма амиральдизма . [ 3 ] После 1843 года Морисон изменил свои взгляды на арминианскую позицию. [ 4 ] Он был первым, кто популяризировал арминианство в Шотландии. [ 5 ]
Семья
[ редактировать ]Сначала он женился в 1841 году на Маргарет Дик (1815–1875), дочери Томаса Дика из Эдинбурга, от которой у него было трое детей, старшей из которых была Марджори, женатая на Джордже Гладстоне (его помощнике с 1876 года, а затем преемнике); его старший сын Роберт умер от закупорки легких в 1873 году по пути в Австралию. Во-вторых, в 1877 году он женился на Маргарет Отон из Престона, которая его пережила. Его портрет, написанный Робертом Гиббом из ЮАР , был подарен ему в 1889 году. [ 1 ]
Оценка
[ редактировать ]Морисон был человеком настоящей интеллектуальной силы и большой мягкости характера. Вероятно, из всех шотландских сектантов он был наименее сектантским. Его личное влияние и влияние его сочинений простирались далеко за пределы сообщества, которое он возглавлял, и, тем не менее, эффективно, поскольку стабильно и тихо, во многом способствовали расширению кругозора шотландского богословия. Всегда прилежный ученик, он особенно хорошо освоил пояснительную литературу Нового Завета; и его неизменная репутация как писателя будет зависеть от его собственных комментариев, которые достойны восхищения как компактным изложением плодов «обширных знаний», так и проницательным суждением его собственной экзегезы. «Евангелический союз», который был назван «успешным экспериментом по ереси», в настоящее время насчитывает от девяноста до ста церквей, придерживающихся четко выраженных линий евангелических взглядов, заложенных его основателем. Первоначальная церковь Морисона была перенесена с Клеркс-лейн на Уинтон-плейс, Килмарнок, в 1860 году; старое здание было продано несогласному меньшинству, которое покинуло «евангелический союз» в 1885 году. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]- «Вопрос: «Что мне делать?» ' и т. д., 1840 г.; более позднее издание под названием «Путь спасения», 1843 г., и «Безопасно для вечности» [1868 г.].
- «Не совсем христианин» и т. д., 1840 г., часто переиздается.
- «Природа искупления» и т. д., 1841 г., часто переиздаваемая.
- «Степень искупления» и т. д., 1841 г., часто переиздается.
- «Спасение веры» и т. д., 1844 г., перепечатано.
- «Евангельский алфавит» и т. д., 1845 г.
- «Декларация: «Я не молюсь за мир» и т. д., 1845 г., переиздана.
- «Евангельский катехизис» и т. д., 1846 г., перепечатано.
- «Последователи... Тимофея» и т. д., 1847 (?).
- «Изложение девятой главы послания Павла к римлянам » и т. д., 1849 г.; новое издание, переписанное с добавлением десятой главы, 1888 г.
- «В чем евангелические юнионисты не ошибаются» и т. д., 1849 г.
- «Доказательство универсальности искупления» и т. д., 1861 г. (ответ на «Искупление» Роберта Смита Кэндлиша ).
- «Библейская помощь на пути к святости» и т. д., 1861 г.
- «Апология... евангельских доктрин» и т. д., 1862 г.
- «Вопросы о Кратком катехизисе» и т. д., 1862 г.
- «Критическое изложение третьей главы послания Павла к римлянам » и т. д., 1866 г.
- «Практический комментарий к... Св. Матфею» и т. д., 1870 г.
- «Практический комментарий к... Св. Марку» и т. д., 1873 г.
- «Изложение и гомилетика Руфи» и т. д., 1880 г. (в « Комментарии к кафедре »)
- 'Св. Учение Павла об освящении» и т. д., 1886 г.
- «Снопы служения; Проповеди и толкования» и т. д., 1890 г. [ 1 ]
С 1854 по 1867 год он редактировал и вносил большой вклад в ежеквартальный журнал «Евангелический репозиторий». [ 1 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Гордон 1894 г.
- ^ Кирш 1939 , с. 103.
- ^ Кирш 1939 , с. 66.
- ^ Кирш 1939 , с. 64. После 1843 г. Морисон придерживался позиции ремонстрантов или арминиан.
- ^ Кирш 1939 , с. 1. [...] но, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что с Джеймсом Морисоном арминианство впервые вторглось в Шотландию, поскольку он, безусловно, был первым, кто популяризировал его в этой стране.
Источники
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гордон, Александр (1894). « Морисон, Джеймс (1816–1893) ». В Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 39. Лондон: Смит, Элдер и Ко.
- Кирш, Чарльз Э. (1939). Богословие Джеймса Морисона с особым упором на его теории искупления (PDF) (докторская диссертация). Эдинбург: Эдинбургский университет.